Regional development centers and cluster structures.
Table of contents
Share
QR
Metrics
Regional development centers and cluster structures.
Annotation
PII
S111111110000124-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir Agafonov 
Occupation: Senior researcher
Affiliation: CEMI RAS
Address: Russian Federation, Moscow, Nachimovky prospect 47
Abstract
In present clause the methodological and methodical development of regional strategy are considered. The urgency of research is caused by necessity of the account of the regional factors for development of national socio economic strategy. The important tool of realization of economic policy combining activization of market mechanisms and use of potential effects of participation of the state in realization of regional strategy is the formation innovative «of the centres of development» in regions. By major factor of formation of systems, which can play a role of the centres of strategic development is the maintenance of necessary conditions for formation of adequate potential of region, maintenance of favorable external and internal environment.
Keywords
Strategic planning at a regional level, innovation strategy of development of region, centre of development, potential of socio economic system of region, problem of regional development.
Received
05.12.2018
Date of publication
13.12.2018
Number of purchasers
13
Views
2295
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 В современных условиях необходимости ускоренной модернизации экономики актуальной представляется задача формулирования методологических принципов и методов формирования и реализации стратегии социально-экономического развития секторов экономики и отраслевых комплексов, отдельных регионов, и крупных предприятий. В настоящее время вышел «Закон о стратегическом планировании»1, реализация которого предполагает проведение значительного объема работ по его методического и методологического обеспечению. В целом вопросы стратегического планирования исследованы достаточно полно, но в основном это касается корпоративного уровню управления. Здесь можно выделить основополагающие работы, И. Ансоф [1], Кинг У., Клиланд Д. [2], и многие другие, более поздние. Среди отечественных исследователей большой вклад в данную проблематику внес Г.Б.Клейнер [3]. Что касается регионального уровня стратегического управления, то ряд методологических и методических вопросов далек от своего решения, несмотря на важность именно регионального аспекта.
1. Закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
2 Актуальность совершенствования системы государственного управления на региональном уровне определяется следующим. Реализация принимаемых управленческих решений в силу усложнения решаемых проблем, увеличения разнообразия влияния внешней среды, требует обеспечения эффективной обратной связи, которая, в свою очередь, может быть обеспечена за счет приближения центров принятия решений к объектам принятия решений. То есть роль регионов, как центров принятия решений должна увеличиваться. На уровне региональных систем все основные факторы социально-экономического развития образуют единый комплекс: социальные процессы, экологическая ситуация, экономический и сырьевой потенциал. Причем именно при планировании регионального развития объектом внимания со стороны госорганов управления являются конкретные предприятия и инвестиционные проекты, мероприятия целевых социальных и экономических программ, в том числе и федеральных. Регионы представляют собой следующий уровень иерархического рассмотрения социально-экономической системы страны и общенациональных проблем экономической безопасности. Поэтому региональное управление, в силу меньших масштабов объекта управления, является более гибким и появляется возможность более оперативно реагировать на возникающие угрозы и новые возможности. Региональная специфика обусловливает формирование вполне определенных приоритетов социально-экономического развития и требований к формированию региональных проектов и программ.
3 Задачи регионального развития, которые должны являться предметом государственного стратегического управления, связаны, прежде всего, с задачами достижения целей, сформулированных на федеральном уровне и имеющих объективную территориальную привязку, например, целей повышения качества жизни населения или обеспечения устойчивого экономического роста. Действительно, если мы говорим о развитии сельского хозяйства, то возникает вопрос о том, как этот процесс будет происходить по территории страны, какие регионы являются приоритетными, где ресурсы будут сконцентрированы в первую, а где, во вторую очередь: на Юге, в Черноземной зоне, на Юге Сибири. При формировании инновационной стратегии развития и рассматривая, например, авиастроительную отрасль, возникает вопрос о конкретных субъектах Федерации, где авиационные предприятия будут первоочередными объектами поддержки со стороны государства: Дальний Восток, Воронеж, Ульяновск, Казань, Комсомольск-на-Амуре и пр., где будут создаваться зоны опережающего развития и инновационные кластеры и т.п. Достижение глобальной цели повышения качества жизни имеет ярко выраженный территориальный аспект, так как его бессмысленно рассматривать в среднем по стране. Как минимум, возникает вопрос о уровне достижения этих целей в разрезе конкретных территорий. Доминирующие критерии качества жизни, например, в Курганской области и в Тюмени различаются, и содержание задач социально-экономического развития и механизмы их решения будут различаться в Ленинградской области и в Ставропольском крае, и т.д. Если рассматривается стратегия развития человеческого потенциала, то возникает вопрос о том, будет ли это стратегия выравнивания различных территорий по отдельным показателям потенциала или акцентированного развития этого потенциала в более перспективных регионах. В первом случае возникает вопрос об очередности различных регионов в процессе выравнивания, поскольку одновременно во всех регионах это делать невозможно в силу ресурсных ограничений. Во втором случае, региональный аспект содержится в самой формулировке стратегии. Аналогичные рассуждения оказываются справедливыми и при разработке стратегии снятия инфраструктурных ограничений и др.
4 Глобальные проблемы социально-экономического развития, которые не могут быть устранены за счет рыночных механизмов саморегулирования, имеют очевидную региональную специфику и требуют методов решения адекватных конкретным территориальным особенностям. Перспективные производства, нуждающиеся в государственной поддержке, в первую очередь инновационные проекты, мимо которых проходит частный бизнес в силу высоких рисков, также сильно различаются по различным территориям.
5 Если рассуждать в терминах целевых программ, то мы неизбежно приходим к рассмотрению конкретных проектов и оценке их эффективности, которая может быть осуществлена в той мере, в какой можно связать данный вид деятельности с целями социально-экономического развития, имеющими «территориальную» привязку. Это касается социальных и экологических последствий, которые могут быть оценены только на региональном уровне и в значительной степени общесистемных эффектов, отражающихся в уровне развития сопряженных и обеспечивающих видов деятельности. Бюджетная эффективность проектов также имеет значительную региональную составляющую.
6 Если несколько модифицировать систему целей, сформулированных, в частности, в коллективной монографии «Проблемы разработки и реализации комплексных программ» [4], то можно отметить следующее. На верхнем уровне фигурируют пять целей: повышение качества жизни населения, обеспечение безопасности населения и страны в целом, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития, рациональное, эффективное природопользование и сохранение окружающей среды. Полностью в компетенции федеральных органов исполнительной власти находится только цель «обеспечения безопасности». Можно также полагать, что в компетенции отраслевых министерств и ведомств, государственных учреждений науки и образования в значительной степени находится цель «создание потенциала для будущего». Данная цель должна реализовываться через систему Федеральных и региональных целевых программ. Но и в ФЦП такие важнейшие ресурсы, как человеческий потенциал и инфраструктура имеют очевидную территориальную привязку, а проекты и мероприятия реализуются на конкретной территории. Что касается целей связанных с целью верхнего уровня «повышения уровня и качества жизни населения» бессмысленно рассматривать в среднем по стране. Как минимум, возникает вопрос об уровне достижения этих целей в разрезе конкретных территорий. Сказанное соответствует позиции Н.Д. Кондратьева [5], сформулированной еще в 20-е годы прошлого столетия, что план развития народного хозяйства формируется как интеграция планов развития регионов.
7 В настоящее время набирают силу процессы регионализации экономики. Это обусловлено тем, что уже сейчас региональные и местные органы управления отвечают за решение задач развития социально-культурной сферы, обеспечения занятости населения, частично, решение вопросов природоохранной деятельности и рационального природопользования. При этом, финансовая база решения этих задач в большинстве регионов ниже требуемого уровня. Это, в свою очередь, ставит перед местными органами власти задачи укрепления налоговой базы регионов, в первую очередь за счет повышения эффективности производства, что возможно только на основе технического и технологического обновления, совершенствования методов управления, поиска эффективных форм и механизмов стимулирования развития важных, с точки зрения задач регионального развития, видов деятельности.
8 Если обобщить позиции, высказанные различными авторами по поводу задач, имеющих отношение к формированию основных направлений долгосрочной стратегии развития страны в территориальном аспекте, то их можно структурировать следующим образом.
9 1.Селективная поддержка субъектов Федерации и муниципальных образований.
  • Переход к политике поддержки «сильных» регионов, обеспечивающих наибольший вклад в развитие страны в целом, при соблюдении определенных стандартов качества жизни для «слабых» регионов. Нахождение разумного баланса между поддержкой депрессивных территорий и сохранением условий и стимулов для экономического развития наиболее эффективных и динамичных регионов.
  • Обеспечение направленности финансовой помощи регионам на стимулирование экономического роста, обеспечения конкурентоспособности, увеличение налоговой базы при обеспечении гарантий реализации конституционных прав граждан.
  • Стимулирование экономического развития проблемных регионов с опорой на собственные силы.
10 2. Обеспечение геостратегических интересов страны путем поддержки территорий особого значения (Калининградская область, Дальний Восток, Северный Кавказ, а также Арктическая зона России, Ростовская область).
11 3. Обеспечение реализации наиболее сильными и конкурентоспособными («опорными») регионами роли локомотивов для развития соседних регионов (субъектов Федерации).
12 4. Обеспечение поддержки и контроля со стороны государства над стратегическими и структурообразующими объектами и природными ресурсами.
13 5. Содействие развитию интеграционных социально-экономических процессов на территории страны создание межрегионального информационного пространства (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, межрегиональные финансово-промышленные группы и т.п.).
14 6. Стимулирование процессов формирования в регионах инновационно-ориентированных «точек роста» (свободные экономические зоны, технологические зоны, технопарки и пр.);
15

7. Развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической, социальной, информационной и пр.)

16 8. Обеспечение равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, развитие конкурентной политики в регионах; стимулирование и поддержка развития экономической и социальной среды;
17 9. Внедрение в практику государственного управления эффективных методов территориального регулирования на основе интеграции государственного регулирования и рыночных механизмов, использование программно-целевых методов прямой государственной поддержки.
18 10. Обеспечение выполнения отдельными территориями функций, имеющих общегосударственное значение (например, содержание на территории объектов федеральной важности (производственных объектов, общенациональных курортов, культурных памятников мирового значения и пр.);
19 11. Совершенствование правовых основ экономических взаимоотношений центра, субъектов Федерации и местного самоуправления и регулирование взаимоотношений между федеральным центром и регионами, обеспечение оптимального соотношение властных полномочий, прав и ответственности федерального центра и регионов; определение оптимального уровня федерализации страны.
20 2. Понятие инновационного центра развития
21 Одно из перспективных направлений формирования стратегии развития регионов, вытекающих из содержания Закона о стратегическом планировании, формирование региональных инновационно-ориентированных центров развития (РИОЦР). Будем понимать под РИОЦР определенным образом территориально локализованную социально-экономическую систему, которая образована группой независимых экономических субъектов, (предприятий и организаций), бюджетных организаций, объектами инфраструктуры, общественными организациями, организациями органов исполнительной и законодательной власти и гражданского общества, стабильно взаимодействующими друг с другом путем обмена продуктами и услугами, людьми, информацией и обеспечивающими, в результате этого взаимодействия, более высокую эффективность функционирования каждого из участников по сравнению с аналогичными «несистемно организованными» экономическими субъектами. В основе каждого РИОЦР лежит возможность экспансии конкурентоспособных продуктов и услуг, производимых группой предприятий, образующих его основу или базовое производство (БП). РИОЦР необходимо рассматривать как точку притяжения факторов развития, их системной организации и их «усиления», в том, или ином аспекте, для решения актуальных проблем и достижения приоритетных целей. Именно аспект «вовлечения» и мобилизации человеческих, финансовых, инновационных ресурсов, максимизации эффективности их использования является главным. То есть РИОЦР являются точкой формирования или «центром кристаллизации» новой социоэкономической среды, нового человеческого потенциала. С новой нравственностью, стилем трудового и общественного поведения, с новой культурой человеческих отношений, готовностью к обновлению и стремлением его создать и т.д. Формирование таких центров кристаллизации является одной из важнейших составляющих модернизационного сценария в той мере, в какой они обеспечивают интеграцию новых идей, человеческого потенциала, технологий и т.п. Это обеспечивается за счет реализации системных эффектов технологической, информационной, инфраструктурной и институциональной взаимосвязанности предприятий и организаций, локализованных на определенной территории, а также социокультурной общности проживающего населения и формирующего персонал этих предприятий.
22 При этом развитие рассматривается в нескольких аспектах: развитие может быть экономическим, социальным, научным, политическим, техническим, культурным, в зависимости от того, какая функциональная подсистема региона совершенствуется, и в ней появляются новые качества.
23 Миссия РИОЦР связана с «производством», внедрением и использованием инноваций. Конечным результатом деятельности РИОЦР в разных секторах экономики является выпуск инновационной продукции, от продуктов конечного потребительского спроса до технологического оборудования. При этом, очевидно генерируются и новые знания. Структура РИОЦР определяется, таким образом, технологической схемой создания инновационных продуктом и услуг: от фундаментальной идеи до ее экспансии в сферу практического применения. Будем различать РИОЦР и инновационные кластеры, деятельность которых ограничивается производством инноваций в виде идей, открытий, технологий и опытных образцов. Примером инновационных кластеров являются Сколково, МГУ, другие ведущие университеты, а примером РИОЦР такие структуры, как авиастроительные комплексы Поволжья, инновационный комплекс Томской области, фармакологический кластер Алтайского края, авиакосмический комплекс Подмосковья (Химки, Королев, Жуковский и др.), наукограды, например Троицк и Дубна, моногорода, связанные с атомной промышленностью, предприятия электроники Зеленограда и т.п.
24 Инновационные процессы должны анализироваться с разных точек зрения относительно различных функциональных подсистем СЭС региона: производственно-технологической, инвестиционной, информационно-управленческой, социальной среды, рыночной инфраструктуры, объектов транспортно-энергетической инфраструктуры, организаций, осуществляющих политико-правовые функции и т.п. Таким образом, можно говорить о РИОЦР в различных областях социальной и экономической сферы на данной территории.
25 Структура РИОЦР может быть различной в зависимости от предметной сферы, но обязательно должны присутствовать две подсистемы. Во-первых, креативная, ориентированная на производство научного знания и новых технологий, в состав которой входят научно-исследовательские организации, образовательные учреждения, организации инновационной рыночной инфраструктуры, экспериментальные производства. Результатом ее функционирования является обеспечение возможности для определенных подсистем СЭС региона к внедрению новшеств, подпадающих под понятие инновационной продукции. Вторую подсистему можно определить, как имплементную. Результатом ее функционирования является распространение новшеств в соответствующих сферах. Основным элементом этой подсистемы является определенный вид деятельности, для которого использование данного новшества в производстве продукции обеспечивает конкурентные преимущества.
26 РИОЦР должны иметь вертикальную структуру. Помимо базового производства и ресурсного обеспечения, обязательной составляющей являются научные организации, учреждения образования и переподготовки кадров, обеспечивающие производства. В вертикальных структурах может реализовываться принцип справедливых, сбалансированных цен на продукцию в рамках единых технологических цепочек; возможность формулирования общих требований со стороны группы однотипных предприятий к системе образования, к предприятиям сферы НИОКР, организациям рыночной инфраструктуры, поставщикам сырья и комплектующих, объектам общей производственной инфраструктуры.
27 В структуре РИОЦР следует выделять три группы взаимосвязанных предприятий. Первые две группы образованы предприятиями основного конкурентоспособного производства («ядра») и поставщиками необходимых ресурсов, представляющих, в совокупности, технологическую цепочку. Отличительная особенность – довольно жесткая зависимость поставщиков от спроса на продукцию, производимую основными предприятиями БП. Третья группа представлена предприятиями, обеспечивающими предприятия первых двух групп факторами производства. Характерная особенность организаций этой группы заключается в том, что они связаны, еще и с «внешним миром». То есть они не полностью зависят от БП и его обеспечивающих организаций и могут формировать собственные взаимоотношения с потребителями. Им невозможно диктовать условия со стороны БП и эффект доминирования по Перру [9] здесь ослаблен. Это в свою очередь мощный стимул постоянного осуществления инноваций для предприятий первых двух групп, с целью обеспечения статуса привлекательного потребителя для организаций третьей группы. К ней относятся, как производственные предприятия, так и организации социальной сферы, науки, образования, здравоохранения, инфраструктуры. Каждое из этих предприятий функционирует в «обрамлении» комплекса предприятий малого и среднего бизнеса, выполняющих обеспечивающие функции. В состав РИОЦР, что весьма существенно, могут входить предприятия, находящиеся за пределами территории локализации БП.
28 Поэтому можно сказать, что в ходе образования РИОЦР реализуется эффект кластеризации при условии, что формируются кластеры с особыми свойствами, среди которых основным является инновационная ориентация и способность вовлекать в сферу влияния, дополнительно привлекать новых участников к различным структурным элементам.
29 В основе всех вариантов понимания кластера, как объективного феномена экономической жизни, лежит общеизвестное определение Майкла Портера, [6] которое признается базовым в огромном числе публикаций, посвященных кластерной тематике. В работах М.Энрайта, в частности, [7], [8] внимание было сфокусировано на региональном аспекте экономического развития национальных экономик и показана роль кластеров в развитии экономики регионов. Была сформулирована точка зрения, что конкурентные преимущества создаются на региональном уровне, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организация производства и образовательный потенциал. Им были сформулирован также ряд принципов государственной поддержки процессов формирования кластеров.
30 В настоящее время кластерная тематика прикладных и научных исследований становится все более актуальной и популярной. Это связано с рядом обстоятельств. Кластеры, как территориально локализованные группы взаимосвязанных и взаимозависимых, тем или иным образом, производств реально существуют. В качестве примера можно привести: текстильный кластер в Ивановской области, химический, и автомобилестроительный кластеры Самарской области, химический кластер Татарстана, авиастроительный кластер Поволжья, фармацевтический кластер Алтая, инновационный кластер Томской области. Список можно продолжить. Для наиболее эффективных из них характерна вертикальная структура: наука – образование – обеспечивающие производства – производство конкурентоспособной продукции, при хорошей сбалансированности развития как основных, так и связанных производств и специализированного сервиса, высокая внутренняя конкуренция, научно-исследовательский и инновационный потенциал, взаимодействие в рамках межотраслевых организаций. Такие кластеры успешно исполняют функции центров развития.
31 Понятие кластера достаточно привычно для экономической политики, но чрезвычайно важно иметь в виду, что хотя РИОЦР и представляют собой кластерные структуры , но не каждый кластер является РИОЦР , так как для последних вводятся дополнительно еще такие критериальные характеристики, как инновационность и способность реализации центростремительных интеграционных эффектов. Таким образом, понятия кластера и регионального инновационного центра развития (РИОЦР) не равнозначные.
32 Необходимость разработки инновационной стратегии социально-экономического развития различных регионов выдвигает вопрос о возможности и эффективности подхода, предполагающего создание ряда РИОЦР ориентированных на решение комплексных проблем социально-экономического развития на рассматриваемой территории. Такой подход позволяет повысить эффективность взаимодействия частного сектора, органов государственного управления, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений, послужить основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора, населения и государства с целью выявления проблем развития науки и производства, путей наиболее эффективной реализации имеющихся инвестиционных возможностей и необходимых мер государственной политики. В рамках такого подхода должен обеспечиваться баланс интересов между основными агентами социально-экономического развития – Администрации, бизнеса и населения региона. Для удобства назовем его стратегией РИОЦР
33 Эффективность стратегии, связанной с формированием РИОЦР в регионах обусловлена следующими факторами.
  • На региональном уровне ощущается проблема разобщенности, несогласованности, отсутствия единой политики в развитии ряда взаимосвязанных и взаимозависимых производств, расположенных на одной территории.
  • В контексте регионального или территориального разреза стратегии развития страны все более актуальными становятся вопросы организации межрегионального сотрудничества, региональной специализации и кооперации, поиска конкурентных преимуществ тех или иных субъектов Федерации. При этом РИОЦР могут и должны стать структурообразующим инструментом организации такого сотрудничества.
  • РИОЦР являются важным инструментом реализации экономической политики, совмещающей активизацию рыночных механизмов и использование потенциальных эффектов участия государства в реализации комплексных социально-экономических решений.
34

По мере осознания роли РИОЦР в достижении и поддержании конкурентоспособности регионов, правительства и региональные администрации во всем мире все шире проводят целенаправленную политику на выращивание и развитие, в частности, системы технопарков, кластерных структур и технологических платформ, посредством целевых инвестиций в факторы развития, оказания консалтинговых услуг, осуществления поддерживающих институциональных мероприятий, финансового стимулирования и предоставления различного вида льгот, содействия контактов между научно-образовательнымми и производственными организациями и т.п. При этом инновационность и высокая системная эффективность являются важнейшими критериальными свойствами РИОЦР претендующего на государственную поддержку его. Если использовать понятие «диффузии технологий» [9 ], можно сказать, что РИОЦР должны являться источниками этой диффузии. Еще один критериальный признак – возможность эффективного управления ими. В совокупности РИОЦР организуют и структурируют экономическое пространство регионов. А управлять организованными, взаимодействующими на постоянной основе хозяйствующими субъектами легче, чем разрозненными и неорганизованными в определенные системы. Если предприятия взаимосвязаны и взаимозависимы, то каждое управляющее воздействие на одно из них, в силу эффекта системности, передается остальным.

35

Результативность стратегии РИОЦР заключается в том, что она ориентирована на перегруппировку производительных сил и факторов производства и рост совокупной капитализация территории. РИОЦР, диктуя окружающей среде потребности в получении факторов для своего развития, стимулируют создание на территории региона своеобразного каркаса, отражающего направления развития всех секторов экономики и выступают современным инструментом управления территорией. Системный эффект создания РИОЦР связан с повышением экономической активности, поддержанием внутрирегионального обмена продуктами и услугами, формированием потенциала специалистов высокой квалификации и проявляется в проведении единой политики на рынках факторов производства, в сфере научных исследований и разработок, обмене людьми, идеями и капиталами, в единой политике на рынках сбыта производимой на рынке продукции и услуг и др.

36 Зарубежный опыт формирования инновационно-ориетированных кластеров и технологических платформ свидетельствует о весьма значительной роли государственной поддержки этих процессов. Однако, само по себе желание Администрации субъекта федерации создать РИОЦР на «своей» территории еще не гарантирует получения какого-либо дополнительного эффекта. Невозможно чисто волевым решением сформировать в конкретном регионе произвольный кластер и определить его как РИОЦР. Далеко не в каждом регионе складываются предпосылки для его формирования. Один из важнейших вопросов, который возникает в отношении реальных и потенциальных РИОЦР – в какой мере и на основе каких механизмов федеральные и региональные органы исполнительной власти могут участвовать в поддержке их формировании и функционировании. Активная стратегия РИОЦР со стороны государственной власти предполагает оказание различных государственных услуг:
37
  • определение наиболее перспективных направлений развития, в которых могут быть созданы и развиты РИОЦР с целью обеспечения максимального синергетического социально-экономического эффекта, с учетом абсолютных и относительных конкурентных преимуществ региона;
  • организация взаимодействия между участниками, обеспечение необходимыми документами стратегического и территориального развития;
  • формирование инновационной инфраструктуры, оказание консультационно-методических услуги в сфере маркетинга, менеджмента, рекламы, финансирование фундаментальных исследований, потенциально содействующих развитию РИОЦР
  • оказание образовательных услуг, организация обучения, обмена опытом и повышения квалификации;
  • содействие процессам распространения инноваций;
  • организация эффективной работы всех государственных органов, организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность организаций в составе РИОЦР.
  • создание инженерной, транспортной, рыночной и пр. инфраструктуры, необходимой для развития инноваций;
  • предоставление максимально возможного объема преференций, льгот и других мер государственной поддержки в целях стимулирования развития инновационно активных предприятий и организаций в регионе.
38 В результате реализации стратегии РИОЦР планируется достичь таких целей как создание новой экономики, основанной на знаниях; увеличение конкурентоспособности реального сектора экономики; увеличение доли малых и средних предприятий; опережающий рост уровня занятости и доходов населения; расширение межотраслевой и межрегиональной кооперации; создание условий для формирования человеческого потенциала нового качества.
39 РИОЦР может устойчиво существовать при соблюдении следующих условий. Во-первых, важнейшими элементами имплементной подсистемы являются наличие в одной или нескольких ведущих компаний, имеющих устойчивые конкурентные позиции (на мировом или региональном рынках). Во-вторых, существование множества малых и средних предприятий, обслуживающих БП и организации в рамках действующей маркетинговой политики. В-третьих, эффективность производств, обеспечивающих БП факторами производства должна быть адекватной эффективности последних, чтобы избежать ситуации «отставания» и обеспечивать стабильность функционирования предприятий и организаций РИОЦР, организованных в технологические цепочки. Что касается креативной подсистемы, то для нее важнейшим фактором является наличие научно-образовательного ядра и инфраструктуры, обеспечивающей трансфер идей, технологий и ноу-хау, опытных образцов и других результатов научных разработок.
40

Стратегия осуществляется в определенной среде, которая является внешней для предприятий и организаций, образующих РИОЦР. В этой среде «вызревают» его объекты, возникают новые связи между ними, эта среда генерирует новые объекты. Внешнюю среду для каждой РИОЦР целесообразно структурировать на социальную, государственно-правовую, политическую, институциональную, инновационно-технологическую, макроэкономическую, природную, ресурсную, инфраструктуру. Социальная среда формируется населением, характеризуется половозрастной структурой, общим уровнем образования и культуры, образом жизни, доминирующими мотивациями в производственном и потребительском поведении, общим менталитетом, уровнем социальной напряженности. Социальная среда влияет на технологическую. Например, если в ближайшем будущем ожидается уменьшение предложения рабочей силы, то это может стимулировать предприятия к осуществлению мер, направленных на повышение производительности труда, вложению дополнительных средств в обучение при дефиците рабочей силы.

41 Влияние Государственно-политической и институциональной среды для каждого предприятия, входящего в РИОЦР, проявляется, как правило, в нескольких аспектах. Государство устанавливает правила игры, то есть генерирует нормативно-правовую среду. Кроме того, государство играет регулирующую роль для частного сектора, формулируя определенную политику, направленную на развитие отдельных сфер и секторов экономики, и в соответствие с этой политикой может оказывать поддержку различным предприятиям РИОЦР, которая может принимать формы субсидий, налоговых льгот, юридического контроля над событиями на нерегулируемом рынке, регулирование избыточного производства, регулирование кредитной политики. Очевидна также роль государства в макроэкономическом регулировании, то есть государство в значительной степени формирует и макроэкономическую среду. Наконец, государство может быть заказчиком и потребителем продуктов и услуг, производимых предприятиями РИОЦР. Важнейшее значение для ИОКС имеет государственная поддержка научных исследований и разработок общего назначения, осуществляемых на ключевых, прорывных технологических направлениях. В значительной степени такая политика близка к институту технологических платформ, который получил серьезное развитие за рубежом и формируется в нашей стране.
42 В правовой среде для каждого предприятия ИОКС основное значение имеют блоки законодательства, регламентирующие отношения собственности, в частности, интеллектуальной, контрактные отношения, права потребителей, антимонопольное законодательство и регулирование деятельности естественных монополий, налоговое законодательство.
43 Технологическая среда. Под технологической средой мы будем понимать множество технологических процессов, влияющих на возможности производства и потребления продукции и услуг, производимых предприятиями РИОЦР. Технологические изменения влияют также на численность и качественный состав рабочей силы. В технологической среде можно выделить следующие основные подмножества: возможные технологии, с помощью которых может осуществляться производство сырья и материалов, необходимых для деятельности предприятий; множество технологий собственно производственной деятельности предприятий РИОЦР; возможные технологии производства продуктов-заменителей; множество технологий потребления производимой продукции и услуг.
44 Инновационная среда формируется деятельностью инновационно активных организаций на территории региона, научно-образовательными организациями. В соответствие со структурой внешней среды и составом используемых ресурсов, мы можем подразделять внешние факторы инновационного процесса на ресурсные, производственно-технологические, социально-демографические, макроэкономические, политические, внешнеэкономические, экологические и инфраструктурные. Важное место среди организаций, формирующих инновационную среду, занимают предприятия и организации, образующие инновационную инфраструктуру, куда относятся венчурные фонды информационно-консалтинговые фирмы, технопарки и бизнес-инкубаторы. Инновационная среда генерирует новые знания, которые реализуются в технологической среде РИОЦР.
45 Макроэкономическая среда определяет тот экономический фон, на котором разворачивается деятельность предприятий, осуществляющих инновации и характеризуется: уровнем инфляции, уровнем занятости, общим уровнем жизни, структурой экономики, темпами роста ВВП экономики в целом и в отдельных секторах, системой налогообложения, курсом национальной валюты. Уровень занятости с одной стороны влияет на наличие на рынке труда рабочей силы и уровень цен ее предложения, с другой стороны на совокупный уровень платежеспособного спроса населения. На деятельность предприятия РИОЦР могут оказывать влияние меры, которые могут быть приняты на макроэкономическом уровне для снижения темпов безработицы или ее номинального уровня, поскольку эти меры могут непосредственным образом коснуться предприятия (например, это могут быть льготы, снятие ограничений, ослабление налогового бремени, ослабление торговых регулирующих мер и т.д.). Влияние инфляции на конкретное инновационное предприятие следует рассматривать в контексте возможного снижения покупательной способности потребителей производимых ею продуктов и услуг. Оценки эффективности инноваций в условиях инфляции становятся более неопределенными, увеличивается величина премии за риск для инвесторов и кредиторов. Это в свою очередь отражается на принимаемых стратегических решениях. На деятельность предприятий РИОЦР могут также оказывать влияние методы борьбы с инфляцией, предпринимаемые финансовыми властями. В частности, методы сдерживания объемов денежной массы, увеличения налогового бремени и увеличения учетной ставки приводят к уменьшению доходов, затруднению привлечения заемных средств, падению продаж, снижению инвестиционной привлекательности и активности инвесторов. Систему налогообложения целесообразно рассматривать, прежде всего, как объект возможных управляющих воздействий со стороны органов власти федерального и регионального уровня, направленных на поддержание деятельности данного РИОЦР. Экономический рост в натуральном выражении сопровождается повышением издержек в связи с повышением стоимости ресурсов за счет вовлечения в хозяйственную деятельность все менее эффективных производителей. Из этого следует, что рост должен таргетироваться как рост ВРП, что означает существенное повышение эффективности производства на предприятиях за счет формирования РИОЦР.
46 В социально-экономическом развитии каждого региона действует целый ряд устойчивых тенденций связанных с социально-психологическим обликом населения, историей формирования промышленного потенциала, культурными и социальными традициями, производственными традициями, стилем жизни, самоидентификацией населения и пр. Все эти тенденции весьма устойчивы, они не могут изменяться одномоментно. В эту среду «погружено» каждое из предприятий и организаций образующих РИОЦР и в его границах это его внутренняя среда. Такие факторы обусловливают определенные ограничения на процессы формирования и возможные изменения в РИОЦР, среди которых необходимо учитывать следующие.
47 Исторические факторы, рассматриваются как социоформирующие и определяющие такой важный фактор эффективности производства, как профессиональные традиции и культура производства, трудовой и потребительский менталитет населения.
48 Экономико-географический фактор проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, географическая концентрация предприятий, взаимосвязанных в рамках полного производственного цикла от формирования потенциала факторов производства (материально-производственная база, человеческий потенциал, инфраструктура и т.п.) до производства конечной инновационной продукции. Во-вторых, географическая близость к важнейшим рынкам потребления результатов исследований и разработок, а также инновационной продукции. В частности регионы ЦФО обладают таким конкурентным преимуществом, как территориальная близость к европейским рынкам, а также к крупнейшим внутренним рынкам Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и другим «регионам-локомотивам».
49 Маркетинговые факторы формирования РИОЦР выражаются:
  • во-первых, в наличии или формирования инновационного бренда региона его локализации, а также в обеспечении встроенности соответствующих производств в межрегинальные и международные кооперационные связи;
  • во-вторых, в наличии устойчивой внешней потребности в инновационной продукции и услугах, выпускаемых предприятиями РИОЦР.
50 Факторы технологической среды, определяются сложившимся научно-производственным потенциалом региона, который проецируется на внутреннюю среду РИОЦР и характеризуется качеством технологической цепочки: фундаментальные исследования - опытно-конструкторские разработки - подготовка необходимого персонала - создание промышленных технологий – выпуск инновационной продукции и услуг;
51 Особое значение имеет потенциал рыночной инфраструктуры, который представляет собой интеграцию тех институтов, которые традиционно относятся к “рыночной инфраструктуре” и органов государственных управления, выполняющих регулирующие для рыночной экономики функции, которые способствуют деятельности рыночных механизмам или даже заменяют их, если частный бизнес де-факто исключает данную сферу из рыночных взаимодействий.
52 Факторы социальной среды генерируются внешней социальной средой и были рассмотрены выше.
53 Факторы информационной среды проявляются в качестве деятельности организаций, обеспечивающих информационную поддержку функционирования предприятий и организаций РИОЦР. Это всевозможные банки данных, информационные системы, консалтинговые фирмы, ориентированные в основном на анализ технологического пространства, анализ рынка, новых и перспективных рыночных потребностей, анализ и оценку перспективных научных исследований и разработок, инвентаризацию инвестиционных и инновационных проектов, анализ социальных процессов и рынка трудовых ресурсов, человеческого потенциала региона в целом и т.п.
54 Факторы управленческой среды продуцируются органами управления предприятий и организаций, образующих РИОЦР, а также органами государственного управления региона. В сфере компетенции их деятельности находится координация функционирования предприятий и организаций, стимулирования их инновационной и инвестиционной активности, выработке общей маркетинговой политики и политики в области ресурсного обеспечения. То есть управленческая среда представляет собой интеграцию органов госуправления и некоторого «распределенного» органа управления, образованного менеджментом предприятий и организаций РИОЦР. Разнообразие принципов, форм, методов деятельности этого интегрированного органа управления определяет качество соответствующей среды.
55 Таким образом, при анализе перспектив формирования РИОЦР на данной территории необходимо рассматривать: общий технологический уровень производства; инвестиционную привлекательность и интенсивность инвестиционных процессов (динамика и направления инвестирования, качество инвестиционных проектов, источники финансирования); инновационный потенциал; уровень деловой активности и качество деловой среды (уровень менеджмента в рыночном секторе, наличие неформальных связей в бизнес-сообществе; готовность к взаимной координации деятельности); мобильность трудовых ресурсов; общий уровень образовательной среды (качество преподавательского состава, соответствие структуры подготовки специалистов потребностям экономики, уровень подготовки молодых специалистов, материальная база образования и т.д.); финансово-экономическую эффективность деятельность предприятий и организаций; степень развитости инфраструктуры; положение ведущих предприятий на рынках ресурсов и продуктов, гибкость и уровень диверсификации производства; участие бизнеса в решении задач социального развития региона локализации; уровень взаимодействие власти, бизнеса и населения, качество социальной среды; наличие неформальных связей между менеджментом различных предприятий и готовность к интеграции в той или иной форме; степень благоприятствования деловой среды, и т.п. Удовлетворительное сочетание всех этих факторов создает предпосылки для формирования РИОЦР.
56 Проблемы заключаются в том, что основным препятствием к реализации стратегии РИОЦР является именно отсутствие этих условиях в полном объеме и содержание стратегии развития каждого из потенциальных РИОЦР заключается в создании необходимых условий.
57 Стратегические направления формирования РИОЦР определяются необходимостью обеспечения благоприятных условий для их возникновения и последующего развития. В соответствие с определением стратегии, данным В.А.Агафоновым [10], стратегия формирования РИОЦР должна содержать мероприятия, направленные на устранение проблем, мешающих его эффективному развитию, то есть факторов, препятствующих формированию благоприятных условий или развитию необходимого потенциала.
58 1. Формирование широкого рынка эффективных потребителей создаваемой инновационной продукции (продуктов и технологий). Уровень технологий используемых потребителями, должен быть такой, чтобы последние были заинтересованы в деятельности производителей инновационной продукции и услуг, и могли формировать жесткие требования к уровню инноваций. При этом инновационная продукция и услуги всегда должны находить своего потребители.
59 2. Развитие сферы малого бизнеса, предприятия которого способны интегрироваться с инновационно-ориентированными предприятиями и организация в качестве исполнителей определенных видов деятельности, играя роль «комплектующих» или обеспечивающих для функционирования БП и организаций РИОЦР, создавать для них благоприятную экономическую среду. Также большое значение имеет развитие малых и средних предприятий, изначально ориентированных на выпуск инновационной продукции и услуг. В силу малых размеров они мобильны, гибко приспосабливаются к запросам потребителей, быстро реагируют на появление новых технологий и продуктов.
60 3. Развитие инновационной инфраструктуры, в первую очередь венчурного капитала, технопарков и инновационно-ориентированных бизнес-инкубаторов, совершенствование системы оказания консалтинговых услуг в научно-технической сфере.
61 4. Совершенствование системы высшего и среднего специального образования в области техники и технологии. При этом необходимо всемерно развивать материальную базу обучения.
62

5. Осуществление мер, направленных на повышение эффективности научно-прикладных разработок, в частности, укрепление материальной базы иследовательских учреждений, повышение материальной заинтересованности персонала в результатах исследований.

63 6. Обеспечения постоянно высокого общеобразовательного уровня населения, что само по себе может являться значительным конкурентным преимуществом в процессе генерации и использовании результатов инновационных разработок
64 7. Формирование конкурентного рынка, который должен формировать у менеджмента предприятий и организаций стимулы к повышению эффективности своей деятельности.
65 8. Создание нормативно-правовой среды, обеспечивающей инновационные процессы, в частности, соблюдения прав интеллектуальной собственности.
66 9. Создание государственных инвестиционных компаний, принимающих долевое участие в создании инновационных центров и научно-технических парков; в поддержке малых высокотехнологичных фирм; формировании инновационной инфраструктуры и т.п.
67 На рисунке 1 представлены основные процедуры разработки стратегии формирования отдельного РИОЦР.
68

Последовательность этапов разработки стратегии создания РИОЦР

69

Выводы

70 Задачи регионального развития, которые должны являться предметом государственного стратегического управления, связаны, прежде всего, с задачами достижения целей, сформулированных на федеральном уровне и имеющих объективную территориальную привязку.
71 Одно из перспективных направлений формирования стратегии развития регионов, вытекающих из содержания Закона о стратегическом планировании, формирование региональных инновационно-ориентированных центров развития.
72 РИОЦР представляет собой кластерную структуру, но не каждый кластер является РИОЦР.
73 При формировании РИОЦР должен обеспечиваться баланс интересов между основными агентами социально-экономического развития – Администрации, бизнеса и населения региона.
74 Системный эффект создания РИОЦР связан с повышением экономической активности, вовлечении в его структуру новых участников, поддержанием внутрирегионального обмена продуктами и услугами, формированием потенциала специалистов высокой квалификации, формироваия потенциала будещего развития региона.
75 Центростремительные эффекты проявляются в проведении интегрированной политики на рынках факторов производства, в сфере научных исследований и разработок, в обмене людьми, идеями и капиталами, и др.
76 Основное содержание стратегия формирования РИОЦР, это мероприятия, направленные на устранение факторов, препятствующих формированию благоприятных условий или развитию необходимого потенциала региона для создания РИОЦР.

References

1. Ansof I. Strategicheskoe upravlenie –M.: Ehkonomika, 1989 358 s.

2. King U., Kliland D. Strategicheskoe planirovanie i khozyajstvennaya politika / per. s angl.; obsch. red. i predisl. G.B. Kochetkova. M.: Progress, 1982. 399 s.

3. Klejner G.B. Strategiya predpriyatiya ((monografiya) M.: «Delo» 2008, 567 s

4. Problemy razrabotki i realizatsii kompleksnykh programm Kollektivnaya monografiya pod red. N.P. Fedorenko, Yu.R.Lejbkinda, Yu.M. Samokhina. M.: Nauka. 1984 g. 278 s.

5. Kondrat'ev N.D. Problemy ehkonomicheskoj dinamiki. M.: Ehkonomika, 1989. 526 s.

6. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya. Konkurentnye preimuschestva stran / per.s angl. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1993. 896 s.

7. Enright M. Survey on the characterization of regional clusters: Initial Results // Working Paper. Institute of Economic Policy and Business Strategy, Competitiveness Program, University of Hong Kong. 2000. R.15–16.

8. Enright M., Regional Clusters. Economic Development: A Research Agenda // Staber U., Schaefer N., Sharma B. (Eds.) Business Network: Prospects for Regional Development, Berlin: Walter de Gruyter, 1996. P. 190–213.

9. Yanch Eh. Prognozirovanie nauchno-tekhnicheskogo progressa / per. s angl. M.: Progress, 1970. 567 s.

10. Agafonov V.A. Analiz strategij i razrabotka kompleksnykh programm (monografiya) M.: Nauka, 1990. 216 s.

Comments

No posts found

Write a review
Translate