The problem of knowledge transfer between the scientific sphere and the national economy of the country
Table of contents
Share
QR
Metrics
The problem of knowledge transfer between the scientific sphere and the national economy of the country
Annotation
PII
S265838870023749-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Petr Grigorev 
Affiliation:
State Academic University for the Humanities
CEMI RAS
Abstract

Scientific developments created in numerous research organizations have not always found their application in the national economy of the country. The intensive development of a network of distributed situation centers is designed to positively influence the relations of various organizations and their joint activities. The article tells about the problems of the past, ways to overcome them, promising changes, personal experience of the scientific institute in the framework of work with administrative authorities.

Keywords
situation center, competence center, organization, science, model, education, expert, staff, interaction, tasks, partnership
Received
28.12.2022
Date of publication
30.12.2022
Number of purchasers
6
Views
267
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

2 Путь знаний, воплощенных в научно-исследовательские разработки, при движении от создателей – научных организаций, до конечного заказчика – центров административного управления, управления различными отраслями и производственными комплексами, всегда считался весьма непростым. Однако следует отметить, что под всеми этими сложностями подразумевались непосредственно: трудозатраты научных работников, вопрос финансирования их деятельности, многочисленные обсуждения и согласования деталей внедрения полученного продукта на местах.
3 Такой подход не учитывает массу «подводных камней», возникающих при этом. При всей справедливости и неизбежности перечисленных выше вопросов многое остается не отраженным. В статье рассматриваются проблемы, возникающие при взаимодействии научных организаций с различными органами управления, путях их преодоления, личном опыте научного института в рамках работ с органами административного управления.
4

Проблемы взаимодействия науки и управления

5 В первичной схеме взаимодействия науки и народного хозяйства, по сути, имеются лишь два узла: научная организация (академический институт) и управляющий орган, потребитель результатов научной деятельности. Это может быть применимо в случае выполнения институтом работ в рамках госзаказа, однако госзаказ предусматривает выполнение конкретных, определенных задач. Деятельность же научных организаций с одной стороны и органов управления с другой не исчерпывается этими узкими рамками.
6 Работники научной сферы обладают различными интересами, которые побуждают их вести исследования и приходить к результатам, имеющим значение не только в контексте роста статистических показателей эффективности деятельности научной организации и каждого работника как ее единицы, и не только в признании этих результатов научным сообществом, но и возможности и необходимости применения их в народном хозяйстве непосредственно.
7 Представители управленческой сферы, в свою очередь, испытывают необходимость в завершенном и оптимально функционирующем инструменте для анализа ситуаций, расчетов и прогнозирования дальнейшего развития управляемого объекта. Таким инструментом может быть компьютерная модель, разработанная в научной организации и представленная в виде программы, выполняемой на вычислительных мощностях управленческого центра.
8 В этой связи возникает ряд проблем, которым удалось найти решение в последние несколько лет путем создания и оснащения разного рода и предназначения ситуационных центров и объединения их в единую Систему распределенных ситуационных центров (СРСЦ).
9 Разумеется, взаимодействие науки и реального сектора экономики страны осуществлялось и до начала работ по созданию ситуационных центров, для примера можно рассмотреть ряд агент-ориентированных моделей, созданных специалистами ЦЭМИ РАН, особое место среди которых занимали и занимают модели г. Санкт-Петербург и модель «Губернатор» для Вологодской области [4]. Данные разработки дошли до адресата, получили высокую оценку, однако в настоящее время в управлении экономикой региона не используются. Имеется ещё ряд примеров с менее масштабными, но столь же важными и перспективными транспортными и прочими отраслевыми моделями, которые и вовсе были оценены исключительно в научном сообществе, не получив дальнейших четких планов по внедрению.
10 Это можно объяснить следующими причинами:
  • отсутствие устойчивых связей между исходной и целевой организациями;
  • отсутствие единого регламента и программно-аппаратной платформы, оптимизирующих выполнение организациями совместных задач;
  • кадровые изменения в обеих организациях (особенно характерны смены в командных группах в управленческой сфере).
11 Работы по созданию и развитию ситуационных центров как с одной, так и с другой стороны привели к существенному упорядочиванию и систематизации взаимодействия между разработчиком и потребителем. В научной сфере особенно важным стали не столько задачи по организации ситуационного центра как некой технической единицы, сколько реализации в структуре данного центра компетентностного подхода. Центр компетенции (ЦК), который определяется как «организационная единица управления научной организации, выполняющая исследования и разработки в области отраслевой науки и технологий, и обладающая профессиональными кадрами, материальной и нематериальной инфраструктурой» [5], занял самое важное место в структуре ситуационного центра организации. Именно ЦК аккумулирует опыт и наработки специалистов различных узких профилей и становится проводником, а не хранилищем накопленных знаний. Будучи постоянным структурным подразделением в составе организации ЦК позволяет курировать постоянную работу нескольких экспертных групп, не допуская при этом существенных временных задержек и тем более прекращения работ над конкретной экономической моделью.
12 Справедливо предположить, что основная функция ситуационного центра научной организации заключается в деятельности персонала, обладающего как необходимыми фундаментальными знаниями, так и практическими навыками, позволяющими разрабатывать и внедрять программные комплексы, оптимизирующие деятельность администраций регионов и комплексов промышленности. Заметно меньшие доли приходятся на техническую (связь, хранение и защита информации, средства для визуализации и презентации результатов научной деятельности) и управленческую функции.
13 Следует отметить, что на данный момент управленческая функция ситуационного центра (в частности, СЦ ЦЭМИ РАН) находится в стадии проработки. В перспективе она предусматривает не только научно-практическое руководство, но и тесное взаимодействие с сугубо формальными штатными структурными подразделениями организации: дирекцией, кадровой, финансовой службами и, что особенно важно, созываемыми в том числе и на их основе конкурсными комиссиями с целью рекрутинга заинтересованных в такого рода работе высококлассных специалистов, привлечения финансирования для создания им необходимых условий работы и возможного дополнительного поощрения. Реализация этого шага в развитии СЦ в конечном итоге оказывает непосредственное влияние на формирование мощного кадрового потенциала и повышение рейтинга научной организации вообще.
14 В общем виде функциональная схема ситуационного центра научной организации (на примере ЦЭМИ РАН) представлена на рис. 1.
15

Рис.1 Функциональная схема научного ситуационного центра

16 Вышесказанное является справедливым и для второго участника научно-практического диалога – управляющего органа. Учитывая большую нагрузку на административные органы, например, на Центры управления регионами, ситуационный центр региона должен быть отделен от ЦУРа и тем самым освобожден от дополнительных трудоемких задач по сбору статистических данных и прочих командно-диспетчерских функций. В деятельности регионального СЦ основной акцент следует делать на решении глубоких, стратегических аналитических задач; апробировании экономической модели, созданной учеными в рамках СЦ научной организации, в реальных условиях; формировании отчетов о работе этих моделей для предоставления авторам с целью дальнейшей доработки и устранения возможных недостатков. Эти два ситуационных центра разных видов принадлежности ведут работу в тесном неразрывном партнерстве, являясь надежными посредниками между научной отраслью и в данном случае представителями государственной власти (рис. 2).
17

Рис. 2. Схема взаимодействия науки и управления

18 Обратная связь, даваемая СЦ при правительстве региона, может не только выражаться в виде оценки задействованной экономической модели, но и быть сигналом о нехватке у сотрудников этого СЦ знаний и опыта для работы с предоставленным программным обеспечением. Это не является поводом считать работников регионального СЦ некомпетентными в принципе: интенсивное развитие науки и техники постоянно существенно опережает базовую подготовку самых лучших специалистов, тем более, когда речь идет о работе со сложным программным комплексом. В то же время эти вопросы требуют решения, причем, срочного (с учетом непрерывного функционирования ситуационных центров).
19 В этой связи СЦ научной организации выступает в роли, свойственной активно создаваемым в последнее время центрам компетенций при ВУЗах [2], а именно – учебного центра для заинтересованных лиц. Обучение может производиться как в рабочем порядке, на базе непосредственно СЦ и его кадрового потенциала, так и на базе партнерских образовательных учреждений, связь с которыми основывается на тех же принципах, что и с СЦ, задействованными в управлении регионами, отраслями, промышленными комплексами. При этом может быть предусмотрено не только фактическое овладение новыми знаниями и навыками, но и официальное получение дополнительного профессионального образования с получением соответствующих документов: дипломов, удостоверений, сертификатов и т. п.
20

Опыт ЦЭМИ РАН

21 Возвращаясь непосредственно к опыту работы ЦЭМИ РАН в рамках СРСЦ, следует отметить, что взаимодействие института и регионов вышло на качественно новый уровень. Помимо организации СЦ как такового, формирования рабочих групп, определения вектора развития центра, актуализации старых и внедрение новых моделей, был сделан шаг по развитию СРСЦ в регионах. Группа специалистов ЦЭМИ РАН под руководством научного руководителя института, академика РАН В. Л. Макарова и директора института, чл.-корр. РАН А. Р. Бахтизина совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова (со стороны университета руководство осуществлял иностранный член РАН, зав. каф. экономической и финансовой статистики МШЭ В. Л. Квинт) в рамках сотрудничества с Кемеровской областью приняла участие в разработке Стратегии развития Кузбасса до 2035 г., включающей в том числе [3]:
  • создание ситуационного центра губернатора Кемеровской области;
  • создание системы распределенных ситуационных центров на всей территории Кемеровской области;
  • модернизация ситуационного центра губернатора Кемеровской области в когнитивный центр;
  • внедрение дополнительных прогнозно-вычислительных инструментов в информационно-аналитические систему СЦ губернатора Кемеровской области.
22 Несколько лет работы над агент-ориентированной моделью «Интеллектуальная Россия», посвященной прогнозированию численности и возможной миграции по регионам России квалифицированных специалистов [1], и интерес к применению новейших научных достижений в управлении регионами со стороны правительства Калужской области породили идею создания ещё одной региональной модели. Перспективная модель на данный момент согласно стратегии разработки обладает блоками «демография» и «трудоустройство», каждый из которых учитывает несколько десятков параметров. В целом задачу по сотрудничеству с регионом несколько облегчает наличие действующего СЦ при правительстве области, его налаженное взаимодействие с ЦУРом и четкое понимание персоналом центра своей миссии и требований, предъявляемых временем и обстоятельствами. Обратная связь, о значении которой говорилось выше, была получена при первых контактах, она касалась возможностей дополнительной подготовки сотрудников аппарата правительства области к работе в тесном взаимодействии с научным миром.
23 Ещё одной глобальной задачей в сотрудничестве с данным регионом, как в будущем и с любым другим, является определение, внедрение, отладка и поддержка единой платформы информационного обмена, схема которой должна предусматривать возможное использование заказчиком-управленцем данных, не предназначенных для открытой публикации. При реализации подобной схемы возникает необходимость в работниках, одновременно имеющих разрешение на работу с закрытыми данными и прошедших необходимое обучение, что позволит решать ряд проблем без привлечения экспертов более высокого уровня.
24

Заключение

25 Говоря о текущем развитии СРСЦ, можно сделать вывод, что построение данной системы в рамках взаимодействия науки, образования, управления и народного хозяйства в целом идет не столь быстро, как того хотелось бы ожидать, но поступательно и органично. Разумеется, официальные распоряжения, начиная с указа президента РФ № 648 от 25 июля 2013 г. «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия», послужили неким драйвером развертывания необходимой в наши дни деятельности, но без четкого осознания и детальной проработки своей структуры, роли, функций и задач персонала каждого отдельного ситуационного центра, без поисков связей и партнеров масштабный проект государственной важности имел риск быть выполненным сугубо в рамках отчетности. Проблемы научной сферы, заключавшиеся в превращении богатой базы знаний, накопленных отдельно взятым исследователем, либо организацией в целом, в своеобразный «музей научных достижений», могли постичь и другие сферы общественной жизни России. Постоянный количественный и качественный рост СРСЦ, укрепление всесторонних связей, успешный поиск продуктивных и взаимовыгодных партнерств говорит о верном пути развития единой сети СЦ.
26 В заключение хотелось бы отметить, что, придерживаясь точки зрения об отсутствии явных доминирующих узлов в системе СРСЦ в административном контексте, хотелось бы особо отметить роль научных и образовательных центров, располагающих в своей структуре мощными центрами компетенций. Данные центры компетенций отвечают, как за подготовку высококлассных специалистов в области науки и управления, так и за развитие и совершенствование СРСЦ как таковых.

References

1. Агент-ориентированная модель «Интеллектуальная Россия»: конструкция модели и анализ начальной популяции / А. А. Акиншин, О. И. Кузнецова, Н. К. Хачатрян, С. В. Борисова // Экономика и математические методы. – 2022. – T. 58, № 3. – с. 79-93.

2. Витер, К. А. Роль центров компетенции в структуре университета / К. А. Витер // Вестник ЧелГУ. – 2021. – №10 (456). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tsentrov-kompetentsiy-v-strukture-universiteta (дата обращения: 05.12.2022).

3. Совершенствование ситуационных и когнитивных центров Кузбасса с использованием стратегических возможностей имитационного моделирования / В. Л. Макаров, А. Р. Бахтизин, Д. С. Евдокимов, Д. С. Кравченко // Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива / под научной редакцией В. Л. Квинта. – Кемерово: КемГУ, 2022. – с. 180-204. 

4. Макаров, В. Л. Агент-ориентированная социо-эколого-экономическая модель региона / В. Л. Макаров, А. Р. Бахтизин, Е. Д. Сушко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – Т. 11, № 3 (288). – с. 2-11.

5. Сливицкий, А. Б. О применении компетентностного подхода при оценке эффективности отраслевых научных организаций / А. Б. Сливицкий // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2020. – №15-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-primenenii-kompetentnostnogo-podhoda-pri-otsenke-effektivnosti-otraslevyh-nauchnyh-organizatsiy (дата обращения: 05.12.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate