Робототехническое образование в России и за рубежом
Робототехническое образование в России и за рубежом
Аннотация
Код статьи
S265838870021259-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Дубинина Марина Геннадьевна 
Должность: Старший преподаватель
Аффилиация:
Государственный академический университет гуманитарных наук
Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, Нахимовский проспект, 47
Аннотация

В статье анализируется уровень роботизации и состояние робототехнического образования в разных странах, их важность на современном этапе развития промышленности, сферы услуг и других отраслей экономики. В технологическом обществе, в котором робототехника активно внедряется в повседневную жизнь, образование должно быть направлено на формирование навыков, необходимых для работы с роботами и интеллектуальными системами автоматизации. В условиях введенных против России санкций развитие отечественных промышленных и сервисных роботов особенно актуально, а для этого необходимы квалифицированные специалисты и техники. 

Ключевые слова
робот, высшее образование, инженер-робототехник, робототехника
Классификатор
Получено
06.09.2022
Дата публикации
26.10.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
470
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

2

За последние годы стремительное развитие технологий коренным образом изменило спрос и предложение в сфере производства. Центральным компонентом стратегий автоматизации в самых разных производственных секторах являются промышленные и сервисные роботы. Промышленные роботы (ПР) все больше интегрируются в автоматизированные процессы, напрямую взаимодействуя с другими машинами. Их использование уже не ограничивается только развитыми странами, а сами роботы могут работать вместе с людьми [1]. Плотность роботизации в мире (количество установленных роботов на 10 тыс. занятых в обрабатывающей промышленности) за период 2004-2020 гг. выросла более чем в 2 раза (с 60 ед. в 2004 г. до 126 ед. в 2020 г.)1. Продажи профессиональных сервисных роботов выросли на 41 % в 2020 г., что связано с повышенным спросом на них в период пандемии коронавируса [6].

1. IFR. URL: >>>> (дата обращения: 12.07.2022).
3 Рост автоматизации предъявляет новые требования к занятым на производстве, меняет их навыки. С одной стороны, для промышленных рабочих обеспечивается более безопасная и разнообразная работа, с другой – далеко не все работники соответствуют требованиям, которые предъявляют новые условия труда. Если несколько лет назад обсуждалась проблема вытеснения рабочих роботами и опасность массовой безработицы, то в настоящее время на первый план выдвигается проблема обеспечения рабочей силы навыками работы с новыми технологиями2.
2. Up-skilling today and tomorrow’s workforce for automation. URL: >>>> (дата обращения: 17.07.2022).
4 Главную роль в решении этой проблемы должно сыграть образование. Исследования показывают, что робототехника внедряется в образование ускоренными темпами, предоставляя преимущества в качестве учебного пособия, дополнительного инструмента для повышения мотивации и академической успеваемости учащихся, создавая интерактивные и привлекательные условия обучения [10]. Робототехника в образовании содействует развитию логического мышления, повышает навыки в области техники, конструкторской и изобретательской деятельности, развивает социальные и командные навыки, укрепляет знания в других науках [9].
5

Робототехника как научно-техническая дисциплина

6 Робототехника – междисциплинарная отрасль техники и науки, включающая в себя проектирование, создание, эксплуатацию и использование роботов, а также компьютерных систем, сенсорной обратной связи, управления и обработки информации. Целью робототехники является разработка интеллектуальных машин, которые могут помогать людям в их повседневной жизни и поддерживать здоровье и безопасность каждого3. Робототехника включает в себя проектирование, производство и эксплуатацию роботов. Она представляет собой специальность, сочетающую в себе несколько областей в соответствии с тремя основными частями робота4: машиностроение – создание физической системы, из которой состоит робот (двигатели и приводы, меры безопасности, то, как робот-манипулятор будет работать в производственных условиях); электротехнику – управление роботами (электронная основа робота, включая встроенные системы управления, низкоуровневое программирование схем, электрическое сопротивление и др.); компьютерное программирование – программное обеспечение и язык программирования (на современном этапе искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение). Для современного инженера-робототехника необходимо изучить несколько направлений работы. Независимо от занимаемой должности все инженеры-робототехники должны хорошо разбираться в математике, электронике и информатике; должны иметь хотя бы базовое понимание языков программирования и уметь хорошо работать в команде5.
3. Mechanical vs Robotics Engineering. URL: >>>> (дата обращения: 08.07.2022).

4. The Whys and Hows of Becoming a Robotics Engineer. URL: >>>> (дата обращения: 05.07.2022).

5. How to Become a Robotics Engineer From Scratch in 2022. URL: >>>> (дата обращения: 11.07.2022).
7 По данным NSF, наибольшая доля студентов, получивших первые университетские степени в области инженерных наук, за период 2010-2018 гг. отмечалась в Китае (32,8 % в 2018 г., табл.1). В числе первых 10 стран находится и Россия (6-е место), а наибольший рост за рассматриваемый период продемонстрировала Польша (рост с 9 % в 2010 г. до 19 % в 2018 г.).
8 Таблица 1. Динамика доли студентов, получивших первые университетские степени в области инженерных наук, в общем количестве студентов, %
№ п/п Страна 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2018 г. в % к 2010 г.
1 Китай 31,39 31,63 31,75 33,09 33,17 32,92 32,77 32,48 32,81 104,5
2 Португалия 18,34 18,40 18,82 22,75 22,03 22,37 23,32 22,80 21,03 114,7
3 Чили 14,55 14,10 15,08 18,45 17,69 17,45 17,20 18,58 20,88 143,5
4 Южная Корея 23,57 23,75 23,32 20,75 20,26 22,81 22,93 20,95 20,72 87,9
5 Германия 13,28 14,16 15,19 22,15 21,96 22,66 21,92 21,04 20,65 155,5
6 Россия 17,20 16,65 16,30 14,85 17,70 19,04 21,07 20,35 20,35 118,3
7 Литва 18,33 18,24 18,55 18,07 18,19 17,76 18,32 19,50 20,14 109,9
8 Тайвань 23,09 22,75 22,32 21,39 20,98 20,44 19,53 19,74 19,28 83,5
9 Мексика 19,18 20,93 21,23 22,25 22,98 22,88 21,63 18,20 19,01 99,1
10 Польша 9,08 10,60 11,25 15,41 17,17 19,22 20,46 19,87 19,00 209,2
Источник: [11].
9 Далеко не все эти студенты имеют в дальнейшем отношение к робототехнике, но инженерное образование в этой сфере необходимо. Ожидается, что с ростом таких секторов, как машинное обучение и ИИ в робототехнике, потребность в выпускниках с техническими и творческими способностями для работы в этой области будет расти. Поскольку появляются все новые области применения роботов, сфера деятельности инженеров-робототехников будет расширяться. Каждый вид деятельности в области робототехники уникален, и практические аспекты работы в этой области часто зависят от опыта человека. Инженеры-робототехники с опытом программирования, как правило, сосредотачиваются на программной стороне вещей, инженеры-механики в большей степени связаны с физическими компонентами робота.
10

Спрос на специалистов и их подготовка в ведущих странах мира

11 Во всех странах мира остро стоит проблема дефицита инженерно-технических специалистов. В ряде стран она решается за счет увеличения выпуска специалистов или привлечения высококвалифицированных иммигрантов. Однако широкое развитие сферы услуг и высокая заработная плата в ней вызывают отток специалистов, в том числе выпускников инженерно-технических направлений, из обрабатывающей промышленности [3].
12 Аналитики IFR опасаются, что в течение следующих десяти лет спрос на специалистов в области робототехники намного опередит предложение, если не будут предприниматься скоординированные действия между производителями и учебными заведениями для развития навыков, знаний и умений, которые точно соответствуют меняющемуся рыночному спросу.
13 В то же время предполагается, что достижения в области робототехники значительно изменят производственные рабочие места и необходимые навыки в течение следующих десяти лет. Согласно прогнозу IFR, более 50 % производственных рабочих будут работать вместе с роботами. Роботы будут помогать им в выполнении утомительных, повторяющихся задач, требующих высокой степени точности. Достижения в области интерфейсов роботов позволят управлять и контролировать их интуитивно и быстро рабочими, не имеющими навыков программирования6.
6. Next Generation Skills. Enabling today’s and tomorrow’s workforce to benefit from automationю URL; >>>> (дата обращения: 02.07.2022).
14 Чтобы подготовиться к будущему развитию технологий, крупные образовательные учреждения разных стран предлагают разнообразные программы робототехники. Среди 100 ведущих университетов мира в 2022 г., список которых составлен на основе результатов их исследований в области робототехники, 34 университета находятся в США, по 11 – в Китае и Японии, 8 – в Германии, по 5 – в Италии, Великобритании и Южной Корее7. Кроме того, крупнейшие компании – производители роботов (ABB, Fanuc, KUKA, YASKAWA) ежегодно набирают 10-30 тыс. учащихся на обучение по своим программам, которые варьируются от базового программирования до комплексных семинаров. Эти программы обучения охватывают более 30 стран и дают ключевые навыки для работы в промышленности будущего8.
7. Best Universities for Robotics in the World. URL: >>>> (дата обращения: 06.07.2022).

8. Robot manufacturers drive education. URL: >>>> (дата обращения: 17.07.2022).
15 В табл. 1 нет данных по США, т. к. по доле студентов, получивших первые университетские степени в области инженерных наук, в общем количестве студентов, США занимали в 2018 г. только 45-е место (7,43 %). Однако в стране отмечается рост интереса к инженерным наукам. Так, доля инженеров в общем количестве студентов, получивших степень бакалавра, выросла с 4,50 % в 2011 г. до 6,35 % в 2019 г., среди магистров – с 5,61% до 6,32 % за тот же период [11].
16 Программы по робототехнике в США включают в себя использование компьютерной графики, программирование мобильных роботов, стратегии движения робототехники, числовые алгоритмы и т. д.
17 По данным Бюро статистики труда США (BLS), за период 2010-2017 гг. компании установили 136,7 тыс. роботов в производственные цеха, при этом в результате автоматизации также было создано 894 тыс. новых производственных рабочих мест, а уровень безработицы в стране снизился с 9,63 % в 2010 г. до 4,36 % в 2017 г.9 Рынок труда инженеров-робототехников, а также число квалифицированных специалистов, необходимых для программирования, эксплуатации и обслуживания этих роботов, в США, по прогнозу BLS, будет расти до 2024 г.10 В настоящее время, по данным сайта Zippia, компании дали объявления на более чем 16 тыс. рабочих мест для инженеров-робототехников, при этом разброс годовых зарплат составляет 60-150 тыс. долл.11
9. Unemployment, total (% of total labor force) (modeled ILO estimate). URL: >>>> (дата обращения: 06.07.2022).

10. The Whys and Hows of Becoming a Robotics Engineer. URL: >>>> (дата обращения: 05.07.2022).

11. Robotics Engineer Jobs Near Me. URL: >>>> (дата обращения: 14.07.2022).
18 Для проведения фундаментальных исследований и разработок в США была запущена Национальная инициатива по робототехнике (NRI). На современном этапе в NRI-2.0 поощряется сотрудничество между академическими, отраслевыми, некоммерческими и другими организациями для достижения более тесных связей между фундаментальной наукой, инженерией, разработкой, развертыванием и использованием технологий, в первую очередь, коллаборативных роботов12. Для решения проблемы нехватки кадров предполагается привлечение учащихся к изучению робототехники и использование робототехники для улучшения преподавания и обучения в контексте образования в области STEM13.
12. Investment in Robotics Research – Global Report 2021. URL: >>>> (дата обращения: 04.07.2022).

13. National Robotics Initiative 2.0: Ubiquitous Collaborative Robots (NRI-2.0). URL: >>>> (дата обращения: 13.07.2022).
19 Заработная плата специалиста в области робототехники зависит от должности, компании и опыта работы. На начальном уровне она обычно колеблется от 45 тыс. до 60 тыс. долл. в год. Для техников в этой области она составляла более 56,7 тыс. долл. в 2017 г., в 2016 г. рабочих такой специальности было 13,8 тыс. человек14.
14. Robotics technician. URL: >>>> (дата обращения: 14.07.2022).
20

Среди инженеров-робототехников в 2022 г. большая часть имела степень бакалавра (65 %), ассоциата (15 %) и магистра (13 %)15. За период 2010-2019 гг. процент безработных инженеров-робототехников снизился более чем вдвое (с 4,06 % в 2010 г. до 1,77 % в 2019 г.), при этом плотность роботизации в промышленности США увеличилась в 1,8 раза (со 128 единиц на 10 тыс. занятых в промышленности в 2010 г. до 228 ед. в 2019 г.16). Инженеры-робототехники не выделены в отдельную категорию в Occupational Outlook Handbook США, их относят к инженерам-механикам, которые проектируют, разрабатывают, изготавливают и испытывают механические и тепловые датчики и устройства. В сравнении с промышленными инженерами за период 2000-2021 гг. количество инженеров-механиков увеличилось меньше – в 1,26 раза (промышленных инженеров – почти в 1,7 раза, см. рисунок).

15. Robotics Engineer Demographics And Statistics In The US. URL: >>>> (дата обращения: 06.07.2022).

16. IFR. URL: >>>> (дата обращения: 06.07.2022).
21

Рис. Динамика индекса роста численности занятых по указанным специальностям в США за 2000-2021 гг. (рассчитано по данным BLS, 2000 г. = 100 %)

22 Прогноз BLS по количеству рабочих мест для промышленных инженеров составляет около 40 тыс. мест к 2030 г., а для инженеров-механиков – 20,9 тыс. мест17. Количество инженеров-робототехников, по оценкам, в 2020 г. составляло около 167 тыс. занятых со среднегодовой заработной платой более 100 тыс. долл.18
17. BLS. Occupational Outlook Handbook.URL: >>>> (дата обращения: 14.07.2022).

18. Robotics Engineers. URL: >>>> (дата обращения: 01.07.2022).
23 В Южной Корее отмечается самая высокая плотность роботизации в мире – 932 робота в расчете на 10 тыс. занятых в промышленности в 2020 г., а ежегодные отгрузки роботов составляют более 30 тыс. единиц (максимальное значение показателя отмечалось в 2016 г. – 41,4 тыс. роботов). Робототехническое образование вызывает повышенный интерес среди студентов. В стране действует более 1000 частных учебных заведений по робототехнике, проводятся многочисленные соревнования роботов, включая Международную олимпиаду роботов (IRO). Знакомство с робототехникой в Южной Корее начинается с самого детства. В 2021 г. начались испытания роботов Alpha Mini в 300 яслях и центрах по уходу за детьми в Сеуле для подготовки детей в возрасте 3-5 лет к высокотехнологичному будущему19. Роботы Engkey обучают английскому языку учащихся начальных классов в 21 школе страны20.
19. South Korea trials robots in preschools to prepare children for high-tech future. URL: >>>> (дата обращения: 17.07.2022).

20. I, Robot: Robots Teach English in South Korean Schools. URL: >>>> (дата обращения: 17.07.2022).
24 Принятый закон о разработке и поощрении интеллектуальных роботов в Южной Корее способствовал развитию индустрии роботов как основной отрасли четвертой промышленной революции. Приоритетными направлениями являются: производственные предприятия (со специальной программой повышения конкурентоспособности производственных площадок), отдельные области сервисных роботов (включая здравоохранение и логистику), компоненты нового поколения и ключевое программное обеспечение для роботов. Предполагается расширение применения роботов в промышленности, в академической и исследовательской сферах21.
21. Могиленко К.А. Управление инновациями в Южной Корее. URL: >>>> (дата обращения: 17.07.2022).
25 Китай с 2013 г. является крупнейшим в мире рынком промышленных роботов. В период 2010-2020 гг., по данным IFR, количество отгрузок ПР в Китае выросло более чем в 11 раз (с 15 тыс. ед. в 2010 г. до 168,4 тыс. ед. в 2020 г.), а парк ПР за этот же период вырос более чем в 18 раз (с 52,3 тыс. роботов в 2010 г. до 950,3 тыс. роботов в 2020 г.). В 2020 г. на долю Китая приходилось 44 % общего числа установок ПР в мире. Такое бурное развитие робототехники объясняется большой популярностью инженерных наук в стране (см. табл.1).
26 Несмотря на то, что в топ-100 лучших вузов в области робототехники входит 11 китайских университетов, получать образование в этой сфере китайские студенты предпочитают в США, где, по их мнению, система образования более адаптирована к потребностям развивающейся робототехники. В 2019 г. среди иностранных студентов, изучающих там инженерные науки, китайские студенты составляли более 22 % [11]. Ожидается, что к 2030 г. численность китайских студентов, аспирантов и докторов наук, обучающихся в США, значительно вырастет [5].
27 Важность робототехники для Китая подчеркивает тот факт, что в 2022 г. в список 18 новых профессий, официально признанных Администрацией трудовых ресурсов, вошли инженерно-технические работники в сфере робототехники22.
22. В Китае признано 18 новых профессий. URL: >>>> (дата обращения: 16.07.2022).
28

Робототехническое образование в России

29 По уровню роботизации Россия отстает от многих стран. Так, если к 2020 г. в стране было установлено около 8 тыс. промышленных роботов, то в Германии - более 130 тыс. ПР [2]. Однако по количеству сервисных роботов Россия занимает одно из ведущих мест в мире23. Для успешного развития и использования робототехники, особенно в период санкций против России, нужны специалисты в этой области.
23. Россия заняла второе место в мире по производству сервисных роботов. Российская газета, 29.10.2020. URL: >>>> (дата обращения: 03.08.2022).
30 В ведущих странах мира основы робототехники начинают преподавать детям еще в начальной школе. Одним из наиболее популярных образовательных комплексов для изучения робототехники является LEGO, содержащий модули, предназначенные для занятий как младших школьников, так и выпускников старших классов. Однако в настоящее время компания LEGO заявила об уходе с российского рынка, поэтому разработки отечественных специалистов в этой области особенно актуальны.
31 В 2016 г. в России компания «Роббо» открыла сеть кружков по обучению программированию и робототехнике для детей 5-15 лет с помощью набора Robbo, состоящего из модульной системы, платы с датчиками и программируемых сенсоров. На конец 2021 г. компания сотрудничала с 23 странами и открыла более 150 кружков робототехники по всей России24.
24. РОББО. URL: >>>> (дата обращения: 16.07.2022).
32 Робототехническое образование ориентировано на профессиональное образование в колледжах и вузах [7]. В России общее количество студентов, обучающихся по специальности «Мехатроника и робототехника», за период 2015-2020 гг. выросло в 1,45 раза на бакалавриате и более чем в 2 раза на специалитете (табл. 2).
33

Таблица 2. Индекс роста количества студентов, занимающихся по направлению «Мехатроника и робототехника», и их доля в общем количестве студентов бакалавриата и специалитета соответственно

  2015 2016 2017 2018 2019 2020
Индекс роста (2015 г. = 100%)
Бакалавриат 100 108,5 114,6 122,9 131,4 144,6
Специалитет 100 142,5 161,1 185,8 212,3 201,6
Доля в общем количестве обучающихся студентов, %
Бакалавриат 0,127 0,149 0,169 0,189 0,210 0,233
Специалитет 0,076 0,143 0,158 0,178 0,197 0,181

Источник: рассчитано автором по данным Минобрнауки России25.

25. Сведения о численности студентов по курсам, направлениям подготовки и специальностям. URL: >>>> (дата обращения: 12.07.2022).
34 В 2022 г. прием студентов на специальность «Мехатроника и робототехника» ведут в 71 вузе. Обучение робототехнике в высших учебных заведениях включает в себя принципы работы сенсорных систем управления, манипулирование роботами, платформы робототехники и механику, связанную с манипулированием роботами. Кроме того, изучается программирование роботов и планирование их действий с использованием средств управления в реальном времени и программируемых контроллеров данных. Общее количество программ по специальности включает в себя 32 профиля обучения, в основном ориентированного на промышленную робототехнику, но в двух вузах (Юго-Западном государственном университете и Пермском национальном исследовательском политехническом университете) студенты обучаются по направлению «Сервисная робототехника». Компании стали чаще привлекать студентов для решения перспективных, некритичных задач, они занимаются проверкой идей, прототипированием и разработкой26.
26. Люди для роботов. URL: >>>> (дата обращения: 14.07.2022).
35 В некоторых университетах студенты-робототехники проводят практические занятия с помощью автономных сервисных роботов компании Promobot (Самарский политех, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Томский политех и др.). Но ряд университетов по-прежнему изучает робототехнику на базе школьных технологий и платформ (Lego или Arduino) [8]. Таким образом, стоит проблема не только в количестве желающих получить робототехническое образование, но также и в отставании оборудования и программ для обучения современным технологиям.
36 Несмотря на рост количества обучающихся, инженерные направления подготовки не пользуются широким спросом. Так, по данным сайта «Вузотека»27, специальность «Мехатроника и робототехника» занимала 217-е место в рейтинге специальностей вузов РФ в 2022 г., а общее количество бюджетных мест на эту специальность в 2019 г. составляло 1230 (еще 1000 – на платное обучение28).
27. Вузотека. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2022).

28. Вузы России со специальностью мехатроника и робототехника – 15.03.06. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2022).
37 Тем не менее, с развитием робототехники в России растет спрос на кадры в этой области. Причем уже сейчас он значительно превышает предложение. По данным НАУРР, в 2020 г. на российских предприятиях работало около 1000 специалистов, контролировавших использование робототехнических комплексов. Чтобы соответствовать среднемировому уровню развития промышленной робототехники, необходимо существенно увеличить количество ПР на предприятиях России, а значит, количество специалистов по обслуживанию робототехники должно увеличиться существенно (по оценкам НАУРР, в настоящее время требуется еще порядка 19 тыс. человек, к 2025 г. – 40 тыс., к 2030 г. – 66 тыс. человек29).
29. НАУРР. Информационная справка о нехватке кадров промышленных предприятий для задач использования робототехнических комплексов. URL: >>>> (дата обращения: 25.07.2022).
38

Заключение

39 В современных условиях введения санкций против России глобальная технологическая конкурентоспособность страны, ускорение ее реиндустриализации являются особенно актуальными, что может быть обеспечено повсеместным развитием автоматизации и роботизации производства. Роботизация промышленности поможет повысить производительность труда, ускорить обновление производственной базы, обеспечить экономическую безопасность и технологический суверенитет России [4]. Для этого необходимо особое внимание уделять подготовке специалистов для этой области, способных не только контролировать эксплуатацию промышленных и сервисных роботов, но и разрабатывать собственные программные продукты в случае отказа западных компаний в продлении лицензий на их ПО.

Библиография

1. Варшавский, А. Е. Мировые тенденции и направления развития промышленных роботов / А. Е. Варшавский, В. В. Дубинина // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2020. – Т. 11, № 3. – С. 294-319. – URL : https://www.mir-nayka.com/jour/article/view/1062/895 (дата обращения: 17.07.2022).

2. Варшавский, А. Е. Сопоставительный анализ показателей и факторов роботизации в России и Польше / А. Е. Варшавский, В. В. Дубинина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2021. – Т. 17, № 10. – С. 1875-1902.

3. Варшавский, А. Е. Анализ показателей численности инженерно-технических специалистов в России / А. Е. Варшавский, Е. В. Кочеткова // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – Т.15, вып. 9. – С. 67-85.

4. Ермолов, И. Л. Стратегические вопросы развития российской робототехники / И. Л. Ермолов // Инновации. – 2020. – № 2(256). – С. 43-46.

5. Комиссина, И. Н. Современное состояние и перспективы развития робототехники в Китае / И. Н. Комиссина // Проблемы национальной стратегии. – 2020. – № 1 (58). – С. 123-145. – URL: https://riss.ru/journal/58/ (дата обращения: 16.07.2022).

6. Комкина, Т. А. Анализ особенностей развития и распространения сервисной робототехники в период пандемии коронавируса / Т. А. Комкина, М. Г. Дубинина // Экономический анализ: теория и практика. – 2021. – Т.20, вып.7. – С. 1321-1342.

7. Робототехника в России: образовательный ландшафт. Часть 1 / Д. А. Гагарина, А. С. Гагарин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 108 с. – 200 экз. – (Современная аналитика образования. № 6 (27)).

8. Робототехника в России: образовательный ландшафт. Часть 2 / Д. А. Гагарина, С. Г. Косарецкий, А. С. Гагарин, М. Е. Гошин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 96 с. – 200 экз. – (Современная аналитика образования. № 6 (28)).

9. Чупин, Д. Ю. Образовательная робототехника: учебное пособие / Д. Ю. Чупин, А. А. Ступин, Е. Е. Ступина, А. Б. Классов. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2019. – 114 с.

10. Mubin, Omar. A review of the applicability of robots in education / Omar Mubin, Catherine Stevens, Suleman Shahid [et al.] // Technology for Education and Learning. – 2013. – URL : https://www.researchgate.net/publication/251237835_A_review_of_the_applicability_of_robots_in_education (дата обращения: 17.07.2022).

11. Science & Engineering Indicators : Higher Education in Science and Engineering // NSF. – URL : https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20223/data#table-block (дата обращения: 12.07.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести