Влияние рейтингов вузов на высшее образование в России
Влияние рейтингов вузов на высшее образование в России
Аннотация
Код статьи
S265838870023454-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Никонова Мария Андреевна 
Должность: Доцент
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Москва, Мароновский пер. , 26
Аннотация

Качественное высшее образование уже давно стало необходимостью в современном мире, так как зачастую является одним из немногих «социальных лифтов». В данной работе рассматривается влияние рейтингов вузов (международных и российских) на высшее образование. Проводится исследование изменения доступности высшего образования, показателей, отражающих качество образования, а также выявлены показатели, которые искажают места российских вузов в международных рейтингах, занижая их. В то же время стремление вуза «войти» в рейтинг или улучшить в нем свое положение может иметь негативные последствия.

Ключевые слова
российские вузы, мировые рейтинги вузов, качество высшего образования
Классификатор
Получено
28.12.2022
Дата публикации
30.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
231
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

2 Рейтинги оказывают существенное воздействие на сферу высшего образования в России. С одной стороны, участие в рейтингах стимулирует российские вузы развиваться, изменять свою стратегию и способствуют международному обмену лучшими практиками в образовательной сфере. С другой стороны, рейтинги оказывают значительное влияние на стоимость обучения в вузе для студентов, а в долгосрочной перспективе это может стать причиной оттока студентов в зарубежные вузы. Наиболее серьезной проблемой рейтингования является несовершенство методологии оценки места вузов в рейтинге, поскольку в настоящее время единая система оценки не разработана.
3 Цель данного исследования – оценка возможных последствий попыток повышения российскими вузами своих мест в международных рейтингах высшего образования.
4

Спрос на высшее образование в России и анализ рейтингов вузов

5 Высшее образование является не только одним из показателей уровня жизни населения, но и одним из факторов восходящей социальной мобильности. Так, согласно Программе развития ООН [1], уровень образования является одним из показателей Индекса человеческого развития (ИЧР). По состоянию на 2020 г. по ИЧР Россия занимала 49-е место (для справки, 48-е место занимала Аргентина, 47-е – Оман, 46-е – Хорватия, 45-е – Бахрейн) [2]. В первую пятерку стран входили Норвегия, Швейцария, Ирландия, Германия, Гонконг. Необходимо отметить, что уровень образования во многом зависит от расходов на образование (например, доли расходов на образование в ВВП). Если в 2019 г. этот показатель в странах с наибольшим значением ИЧР составлял от 4,4 % (Гонконг) до 7,6 % (Норвегия), то в России он составлял 4 % (в Аргентине – 4 %, Омане – 4,6 %, Хорватии – 4,5 %).
6 Поскольку высшее образование (особенно его качество) является фактором социальной мобильности, спрос на него довольно высокий. Однако необходимо отметить, что для большинства абитуриентов высшее образование в России будет платным. Так, если в 2000 г. 59 % студентов получали высшее образование бесплатно (за счет бюджетных ассигнований), то в 2020 г. – уже только 47 % [2]. Одновременно с этим происходило уменьшение числа образовательных организаций высшего образования – за 2000–2020 гг. оно составило 26 %. Однако в основном это произошло из-за сокращения числа частных организаций (на 41 %). Число государственных и муниципальных организаций также снизилось (на 18 %, [2]), что может быть связано с объединением вузов. В результате, произошло падение доступности высшего образования как за счет уменьшения числа вузов, так и за счет сокращения числа бюджетных мест в государственных вузах.
7 Стремление получить высшее образование в России довольно высоко: 90 % родителей хотят видеть своего ребенка студентом вуза [3], количество поступающих в вузы абитуриентов составляет 70 % [4]. Однако небольшое число бюджетных средств вынуждает молодежь сначала получать среднее профессиональное образование (заканчивая техникумы и колледжи), что, с одной стороны, дает им возможность раньше вступить в профессиональную деятельность, с другой – расширить материальные возможности для получения высшего образования.
8 На выбор заведения высшего образования влияет не только возможность абитуриента (или его семьи) оплатить образование, но и ожидаемое качество образования в выбранном вузе. Опосредованным показателем качества образования являются различные рейтинги вузов. Лидерами мировых рейтингов ежегодно становятся университеты Великобритании и США. На первых позициях зачастую находятся Stanford, Cambridge, Harvard, Oxford, а также MIT (Массачусетский институт технологий) и Caltech (Калифорнийский институт технологий). За последнее время количество российских университетов в мировых рейтингах возросло. Сейчас в международные рейтинги входят МГУ им. М. В. Ломоносова, ТГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ, ИТМО, СпбГУ, КФУ, НИУ ВШЭ, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, НГУ [5]. Однако они занимают не ведущие места. Среди мировых рейтингов наиболее авторитетными являются QS (Quacquarelli Symonds, Великобритания), THE (издается журналом Times Higher Education, Великобритания), Academic Ranking of World Universities – ARWU (КНР, Шанхай). Такие рейтинги оценивают деятельность вуза в целом, поскольку являются интегральными, т. е. оценивают деятельность вуза по единому набору показателей с учетом весовых коэффициентов.
9 Кроме указанных выше рейтингов публикуются узконаправленные рейтинги, например, рейтинги вузов, находящихся в одном регионе, или рейтинги вузов, находящихся в экономически близких странах (например, THE Asia University Rankings, ТНЕ BRICS & Emerging Economies, QS Latin America, QS Emerging Europe & Central Asia и т. д.). Постепенно разрабатываются рейтинги вузов конкретных стран (например, THE Japan University Rankings). Также в ответ на запрос абитуриентов и профессионалов разрабатываются целевые рейтинги (рейтинги трудоустройства университетских выпускников QS, молодых университетов QS и THE, университетской репутации THE, Webometrics и др.). Для России наиболее популярными рейтингами вузов являются «Интерфакс» [6] и Топ-100 университетов России RAEX [7].
10 Разработка российских рейтингов вузов довольно важна, т. к. международные (мировые) рейтинги малоприменимы для российских вузов. Например, в рейтинге ARWU ключевыми показателями являются цитируемость научных статей (опубликованных в узком круге англоязычных журналов, в основном ориентированных на естественные науки) и количество выпускников и преподавателей, лауреатов Нобелевской или Филдсовской премий. В результате в рейтинге ARWU единственным вузом, который вошел в Топ-100 в 2022 г., стал МГУ им. М. В. Ломоносова (занимает 97-е место). В рейтинге QS в 2022 г. МГУ им. М. В. Ломоносова занимает 79-е место, остальные российские вузы занимают места ниже 200-й позиции: СПБГУ (242-е место), НГУ (246-е место), ТГУ (272-е место), МГТУ им. Баумана (281-е место) [8].
11 Разнородность результатов различных рейтингов вузов, объясняемая разными методиками расчета, осложняет задачу выбора вуза. Поэтому абитуриенты и родители ориентируются не только на место вуза в том или ином рейтинге, но и на «престижность» диплома, востребованность выпускников вуза на рынке труда, возможности зарубежных стажировок. При этом количество бюджетных мест в вузе (на факультете) оценивали при поступлении 31,2 % родителей и абитуриентов [2], что можно считать довольно высоким показателем, отражающим проблему доступности платного высшего образования для российских семей, см. рис.
12

Рис. Основные показатели выбора ВУЗа для будущих студентов и родителей, %. Источник: составлено автором по данным [2]

13 В то же время место вуза в рейтингах в большинстве случаев отражается на стоимости обучения в нем. Так, например, стоимость обучения по программе бакалавриата в МГУ им. М. В. Ломоносова в 2022 г. в среднем составляет 404 040 руб. в год, в МГТУ им. Н. Э. Баумана – 312 936 руб., в РГГУ – 266 739 руб. в год, в Госакадемии МАРХИ – 177 960 руб. в год [9]. При этом, согласно рейтингу Интерфакс за 2021 г., МГУ им. М. В. Ломоносова занимал 1-е место, МГТУ им. Баумана – 16-е, РГГУ – 94-е, а Госакадемия МАРХИ – 117-е место, что свидетельствует о прямой зависимости стоимости обучения в вузе от его места в рейтинге [10].
14 Также можно отметить, что качество образования сконцентрировано в небольшом числе регионов РФ. Так, вузы, занимающие наиболее высокие позиции в рейтинге RAEX, находятся в Москве (31 % от всех вузов, входящих в Топ-100 этого рейтинга). На три «ведущих» региона (Москву, Санкт-Петербург и Московскую область) приходится почти половина российских вузов (47 % вузов, входящих в Топ-100 рейтинга RAEX в 2020 г.) [11, 12].
15 Широкое распространение рейтингов вузов, как попытка дать разностороннюю оценку их деятельности, качества получаемого в них образования, привело к тому, что вузы (не только российские, но и в других странах) стали пытаться «манипулировать» отдельными показателями для повышения своего места в рейтинге. Так, например, один из показателей, который включен в международные рейтинги, – численность иностранных студентов. Согласно данным [13], численность иностранных студентов, желающих обучаться в российских вузах, возросла с 8,1 % в 2014 г. до 11,9 % в 2020 г. Конечно, в 2020–2021 гг. пандемия COVID-19 значительно осложнила международный обмен, в том числе и снизила возможность обучаться зарубежом (несмотря на активно внедряемую систему дистанционного образования). Однако, на наш взгляд, этот показатель не может являться оценкой качества высшего образования в вузах, поскольку наряду с числовыми значениями необходимо рассматривать их качественные характеристики.
16 Еще один показатель, который учитывается при расчете места вуза в рейтингах, – число научных публикаций. Причем, если рейтинги THE и QS учитывают публикации в узком круге журналов, например, Nature&Science (которые малодоступны для большинства российских исследователей), то рейтинг RAEX уже не столь жестко подходит к отбору журналов, что позволяет вузам существенно увеличить число опубликованных статей. Так, согласно [14], если в 2010–2014 гг. число публикаций авторами, входящими в профессорско-преподавательский состав вузов, составляло 1 000 ед., то в 2015–2019 гг. этот показатель вырос до 3 200 ед. Еще более внушительные изменения произошли в области цитирования научных трудов (еще один показатель оценки качества образования в вузах в международных рейтингах): за 5 лет на каждого научно-педагогического работника среднегодовое количество цитирований выросло приблизительно в 7 раз.
17 Столь существенный прирост научной активности вызывает вопросы относительно качества статей, поскольку основная деятельность профессорско-преподавательского состава – обучение – занимает довольно много времени и, соответственно, на полноценные научные разработки времени остается немного. На указанные изменения публикационной активности накладывается снижение численности профессорско-преподавательских кадров в вузах. Это приводит не только к оттоку профессиональных преподавательских кадров из сферы высшего образования, что сказывается на качестве высшего образования, но и к повышению нагрузки на одного преподавателя. Так, для вузов, входящих в Топ-100 университетов RAEX, на одного преподавателя приходится 14 студентов, для вузов, входящих в первую двадцатку в этом рейтинге, соотношение составляет 1 к 12, для вузов, входящих в первую десятку – 1 к 10 [11].
18

Заключение

19 Стремление вуза попасть в рейтинг или улучшить свою позицию в нем приводит не только к «манипуляции» отдельными показателями, но и росту стоимости образования, поскольку место вуза в рейтинге является одним из показателей качества получаемого в нем образования (по мнению абитуриентов и их родителей). Конечно, место вуза в рейтинге – не единственный фактор, влияющий на стоимость образования в нем (и ее рост). Но как показывают исследования [15–19], для многих семей высшее образование детей становится мало достижимым (особенно, качественное).
20 Снижение числа бюджетных мест, о чем упоминалось ранее, приводит также к значительному росту конкурса на эти места, что вынуждает родителей абитуриентов искать возможности повышения уровня знаний ребенка до поступления в вуз – нанимать репетиторов, обучаться на различных программах довузовского обучения и т. д. По данным [20], от 60 % до 80 % абитуриентов вынуждены получать дополнительное образование перед поступлением в вуз. При этом вузы сами устанавливают правила учета наличия дополнительного образования при поступлении. Несмотря на то, что в большинстве вузов обучение на курсах не учитывается или может быть учтено в виде дополнительных баллов в случае, если при поступлении абитуриенты, окончившие курсы и нет, набирают одинаковое количество баллов и имеют прочие равные условия, манипулирование учетом результатов окончания подготовительных курсов при вузах возможно [21].
21 В целом, активное применение рейтингов для оценки качества высшего образования нельзя назвать «неправильным» или «правильным», поскольку есть исследователи, разделяющие обе точки зрения. С одной стороны, конечно, рейтинги помогают не только выбрать вуз для получения высшего образования, но и отражают возможности карьерного роста после успешного окончания вуза, возможность получить опыт проведения научных исследований. С другой стороны, к использованию рейтингов необходимо относиться аккуратно. Это связано, в первую очередь, с различиями в методиках расчета рейтингов. Так, большинство мировых рейтингов не совсем правильно отражают места российских вузов в них, т. к. ориентированы на англо-саксонскую систему образования, где превалирует исследовательская модель университета, что, кстати, постепенно переносится и на российские вузы. Кроме этого высокие места в рейтингах таких вузов, как, например, Гарвард или Стэнфорд, объясняются еще и тем, что политика вуза направлена в том числе на поддержание высокого уровня не только получаемого в вузе образования, но и высокого уровня компетенций абитуриентов. В таких вузах распространена система «хэдхантинга» за студентами с высокой успеваемостью и/или имеющими опыт проведения исследований и имеющих на этом поприще достижения. Также вузы развивают связи с работодателями, что может значительно повысить привлекательность вуза для абитуриентов.
22 В заключение хотелось бы отметить, что независимо от принятой вузами стратегии (участвовать в «гонке» за место в рейтинге или нет), имеет смысл проводить периодический мониторинг как качества предлагаемого образования, так и дополнительных возможностей, которые бы мог получить студент во время обучения в вузе (как, например, исследовательская работа, возможность проходить стажировки в различных компаниях, программы международных стажировок и обучения, межфакультетская кооперация и т.д.).

Библиография

1. Программа развития Организации Объединенных Наций // Организация Объединенных Наций. – URL: https://www.un.org/ru/ga/undp/ (дата обращения: 02.10.2022).

2. Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – Москва : НИУ ВШЭ, 2021. – 132 с. – URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/516715423.pdf (дата обращения: 02.10.2022).

3. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда: информационный бюллетень / М.В. Лопатина, Л. А. Леонова, П. В. Травкин, С. Ю. Рощин, В. Н. Рудаков; под науч. ред. С. Ю. Рощина, В. Н. Рудакова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 72 с.

4. Клячко, Т. Л. Образование в России и мире: Основные тенденции / Т. Л. Клячко // Образовательная политика. – 2020. – № 1(81). – с. 26-40. – URL : https://edpolicy.ranepa.ru/education-trends (дата обращения: 05.11.2022).

5. В каких рейтингах искать лучшие российские вузы // Skillbox. – 2022. – URL: https://skillbox.ru/media/education/kakie-byvaut-reytingi-vuzov/ (дата обращения 02.11.2022).

6. Национальный рейтинг университетов // Информационный портал Интерфакс. – URL : https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?ysclid=l4zubod2lq464943667&rating=1&year=2021&page=1 (дата обращения: 20.11.2022).

7. Рейтинги университетов // РАЭКС-Аналитика. – 2017-2022. – URL: https:// https://raex-a.ru/rankings/vuz/ (дата обращения: 24.11.2022).

8. Рейтинг QS по направлениям подготовки: движение российских вузов // QS Quacquarelli Symonds Limited. – 1994-2022. – URL: https://www.topuniversities.com/ (дата обращения: 10.09.2022).

9. Сколько стоит учиться в вузах Москвы в 2022 // Информационный портал Vuzopedia. – URL : https://vuzopedia.ru/stoimost/region/city/59 (дата обращения: 01.09.2022).

10. Стукалова, И. Б. Соотношение стоимости образовательных услуг и рейтинговой позиции вузов / И. Б. Стукалова, А. А. Стукалова // Российское предпринимательство. – 2016. – Т. 17, № 18. – с. 2395–2414.

11. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2021 год (RAEX, 2021 год) // РАЭКС-Аналитика. – 2017-2022. – URL : https://raex-a.ru/researches/vuz/vuz_best_2021?ysclid=l4zuzweh8p552149692 (дата обращения 12.10.2022).

12. Рейтинг вузов России-2020 от агентства RAEX // Sibmama.ru. – 2021-2022. – URL : https://sibmama.ru/RAEXreiting-vuz-2020.htm (дата обращения: 22.11.2022).

13. Eurasianet (США): поток студентов в заграничные вузы растет, возвращается лишь малая часть // ИНОСМИ. – 12 августа 2019 г., 19:40. – URL: https://inosmi.ru/social/20190812/245623547.html (дата обращения: 22.03.2022).

14. Конкурентоспособность российского высшего образования: результаты, факты, динамика [Электронный ресурс] // Информационный портал Рамблер – URL : https://news.rambler.ru/education/42006598-konkurentosposobnost-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya-rezultaty-fakty-dinamika/?ysclid=l4zux2czay890607173 (дата обращения: 22.05.2022).

15. Никонова, М. А. Мировые рейтинги оценки качества высшего образования: проблемы и перспективы использования / М. А. Никонова // Вестник ЦЭМИ. – 2021. – T. 4, Выпуск 3-4. – URL: https://cemi.jes.su/s265838870018081-2-1/. (дата обращения: 22.05.2022).

16. Варшавский, А. Е. Проблемы объективности международных рейтингов университетов / А. Е. Варшавский, Т. А. Комкина // Вестник университета. – 2011. – № 3. – с. 103–111.

17. Варшавский, А. Е. Анализ двух основных рейтингов университетов / А. Е. Варшавский, Т. А. Комкина // Прикладная эконометрика. – 2011. – № 3 (23). – с. 57–78.

18. Никонова, М. А. Влияние мировых рейтингов на трансформацию российского высшего образования и сферы НИОКР / М. А. Никонова // Производство, наука и образование в эпоху трансформаций: Россия в [де]глобализирующемся мире : Сборник материалов VI Международного конгресса / Институт нового индустриального развития имени С. Ю. Витте; Конгресс работников образования, науки, культуры и техники (КРОН). – Москва, 2020. – с. 274–279.

19. Никонова М.А. Оценка качества высшего образования с помощью рейтингов / М. А. Никонова // Молодая экономика: экономическая наука глазами молодых ученых: материалы Седьмой научно-практической конференции. Москва, 10 декабря 2021 г. / под ред. Р.Н. Павлова. – Москва : ЦЭМИ РАН, 2022. – с. 48-51.

20. Высшее и дополнительное профессиональное образование // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. – 1999-2022. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения: 03.06.2022).

21. Всё больше выпускников девятых классов выбирают СПО // НИУ ВШЭ. – 1993–2022. – URL : https://ioe.hse.ru/news/414907079.html?ysclid=l4zt6k9jzl442473207 (дата обращения: 10.06.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести