The law of sustainable development of society and its use on the example of a municipal entity
Table of contents
Share
QR
Metrics
The law of sustainable development of society and its use on the example of a municipal entity
Annotation
PII
S111111110000085-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Mikhail Glazyrin 
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: CEMI RAS
Address: Russian Federation, Moscow, Nachimovky prospect 47
Abstract
When implemented in 2013-2016g. grants RHF and RFBR, as well as on a voluntary basis, we have already conducted fundamental scientific research on the creation of a system of sustainable development (SRA) of various structures of society, including the municipal entity. The results of these studies on a number of the main components of the system (processes, relationships, development goals) were published in the monograph by MV. Glazyrina "The system of sustainable development of society at the level of the municipal entity" and his pamphlet: "The path to a fundamental system of sustainable development." Now we need to logically link each other and supplement - justify the Law of Sustainable Development and on its basis create effective RMS. In the message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 01.03.2018. and its Decree "On national goals and strategic tasks of the development of the Russian Federation until 2024", this direction of development is recognized as a priority. Scientists along with practitioners will have to implement these strategic goals and objectives on a fundamental basis - on scientific knowledge of the laws of sustainable development of various structures of society. At present, the creative team has approached the stage of developing methodologies for assessing and using the potential of the main processes and relationships, a comprehensive goal. It is necessary to verify the correctness of the fundamental justifications for the Law of Sustainable Development of the society. The works were discussed at scientific and practical seminars in the Valdai and Borovichi municipalities and were published in special collections and local newspapers. These works received the written approval of the profile Committee of the State Duma of the Russian Federation from July 13, 2010, No. 3.26-26 / 516. At the same time, the task is to solve many problems of society - the territorial and sector integration of the infrastructure of the Valdai Region and the re-establishment of the National Park Valdaiisky through the creation of the Valdai Recreational Complex (SRC) with the help of the RMS. The most important method of development of the Military Revolutionary Committee is the construction of innovative settlements on the site of disappearing industries and villages in the national park, using the ZUR. Attraction of qualified personnel, first of all, to youth, will allow organizing mini-production on creation of medicinal agricultural products, popular with the population.
Keywords
System of sustainable development of society and municipal formation. Its fundamental foundations, enterprises, the potentials of the main processes and social relations, the vector complex goal, its sustainable achievement, territorial integration, self-development, reproduction, new functions of local self-government
Received
27.09.2018
Date of publication
13.12.2018
Number of purchasers
13
Views
2270
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 Типичная ситуация в муниципальных образованиях на примере Валдайского района
2 Переход к рынку России происходил непродуманно и неподготовленно, не была определена в нём роль управления, цель развития общества. Эта цель произвольно формулировалась, а её достижение рисовалось механическими стрелками. Проводимая политика до настоящего времени не приводит к поиску резервов для развития, главное - созданию современных рабочих мест, взаимосвязанному повышению уровня конечного потребления населения и производительности труда, плохо мобилизуется трудовой и творческий потенциал населения.
3 По данным Новгородстата и министерства финансов Новгородской области показатели темпов роста производительности труда и конечного потребления возрастают далеко несинхронно и этому требуется глубокий анализ, чего не делается. За последние 11 лет в Валдайском районе производительность труда возросла в 1,4 раза, а конечное потребление – в 4 раза. Не осуществляется объективная оценка деятельности муниципалитетов, ими тратится много сил на испрашивание денег. Население не имеет ясных представлений о своём будущем. Остаются неизвестными важнейшие системные связи и процессы.
4 Грандиозные цели и задачи поставлены в послании Федеральному Собранию РФ и Указе Президента РФ. Предстоит большая работа по определению методов их достижения и выработке эффективной социальной и экономической политики. В настоящее время собственные доходы местных бюджетов составляют лишь 20 – 35%, до реформ же они составляли около 50%. Это говорит о том, что в муниципальном образовании отсутствует эффективная система устойчивого развития, так как нет для этого фундаментальной основы. Такая ситуация в муниципальных образованиях требует её создать.
5 Научное обоснование Закона устойчивого развития (ЗУР) общества
6 Призывы к исследованиям СУР у нас в стране провозглашаются давно, но они пока ведутся без знания фундаментальных основ устойчивого развития общества. В них не определяются важнейшие системные связи и основные процессы, общественные отношения и векторная комплексная цель развития, а также методы её устойчивого достижения. Предпочтение в управлении отдается директивным и экспертным методам, а не логическим процессным. Программно-целевой метод в разработке и реализации стратегии и программ часто использует механистический и отраслевой подходы. Не отдается высокая роль человеку, выступающего ведущим и связующим звеном в названных процессах и общественных отношениях. Нами открывается впервые научное представление о ЗУР и СУР. Определяемые нами задачи исследований являются новыми фундаментальными, а ожидаемые результаты соответствуют мировому уровню и могут его превзойти
7 Корни обоснования Закона устойчивого развития уходят в первичные структуры жизнедеятельности населения, состоящей из трёх основных логически связанных процессов – социального, производственного и финансово-экономического (см. рис.1). Непосредственно в этих материальных процессах происходит развитие, либо его затормаживание и разрушение, в них осуществляются отношения людей - нравственные, экономические, организационные (управленческие). Нарисованная система имеет трехгранную конфигурацию - самую устойчивую, аналогично геометрической фигуре. Каждый угол этого треугольника жёстко связан с двумя другими углами.
8 На рисунке 2 такую же конфигурацию имеет цель развития - взаимосвязанное повышение уровней жизни, производительности труда и гармонии общественных отношений. Впервые обосновано анатомическое строение общества и его развитие. Ведь мы строим не только заводские и другие здания, а общественные структуры.
9

10

11 Доказано, что если сформулированная цель будет входить в программу как комплексное совершенствование составляющих её элементов, то она обязательно будет достигнута (см. рис.3). Этой социально-экономической системой открывается Закон устойчивого развития, который и станет фундаментальной основой формирования СУР в различных общественных средах и структурах, которая будет обладать высоким уровнем эффективности жизнедеятельности населения. Замкнутая связь основных процессов обеспечивает её саморазвитие и воспроизводство.
12 Особое значение в достижении комплексной цели и безкризисное развитие имеет составление и реализация межпроцессных балансов:
13 а) обеспечение сбалансированности между рабочими местами и наличием трудовых ресурсов, всех других видов у населения ресурсов (инвестиций, инноваций и др.).
14 б) между потребностью рынка в товарах и услугах и реальными возможностями наращивать объемы производства, включая мощности строительных организаций, и производительность труда;
15 в) между фактической реализацией продукции на рынке и распределением результатов по труду и вложенным средствам работникам и предприятиям с учётом повышения производительности труда, позволяющее наращивать производство и покупательную способность населения и предприятий, а также эффективным распределением результатов на бюджеты и различные фонды.
16

Большие возможности имеются в интеграции имеющихся местных рекреационных, деревообрабатывающих, земельных, инфраструктурных ресурсов на Валдае, которые лучше можно использовать, например, путём создания Валдайского рекреационного комплекса (ВРК). Ведь многие страны успешно живут за счёт рекреационных ресурсов. 

17

Наличие в Валдайском районе и национальном парке «Валдайский» огромного рекреационного потенциала, находящемся между Москвой и Санкт-Петербургом требует грамотного его использования. Сегодня он находится в дремлющем состоянии. Особое значение имеют земли 150 населенных пунктов на территории парка, 89 из которых ждут восстановления, капитального благоустройства и эффективного использования. Стоит отметить, что многие из них находятся на берегах озёр и рек. В них могут поселиться новаторы производства, изобретатели и жить во втором жилье, построив с помощью государства жилые дома с мастерскими новой техники в составе общих технопарков Валдая. Производство продукции сельского хозяйства, имеющей лечебные свойства имело бы большое значение для оздоровления людей.

18

Рис. 3 Основные составляющие программы достижения комплексной цели

19 Нам предстоит на основе требований ЗУР разработать методики анализа и использования потенциалов процессов и отношений, определении конкретных целей и обоснования программ создания системы устойчивого развития Валдайского муниципального образования с применением экономико-математических методов. В первую очередь названные методики должны быть ориентированы на решение следующих задач:
20 Потребуется осуществить анализ и использование потенциала основных процессов и общественных отношений посредством совершенствования управления, разработки необходимых методик:
21 1.По использованию и наращиванию потенциала социального процесса и в нём общественных отношений.
22 2.По использованию и наращиванию потенциала производственного процесса и в нём общественных отношений.
23 3.По использованию и наращиванию в финансово-экономическом процессе и в нём общественных отношений.
24 4. Повышению качества местного самоуправления.
25 Устойчивое достижение комплексной цели может быть обеспечено правильным составлением программы – путём оптимизации составляющих достижения цели. Процесс достижения цели в программе нужно максимально конкретизировать, а мы это сделали даже в математическом виде:
26

27

ККЦконечная комплексная цель;

С социальный процесс и С1его результат;

П – производственный процесс и П1– его результат (производительность труда в стоимостном выражении);

Ф-Э – финансово-экономический процесс и Ф-Э1 – его результат;

х, у, z –коэффициенты влияния процессов на смежный процесс;

г123– влияние уровня гармоничности общественных отношений на процессы и Г1 – их результат.

28 Соотношение в ККЦ социальных, экономических показателей и уровня гармонии общественных отношений должно быть таким, чтобы в последующем цикле они возрастали и ими нужно эффективно управлять.1
1. Согласование повышения уровня жизни, производительности труда должна обеспечиваться оплатой по труду. Гармония общественных отношений может обеспечиваться государственным законодательством и обществом своим моральным кодексом.
29 В этой модели муниципального образования населению и его муниципалитету в полной мере будут известны результаты жизнедеятельности населения: как удовлетворяется его потребности, как используют предприятия и местная власть в названных процессах имеющийся потенциал и каков результат, а также как осуществляется распределение.
30 Данная экономико-математическая модель может стать основой осуществления цифровых экономических отношений, оптимизации многих процессов для получения максимального результата. Она явится эффективным инструментарием управления строительством умного муниципального образования.
31 Задачи управления в использовании ЗУР по созданию СУР
32 Теперь для реализации проекта ЗУР требуется сформулировать задачи органам управления, в том числе органам местного самоуправления.
33

1. Издать распоряжение Губернатора Новгородской области «О создании системы устойчивого (комплексного и инновационного) развития Валдайского района Новгородской области», в котором предусмотреть необходимые мероприятия. 

34

2. Для проверки верности научных обоснований ЗУР провести эксперимент по созданию СУР в Валдайском районе Новгородской области. Подготовить необходимую документацию по его организации в реальных условиях.

35

3. Рекомендовать администрации Валдайского муниципального образования совместно с представительным органом власти образовать общемуниципальную структуру из высококвалифицированных и инициативных специалистов для практического создания СУР. Она призвана будет использовать потенциалы векторной комплексной цели и реализации программ её устойчивого достижения путём комплексного совершенствования основных процессов и общественных отношений на предприятиях и в муниципальных образованиях. Следует активнее вовлекать в эту работу молодежь, более полно использовать имеющиеся производственные и природные ресурсы, эффективно стимулировать новаторов и специалистов народного хозяйства, добивающихся значимых результатов. 

36

4. Учитывая научную фундаментальность, глубину, масштаб и высокую эффективность намечаемых системных преобразований в муниципальных образованиях, острый недостаток в них инновационных структур и кадров, а также отсутствие достаточных возможностей у ЦЭМИ РАН и НовГУ, ходатайствовать перед Правительством РФ создать в 2018 г. относительно небольшой Научно-образовательный инновационный центр (НОЦ) развития в г. Валдай из 15-20 высококвалифицированных специалистов.

37 5. Рекомендовать НовГУ и ЦЭМИ РАН подготовить учебное пособие и программу подготовки кадров по специальности СУР с учётом планируемого создания научно-образовательного центра развития и выполнения приказа Министерства образования и науки РФ от 14.08.2013г. №958 по стажировке студентов, в первую очередь проживающих в экспериментальном муниципальном образовании.
38 Эффективность создаваемой системы устойчивого развития
39

Основная эффективность происходит от использования Закона устойчивого развития и выражена в обеспечении стабильной связи трёх базисных процессов и в них гармонии общественных отношений, которые и формулируют векторную комплексную цель, устойчиво достигаемой программами по комплексному совершенствованию составляющих цели. Названная система является всеобщей по составу процессов и отношeний для всех структур общества, отличающаяся лишь различием видов продукции, услуг и работ, масштабом. Самое важное, первичная структура и каждый человек может владея данной системой может значительно повысить эффективность труда, конечно, и уровень жизни. При этом оплата должна осуществляться по труду, хотя бы по укрупненным нормативам. И изменение этих параметров станет эффективным, если оно будет осуществляться синхронным образом.

40 Важным методом повышения производительности труда в муниципальном образовании может стать дополнительное стимулирование работников предприятий должно составлять примерно 40–50% стоимости произведённой продукции за счёт роста производительности труда, в местном бюджете оставлять 70–80% всех налогов от стоимости произведённой продукции за счёт повышения производительности труда.
41 Являясь всеобщей системой ЗУР для всех структур общества, она может решить многие проблемы: правильным определением цели развития и устойчивого её достижения, она может обеспечить эффективное взаимодействие всех структур (каждого человека, семьи, трудовой ячейки, поселения, муниципального образования и др.), сочетание территориального и отраслевого развития, недопущения кризисных явлений посредством составления межпроцессных балансов, совершенствования структуры народного хозяйства, повышение заинтересованности и ответственности кадров за результаты работы на предприятии и в муниципальном образовании, конечно, разработки обоснованных стратегий и программ. По этим проблемам потребуется провести еще большую научно-исследовательскую работу.
42 Эффективность создаваемой СУР будет исчисляться миллионными величинами даже в небольших территориальных структурах.
43 Выполняемые работы обсуждались на научно-практических семинарах в Валдайском и Боровичском муниципальных образованиях и публиковались в специальных сборниках ЦЭМИ РАН и местных газетах. Данные работы получили письменное одобрение профильного Комитета Государственной Думы РФ от 13 июля2018г., №3.20-26/516.

References

1. Aganbegyan A.G. Denezhnye in'ektsii. Argumenty i fakty № 3, 2017 g.

2. Afanas'ev V.S. Velikoe otkrytie Karla Marksa. M.: Mysl', 1980.

3. Belousov R.A. Ehkonomicheskaya istoriya Rossii: 20 vek.- M.: Izdat, 2006.

4. Glazyrin M.V. «Sistema ustojchivogo razvitiya obschestva na urovne munitsipal'nogo obrazovaniya». M., Nauka, 2016g.

5. Glazyrin M.V. «Put' k fundamental'noj sisteme ustojchivogo razvitiya». M., Nauka, 2018g.

6. Glazyrin M.V., Chemodanov M.P., Serik Yu.G. Innovatsionnye poseleniya Rossii. T1,2, M.: TsEhMI RAN, 2008g.

7. Problemy i pervoocherednye zadachi sozdaniya novoj sistemy razvitiya i upravleniya na munitsipal'nom urovne. Doklady Vserossijskogo nauchno-prakticheskogo seminara. 10 iyunya 2015g., M.: TsEhMI RAN, 2015g.

8. V.E. Dement'ev, R. M. Kachalov, G.B. Klejner, O.P. Korolev, N.B. Nagrudnaya, R.I. Khabibulina «Kollektivnye formy khozyajstvovaniya v sovremennoj ehkonomike». M.:ID «Nauchnaya biblioteka», 2017g.

Comments

No posts found

Write a review
Translate