Проблема трансферинга знаний между научной сферой и народным хозяйством страны
Проблема трансферинга знаний между научной сферой и народным хозяйством страны
Аннотация
Код статьи
S265838870023749-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Григорьев Петр Владимирович 
Аффилиация:
Государственный академический университет гуманитарных наук
Центральный экономико-математический институт РАН
Аннотация

Научные разработки, создаваемые в многочисленных исследовательских организациях, далеко не всегда находили себе применение в народном хозяйстве страны. Интенсивное развитие сети распределенных ситуационных центров призвано положительно повлиять на связи различных организаций и их совместную деятельность. В статье рассказывается о проблемах прошлого, путях их преодоления, перспективных изменениях, личном опыте научного института в рамках работ с органами административного управления.

Ключевые слова
ситуационный центр, центр компетенций, организация, наука, модель, образование, эксперт, персонал, взаимодействие, задачи, партнерство
Классификатор
Получено
28.12.2022
Дата публикации
30.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
266
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

2 Путь знаний, воплощенных в научно-исследовательские разработки, при движении от создателей – научных организаций, до конечного заказчика – центров административного управления, управления различными отраслями и производственными комплексами, всегда считался весьма непростым. Однако следует отметить, что под всеми этими сложностями подразумевались непосредственно: трудозатраты научных работников, вопрос финансирования их деятельности, многочисленные обсуждения и согласования деталей внедрения полученного продукта на местах.
3 Такой подход не учитывает массу «подводных камней», возникающих при этом. При всей справедливости и неизбежности перечисленных выше вопросов многое остается не отраженным. В статье рассматриваются проблемы, возникающие при взаимодействии научных организаций с различными органами управления, путях их преодоления, личном опыте научного института в рамках работ с органами административного управления.
4

Проблемы взаимодействия науки и управления

5 В первичной схеме взаимодействия науки и народного хозяйства, по сути, имеются лишь два узла: научная организация (академический институт) и управляющий орган, потребитель результатов научной деятельности. Это может быть применимо в случае выполнения институтом работ в рамках госзаказа, однако госзаказ предусматривает выполнение конкретных, определенных задач. Деятельность же научных организаций с одной стороны и органов управления с другой не исчерпывается этими узкими рамками.
6 Работники научной сферы обладают различными интересами, которые побуждают их вести исследования и приходить к результатам, имеющим значение не только в контексте роста статистических показателей эффективности деятельности научной организации и каждого работника как ее единицы, и не только в признании этих результатов научным сообществом, но и возможности и необходимости применения их в народном хозяйстве непосредственно.
7 Представители управленческой сферы, в свою очередь, испытывают необходимость в завершенном и оптимально функционирующем инструменте для анализа ситуаций, расчетов и прогнозирования дальнейшего развития управляемого объекта. Таким инструментом может быть компьютерная модель, разработанная в научной организации и представленная в виде программы, выполняемой на вычислительных мощностях управленческого центра.
8 В этой связи возникает ряд проблем, которым удалось найти решение в последние несколько лет путем создания и оснащения разного рода и предназначения ситуационных центров и объединения их в единую Систему распределенных ситуационных центров (СРСЦ).
9 Разумеется, взаимодействие науки и реального сектора экономики страны осуществлялось и до начала работ по созданию ситуационных центров, для примера можно рассмотреть ряд агент-ориентированных моделей, созданных специалистами ЦЭМИ РАН, особое место среди которых занимали и занимают модели г. Санкт-Петербург и модель «Губернатор» для Вологодской области [4]. Данные разработки дошли до адресата, получили высокую оценку, однако в настоящее время в управлении экономикой региона не используются. Имеется ещё ряд примеров с менее масштабными, но столь же важными и перспективными транспортными и прочими отраслевыми моделями, которые и вовсе были оценены исключительно в научном сообществе, не получив дальнейших четких планов по внедрению.
10 Это можно объяснить следующими причинами:
  • отсутствие устойчивых связей между исходной и целевой организациями;
  • отсутствие единого регламента и программно-аппаратной платформы, оптимизирующих выполнение организациями совместных задач;
  • кадровые изменения в обеих организациях (особенно характерны смены в командных группах в управленческой сфере).
11 Работы по созданию и развитию ситуационных центров как с одной, так и с другой стороны привели к существенному упорядочиванию и систематизации взаимодействия между разработчиком и потребителем. В научной сфере особенно важным стали не столько задачи по организации ситуационного центра как некой технической единицы, сколько реализации в структуре данного центра компетентностного подхода. Центр компетенции (ЦК), который определяется как «организационная единица управления научной организации, выполняющая исследования и разработки в области отраслевой науки и технологий, и обладающая профессиональными кадрами, материальной и нематериальной инфраструктурой» [5], занял самое важное место в структуре ситуационного центра организации. Именно ЦК аккумулирует опыт и наработки специалистов различных узких профилей и становится проводником, а не хранилищем накопленных знаний. Будучи постоянным структурным подразделением в составе организации ЦК позволяет курировать постоянную работу нескольких экспертных групп, не допуская при этом существенных временных задержек и тем более прекращения работ над конкретной экономической моделью.
12 Справедливо предположить, что основная функция ситуационного центра научной организации заключается в деятельности персонала, обладающего как необходимыми фундаментальными знаниями, так и практическими навыками, позволяющими разрабатывать и внедрять программные комплексы, оптимизирующие деятельность администраций регионов и комплексов промышленности. Заметно меньшие доли приходятся на техническую (связь, хранение и защита информации, средства для визуализации и презентации результатов научной деятельности) и управленческую функции.
13 Следует отметить, что на данный момент управленческая функция ситуационного центра (в частности, СЦ ЦЭМИ РАН) находится в стадии проработки. В перспективе она предусматривает не только научно-практическое руководство, но и тесное взаимодействие с сугубо формальными штатными структурными подразделениями организации: дирекцией, кадровой, финансовой службами и, что особенно важно, созываемыми в том числе и на их основе конкурсными комиссиями с целью рекрутинга заинтересованных в такого рода работе высококлассных специалистов, привлечения финансирования для создания им необходимых условий работы и возможного дополнительного поощрения. Реализация этого шага в развитии СЦ в конечном итоге оказывает непосредственное влияние на формирование мощного кадрового потенциала и повышение рейтинга научной организации вообще.
14 В общем виде функциональная схема ситуационного центра научной организации (на примере ЦЭМИ РАН) представлена на рис. 1.
15

Рис.1 Функциональная схема научного ситуационного центра

16 Вышесказанное является справедливым и для второго участника научно-практического диалога – управляющего органа. Учитывая большую нагрузку на административные органы, например, на Центры управления регионами, ситуационный центр региона должен быть отделен от ЦУРа и тем самым освобожден от дополнительных трудоемких задач по сбору статистических данных и прочих командно-диспетчерских функций. В деятельности регионального СЦ основной акцент следует делать на решении глубоких, стратегических аналитических задач; апробировании экономической модели, созданной учеными в рамках СЦ научной организации, в реальных условиях; формировании отчетов о работе этих моделей для предоставления авторам с целью дальнейшей доработки и устранения возможных недостатков. Эти два ситуационных центра разных видов принадлежности ведут работу в тесном неразрывном партнерстве, являясь надежными посредниками между научной отраслью и в данном случае представителями государственной власти (рис. 2).
17

Рис. 2. Схема взаимодействия науки и управления

18 Обратная связь, даваемая СЦ при правительстве региона, может не только выражаться в виде оценки задействованной экономической модели, но и быть сигналом о нехватке у сотрудников этого СЦ знаний и опыта для работы с предоставленным программным обеспечением. Это не является поводом считать работников регионального СЦ некомпетентными в принципе: интенсивное развитие науки и техники постоянно существенно опережает базовую подготовку самых лучших специалистов, тем более, когда речь идет о работе со сложным программным комплексом. В то же время эти вопросы требуют решения, причем, срочного (с учетом непрерывного функционирования ситуационных центров).
19 В этой связи СЦ научной организации выступает в роли, свойственной активно создаваемым в последнее время центрам компетенций при ВУЗах [2], а именно – учебного центра для заинтересованных лиц. Обучение может производиться как в рабочем порядке, на базе непосредственно СЦ и его кадрового потенциала, так и на базе партнерских образовательных учреждений, связь с которыми основывается на тех же принципах, что и с СЦ, задействованными в управлении регионами, отраслями, промышленными комплексами. При этом может быть предусмотрено не только фактическое овладение новыми знаниями и навыками, но и официальное получение дополнительного профессионального образования с получением соответствующих документов: дипломов, удостоверений, сертификатов и т. п.
20

Опыт ЦЭМИ РАН

21 Возвращаясь непосредственно к опыту работы ЦЭМИ РАН в рамках СРСЦ, следует отметить, что взаимодействие института и регионов вышло на качественно новый уровень. Помимо организации СЦ как такового, формирования рабочих групп, определения вектора развития центра, актуализации старых и внедрение новых моделей, был сделан шаг по развитию СРСЦ в регионах. Группа специалистов ЦЭМИ РАН под руководством научного руководителя института, академика РАН В. Л. Макарова и директора института, чл.-корр. РАН А. Р. Бахтизина совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова (со стороны университета руководство осуществлял иностранный член РАН, зав. каф. экономической и финансовой статистики МШЭ В. Л. Квинт) в рамках сотрудничества с Кемеровской областью приняла участие в разработке Стратегии развития Кузбасса до 2035 г., включающей в том числе [3]:
  • создание ситуационного центра губернатора Кемеровской области;
  • создание системы распределенных ситуационных центров на всей территории Кемеровской области;
  • модернизация ситуационного центра губернатора Кемеровской области в когнитивный центр;
  • внедрение дополнительных прогнозно-вычислительных инструментов в информационно-аналитические систему СЦ губернатора Кемеровской области.
22 Несколько лет работы над агент-ориентированной моделью «Интеллектуальная Россия», посвященной прогнозированию численности и возможной миграции по регионам России квалифицированных специалистов [1], и интерес к применению новейших научных достижений в управлении регионами со стороны правительства Калужской области породили идею создания ещё одной региональной модели. Перспективная модель на данный момент согласно стратегии разработки обладает блоками «демография» и «трудоустройство», каждый из которых учитывает несколько десятков параметров. В целом задачу по сотрудничеству с регионом несколько облегчает наличие действующего СЦ при правительстве области, его налаженное взаимодействие с ЦУРом и четкое понимание персоналом центра своей миссии и требований, предъявляемых временем и обстоятельствами. Обратная связь, о значении которой говорилось выше, была получена при первых контактах, она касалась возможностей дополнительной подготовки сотрудников аппарата правительства области к работе в тесном взаимодействии с научным миром.
23 Ещё одной глобальной задачей в сотрудничестве с данным регионом, как в будущем и с любым другим, является определение, внедрение, отладка и поддержка единой платформы информационного обмена, схема которой должна предусматривать возможное использование заказчиком-управленцем данных, не предназначенных для открытой публикации. При реализации подобной схемы возникает необходимость в работниках, одновременно имеющих разрешение на работу с закрытыми данными и прошедших необходимое обучение, что позволит решать ряд проблем без привлечения экспертов более высокого уровня.
24

Заключение

25 Говоря о текущем развитии СРСЦ, можно сделать вывод, что построение данной системы в рамках взаимодействия науки, образования, управления и народного хозяйства в целом идет не столь быстро, как того хотелось бы ожидать, но поступательно и органично. Разумеется, официальные распоряжения, начиная с указа президента РФ № 648 от 25 июля 2013 г. «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия», послужили неким драйвером развертывания необходимой в наши дни деятельности, но без четкого осознания и детальной проработки своей структуры, роли, функций и задач персонала каждого отдельного ситуационного центра, без поисков связей и партнеров масштабный проект государственной важности имел риск быть выполненным сугубо в рамках отчетности. Проблемы научной сферы, заключавшиеся в превращении богатой базы знаний, накопленных отдельно взятым исследователем, либо организацией в целом, в своеобразный «музей научных достижений», могли постичь и другие сферы общественной жизни России. Постоянный количественный и качественный рост СРСЦ, укрепление всесторонних связей, успешный поиск продуктивных и взаимовыгодных партнерств говорит о верном пути развития единой сети СЦ.
26 В заключение хотелось бы отметить, что, придерживаясь точки зрения об отсутствии явных доминирующих узлов в системе СРСЦ в административном контексте, хотелось бы особо отметить роль научных и образовательных центров, располагающих в своей структуре мощными центрами компетенций. Данные центры компетенций отвечают, как за подготовку высококлассных специалистов в области науки и управления, так и за развитие и совершенствование СРСЦ как таковых.

Библиография

1. Агент-ориентированная модель «Интеллектуальная Россия»: конструкция модели и анализ начальной популяции / А. А. Акиншин, О. И. Кузнецова, Н. К. Хачатрян, С. В. Борисова // Экономика и математические методы. – 2022. – T. 58, № 3. – с. 79-93.

2. Витер, К. А. Роль центров компетенции в структуре университета / К. А. Витер // Вестник ЧелГУ. – 2021. – №10 (456). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tsentrov-kompetentsiy-v-strukture-universiteta (дата обращения: 05.12.2022).

3. Совершенствование ситуационных и когнитивных центров Кузбасса с использованием стратегических возможностей имитационного моделирования / В. Л. Макаров, А. Р. Бахтизин, Д. С. Евдокимов, Д. С. Кравченко // Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива / под научной редакцией В. Л. Квинта. – Кемерово: КемГУ, 2022. – с. 180-204. 

4. Макаров, В. Л. Агент-ориентированная социо-эколого-экономическая модель региона / В. Л. Макаров, А. Р. Бахтизин, Е. Д. Сушко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – Т. 11, № 3 (288). – с. 2-11.

5. Сливицкий, А. Б. О применении компетентностного подхода при оценке эффективности отраслевых научных организаций / А. Б. Сливицкий // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2020. – №15-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-primenenii-kompetentnostnogo-podhoda-pri-otsenke-effektivnosti-otraslevyh-nauchnyh-organizatsiy (дата обращения: 05.12.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести