Problems of the current development of the system distributed situation centers
Table of contents
Share
QR
Metrics
Problems of the current development of the system distributed situation centers
Annotation
PII
S265838870031788-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Petr Grigorev 
Affiliation:
State Academic University for the Humanities
CEMI RAS
Abstract

In the last 10 years, tremendous work has been carried out on practical implementation in the field of public administration. There are already hundreds of such structures, but for high efficiency of planning and management, the system of distributed situation centers must act as a single organism. The article deals with the main problems that stand in the way of building a system of situational centers.

Keywords
situational center, situational management, modeling, education, science, IT, software, forecasting
Received
25.08.2024
Date of publication
26.08.2024
Number of purchasers
4
Views
80
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 В последние годы в области развития ситуационного управления складывается оптимистичная тенденция перехода от представлений о ситуационном центре (СЦ) как о технически оснащенном командном пункте к пониманию СЦ как серьезного когнитивного управленческого инструмента и связующего моста между теоретической наукой, практическими разработками в области экономического моделирования и средой принятия решений.
2 Возникли такие понятия как когнитивные центры, центры компетенций [2], интеллектуальные организации, базирующиеся на интеллектуальных системах [8], много говорилось об использовании технологий облачных вычислений, искусственного интеллекта, цифровых двойников.
3 Темпы создания СЦ как одного из важнейших шагов, реализуемых в ходе государственных задач в области цифровизации экономики, действительно внушают оптимизм. В работе [5] автором приведены данные по развитию СЦ для управления регионами в СЗФО по состоянию на 2019 г. К настоящему моменту, судя по отчетам, в частности, участников XIII конференции «Ситуационные центры: фокус кросс-отраслевых интересов» (Москва, 8–9 февраля 2024 г.), такую картину готовности СЦ к работе можно наблюдать в большинстве регионов России.
4 Вместе с тем важнейшей задачей было определено развитие Сети распределенных ситуационных центров в целом, что является характеристикой, имеющей во многом качественное выражение. Безусловно, количественный учет провести также возможно, однако в отчетах и в исследовательских работах, докладах на конференциях вопросам и, что самое важное, результатам именно взаимодействия уделяется мало внимания.
5

Если обратиться к данным, полученным в ходе опросов, проводившихся на ежегодных конференциях «Ситуационные центры: фокус кросс-отраслевых интересов» в 2022–2024 гг., то картина выглядит следующим образом:

 

Таблица 1Организации-участники конференций.

Год Тип организации
  Госучреждение Предприятие IT-компания вуз Наука Прочее
2022 50 20 12 4 5 9
2024 49 16 16 5 8 6

Источник данных: составлено автором на основе данных из источников [1] и [7].

6 Несмотря на то, что можно отметить хоть и небольшое, но все же нашедшее отражение в опросе повышение интереса представителей сферы науки и образования к современному ситуационному управлению, доля соответствующих организаций-участниц остается крайне незначительной. Отчасти данная диспропорция объяснима тем, что Указ Президента РФ № 648 от 13 июля 2013 г. «О формировании системы распределенных ситуационных центров» касался органов государственной власти на различных уровнях, а ряд образовательных и научных учреждений проявил интерес к такого рода проблематике в силу ее новизны и перспективности.
7

Однако исследователями проблематики развития СЦ неоднократно отмечалась нехватка научного потенциала и квалифицированных кадров. Руководством административных органов управления основная ставка, что очевидно, делается на своих сотрудников, подтвердивших свою квалификацию в профессиональной сфере. При решении задач развития СЦ и информационного взаимодействия и анализа возникает две существенные проблемы:

 

- «факультативность» задач по обеспечению деятельности СЦ по отношению к основным задачам сотрудника администрации;

 

- профиль образования большинства сотрудников не охватывает весь спектр требований, выдвигаемых задачами развития современного СЦ.

8

О существенной недостаточности связей между СЦ, которые и определяют саму суть СРСЦ, говорят результаты вышеназванного опроса:

 

Таблица 2Взаимодействие между СЦ.

Год В рамках СРСЦ Горизонтальные связи внутри региона Вертикальные связи внутри отрасли Прочее Отсутствует
2022 16 8 13 16 49
2024 11 11 9 24 45

Источник данных: составлено автором на основе данных из источников [1] и [7].

9 Лишь 16 и 11 (небольшое снижение может быть обусловлено присутствием или отсутствием конкретных делегатов, участвовавших в опросе) опрошенных указали на работу в системе СРСЦ, а почти в половине случаев наблюдается широко распространенная картина – СЦ существует как «вещь в себе», совершенно независимо. Очевидно, что в подобной ситуации ни о решении оперативных, ни о решении стратегических задач говорить не приходится.
10

Следствием этих сложностей становится степень удовлетворенности работой СЦ: меньшая часто респондентов полностью либо частично удовлетворена его работой (и это если не рассматривать субъективность мнения отвечавших на вопрос):


Таблица 3Степень удовлетворенности деятельностью СЦ.

Год Полностью удовлетворен Скорее удовлетворен Скорее не удовлетворен Полностью не удовлетворен Затрудняюсь ответить
2022 17 27 20 6 30
2024 12 28 22 5 30

Источник данных: составлено автором на основе данных из источников [1] и [7].

11 В целом дать точную оценку уровню развития СРСЦ довольно сложно. С одной стороны, центров становится все больше, производятся масштабные работы по оснащению СЦ необходимым оборудованием и ПО, с другой – связи между центрами выглядят хаотичными и спорадическими, обмен мнениями между руководителями СЦ осуществляется регулярно, но редко, в рамках немногочисленных конференций. Такая разобщенность в деятельности в рамках СРСЦ, которая согласно государственному планированию должна функционировать как единый организм, приводит к отсутствию ощутимых результатов работы и отсутствию удовлетворенности руководителей и участников проектов по развитию СЦ.
12 Решением данных проблем видится существенная активизация образовательного и научного сектора в СРСЦ. Когнитивный потенциал [3], накопленный за долгие годы деятельности научно-исследовательскими организациями, включает в себя в том числе и разработки на наиболее популярную на данный момент тематику – искусственный, а также гибридный интеллект (augmented intelligence) [6], и кадровый потенциал, предоставляемый ведущими вузами России, должны обеспечить синергетический эффект насыщенности СРСЦ экспертами высокой квалификации в самых разных областях науки и техники и одновременно образовать необходимые устойчивые связи сначала между государственным управлением и собой, а затем их станет возможным проецировать на СЦ всех уровней и сфер применения.
13 Ещё одним существенным недостатком современных СЦ специалисты называют чрезмерную приверженность создателей центров к медийно-презентационной составляющей [4]. Это может вызвать недоверие лиц, принимающих решения, к получаемой информации, так как за современными визуальными эффектами зачастую не раскрывается и не просматривается механизм получения и анализа поступивших данных. Нам представляется, что увлеченность в первую очередь подобного рода технологиями проистекает из контактов исключительно с работниками IT-индустрии, предлагающими готовые авторские решения и целые программно-аппаратные комплексы «под ключ».
14 Не отрицая огромного вклада IT-компаний в развитие СЦ в России и высоко оценивая их усилия и опыт, заметим, что программное обеспечение общего назначения (платформа/операционная система, среда визуального представления, средства для простейших расчетов) не могут удовлетворить всех запросов, возникающих при качественном управлении предприятием, отраслью, административным субъектом. Рыночная конкуренция между однотипными продуктами способствует повышению их качества, но никоим образом не решает проблем системности подхода к выбору ПО и соответствия ПО единым регламентным требованиям.
15

Если обратиться к статистике по вопросу о состоянии и динамике рынка IT-решений для СЦ, то обнаруживается много отзывов о нехватке продуктов отдельных категорий. Есть основания утверждать, что участники опроса отметили именно нехватку специфического ПО для решения конкретных управленческих задач. Во всяком случае, достаточность и распространенность ПО для СЦ было отмечено лишь 16 респондентов.


Таблица 4Общая оценка рынка IT-решений для СЦ в России.

Год Продуктов достаточно Не хватает продуктов отдельных категорий Разработок мало Затрудняюсь с ответом
2022 16 37 29 18

Источник данных: составлено автором на основе данных из источников [1] и [7].

16

Динамика IT-рынка выглядит в целом положительно, но едва ли под увеличением количества продуктов, отмеченным более чем третью респондентов, имеется ввиду ПО для специфических задач:


Таблица 5Динамика рынка IT-решений для СЦ в России.

Год Продуктов все больше Особо не меняется Выбор сокращается Затрудняюсь с ответом
2024 36 36 11 17

Источник данных: составлено автором на основе данных из источников [1] и [7].

17 Приведенные данные также говорят о потенциальной значимости роли вузовских и научных СЦ (которые теперь справедливо было бы назвать когнитивными центрами) в ходе построения и развития СРСЦ. В таком консорциуме создание требуемого специфического ПО представляется возможным благодаря богатому кадровому потенциалу и возможности взаимного дообучения с одной стороны и глубокому теоретическому и практическому пониманию поставленной задачи и способов реализации задачи в программной среде с другой.
18

Примером реализации (пока, к сожалению, частичной) схемы рода «наука/образование – производство» можно назвать совместную деятельность коллективов ЦЭМИ РАН, Высшей Школы Государственного Администрирования МГУ им. М. В. Ломоносова и Правительства Калужской области (в разработке находится модель, учитывающая порядка 60 показателей). Экономико-математическое (в особенности агент-ориентированное) моделирование – область, где ЦЭМИ является одним из лидеров не только в российском, но и в международном научном сообществе. Агентное моделирование названо участниками в 2022 г. в числе наиболее перспективных методов (уступает лишь прогнозированию на основе BigData и BI):


Таблица 6. Наиболее перспективные методы прогнозирования.

  Экспертные Сценарные Многоагентное моделирование BigData/ BI AI Затрудняюсь с ответом
2022 13 7 21 36 18 5

Источник данных: составлено автором на основе данных из источников [1] и [7].

19 Вообще, прогнозирование с использованием любых инструментов и подходов является сложной наукоемкой задачей, которая может быть решена качественно и эффективно с помощью такой учебно-научно-управленческой триады.
20

Пути решения данных проблем лежат во многом в административной плоскости. В ответах на вопрос о достаточности документов для работ по развитию ситуационных центров в первую очередь отмечается нехватка методических рекомендаций и регламентов, но не менее важна дальнейшая проработка законодательства на федеральном уровне:


Таблица 7Нехватка документов для обеспечения жизнедеятельности СЦ.

Год Стандартов Законов Методических рекомендаций и регламентов Документов достаточно Затрудняюсь с ответом
2022 21 14 40 14 11
2024 17 20 35 17 11

Источник данных: составлено автором на основе данных из источников [1] и [7].

21 Первая группа документов может быть отнесена к документам внутреннего характера, подготавливаемым в процессе работы коллектива или взаимодействия ряда коллективов. Однако для того, чтобы такое взаимодействие стало возможным в принципе, необходимо существенное повышение количества и статуса научных и учебных организаций в ходе построения СРСЦ. Это может быть достигнуто путем подготовки и выполнения распоряжений высшего руководства РФ, подобных Указу № 648.
22 Помимо правительственных решений, необходимы рекомендации Минобрнауки РФ о деталях подготовки специалистов СЦ в рамках стандартов высшего образования, разработка программ финансирования развития учебно-научных СЦ – когнитивных центров, организация обмена научной и научно-практической информацией на регулярной основе (круглые столы, конференции по проблемам ситуационного управления и т. п.).
23 Говоря о развитии СРСЦ в целом, на текущем этапе следует ожидать перехода от соревновательного развития к развитию созидательному, когда особо выделяется функциональная значимость каждого компонента системы. Такой баланс, по нашему мнению, достижим путем большего вовлечения организаций, представляющих науку и образование, в деятельность СРСЦ, при условии, что работы организаций будут не только диктоваться исследовательским интересом, но получат необходимые организационно-правовые рамки.

References

1. Вызовы и решения в ситуационных центрах 2024 // Connect.Мир информационных технологий. – 2024. – № 3–4. – С. 18–52.

2. Григорьев, П. В. От ситуационных центров к центрам компетенции: определяющий шаг в современной науке / П. В. Григорьев // Инновации, наука, образование. – 2021. – № 48. – С.1460–1467.

3. Зацаринный, А. А. О роли научных исследований в рамках цифровой трансформации общества / А. А. Зацаринный // Социальные новации и социальные науки. – 2020. – №1 (1). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-nauchnyh-issledovaniy-v-ramkah-tsifrovoy-transformatsii-obschestva (дата обращения: 16.06.2024)

4. Зацаринный, А. А. Ситуационные центры развития в полисубъектной среде / А. А. Зацаринный, Н. И. Ильин, К. К. Колин, В. Е. Лепский, Г. Г. Малинецкий [и др.] // Проблемы управления. – 2017. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/situatsionnye-tsentry-razvitiya-v-polisubektnoy-srede- (дата обращения: 17.06.2024).

5. Маслобоев, А. В. Формирование ситуационной осведомленности в системе управления региональной безопасностью на основе сети виртуальных когнитивных центров / А. В. Маслобоев // НиКа. – 2020 –. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-situatsionnoy-osvedomlennosti-v-sisteme-upravleniya-regionalnoy-bezopasnostyu-na-osnove-seti-virtualnyh-kognitivnyh (дата обращения: 17.06.2024).

6. Рыжов, А. П. Гибридный интеллект. Сценарии использования в бизнесе / А. П. Рыжов. – Новосибирск : Академиздат, 2019. – 116 с.

7. Ситуационное направление на этапе перезагрузки // Connect.Мир информационных технологий. – 2022. – № 5–6, – С. 24–42.

8. Федотова, М. А. Интеллектуальные системы в информационно-аналитических (ситуационных) центрах в условиях перехода к цифровой экономики / М. А. Федотова, И. А. Мартынов // Московский экономический журнал. – 2019. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnye-sistemy-v-informatsionno-analiticheskih-situatsionnyh-tsentrah-v-usloviyah-perehoda-k-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 22.06.2024).

Comments

No posts found

Write a review
Translate