Robotic education in Russia and abroad
Table of contents
Share
QR
Metrics
Robotic education in Russia and abroad
Annotation
PII
S265838870021259-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Marina Dubinina 
Occupation: Senior Lecturer
Affiliation:
THE STATE ACADEMIC UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES (GAUGN)
Central Economics and Mathematics Institute RAS (CEMI RAS)
Address: Moscow, Nakhimovskii prospect 47
Abstract

The article analyzes the level of robotization and the state of robotic education in different countries, their importance at the present stage of development of industry, services and other sectors of the economy. In a technological society in which robotics is actively introduced into everyday life, education should be aimed at developing the skills necessary to work with robots and intelligent automation systems. Under the sanctions imposed against Russia, the development of domestic industrial and service robots is especially important, and this requires qualified specialists and technicians.

Keywords
robot, higher education, robotics engineer, robotics
Received
06.09.2022
Date of publication
26.10.2022
Number of purchasers
11
Views
471
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

2

За последние годы стремительное развитие технологий коренным образом изменило спрос и предложение в сфере производства. Центральным компонентом стратегий автоматизации в самых разных производственных секторах являются промышленные и сервисные роботы. Промышленные роботы (ПР) все больше интегрируются в автоматизированные процессы, напрямую взаимодействуя с другими машинами. Их использование уже не ограничивается только развитыми странами, а сами роботы могут работать вместе с людьми [1]. Плотность роботизации в мире (количество установленных роботов на 10 тыс. занятых в обрабатывающей промышленности) за период 2004-2020 гг. выросла более чем в 2 раза (с 60 ед. в 2004 г. до 126 ед. в 2020 г.)1. Продажи профессиональных сервисных роботов выросли на 41 % в 2020 г., что связано с повышенным спросом на них в период пандемии коронавируса [6].

1. IFR. URL: >>>> (дата обращения: 12.07.2022).
3 Рост автоматизации предъявляет новые требования к занятым на производстве, меняет их навыки. С одной стороны, для промышленных рабочих обеспечивается более безопасная и разнообразная работа, с другой – далеко не все работники соответствуют требованиям, которые предъявляют новые условия труда. Если несколько лет назад обсуждалась проблема вытеснения рабочих роботами и опасность массовой безработицы, то в настоящее время на первый план выдвигается проблема обеспечения рабочей силы навыками работы с новыми технологиями2.
2. Up-skilling today and tomorrow’s workforce for automation. URL: >>>> (дата обращения: 17.07.2022).
4 Главную роль в решении этой проблемы должно сыграть образование. Исследования показывают, что робототехника внедряется в образование ускоренными темпами, предоставляя преимущества в качестве учебного пособия, дополнительного инструмента для повышения мотивации и академической успеваемости учащихся, создавая интерактивные и привлекательные условия обучения [10]. Робототехника в образовании содействует развитию логического мышления, повышает навыки в области техники, конструкторской и изобретательской деятельности, развивает социальные и командные навыки, укрепляет знания в других науках [9].
5

Робототехника как научно-техническая дисциплина

6 Робототехника – междисциплинарная отрасль техники и науки, включающая в себя проектирование, создание, эксплуатацию и использование роботов, а также компьютерных систем, сенсорной обратной связи, управления и обработки информации. Целью робототехники является разработка интеллектуальных машин, которые могут помогать людям в их повседневной жизни и поддерживать здоровье и безопасность каждого3. Робототехника включает в себя проектирование, производство и эксплуатацию роботов. Она представляет собой специальность, сочетающую в себе несколько областей в соответствии с тремя основными частями робота4: машиностроение – создание физической системы, из которой состоит робот (двигатели и приводы, меры безопасности, то, как робот-манипулятор будет работать в производственных условиях); электротехнику – управление роботами (электронная основа робота, включая встроенные системы управления, низкоуровневое программирование схем, электрическое сопротивление и др.); компьютерное программирование – программное обеспечение и язык программирования (на современном этапе искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение). Для современного инженера-робототехника необходимо изучить несколько направлений работы. Независимо от занимаемой должности все инженеры-робототехники должны хорошо разбираться в математике, электронике и информатике; должны иметь хотя бы базовое понимание языков программирования и уметь хорошо работать в команде5.
3. Mechanical vs Robotics Engineering. URL: >>>> (дата обращения: 08.07.2022).

4. The Whys and Hows of Becoming a Robotics Engineer. URL: >>>> (дата обращения: 05.07.2022).

5. How to Become a Robotics Engineer From Scratch in 2022. URL: >>>> (дата обращения: 11.07.2022).
7 По данным NSF, наибольшая доля студентов, получивших первые университетские степени в области инженерных наук, за период 2010-2018 гг. отмечалась в Китае (32,8 % в 2018 г., табл.1). В числе первых 10 стран находится и Россия (6-е место), а наибольший рост за рассматриваемый период продемонстрировала Польша (рост с 9 % в 2010 г. до 19 % в 2018 г.).
8 Таблица 1. Динамика доли студентов, получивших первые университетские степени в области инженерных наук, в общем количестве студентов, %
№ п/п Страна 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2018 г. в % к 2010 г.
1 Китай 31,39 31,63 31,75 33,09 33,17 32,92 32,77 32,48 32,81 104,5
2 Португалия 18,34 18,40 18,82 22,75 22,03 22,37 23,32 22,80 21,03 114,7
3 Чили 14,55 14,10 15,08 18,45 17,69 17,45 17,20 18,58 20,88 143,5
4 Южная Корея 23,57 23,75 23,32 20,75 20,26 22,81 22,93 20,95 20,72 87,9
5 Германия 13,28 14,16 15,19 22,15 21,96 22,66 21,92 21,04 20,65 155,5
6 Россия 17,20 16,65 16,30 14,85 17,70 19,04 21,07 20,35 20,35 118,3
7 Литва 18,33 18,24 18,55 18,07 18,19 17,76 18,32 19,50 20,14 109,9
8 Тайвань 23,09 22,75 22,32 21,39 20,98 20,44 19,53 19,74 19,28 83,5
9 Мексика 19,18 20,93 21,23 22,25 22,98 22,88 21,63 18,20 19,01 99,1
10 Польша 9,08 10,60 11,25 15,41 17,17 19,22 20,46 19,87 19,00 209,2
Источник: [11].
9 Далеко не все эти студенты имеют в дальнейшем отношение к робототехнике, но инженерное образование в этой сфере необходимо. Ожидается, что с ростом таких секторов, как машинное обучение и ИИ в робототехнике, потребность в выпускниках с техническими и творческими способностями для работы в этой области будет расти. Поскольку появляются все новые области применения роботов, сфера деятельности инженеров-робототехников будет расширяться. Каждый вид деятельности в области робототехники уникален, и практические аспекты работы в этой области часто зависят от опыта человека. Инженеры-робототехники с опытом программирования, как правило, сосредотачиваются на программной стороне вещей, инженеры-механики в большей степени связаны с физическими компонентами робота.
10

Спрос на специалистов и их подготовка в ведущих странах мира

11 Во всех странах мира остро стоит проблема дефицита инженерно-технических специалистов. В ряде стран она решается за счет увеличения выпуска специалистов или привлечения высококвалифицированных иммигрантов. Однако широкое развитие сферы услуг и высокая заработная плата в ней вызывают отток специалистов, в том числе выпускников инженерно-технических направлений, из обрабатывающей промышленности [3].
12 Аналитики IFR опасаются, что в течение следующих десяти лет спрос на специалистов в области робототехники намного опередит предложение, если не будут предприниматься скоординированные действия между производителями и учебными заведениями для развития навыков, знаний и умений, которые точно соответствуют меняющемуся рыночному спросу.
13 В то же время предполагается, что достижения в области робототехники значительно изменят производственные рабочие места и необходимые навыки в течение следующих десяти лет. Согласно прогнозу IFR, более 50 % производственных рабочих будут работать вместе с роботами. Роботы будут помогать им в выполнении утомительных, повторяющихся задач, требующих высокой степени точности. Достижения в области интерфейсов роботов позволят управлять и контролировать их интуитивно и быстро рабочими, не имеющими навыков программирования6.
6. Next Generation Skills. Enabling today’s and tomorrow’s workforce to benefit from automationю URL; >>>> (дата обращения: 02.07.2022).
14 Чтобы подготовиться к будущему развитию технологий, крупные образовательные учреждения разных стран предлагают разнообразные программы робототехники. Среди 100 ведущих университетов мира в 2022 г., список которых составлен на основе результатов их исследований в области робототехники, 34 университета находятся в США, по 11 – в Китае и Японии, 8 – в Германии, по 5 – в Италии, Великобритании и Южной Корее7. Кроме того, крупнейшие компании – производители роботов (ABB, Fanuc, KUKA, YASKAWA) ежегодно набирают 10-30 тыс. учащихся на обучение по своим программам, которые варьируются от базового программирования до комплексных семинаров. Эти программы обучения охватывают более 30 стран и дают ключевые навыки для работы в промышленности будущего8.
7. Best Universities for Robotics in the World. URL: >>>> (дата обращения: 06.07.2022).

8. Robot manufacturers drive education. URL: >>>> (дата обращения: 17.07.2022).
15 В табл. 1 нет данных по США, т. к. по доле студентов, получивших первые университетские степени в области инженерных наук, в общем количестве студентов, США занимали в 2018 г. только 45-е место (7,43 %). Однако в стране отмечается рост интереса к инженерным наукам. Так, доля инженеров в общем количестве студентов, получивших степень бакалавра, выросла с 4,50 % в 2011 г. до 6,35 % в 2019 г., среди магистров – с 5,61% до 6,32 % за тот же период [11].
16 Программы по робототехнике в США включают в себя использование компьютерной графики, программирование мобильных роботов, стратегии движения робототехники, числовые алгоритмы и т. д.
17 По данным Бюро статистики труда США (BLS), за период 2010-2017 гг. компании установили 136,7 тыс. роботов в производственные цеха, при этом в результате автоматизации также было создано 894 тыс. новых производственных рабочих мест, а уровень безработицы в стране снизился с 9,63 % в 2010 г. до 4,36 % в 2017 г.9 Рынок труда инженеров-робототехников, а также число квалифицированных специалистов, необходимых для программирования, эксплуатации и обслуживания этих роботов, в США, по прогнозу BLS, будет расти до 2024 г.10 В настоящее время, по данным сайта Zippia, компании дали объявления на более чем 16 тыс. рабочих мест для инженеров-робототехников, при этом разброс годовых зарплат составляет 60-150 тыс. долл.11
9. Unemployment, total (% of total labor force) (modeled ILO estimate). URL: >>>> (дата обращения: 06.07.2022).

10. The Whys and Hows of Becoming a Robotics Engineer. URL: >>>> (дата обращения: 05.07.2022).

11. Robotics Engineer Jobs Near Me. URL: >>>> (дата обращения: 14.07.2022).
18 Для проведения фундаментальных исследований и разработок в США была запущена Национальная инициатива по робототехнике (NRI). На современном этапе в NRI-2.0 поощряется сотрудничество между академическими, отраслевыми, некоммерческими и другими организациями для достижения более тесных связей между фундаментальной наукой, инженерией, разработкой, развертыванием и использованием технологий, в первую очередь, коллаборативных роботов12. Для решения проблемы нехватки кадров предполагается привлечение учащихся к изучению робототехники и использование робототехники для улучшения преподавания и обучения в контексте образования в области STEM13.
12. Investment in Robotics Research – Global Report 2021. URL: >>>> (дата обращения: 04.07.2022).

13. National Robotics Initiative 2.0: Ubiquitous Collaborative Robots (NRI-2.0). URL: >>>> (дата обращения: 13.07.2022).
19 Заработная плата специалиста в области робототехники зависит от должности, компании и опыта работы. На начальном уровне она обычно колеблется от 45 тыс. до 60 тыс. долл. в год. Для техников в этой области она составляла более 56,7 тыс. долл. в 2017 г., в 2016 г. рабочих такой специальности было 13,8 тыс. человек14.
14. Robotics technician. URL: >>>> (дата обращения: 14.07.2022).
20

Среди инженеров-робототехников в 2022 г. большая часть имела степень бакалавра (65 %), ассоциата (15 %) и магистра (13 %)15. За период 2010-2019 гг. процент безработных инженеров-робототехников снизился более чем вдвое (с 4,06 % в 2010 г. до 1,77 % в 2019 г.), при этом плотность роботизации в промышленности США увеличилась в 1,8 раза (со 128 единиц на 10 тыс. занятых в промышленности в 2010 г. до 228 ед. в 2019 г.16). Инженеры-робототехники не выделены в отдельную категорию в Occupational Outlook Handbook США, их относят к инженерам-механикам, которые проектируют, разрабатывают, изготавливают и испытывают механические и тепловые датчики и устройства. В сравнении с промышленными инженерами за период 2000-2021 гг. количество инженеров-механиков увеличилось меньше – в 1,26 раза (промышленных инженеров – почти в 1,7 раза, см. рисунок).

15. Robotics Engineer Demographics And Statistics In The US. URL: >>>> (дата обращения: 06.07.2022).

16. IFR. URL: >>>> (дата обращения: 06.07.2022).
21

Рис. Динамика индекса роста численности занятых по указанным специальностям в США за 2000-2021 гг. (рассчитано по данным BLS, 2000 г. = 100 %)

22 Прогноз BLS по количеству рабочих мест для промышленных инженеров составляет около 40 тыс. мест к 2030 г., а для инженеров-механиков – 20,9 тыс. мест17. Количество инженеров-робототехников, по оценкам, в 2020 г. составляло около 167 тыс. занятых со среднегодовой заработной платой более 100 тыс. долл.18
17. BLS. Occupational Outlook Handbook.URL: >>>> (дата обращения: 14.07.2022).

18. Robotics Engineers. URL: >>>> (дата обращения: 01.07.2022).
23 В Южной Корее отмечается самая высокая плотность роботизации в мире – 932 робота в расчете на 10 тыс. занятых в промышленности в 2020 г., а ежегодные отгрузки роботов составляют более 30 тыс. единиц (максимальное значение показателя отмечалось в 2016 г. – 41,4 тыс. роботов). Робототехническое образование вызывает повышенный интерес среди студентов. В стране действует более 1000 частных учебных заведений по робототехнике, проводятся многочисленные соревнования роботов, включая Международную олимпиаду роботов (IRO). Знакомство с робототехникой в Южной Корее начинается с самого детства. В 2021 г. начались испытания роботов Alpha Mini в 300 яслях и центрах по уходу за детьми в Сеуле для подготовки детей в возрасте 3-5 лет к высокотехнологичному будущему19. Роботы Engkey обучают английскому языку учащихся начальных классов в 21 школе страны20.
19. South Korea trials robots in preschools to prepare children for high-tech future. URL: >>>> (дата обращения: 17.07.2022).

20. I, Robot: Robots Teach English in South Korean Schools. URL: >>>> (дата обращения: 17.07.2022).
24 Принятый закон о разработке и поощрении интеллектуальных роботов в Южной Корее способствовал развитию индустрии роботов как основной отрасли четвертой промышленной революции. Приоритетными направлениями являются: производственные предприятия (со специальной программой повышения конкурентоспособности производственных площадок), отдельные области сервисных роботов (включая здравоохранение и логистику), компоненты нового поколения и ключевое программное обеспечение для роботов. Предполагается расширение применения роботов в промышленности, в академической и исследовательской сферах21.
21. Могиленко К.А. Управление инновациями в Южной Корее. URL: >>>> (дата обращения: 17.07.2022).
25 Китай с 2013 г. является крупнейшим в мире рынком промышленных роботов. В период 2010-2020 гг., по данным IFR, количество отгрузок ПР в Китае выросло более чем в 11 раз (с 15 тыс. ед. в 2010 г. до 168,4 тыс. ед. в 2020 г.), а парк ПР за этот же период вырос более чем в 18 раз (с 52,3 тыс. роботов в 2010 г. до 950,3 тыс. роботов в 2020 г.). В 2020 г. на долю Китая приходилось 44 % общего числа установок ПР в мире. Такое бурное развитие робототехники объясняется большой популярностью инженерных наук в стране (см. табл.1).
26 Несмотря на то, что в топ-100 лучших вузов в области робототехники входит 11 китайских университетов, получать образование в этой сфере китайские студенты предпочитают в США, где, по их мнению, система образования более адаптирована к потребностям развивающейся робототехники. В 2019 г. среди иностранных студентов, изучающих там инженерные науки, китайские студенты составляли более 22 % [11]. Ожидается, что к 2030 г. численность китайских студентов, аспирантов и докторов наук, обучающихся в США, значительно вырастет [5].
27 Важность робототехники для Китая подчеркивает тот факт, что в 2022 г. в список 18 новых профессий, официально признанных Администрацией трудовых ресурсов, вошли инженерно-технические работники в сфере робототехники22.
22. В Китае признано 18 новых профессий. URL: >>>> (дата обращения: 16.07.2022).
28

Робототехническое образование в России

29 По уровню роботизации Россия отстает от многих стран. Так, если к 2020 г. в стране было установлено около 8 тыс. промышленных роботов, то в Германии - более 130 тыс. ПР [2]. Однако по количеству сервисных роботов Россия занимает одно из ведущих мест в мире23. Для успешного развития и использования робототехники, особенно в период санкций против России, нужны специалисты в этой области.
23. Россия заняла второе место в мире по производству сервисных роботов. Российская газета, 29.10.2020. URL: >>>> (дата обращения: 03.08.2022).
30 В ведущих странах мира основы робототехники начинают преподавать детям еще в начальной школе. Одним из наиболее популярных образовательных комплексов для изучения робототехники является LEGO, содержащий модули, предназначенные для занятий как младших школьников, так и выпускников старших классов. Однако в настоящее время компания LEGO заявила об уходе с российского рынка, поэтому разработки отечественных специалистов в этой области особенно актуальны.
31 В 2016 г. в России компания «Роббо» открыла сеть кружков по обучению программированию и робототехнике для детей 5-15 лет с помощью набора Robbo, состоящего из модульной системы, платы с датчиками и программируемых сенсоров. На конец 2021 г. компания сотрудничала с 23 странами и открыла более 150 кружков робототехники по всей России24.
24. РОББО. URL: >>>> (дата обращения: 16.07.2022).
32 Робототехническое образование ориентировано на профессиональное образование в колледжах и вузах [7]. В России общее количество студентов, обучающихся по специальности «Мехатроника и робототехника», за период 2015-2020 гг. выросло в 1,45 раза на бакалавриате и более чем в 2 раза на специалитете (табл. 2).
33

Таблица 2. Индекс роста количества студентов, занимающихся по направлению «Мехатроника и робототехника», и их доля в общем количестве студентов бакалавриата и специалитета соответственно

  2015 2016 2017 2018 2019 2020
Индекс роста (2015 г. = 100%)
Бакалавриат 100 108,5 114,6 122,9 131,4 144,6
Специалитет 100 142,5 161,1 185,8 212,3 201,6
Доля в общем количестве обучающихся студентов, %
Бакалавриат 0,127 0,149 0,169 0,189 0,210 0,233
Специалитет 0,076 0,143 0,158 0,178 0,197 0,181

Источник: рассчитано автором по данным Минобрнауки России25.

25. Сведения о численности студентов по курсам, направлениям подготовки и специальностям. URL: >>>> (дата обращения: 12.07.2022).
34 В 2022 г. прием студентов на специальность «Мехатроника и робототехника» ведут в 71 вузе. Обучение робототехнике в высших учебных заведениях включает в себя принципы работы сенсорных систем управления, манипулирование роботами, платформы робототехники и механику, связанную с манипулированием роботами. Кроме того, изучается программирование роботов и планирование их действий с использованием средств управления в реальном времени и программируемых контроллеров данных. Общее количество программ по специальности включает в себя 32 профиля обучения, в основном ориентированного на промышленную робототехнику, но в двух вузах (Юго-Западном государственном университете и Пермском национальном исследовательском политехническом университете) студенты обучаются по направлению «Сервисная робототехника». Компании стали чаще привлекать студентов для решения перспективных, некритичных задач, они занимаются проверкой идей, прототипированием и разработкой26.
26. Люди для роботов. URL: >>>> (дата обращения: 14.07.2022).
35 В некоторых университетах студенты-робототехники проводят практические занятия с помощью автономных сервисных роботов компании Promobot (Самарский политех, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Томский политех и др.). Но ряд университетов по-прежнему изучает робототехнику на базе школьных технологий и платформ (Lego или Arduino) [8]. Таким образом, стоит проблема не только в количестве желающих получить робототехническое образование, но также и в отставании оборудования и программ для обучения современным технологиям.
36 Несмотря на рост количества обучающихся, инженерные направления подготовки не пользуются широким спросом. Так, по данным сайта «Вузотека»27, специальность «Мехатроника и робототехника» занимала 217-е место в рейтинге специальностей вузов РФ в 2022 г., а общее количество бюджетных мест на эту специальность в 2019 г. составляло 1230 (еще 1000 – на платное обучение28).
27. Вузотека. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2022).

28. Вузы России со специальностью мехатроника и робототехника – 15.03.06. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2022).
37 Тем не менее, с развитием робототехники в России растет спрос на кадры в этой области. Причем уже сейчас он значительно превышает предложение. По данным НАУРР, в 2020 г. на российских предприятиях работало около 1000 специалистов, контролировавших использование робототехнических комплексов. Чтобы соответствовать среднемировому уровню развития промышленной робототехники, необходимо существенно увеличить количество ПР на предприятиях России, а значит, количество специалистов по обслуживанию робототехники должно увеличиться существенно (по оценкам НАУРР, в настоящее время требуется еще порядка 19 тыс. человек, к 2025 г. – 40 тыс., к 2030 г. – 66 тыс. человек29).
29. НАУРР. Информационная справка о нехватке кадров промышленных предприятий для задач использования робототехнических комплексов. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2022).
38

Заключение

39 В современных условиях введения санкций против России глобальная технологическая конкурентоспособность страны, ускорение ее реиндустриализации являются особенно актуальными, что может быть обеспечено повсеместным развитием автоматизации и роботизации производства. Роботизация промышленности поможет повысить производительность труда, ускорить обновление производственной базы, обеспечить экономическую безопасность и технологический суверенитет России [4]. Для этого необходимо особое внимание уделять подготовке специалистов для этой области, способных не только контролировать эксплуатацию промышленных и сервисных роботов, но и разрабатывать собственные программные продукты в случае отказа западных компаний в продлении лицензий на их ПО.

References

1. Varshavskij A. E., Dubinina V. V. Mirovye tendentsii i napravleniya razvitiya promyshlennykh robotov // MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie). 2020. T. 11. № 3. S. 294–319. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2020.11.3.294-319.

2. Varshavskij A.E., Dubinina V.V. Sopostavitel'nyj analiz pokazatelej i faktorov robotizatsii v Rossii i Pol'she // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. – 2021. – T. 17, № 10. – S. 1875 – 1902.

3. Varshavskij A.E., Kochetkova E.V. Analiz pokazatelej chislennosti inzhenerno-tekhnicheskikh spetsialistov v Rossii // Ehkonomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2016. T.15. vyp. 9. S. 67-85.

4. Ermolov, I. L. Strategicheskie voprosy razvitiya rossijskoj robototekhniki / I. L. Ermolov // Innovatsii. – 2020. – № 2(256). – S. 43-46. – DOI 10.26310/2071-3010.2020.256.2.006. – EDN LGIZWW.

5. Komissina I.N. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya robototekhniki v Kitae // Problemy natsional'noj strategii. № 1 (58). 2020. S. 123-145.

6. Komkina T.A., Dubinina M.G. Analiz osobennostej razvitiya i rasprostraneniya servisnoj robototekhniki v period pandemii koronavirusa // Ehkonomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2021. T.20. vyp.7. S. 1321-1342. https://doi.org/10.24891/ea.20.7.1321

7. Robototekhnika v Rossii: obrazovatel'nyj landshaft. Chast' 1 / D. A. Gagarina, A. S. Gagarin; Natsional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki», Institut obrazovaniya. — M.: NIU VShEh, 2019. — 108 s. — 200 ehkz. — (Sovremennaya analitika obrazovaniya. № 6 (27))

8. Robototekhnika v Rossii: obrazovatel'nyj landshaft. Chast' 2 / D. A. Gagarina, S. G. Kosaretskij, A. S. Gagarin, M. E. Goshin; Natsional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki», Institut obrazovaniya. — M.: NIU VShEh, 2019. — 96 s. — 200 ehkz. — (Sovremennaya analitika obrazovaniya. № 6 (28)).

9. Chupin D.Yu., Stupin A.A., Stupina E.E., Klassov A.B. Obrazovatel'naya robototekhnika: uchebnoe posobie. — Novosibirsk: Agentstvo «Sibprint», 2019. — 114 s.

10. Mubin, Omar & Stevens, Catherine & Shahid, Suleman & Mahmud, Abdullah & Dong, Jian-Jie. (2013). A review of the applicability of robots in education. Technology for Education and Learning. 1. 10.2316/Journal.209.2013.1.209-0015.

11. Science & Engineering Indicators : Higher Education in Science and Engineering // NSF. – URL : https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20223/data#table-block (дата обращения: 12.07.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate