The impact of university rankings on higher education in Russia
Table of contents
Share
QR
Metrics
The impact of university rankings on higher education in Russia
Annotation
PII
S265838870023454-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Mariya Nikonova 
Occupation: Associate Professor
Affiliation: GAUGN
Address: Moscow, Maronovskiy pereulok, 26
Abstract

High-quality higher education has long been a necessity in the modern world, because it is often one of the few "social elevators". This paper examines the impact of university rankings (international and Russian) on higher education. The study of changes in the availability of higher education, indicators reflecting the quality of education, and also identified indicators that distort the places of Russian universities in international rankings, underestimating them. At the same time, the university's desire to "enter" the rating or improve its position in it may have negative consequences.

Keywords
russian universities, world university rankings, quality of higher education
Received
28.12.2022
Date of publication
30.12.2022
Number of purchasers
6
Views
232
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

2 Рейтинги оказывают существенное воздействие на сферу высшего образования в России. С одной стороны, участие в рейтингах стимулирует российские вузы развиваться, изменять свою стратегию и способствуют международному обмену лучшими практиками в образовательной сфере. С другой стороны, рейтинги оказывают значительное влияние на стоимость обучения в вузе для студентов, а в долгосрочной перспективе это может стать причиной оттока студентов в зарубежные вузы. Наиболее серьезной проблемой рейтингования является несовершенство методологии оценки места вузов в рейтинге, поскольку в настоящее время единая система оценки не разработана.
3 Цель данного исследования – оценка возможных последствий попыток повышения российскими вузами своих мест в международных рейтингах высшего образования.
4

Спрос на высшее образование в России и анализ рейтингов вузов

5 Высшее образование является не только одним из показателей уровня жизни населения, но и одним из факторов восходящей социальной мобильности. Так, согласно Программе развития ООН [1], уровень образования является одним из показателей Индекса человеческого развития (ИЧР). По состоянию на 2020 г. по ИЧР Россия занимала 49-е место (для справки, 48-е место занимала Аргентина, 47-е – Оман, 46-е – Хорватия, 45-е – Бахрейн) [2]. В первую пятерку стран входили Норвегия, Швейцария, Ирландия, Германия, Гонконг. Необходимо отметить, что уровень образования во многом зависит от расходов на образование (например, доли расходов на образование в ВВП). Если в 2019 г. этот показатель в странах с наибольшим значением ИЧР составлял от 4,4 % (Гонконг) до 7,6 % (Норвегия), то в России он составлял 4 % (в Аргентине – 4 %, Омане – 4,6 %, Хорватии – 4,5 %).
6 Поскольку высшее образование (особенно его качество) является фактором социальной мобильности, спрос на него довольно высокий. Однако необходимо отметить, что для большинства абитуриентов высшее образование в России будет платным. Так, если в 2000 г. 59 % студентов получали высшее образование бесплатно (за счет бюджетных ассигнований), то в 2020 г. – уже только 47 % [2]. Одновременно с этим происходило уменьшение числа образовательных организаций высшего образования – за 2000–2020 гг. оно составило 26 %. Однако в основном это произошло из-за сокращения числа частных организаций (на 41 %). Число государственных и муниципальных организаций также снизилось (на 18 %, [2]), что может быть связано с объединением вузов. В результате, произошло падение доступности высшего образования как за счет уменьшения числа вузов, так и за счет сокращения числа бюджетных мест в государственных вузах.
7 Стремление получить высшее образование в России довольно высоко: 90 % родителей хотят видеть своего ребенка студентом вуза [3], количество поступающих в вузы абитуриентов составляет 70 % [4]. Однако небольшое число бюджетных средств вынуждает молодежь сначала получать среднее профессиональное образование (заканчивая техникумы и колледжи), что, с одной стороны, дает им возможность раньше вступить в профессиональную деятельность, с другой – расширить материальные возможности для получения высшего образования.
8 На выбор заведения высшего образования влияет не только возможность абитуриента (или его семьи) оплатить образование, но и ожидаемое качество образования в выбранном вузе. Опосредованным показателем качества образования являются различные рейтинги вузов. Лидерами мировых рейтингов ежегодно становятся университеты Великобритании и США. На первых позициях зачастую находятся Stanford, Cambridge, Harvard, Oxford, а также MIT (Массачусетский институт технологий) и Caltech (Калифорнийский институт технологий). За последнее время количество российских университетов в мировых рейтингах возросло. Сейчас в международные рейтинги входят МГУ им. М. В. Ломоносова, ТГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ, ИТМО, СпбГУ, КФУ, НИУ ВШЭ, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, НГУ [5]. Однако они занимают не ведущие места. Среди мировых рейтингов наиболее авторитетными являются QS (Quacquarelli Symonds, Великобритания), THE (издается журналом Times Higher Education, Великобритания), Academic Ranking of World Universities – ARWU (КНР, Шанхай). Такие рейтинги оценивают деятельность вуза в целом, поскольку являются интегральными, т. е. оценивают деятельность вуза по единому набору показателей с учетом весовых коэффициентов.
9 Кроме указанных выше рейтингов публикуются узконаправленные рейтинги, например, рейтинги вузов, находящихся в одном регионе, или рейтинги вузов, находящихся в экономически близких странах (например, THE Asia University Rankings, ТНЕ BRICS & Emerging Economies, QS Latin America, QS Emerging Europe & Central Asia и т. д.). Постепенно разрабатываются рейтинги вузов конкретных стран (например, THE Japan University Rankings). Также в ответ на запрос абитуриентов и профессионалов разрабатываются целевые рейтинги (рейтинги трудоустройства университетских выпускников QS, молодых университетов QS и THE, университетской репутации THE, Webometrics и др.). Для России наиболее популярными рейтингами вузов являются «Интерфакс» [6] и Топ-100 университетов России RAEX [7].
10 Разработка российских рейтингов вузов довольно важна, т. к. международные (мировые) рейтинги малоприменимы для российских вузов. Например, в рейтинге ARWU ключевыми показателями являются цитируемость научных статей (опубликованных в узком круге англоязычных журналов, в основном ориентированных на естественные науки) и количество выпускников и преподавателей, лауреатов Нобелевской или Филдсовской премий. В результате в рейтинге ARWU единственным вузом, который вошел в Топ-100 в 2022 г., стал МГУ им. М. В. Ломоносова (занимает 97-е место). В рейтинге QS в 2022 г. МГУ им. М. В. Ломоносова занимает 79-е место, остальные российские вузы занимают места ниже 200-й позиции: СПБГУ (242-е место), НГУ (246-е место), ТГУ (272-е место), МГТУ им. Баумана (281-е место) [8].
11 Разнородность результатов различных рейтингов вузов, объясняемая разными методиками расчета, осложняет задачу выбора вуза. Поэтому абитуриенты и родители ориентируются не только на место вуза в том или ином рейтинге, но и на «престижность» диплома, востребованность выпускников вуза на рынке труда, возможности зарубежных стажировок. При этом количество бюджетных мест в вузе (на факультете) оценивали при поступлении 31,2 % родителей и абитуриентов [2], что можно считать довольно высоким показателем, отражающим проблему доступности платного высшего образования для российских семей, см. рис.
12

Рис. Основные показатели выбора ВУЗа для будущих студентов и родителей, %. Источник: составлено автором по данным [2]

13 В то же время место вуза в рейтингах в большинстве случаев отражается на стоимости обучения в нем. Так, например, стоимость обучения по программе бакалавриата в МГУ им. М. В. Ломоносова в 2022 г. в среднем составляет 404 040 руб. в год, в МГТУ им. Н. Э. Баумана – 312 936 руб., в РГГУ – 266 739 руб. в год, в Госакадемии МАРХИ – 177 960 руб. в год [9]. При этом, согласно рейтингу Интерфакс за 2021 г., МГУ им. М. В. Ломоносова занимал 1-е место, МГТУ им. Баумана – 16-е, РГГУ – 94-е, а Госакадемия МАРХИ – 117-е место, что свидетельствует о прямой зависимости стоимости обучения в вузе от его места в рейтинге [10].
14 Также можно отметить, что качество образования сконцентрировано в небольшом числе регионов РФ. Так, вузы, занимающие наиболее высокие позиции в рейтинге RAEX, находятся в Москве (31 % от всех вузов, входящих в Топ-100 этого рейтинга). На три «ведущих» региона (Москву, Санкт-Петербург и Московскую область) приходится почти половина российских вузов (47 % вузов, входящих в Топ-100 рейтинга RAEX в 2020 г.) [11, 12].
15 Широкое распространение рейтингов вузов, как попытка дать разностороннюю оценку их деятельности, качества получаемого в них образования, привело к тому, что вузы (не только российские, но и в других странах) стали пытаться «манипулировать» отдельными показателями для повышения своего места в рейтинге. Так, например, один из показателей, который включен в международные рейтинги, – численность иностранных студентов. Согласно данным [13], численность иностранных студентов, желающих обучаться в российских вузах, возросла с 8,1 % в 2014 г. до 11,9 % в 2020 г. Конечно, в 2020–2021 гг. пандемия COVID-19 значительно осложнила международный обмен, в том числе и снизила возможность обучаться зарубежом (несмотря на активно внедряемую систему дистанционного образования). Однако, на наш взгляд, этот показатель не может являться оценкой качества высшего образования в вузах, поскольку наряду с числовыми значениями необходимо рассматривать их качественные характеристики.
16 Еще один показатель, который учитывается при расчете места вуза в рейтингах, – число научных публикаций. Причем, если рейтинги THE и QS учитывают публикации в узком круге журналов, например, Nature&Science (которые малодоступны для большинства российских исследователей), то рейтинг RAEX уже не столь жестко подходит к отбору журналов, что позволяет вузам существенно увеличить число опубликованных статей. Так, согласно [14], если в 2010–2014 гг. число публикаций авторами, входящими в профессорско-преподавательский состав вузов, составляло 1 000 ед., то в 2015–2019 гг. этот показатель вырос до 3 200 ед. Еще более внушительные изменения произошли в области цитирования научных трудов (еще один показатель оценки качества образования в вузах в международных рейтингах): за 5 лет на каждого научно-педагогического работника среднегодовое количество цитирований выросло приблизительно в 7 раз.
17 Столь существенный прирост научной активности вызывает вопросы относительно качества статей, поскольку основная деятельность профессорско-преподавательского состава – обучение – занимает довольно много времени и, соответственно, на полноценные научные разработки времени остается немного. На указанные изменения публикационной активности накладывается снижение численности профессорско-преподавательских кадров в вузах. Это приводит не только к оттоку профессиональных преподавательских кадров из сферы высшего образования, что сказывается на качестве высшего образования, но и к повышению нагрузки на одного преподавателя. Так, для вузов, входящих в Топ-100 университетов RAEX, на одного преподавателя приходится 14 студентов, для вузов, входящих в первую двадцатку в этом рейтинге, соотношение составляет 1 к 12, для вузов, входящих в первую десятку – 1 к 10 [11].
18

Заключение

19 Стремление вуза попасть в рейтинг или улучшить свою позицию в нем приводит не только к «манипуляции» отдельными показателями, но и росту стоимости образования, поскольку место вуза в рейтинге является одним из показателей качества получаемого в нем образования (по мнению абитуриентов и их родителей). Конечно, место вуза в рейтинге – не единственный фактор, влияющий на стоимость образования в нем (и ее рост). Но как показывают исследования [15–19], для многих семей высшее образование детей становится мало достижимым (особенно, качественное).
20 Снижение числа бюджетных мест, о чем упоминалось ранее, приводит также к значительному росту конкурса на эти места, что вынуждает родителей абитуриентов искать возможности повышения уровня знаний ребенка до поступления в вуз – нанимать репетиторов, обучаться на различных программах довузовского обучения и т. д. По данным [20], от 60 % до 80 % абитуриентов вынуждены получать дополнительное образование перед поступлением в вуз. При этом вузы сами устанавливают правила учета наличия дополнительного образования при поступлении. Несмотря на то, что в большинстве вузов обучение на курсах не учитывается или может быть учтено в виде дополнительных баллов в случае, если при поступлении абитуриенты, окончившие курсы и нет, набирают одинаковое количество баллов и имеют прочие равные условия, манипулирование учетом результатов окончания подготовительных курсов при вузах возможно [21].
21 В целом, активное применение рейтингов для оценки качества высшего образования нельзя назвать «неправильным» или «правильным», поскольку есть исследователи, разделяющие обе точки зрения. С одной стороны, конечно, рейтинги помогают не только выбрать вуз для получения высшего образования, но и отражают возможности карьерного роста после успешного окончания вуза, возможность получить опыт проведения научных исследований. С другой стороны, к использованию рейтингов необходимо относиться аккуратно. Это связано, в первую очередь, с различиями в методиках расчета рейтингов. Так, большинство мировых рейтингов не совсем правильно отражают места российских вузов в них, т. к. ориентированы на англо-саксонскую систему образования, где превалирует исследовательская модель университета, что, кстати, постепенно переносится и на российские вузы. Кроме этого высокие места в рейтингах таких вузов, как, например, Гарвард или Стэнфорд, объясняются еще и тем, что политика вуза направлена в том числе на поддержание высокого уровня не только получаемого в вузе образования, но и высокого уровня компетенций абитуриентов. В таких вузах распространена система «хэдхантинга» за студентами с высокой успеваемостью и/или имеющими опыт проведения исследований и имеющих на этом поприще достижения. Также вузы развивают связи с работодателями, что может значительно повысить привлекательность вуза для абитуриентов.
22 В заключение хотелось бы отметить, что независимо от принятой вузами стратегии (участвовать в «гонке» за место в рейтинге или нет), имеет смысл проводить периодический мониторинг как качества предлагаемого образования, так и дополнительных возможностей, которые бы мог получить студент во время обучения в вузе (как, например, исследовательская работа, возможность проходить стажировки в различных компаниях, программы международных стажировок и обучения, межфакультетская кооперация и т.д.).

References

1. Programma razvitiya PROON [Elektronnyj istochnik] URL: https://www.un.org/ru/ga/undp/ (data obrashcheniya 02.10.2022)

2. Obrazovanie v cifrah: 2021: kratkij statisticheskij sbornik / L. M. Gohberg, O.K. Ozerova, E.V. Sautina i dr.; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». – M.: NIU VSHE, 2021. – 132 s. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/516715423.pdf (data obrashcheniya 02.10.2022)

3. Vypuskniki srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya na rossijskom rynke truda: informacionnyj byulleten' [Tekst] / M.V. Lopatina, L.A. Leonova, P.V. Travkin, S.YU. Roshchin, V.N. Rudakov; pod nauch. red. S.YU. Roshchina, V.N. Rudakova; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki» – M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2020. – 72 s.

4. Obrazovanie v Rossii i mire: Osnovnye tendencii [Elektronnyj resurs] // Nauchno-publicisticheskij zhurnal – Rezhim dostupa: https://edpolicy.ru/education-trends?ysclid=l4zt4t49ks512303212 (data obrashcheniya 05.11.2022)

5. V kakih rejtingah iskat' luchshie rossijskie vuzy [Elektronnyj resurs] URL: https://skillbox.ru/media/education/kakie-byvaut-reytingi-vuzov/ (data obrashcheniya 02.11.2022)

6. Nacional'nyj rejting universitetov [Elektronnyj resurs] // Informacionnyj portal Interfaks – Rezhim dostupa: https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?ysclid=l4zubod2lq464943667&rating=1&year=2021&page=1 (data obrashcheniya 20.11.2022)

7. Rejting 100 luchshih vuzov Rossii (RAEX, 2020 god) [Elektronnyj resurs] URL: https://raex-a.ru/rankings/vuz/vuz_2020 (data obrashcheniya 24.11.2022)

8. Rejting QS po napravleniyam podgotovki: dvizhenie rossijskih vuzov [Elektronnyj resurs] URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=21646 (data obrashcheniya 10.09.2022)

9. Skol'ko stoit uchit'sya v vuzah Moskvy v 2022 [Elektronnyj resurs] // Informacionnyj portal Vuzopedia – Rezhim dostupa:https://vuzopedia.ru/stoimost/region/city/59 (data obrashcheniya 01.09.2022)

10. Stukalova I.B., Stukalova A.A. Sootnoshenie stoimosti obrazovatel'nyh uslug i rejtingovoj pozicii vuzov // Rossijskoe predprinimatel'stvo. – 2016. – T. 17. № 18. – S. 2395–2414.

11. Rejting luchshih vuzov Rossii RAEX-100, 2021 god (RAEX, 2021 god) [Elektronnyj resurs] // Informacionnyj istochnik RAEX-100 – Rezhim dostupa: https://raex-a.ru/researches/vuz/vuz_best_2021?ysclid=l4zuzweh8p552149692 (data obrashcheniya 12.10.2022)

12. Rejting vuzov Rossii-2020 ot agentstva RAEX [Elektronnyj resurs] URL:https://sibmama.ru/RAEXreiting-vuz-2020.htm (data obrashcheniya 22.11.2022)

13. Eurasianet (SSHA): potok studentov v zagranichnye vuzy rastet, vozvrashchaetsya lish' malaya chast' [Elektronnyj resurs] URL: https://inosmi.ru/social/20190812/245623547.html (data obrashcheniya 22.03.2022)

14. Konkurentosposobnost' rossijskogo vysshego obrazovaniya: rezul'taty, fakty, dinamika [Elektronnyj resurs] // Informacionnyj portal Rambler – Rezhim dostupa: https://news.rambler.ru/education/42006598-konkurentosposobnost-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya-rezultaty-fakty-dinamika/?ysclid=l4zux2czay890607173 (data obrashcheniya 22.05.2022)

15. Nikonova MA. Mirovye rejtingi ocenki kachestva vysshego obrazovaniya: problemy i perspektivy ispol'zovaniya // Vestnik CEMI RAN. – 2021. – T. 4. – Vypusk 3-4. URL: https://cemi.jes.su/s265838870018081-2-1/. DOI: 10.33276/S265838870018081-2

16. Varshavskij A.E., Komkina T.A. Problemy ob"ektivnosti mezhdunarodnyh rejtingov universitetov // Vestnik universiteta. 2011. № 3. S. 103–111.

17. Varshavskij A.E., Komkina T.A. Analiz dvuh osnovnyh rejtingov universitetov // Prikladnaya ekonometrika. 2011. № 3 (23). S. 57–78

18. Nikonova M.A. Vliyanie mirovyh rejtingov na transformaciyu rossijskogo vysshego obrazovaniya i sfery NIOKR // Proizvodstvo, nauka i obrazovanie v epohu transformacij: Rossiya v [de]globaliziruyushchemsya mire / Sbornik materialov VI Mezhdunarodnogo kongressa. Institut novogo industrial'nogo razvitiya imeni S.YU. Vitte; Kongress rabotnikov obrazovaniya, nauki, kul'tury i tekhniki (KRON). Moskva, 2020. S. 274–279.

19. Nikonova M.A. Ocenka kachestva vysshego obrazovaniya s pomoshch'yu rejtingov // Molodaya ekonomika: ekonomicheskaya nauka glazami molodyh uchenyh: materialy Sed'moj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 10 dekabrya 2021 g. / pod red. R.N. Pavlova. – M.: CEMI RAN, 2022. S. 48-51

20. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki: Vysshee i dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie (Minobrnauki Rossii) [Elektronnyj resurs] URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (data obrashcheniya 03.06.2022)

21. Vsyo bol'she vypusknikov devyatyh klassov vybirayut SPO [Elektronnyj resurs] // Informacionnyj portal VSHE – Rezhim dostupa: https://ioe.hse.ru/news/414907079.html?ysclid=l4zt6k9jzl442473207 (data obrashcheniya 10.06.2022)

Comments

No posts found

Write a review
Translate