New qualities of human capital for life safety in the context of the spread of digitalization
Table of contents
Share
QR
Metrics
New qualities of human capital for life safety in the context of the spread of digitalization
Annotation
PII
S265838870012752-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Natalia Khristolyubova 
Occupation: Research fellow
Affiliation: CEMI RAS
Address: Moscow, Nakhimovsky prospect 47
Abstract

The article presents the results of a scientific study of the problems of changing the role, place and significance of a person in modern socio-economic processes, in the context of the spread of scientific and technological progress in the form of digitalization in all spheres and areas of his life. New conditions of work and everyday life impose new competence requirements on a person.A person's compliance with these requirements determines the sustainability of socio-economic development and the safety of business entities. The continuous education system at all levels has a leading role in the formation, updating and development of competencies, therefore, timely modernization of the education system is a scientific foundation or a prerequisite for safe and sustainable socio-economic development of the state in the current and future period.

Keywords
scientific and technological progress, digitalization, security, competencies, lifelong learning, human capital, new professions
Received
09.06.2021
Date of publication
16.06.2021
Number of purchasers
17
Views
1080
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

2

В настоящее время Россия вместе с другими странами мира находится на этапе перехода к новой шестой волне социально-экономического развития, базирующейся на научно-технологическом прогрессе в форме цифровизации, компьютеризации,искусственном интеллекте и других нововведениях, создающей в экономике новые институты, которые выступают основой современного, конкурентного, безопасного и устойчивого развития государств. Так же эти нововведения приводят к потоку изменений в общественном развитии, меняя образ мышления, мотивацию к деятельности, поведение (хозяйственное, общественное, бытовое) и качество жизни, как отдельного человека (в том числе параметров его личности), так и общества в целом. Поэтому текущий этап развития предъявляет новые требования к человеку и качеству его человеческого капитала. В этих условиях человек испытывает на себе одновременно давление и как производитель, и как потребитель новых благ, то есть, во-первых, давление со стороны обновляющегося рынка труда, во-вторых, в кратчайшие сроки ему необходимо адаптироваться к жизнедеятельности в новых условиях и наиболее полно реализовать свой потенциал компетенций.

3

Особенно значимо давление научно-технологического прогресса на человека и общество возрастает на переходном этапе от изживающей себя волны социально- экономического развития к новой нарождающейся, что подтверждается публикациями научных центров и трудами авторитетных мировых и российских исследователей, таких как Н. Д. Кондратьев, Й. Шумпетер, К. Перес, В. Е. Дементьев, С. Ю. Глазьев, А. А. Акаев, Ю. В. Яковец и другими.

4 В современных условиях процесс цифровизации1, с одной стороны, связан с переводом фактически всех отраслей и сфер жизнедеятельности в цифровой формат, что в продолжительной перспективе влечет за собой существенное снижение издержек (хотя на начальном этапе использования наблюдается их рост) и ресурсоемкости, появление новых ранее недоступных возможностей развития. С другой стороны, этот процесс стал основным драйвером мирового экономического и общественного прогресса. Цифровизация позволяет обеспечить устойчивый рост и эффективность развития не только в сфере или области возникновения, но и в стратегическом пространстве, что создает условия для роста уровня жизни и позволяет в целом обеспечить роста качества жизни населения и отдельного человека. Цифровизация и особые свойства цифровой информации обусловили и составили фундамент формирования и развития цифровой экономики (“digital economics”), появились условия для выстраивания целостных технологических сред функционирования (экосистем, платформ), уже позволяющих решать классы не только традиционных, но и новых комплексных социально- экономических задач в режиме синергетических и сетевых возможностей.
1. Реальные процессы цифровизации в экономике начались уже давно. См.: Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе // Цифровая экономика. – 2018. – №1. – URL : >>>> (дата обращения: 10.08.2020). А термин «цифровизация» был введен в научное употребление в 1995 году Николасом Негропонте (Negroponte, 1995) американским информатиком Массачусетского университета. См.Negroponte N. Being digital // New York: Alfred A. Knopf, 1995.
5 Текущий российский и мировой опыт жизнедеятельности общества в условиях пандемии COVID-19 убедительно продемонстрировал и доказал, что мы уже в полной мере находимсянаэтапе цифровизации.Дажемногие традиционныесферы деятельности перешли в цифровое пространство, такие как образование (включая школьные занятия, сдача ЕГЭ, лекции, семинары, экзамены, защита выпускных квалификационных работ в колледжах и вузах и др.) всех уровней подготовки, торговля, значительная часть офисного труда, досуг (выставки, театральные постановки, концерты, экскурсии, даже семейные праздники и др.), часть денежного обращения и прочее. Отметим, что в сложившейся ситуации перевода этих сфер и видов деятельности человека в новое цифровое пространство, через короткий промежуток времени (уже через семь месяцев (по данным на декабрь 2020 года)) произошла полная адаптация к новым цифровым условиям деятельности и быта у большинства людей, что вызывает удивление, насколько быстро был преодолен психологический барьер вживания в новую реальность.
6

Так по данным Агентства «Москва» со ссылкой на официальные данные Центра организации дорожного движения (ЦОДД) на 1 июня 2020 года в городе Москве (в это время действовал пропускной режим) было оформлено 3,4 млн. цифровых пропусков для передвижения в городе граждан [1]. Также в России по причине пандемии коронавируса на дистанционном обучении находилось в период с апреля по июнь 2020 года 16 млн. школьников [2] (по данным статистического сборника: «Образование в цифрах: 2019» начали учебный год 2019/2020 16 млн. школьников, миллион учителей и 7 млн. студентов по всей России). Также впервые абитуриенты получили возможность сдавать вступительные экзамены в вузы онлайн, в пилотном проекте приняло участие 53 вуза России, что представляется абсолютно новым явлением. Все это свидетельствует о том, что население уже испытывает потребности, и в массовом масштабе есть достаточно навыков и умений свободного использования компьютерных технологий и средств, и уже имеется достаточная информационная инфраструктура и технические возможности доступа и использования скоростного Интернета в пространстве страны.

7 На современном этапе Россия ставит перед собой стратегические цели провести в кротчайшие сроки цифровую трансформацию и развить конкурентную в мировом пространстве цифровую экономику. Для стимулирования процесса институциональных изменений в государственных структурах и частном секторе Правительством России разработан и реализуется специальный паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая реализуется в период с 2019 по 2024 годы.
8

Международные рейтинги, характеризующие темпы и масштабы цифровизации в глобальном пространстве

9 Так как для всех развитых стран мира лидерство в темпах цифровизации на современном этапе развития является приоритетной целью, поэтому в России и в мировой экономике актуален и разрабатывается новый инструментарий изменения и регулирования для международного сопоставления стран и выявления стран-лидеров цифровизации. В числе публикуемых международных рейтингов выделим новый рейтинг цифровой конкурентоспособности крупных экономик мира, составленный швейцарской бизнес-школой IMD. Индекс цифровой конкурентоспособности стран рассчитан на основе 50 критериев, объединенных в три группы: знания, технологии и готовность к будущему. В 2019 году в рейтинге приняло участие 63 страны, Россия заняла 38 место, что соответствует 70,4 баллам (наблюдается положительная динамика, Россия улучшила свои показатели на одну позицию по сравнению с 2018 годом). Высокие баллы в индексе Россия имеет по показателям уровня образования, более низкие за финансирование технологий, адаптивность компаний и их открытость к глобализации. В тройку лидеров вошли страны: США, Сингапур, Швеция [3].
10 Одним из основных международных рейтингов измерения уровня цифровизации общепризнан рейтинг электронного правительства, проводимый среди своих стран – членов ООН (e-Government Development Index, EGDI). Индекс рассчитывается на основе трех показателей: развитие электронных услуг, развитие человеческого капитала, развитие телекоммуникационной инфраструктуры. В 2020 году Россия заняла 36 место (против 32 места в 2018 году). Тройка лидеров представлена странами – Дания, Южная Корея, Эстония [1].
11 Обратим внимание на рейтинг развития цифрового общества в разных странах, исследование проводится агентством Oxford Economics совместно с коммуникационным холдингом Dentsu Aegis Network Russia. Индекс развития цифрового общества (Digital Society Index, DSI) при расчете учитывает: степень влияния цифровой экономики на экономический рост, уровень доступа к цифровым технологиям, уровень доверия и использования населением цифровой экономики. В 2019 году список стран, участвующих в рейтинге расширился с 10 до 24 стран, Россия заняла 23 место (в 2018 году занимала 10 место, падение в рейтинге связано с расширением списка стран-участниц). Лидерами рейтинга стали: Сингапур, США и Китай [3]. Также по данным консалтинговой компании McKinsey Россия в международном рейтинге вошла в пятерку стран с лучшими темпами цифровизации (более успешно идет развитие цифровой экономики по сравнению с другими сферами, так с 2011 по 2015 года объем цифровой экономики вырос на 59%, что в 8,5 раз быстрее, чем в других отраслях) [4].
12 Представленный обзор и анализ международных рейтингов показывает, что переход к цифровизации и жизнедеятельность в цифровом пространстве для России связаны с опасностями отставания по темпам и масштабам от лидирующих в мире развитых стран, что может снизить социально-экономическую устойчивость развития, уровень всей системы национальной защищенности, негативно сказаться на уровне и качестве жизни общества и отдельного человека. Обеспечение безопасности в этих условиях становится все более сложной задачей, так как человек, общество и государство и вся мировая экономика с распространением научно-технологического прогресса на все отрасли и сферы жизнедеятельности (наряду с очевидными положительными их последствиями, облегчая жизнедеятельность и повышая уровень и качество жизни) подвергаются все большему масштабу и силе воздействия реальных и потенциальных опасностей.
13 Важнейшим среди других факторов, позволяющих противостоять традиционным и новым реальным и потенциальным опасностям, считаем, является процесс модернизации и наращивания современных общекультурных, профессиональных и универсальных (надпрофессиональных) компетенций отдельного человека и общества в целом, соответствующих уровню спроса на глобальном рынке труда. Позитивным следствием повышения уровня компетенции населения страны становятся: существенное повышение уровня человеческого и социального капитала; рост доверия населения к цифровой экономике и научно-технологическому прогрессу в целом; минимизация психологических барьеров вживания в цифровое пространство; повышение готовности человека и общества к потоку предстоящих изменений в жизнедеятельности и др.
14

Новому этапу социально-экономического развития новые компетенции человека и общества

15 В настоящее время на государственном уровне подготовлены научно-обоснованные среднесрочный и долгосрочный прогнозы и программы (например, Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года), которые обозначают направления и результаты развития экономики и социума в условиях нарастания распространения научно-технологического прогресса и его влияния на всех экономических субъектов, в числе которых основным и наиболее незащищенным является человек. В то же время именно от благополучия и благосостояния человека в процессе жизнедеятельности зависит то, насколько социально-экономические проекты, программы, прогнозы, сценарии и модели будут реалистичны и развитие страны будет предсказуемо и прогрессивно. Благополучие человека складывается из системы взаимосвязанных и взаимозависимых факторов и условий. В числе основных таких факторов выделяется возможность человека накопить и максимально полно реализовать свой компетентностный потенциал, что является целью и задачей как самого человека, так и других хозяйствующих субъектов (государства, регионов, бизнеса, и др.). В недавнем прошлом знания, умения и навыки человеку можно было получить в детском и юношеском возрасте, а затем в течение жизни использовать полученный запас знаний и оставаться конкурентным в трудовой сфере и достаточно приспособленным к быту. Отличительной особенностью современного этапа общественного развития и будущего выступает постоянная необходимость актуализировать ранее полученные знания, умения, навыки и получать новые, иначе человек окажется за пределами социума, а страна подвергнется более сильному воздействию внешних и внутренних опасностей.
16 Сейчас человек должен иметь достаточно компетенций, чтобы, во-первых, быть способным создать принципиально новые средства производства, соответствующие новой шестой волне социально-экономического развития. Во-вторых, в массовом масштабе соответствовать знаниями, умениями и навыками этим новым средствам производства, в-третьих, человек должен испытывать потребность в производимых инновационных благах, то есть изменить образ мышления, поведения и потребительские привычки. Человеку, для того чтобы накопить достаточно человеческого капитала для безопасной и благополучной жизнедеятельности в будущем, необходимо время, притом что человек постоянно находится под воздействием ограничений (временных, когнитивных, ментальных и др.), сдерживающих его образовательную активность. Поэтому сейчас актуальными становятся специальные проекты и программы, базирующиеся на основных современных тенденциях развития мировой экономики, ориентирующие человека на будущую жизнедеятельность. Примером такого ориентирующего человека проекта, может служить «Атлас новых профессий».
17

Атлас новых профессий (Атлас), подготовленный группой авторитетных специалистов исследователей-практиков, включая Агентство Стратегических инициатив и Московскую школу управления Сколково, проводит текущее и долгосрочное с 2020 до 2030 год прогнозирование выхода с орбиты деловых отношений (рынка труда) существующих и появления новых профессий и перспективных отраслей. На данном этапе уже практикой доказано, что Атлас не является футурологическим проектом, но в то же время, возможно, с течением времени, с развитием науки и техники, появлением новых материалов и технологий станет очевидно, что часть указанных новых видов деятельности оформится в другие по объему и содержанию профессии. При этом Атлас позволяет оценить масштаб и направления изменений, которые затронут каждого человека, и как потребителя, и как производителя благ, изменив их интересы, потребности, мотивы к деятельности, стандарты качества и производительность труда.

18

Анализ уходящих и нарождающихся профессий под влиянием научно-технологического прогресса, проявляющегося в форме цифровизации и компьютеризации, показывает появление новых устойчивых тенденций на современном рынке труда. Во-первых, даже количественная оценка уходящих профессий и появляющихся доказывает, что пока нет опасности массового вытеснения научно-технологическим прогрессом человека с рынка труда (хотя в более продолжительном периоде времени через двадцать лет и более по оценке исследователей из Martin School’s Programmer on the Impacts of Future Technology в развитых странах до 45% существующих рабочих мест будут автоматизированы, роботизированы и компьютеризированы), а наблюдается изменение содержания и характера труда, ожидаемых от человека общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в трудовой деятельности в новых условиях широкого применения цифровизации, компьютеризации и искусственного интеллекта. В Атласе ожидается, что в 19 отраслях, вошедших в исследование, появится более 160 новых профессий, а в период с 2013 по 2030 год устареют 32 интеллектуальных и 25 рабочих профессий.

19 Труд человека в массовом масштабе будет связан с творчеством (сейчас такие способности присущи отдельным индивидам), поэтому актуализируются требования к особым способностям (художественного, научного, производственно-технического и другим видам творчества) человека. А также труд будет связан с выполнением функций, недоступных роботам и искусственному интеллекту, то есть в основном труд человека будет перенаправлен от работы с механизмами к организации деятельности с отдельными людьми и совместно в командах. В то же время, практически все новые профессии требуют от человека компетенций, знаний, умений и навыков компьютерной грамотности и программирования.
20 Во-вторых, Атлас позволяет выявить устойчивые изменения в составе и структуре современного труда. Становится очевидным, что почти все виды труда приобретают характер высококвалифицированного и междисциплинарного, это дает возможность заблаговременно, а, следовательно, более безопасно, адаптироваться к изменениям всем хозяйствующим субъектам и выбрать эффективное и долгосрочное направление деятельности, то есть Атлас выступает сигнализирующим инструментом. В-третьих, позволяет системе образования (включая дошкольное, школьное, профессиональное, высшее образование и другие виды непрерывной профессиональной подготовки) более адаптивно настроиться к потребностям в компетенциях обновленного рынка труда и создать кадровые резервы, что придаст развитию достаточную устойчивость и безопасность.
21 Известно, что система образования в принципе является одной из наиболее консервативных сфер жизнедеятельности общества, а возникающий поток постоянных и нарастающих изменений на данном этапе развития общества охватил уже не только производство, распределение, обмен и потребление, но и быт, образ жизни и мышление человека и общества. Данный тезис подтверждает цитата А. Азимова, предшествующая Атласу: «Сейчас – как раз, то самое время, когда настоящее прямо на наших глазах превращается в будущее» [5].
22 Так, вузам в настоящее время актуально для подготовки конкурентоспособных и востребованных на рынке труда специалистов (бакалавров, специалистов и магистров) проводить постоянный мониторинг состава, структуры и содержания существующих учебных программ и планов, формировать дополнительные ключевые компетенции, а также на основе текущего спроса и прогнозов (например, Атласа) создавать новые учебные программы, новые курсы, новые факультеты и специфические программы, ориентированные на завтрашние потребности.
23 Современная система образования, помимо того чтобы дать системные актуальные общекультурные и профессиональные знания, умения и навыки (образовательная функция), должна обязательно выполнять воспитательную функцию, то есть морально-нравственно подготовить человека к расширению его коммуникационных и информационных возможностей с помощью общекультурных компетенций. А также обучить человека в период широкого распространения научно-технологического прогресса, сопровождающегося постоянными институциональными изменениями в деятельности и образе мышления, что заставит его в течение цикла активной жизни постоянно получать новые компетенции так, как профессиональная деятельность будет представлена не одной профессией, как это было в прошлом и есть сейчас, а последовательностью нескольких новых профессий за счет их диверсификации (то есть система образования дополнительно должна взять на себя адаптационную функцию, что носит концептуально иной – синергетический и сетевой характер), которые потребуют от человека обновленных и новых компетенций. Все это органично сочетается с идеями Р. Флорида и Дж. Хокинса о новом креативном человеке и креативном классе [9,10].
24

Поэтому целесообразно,учебные планы,программы и циклы строить на междисциплинарном принципе, что предоставит возможность человеку получить разнообразные компетенции, знания, умения, навыки и диверсифицировать свою занятость, сформировать гибкое и системное мышление и даст больше универсальных компетенций, применимых в более широкой сфере деятельности. Это позволит повысить уровень экономической безопасности, как отдельному человеку, так и обществу в целом, также снизит возможное опасное социально-психологическое напряжение, свойственное переходным этапам социально-экономического развития. В обществе не будет назревать новый источник разобщенности, вызванный разным уровнем образовательной готовности к жизни и деятельности в условиях повсеместной цифровизации, компьютеризации и искусственного интеллекта, что позволит избежать (замедлить) когнитивного разрыва и информационного неравенства в социуме.

25 Заметим, что в мировой экономике наиболее развитые государства по уровню социально-экономического развития, такие как Япония, США, Германия и др., совместными усилиями для обеспечения в своих странах устойчивого и безопасного развития начали создавать и интенсивно использовать на основе существующего информационного общества (Индустрия 4.0) новую диалектически и логически последовательную концепцию общественного прогресса – интегрированное или суперинтеллектуальное общество (Общество 5.0).
26

Основными предпосылками к осознанию необходимости перехода от информационного к Обществу 5.0 (объективно неизбежному) и разработке специальных программ социально-экономического развития такого общества, выступили, с одной стороны, обострившийся комплекс современных мировых демографических и миграционных проблем, которые преодолеть в короткий промежуток времени невозможно – это общее снижение численности населения развитых стран, снижение доли молодого населения, существенный рост продолжительности жизни (старение населения), что уже привело к изменению институционального состава и структуры общества и диспропорции в нем между количеством экономически активного населения и нетрудоспособного населения, и другим экономически связанным проблемам рынка труда. С другой стороны, запрос общества на постоянный рост качества жизни (и гедонизм), как всего населения стран, так и каждого человека. Переходные процессы в обществе, в конечном счете, преследуют достижение основных целей государства – обеспечение эффективного социально-экономического развития и доступного уровня безопасности. Достижение этих целей реально с помощью разработанных и реализованных специальных программ преодоления «стен».

27 Интеграционное или суперинтеллектуальное общество основывается на наиболее полном использовании потенциала каждого члена общества на протяжении всей активной жизни. Без выполнения этого условия при данной численности населения в развитых странах нельзя обеспечить необходимое повышение производительности труда, следовательно, достичь устойчивого роста ВВП и, в итоге, роста качества жизни населения. Отличие нового суперинтеллектуального общества от современного информационного состоит, во-первых, в масштабе внедрения новейших цифровых технологий (Больших данных, Интернета вещей, Интернета всего, Искусственного интеллекта, Интернет-коммуникативных технологий и др.). Во-вторых, информационное общество основывается на оптимизации ресурсов одним человеком, а Общество 5.0 на оптимизации ресурсов социума в целом через интеграцию физического и киберпространства [8].
28

Отмеченные изменения в мировой экономике нарынке труда в условиях глобализации и интернационализации хозяйственной жизни требуют от России дополнительной мобилизации ресурсов, для того чтобы удержать уже занятые позиции в мировом хозяйстве и в кратчайшие сроки догнать страны-лидеры инновационного развития. Так как на современном этапе развития человек, человеческий капитал выдвинуты научно-технологическим прогрессом на первое место в числе других факторов производства. Система образования является основой, формирующей компетенции, то есть она создает, устанавливает и поддерживает уровень и качество человеческого капитала, как отдельного человека, так и общества в целом. Таким образом, система образования в настоящее время выступает, как элемент стратегического ресурса общества, а также дает возможность разделять то, что является для человека и общества прогрессом, а что, наоборот, деградацией.

29

Сравнительный анализ характеристик универсальных компетенций текущего образовательного процесса и ожидаемых компетенций рынка труда в цифровом пространстве

30 Для анализа и оценки соответствия сравним уровень фактически необходимых и достаточных компетенций, знаний, умений и навыков выпускников вузов (законодательно закрепленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО)), то есть той части общества, чей весь трудовой потенциал будет реализовываться в условиях цифровой экономики, и компетенций, которые по прогнозу Атласа будут актуальными для современных и новых профессий на ближайшие 10-15 лет на рынках труда. В целях обеспечения сопоставимости качественных характеристик общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций разных профессий в различных сферах и областях деятельности, будем анализировать только универсальные (надпрофессиональные) компетенции, включающие общие требования к мышлению и способностям человека эффективно выполнять производственные функции.
31

Объектами нашего исследования выступят, во-первых, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, уровень высшего образования магистр, по направлению подготовки менеджмент. Во-вторых, Атлас, в котором среди прочих содержатся новые профессии в сфере менеджмента. Выбор этого направления подготовки и деятельности обоснован не снижающейся популярностью профессий экономиста и менеджера, что подтверждают данные опроса российских абитуриентов в 2020 году [11], из которых следует, что каждый третий абитуриент планирует выбрать для поступления в вуз направление «экономика и управление». И, очевидно, что фактическое и будущее усложнение производственных процессов потребует возрастающего количества компетентных управленцев. Выбор уровня высшего образования магистр, в отличие от более массового бакалавр, связан с потенциально более высоким уровнем компетенций, и, следовательно, готовностью выпускника эффективнее профессионально реализоваться на рынках труда в новом, постоянно меняющемся цифровом глобализирующемся пространстве.

32 В таблице 1 приведено сравнение основных универсальных компетенций, подготовка которых сейчас осуществляется в российских вузах магистрами по направлению подготовки менеджмент, и универсальных компетенций, которые уже востребованы некоторыми наиболее инновационно-ориентированными российскими работодателями в сфере менеджмента, а также перечнем ожидаемых компетенций у специалистов будущего.
33

Таблица 1. Сравнение универсальных компетенций установленных ФГОС ВО направления подготовки «Менеджмент», (магистр) и прогнозируемые в Атласе новых профессий в сфере менеджмента

Универсальные компетенции ФГОС ВО «Менеджмент» (магистр) Атлас новых профессий
Требования к мышлению человека
  • абстрактное мышление;
  • способность к анализу, синтезу;
  • критическое мышление
мышление:
  • абстрактное;
  • критическое;
  • экологическое;
  • системное;
  • алгоритмическое;
  • сетевое и вычислительное (т.е. способность обрабатывать большие массивы информации, выделять главное);
  • быстрота мышления;
  • способность мыслить и принимать эффективные решения в условиях постоянного стресса
Знать:
  • стратегии развития организаций и их подразделений;
  • приемы организации творческих коллективов для решения организационно-управленческих задач и руководства ими;
  • модели исследуемых процессов, явлений, событий в профессиональной сфере
  • программирование ИТ-решений;
  • приемы и методы работы с людьми;
  • приемы и методы использования публичных интернет площадок в соответствии с требованиями и целями клиента
Уметь:
  • саморазвиваться;
  • самореализовываться;
  • использовать творческий потенциал;
  • осуществлять поиск, анализ и оценку информации для подготовки и принятия управленческих решений;
  • оценивать эффективность проектов с учетом факторов неопределенности;
  • оценивать и интерпретировать результаты моделирования процессов, явления, событий в профессиональной сфере;
  • руководить подразделениями предприятий и организаций разных форм собственности;
  • самостоятельно проводить исследования;
  • обосновывать актуальность и практическую значимость выбранной темы научного исследования
  • саморазвиваться;
  • самореализовываться;
  • самоорганизовываться;
  • использовать творческий потенциал;
  • управлять проектами и процессами;
  • управлять сложными автоматизированными комплексами;
  • работать с искусственным интеллектом;
  • работать с запросами потребителя (клиентоориентированность)
Владеть:
  • анализом и синтезом;
  • устной и письменной коммуникации на русском и иностранном языке в профессиональной деятельности;
  • руководить коллективом в профессиональной сфере
  • толерантно воспринимать различия (социальные, этнические, культурные)
  • анализом и синтезом;
  • мультикультурностью;
  • мультиязычностью2;
  • антропологическими методами (например, включенное наблюдение, т.е. изучение людей в естественном окружении или посредством прямого взаимодействия с ними);
  • навыками художественного творчества;
  • навыками бережливого производства;
  • межотраслевой коммуникации;
  • эстетического вкуса;
  • работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач
Готовность решать профессиональные задачи
  • организационно-управленческая деятельность;
  • разработка стратегий развития организаций и их отдельных подразделение;
  • руководство подразделениями предприятий и организаций разных форм собственности, органов государственной и муниципальной власти;
  • организация творческих коллективов для решения организационно- управленческих задач и руководство ими;
  • аналитическая деятельность;
  • поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений;
  • анализ существующих форм организации и процессов управления, разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
  • проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности;
  • научно-исследовательская деятельность
  • управлять чужим временем;
  • создавать распределенные сообщества и управление ими;
  • развивать сообщество практики;
  • модерация онлайн-сообществ;
  • формирование персонального имиджа;
  • формирование персональных финансовых траекторий;
  • сопровождение кросс-культурной коммуникации;
  • работа с «образом будущего»

Составлено автором на основе ФГОС ВО, направления подготовки «Менеджмент» (магистр) и Атласа будущих профессий

2. Мультиязычность и мультикультурность предполагают свободное владение английским языком и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах.
34 Наше исследование показало, что значительные изменения затронут мышление современного и будущего специалиста. Если в настоящее время достаточно для принятия эффективных и безопасных управленческих решений, чтобы у человека было сформировано абстрактное и критическое мышление, то профессиональные требования к мышлению менеджера в цифровом пространстве и времени предъявляют спрос на совокупность дополнительных новых необходимых умственных качеств и характеристик интеллекта. Для соответствия новым требованиям мышление человека должно быть: абстрактным, критическим, экологичным, системным, алгоритмическим, сетевым и вычислительным, быстрым, безошибочным в условиях постоянных стрессов. Все эти когнитивные способности позволят специалисту приобрести надотраслевые качества и при необходимости свободно и безопасно переходить из одного сектора в другой, снизить риски ошибочных и опасных решений, позволят хозяйствующим субъектам уменьшить экологический след (что уже сейчас актуально), а человеку сохранить духовность и способности к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.
35 Мышление человеку дает возможность, с одной стороны, создавать инновационные экономические блага, а, с другой стороны, адекватно принять и использовать научно-технологический прогресс, а также следующие за ним постоянные институциональные изменения. Система образования должна уже в настоящее время для удовлетворения потребности современного и будущего рынка труда предложить учебные программы по развитию новых качеств мышления человека. Известно, мышление напрямую связано с речью, поэтому гуманитарное воспитание на всех этапах образования (начиная с раннего детского возраста) должно нарастать, вопреки процессам оптимизации ресурсов на образование и современным тенденциям лидирования естественных наук в формирующем мышлении. Также мышление развивается в процессе практических учебных мероприятий, которые моделируют будущую трудовую деятельность, важно, чтобы эти мероприятия были максимально приближены к тем целям и задачам, которые специалисту предстоит фактически реализовывать в цифровом пространстве. Это позволит приобрести человеку коммуникативные навыки работы в трудовом коллективе и получить психологический запас стрессоустойчивости [12].
36 Уже очевидно, что современные и будущие условия жизнедеятельности под влиянием распространения научно-технологического прогресса будут сопровождаться повышенной психологической нагрузкой на человека и общество, вызывая профессиональное «выгорание», стрессы, апатию и, как результат, протестные настроения. Поэтому, системе образования сегодня целесообразно разрабатывать специальные учебные программы и тренинги, которые дали бы человеку инструменты и механизмы противостоять перегрузкам, сохранить желание и придать силы для творческого и креативного мышления и поведения.
37 Сравнение и анализ тех управленческих знаний, умений и навыков, которыми должны владеть магистры менеджеры и специалисты по утверждению Атласа, кроме общих традиционных, практически не сопоставимы. В будущем ожидается принципиальное изменение организационной структуры предприятий и организаций разных форм собственности и, как следствие, изменение профессиональных функций управленцев.

References

1. E-Government Survey 2020 // United Nations : [сайт]. – 2020. – URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/2020_un_e-government_survey_full_report.pdf (дата обращения: 24.11.2020).

2. Шмыров, В. Россия упала на 13 место в рейтинге развития цифрового общества / В. Шмыров // CNews : [сайт]. – 2020. – URL: https://www.cnews.ru/link/n470061 (дата обращения: 24.11.2020).

3. IMD World Digital Comprtitiveness Ranking 2019 // IMD : [сайт]. – 2020. – URL: http://imd.org (дата обращения: 24.11.2020).

4. Кузнецов, А. Цифровизация всей страны / А. Кузнецов // Комсомольская правда : [сайт]. – 2020. – URL: http://kp.ru>daily/27029/4093659/kp.ru>daily/27029/4093659 (дата обращения: 24.11.2020).

5. Атлас новых профессий // Московская школа управления СКОЛКОВО : [сайт]. – 2020. – URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas_2.0.pdf (дата обращения: 24.11.2020).

6. Около 3% автомобилей передвигаются по столице тез пропусков – ЦОДД // МОСКВА24 : [сайт]. – 2020. – URL: https://www.m24.ru/news/gorod/01062020/119997 (дата обращения:03.06.2020).

7. Начало нового 2020/2021 учебного года. Тревожные ожидания // Образование в Москве : [сайт]. ]. – 2020. – URL: https://obrmos.ru/go/go_scool/news/go_go_scool_news_1s_new.html (дата обращения: 03.06.2020).

8. Норицугу, У. Цифровое общество / У. Норицугу //Экономические стратегии. – 2017. – №4. – С.2-12.

9. Флорида, Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее / Р. Флорида. – Москва : Классика-XXI, 2011. – 419 с.

10. Хокинс, Дж. Креативная экономика / Дж. Хокинс. – Москва : Классика-XXI, 2011. – 256с.

11. Костенко, Я. В экономику пойду: куда будут поступать выпускники 2020 / Я. Костенко // Известия : [сайт]. – 2020. – URL: https://iz.ru/984233/iaroslava-kostenko/v-ekonomiku-poidu-kuda-budut-postupat-vypuskniki-2020-goda (дата обращения:08.06.2020).

12. Христолюбова, Н. Е. Новому этапу развития экономики – новые компетенции / Н. Е. Христолюбова //Цифровая экономика. – 2020. – №1(9). – С.91-99.

Comments

No posts found

Write a review
Translate