Прогнозирование грузоперевозок в ЕАЭС. Результаты сценарных расчетов
Прогнозирование грузоперевозок в ЕАЭС. Результаты сценарных расчетов
Аннотация
Код статьи
S265838870014023-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хачатрян Нерсес Карленович 
Должность: Заместитель директора по научной работе
Аффилиация: ФГБУН Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, РФ, Нахимовский проспект, 47
Борисова Светлана Валерьевна
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, РФ, Нахимовский проспект, 47
Аннотация

Статья посвящена прогнозированию объема грузовых перевозок в ЕАЭС  на период до 2025 г. в зависимости от различных сценариев развития экономики и программ евразийской экономической интеграции.  Для решения данной задачи построена эконометрическая модель, описывающая зависимость объема грузовых перевозок от индекса промышленного производства и объема выпуска сельскохозяйственной продукции. Она имеет высокую прогностическую точность и используется в сценарных расчетах.

Ключевые слова
грузовые перевозки, промышленность, сельское хозяйство, эконометрическая модель, прогнозирование, сценарные расчеты
Классификатор
Получено
04.03.2021
Дата публикации
04.03.2021
Всего подписок
8
Всего просмотров
1399
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1

Введение

2 Транспорт является одной из важнейших отраслей экономики. Именно транспортная доступность отдельных регионов и стран обеспечивает их устойчивое экономическое развитие. Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры ведет к созданию новых производств и рабочих мест, что, в свою очередь, определяет экономический рост. Особое значение имеют грузовые перевозки, обеспечивающие товарооборот, как на внутреннем, и внешнем рынках. Рассматривая возможные сценарии развития экономики, необходимо иметь инструменты для оценки эластичности спроса на грузовые перевозки и планирования будущих объемов грузоперевозок.
3 Литература по моделированию грузовых перевозок довольно обширна. В работах [1]-[3] построены и исследованы модели железнодорожных грузовых перевозок, основанные на заданной процедуре организации грузопотока. Ряд статей посвящен проблеме оптимального управления парком грузовых железнодорожных вагонов, возникающей перед операторами железнодорожного транспорта. В частности, в статье [4] описан один из подходов к ее решению, заключающийся в сведении исходной постановки к задаче линейного программирования большой размерности.  Рассматривая публикации, посвященные моделированию спроса на грузовые перевозки и эмпирическим оценкам эластичностей спроса следует отметить, что большинство из них решают задачу перераспределения грузов между разными видами транспорта. В работе [5] моделирование спроса на грузовые перевозки в России осуществляется с помощью трех различных эконометрических моделей для разных видов транспорта. Исследуются эластичности спроса на грузовые перевозки и возможность использования построенных моделей для прогнозирования объемов грузовых перевозок разными видами транспорта. В [6] проведен эмпирический анализ грузовых перевозок в Дании с помощью коинтеграционной векторной регрессионной системы.
4 В данной работе была предпринята попытка моделирования объема грузовых перевозок для Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз). ЕАЭС был образован с целью создания условий для устойчивого экономического развития и повышения конкурентоспособности экономик государств-членов в условиях глобальной экономики через реализацию «четырех свобод» – свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы1. Договор о ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года в Астане президентами России, Беларуси и Казахстана. В том же году были подписаны Договора о присоединении к Союзу Армении и Кыргызстана. Одним их важнейших направлений развития Союза является развитие транспортной инфраструктуры и реализация транзитного потенциала, включая создание межгосударственных транспортных коридоров2. В 2016 г. было принято отдельное Решение Высшего Евразийского экономического совета «Об Основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов Евразийского экономического союза», в котором определены основные задачи по формированию единого транспортного пространства и созданию общего рынка транспортных услуг. При этом указывается на необходимость использования преимуществ географического положения государств-членов Союза при осуществлении транзитных связей между Европой и Азией и интеграцию собственных транспортных систем в мировую транспортную систему.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе // Евразийский экономический союз, 2021. – URL : >>>> (дата обращения: 25.01.2021).

2. Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза // Евразийский экономический союз, 2021. – URL : >>>> (дата обращения: 25.01.2021).
5 Согласно Решению Высшего Евразийского экономического совета № 12 от 11.12.2020 «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года»3 развитие транспортной системы является одним из стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции и «нацелено на: последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства…; создание трансконтинентальных и межгосударственных транспортных коридоров; …; создание и развитие транспортной инфраструктуры на территориях государств-членов в направлениях «Восток – Запад» и «Север – Юг», в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой «Один пояс - один путь»…».
3. О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года // Евразийский экономический союз, 2021. – URL : >>>>
6 Доля транспорта в структуре валовой добавленной стоимости по данным Евразийской экономической комиссии4 в 2019 г. составила 9,5 %, а в общем объеме инвестиций в основной капитал – 15,8 %.
4. Статистика ЕАЭС / Евразийская экономическая комиссия, 2021. – URL : >>>> (дата обращения: 25.01.2021).
7 На рисунке 1 представлена динамика перевозок грузов всеми видами транспорта, включая железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный, в целом по ЕАЭС.
8

Рис. 1. Перевозки грузов всеми видами транспорта (без трубопроводного). Источник: Статистика ЕАЭС http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/transport.aspx

9 Объем перевозок грузов по всем видам транспорта (без трубопроводного) за период с 2015 г. по 2019 г. вырос на 7 % и составил 11,5 млрд тонн.
10

Эконометрическая модель и сценарные расчеты грузоперевозок

11 Для моделирования объема грузоперевозок использовалась множественная линейная регрессия вида
12 yt=a0+i=1naixit+εt,
13 где yt – объясняемая переменная; xit – объясняющие переменные, i=1, , n ; ai – оцениваемые коэффициенты, i=0, , n ; εi – ошибки регрессии (случайные независимые нормально распределенные с нулевым средним и конечной дисперсией) [7]. Коэффициенты регрессии оцениваются методом наименьших квадратов (МНК).
14 При моделировании использовались следующие данные Департамента статистики Евразийской экономической комиссии за период с 2005 г. по 2019 г.:
  • TRANSPORT – перевозки грузов всеми видами транспорта без трубопроводного, млн тонн;
  • IND_PROM – индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году (в постоянных ценах);
  • IND_AGRIC – индекс объема сельскохозяйственного производства, в процентах к предыдущему году (в постоянных ценах).
15 Также в модели используется фиктивная переменная DUMMY, принимающая значение 0 для всех моментов времени, кроме 2009 г. и 2010 г., для этих двух моментов времени ее значение равно 1. Введенная таким образом переменная позволяет учесть влияние кризиса 2009 г., который привел к резкому падению всех экономических показателей в 2009 и 2010 гг.
16 В работе исследуется функция зависимости грузоперевозок следующего вида
17 TRANSPORT=f(IND-PROM, IND-AGRIC,DUMMI) .
18 Выбор окончательной спецификации модели определялся целью исследования, а именно – построение модели, позволяющей проводить многовариантные сценарные расчеты для анализа различных вариантов динамики грузовых перевозок ЕАЭС в зависимости от значений, принимаемых объясняющими переменными.
19 На основе анализа парных корреляций, теста на функциональную зависимость, тестирования на гетероскедастичность, использования критериев Акаике и Шварца получена линейная в логарифмах зависимость переменной TRANSPORT от индексов промышленного производства (IND_PROM) и объема сельскохозяйственного производства (IND_AGRIC):
20 lnTRANSPORT=a0+a1lnIND-PROM+a2lnIND-AGRIC+a3DUMMY,
21 где lnTRANSPORT,  lnIND-PROM , lnIND-AGRIC – натуральные логарифмы значений соответствующих переменных.
22 Оценивание модели методом МНК в пакете EViews дало следующий результат (в скобках под значениями коэффициентов указаны значения t -статистик):
23

ln(TRANSPORT) = 7,38  +  0,61ln(IND_PROM) - 0,21ln(IND_AGRIC) - 0,13DUMMY.

                           (54,34)   (9,76)                       (-4,73)                      (-18,25)

24 Скорректированный коэффициент детерминации R2 имеет значение равное 0,985, что свидетельствует о высоком предсказательном качестве рассматриваемой зависимости. Отрицательный коэффициент при индексе сельскохозяйственного производства, вероятнее всего объясняется мультиколлинеарностью объясняющих переменных.
25 На рис. 2 представлены графики модельных (расчетных) и фактических значений грузоперевозок, которые позволяют сделать вывод о прогностической точности модели. Наибольшее отклонение модельных значений от фактических составляет 1,65 % (в 2011 г.).
26

Рис. 2. Фактические и модельные значения объемов грузоперевозок. Источник: расчеты авторов.

27 Далее, модель была использована для прогноза объема грузоперевозок на 2020 г. и для проведения сценарных расчетов на период до 2025 г. Рассматривались три сценария: базовый, оптимистичный, пессимистичный.
28 В основу формирования сценариев положено Решение Высшего Евразийского Экономического Совета № 12 от 11.12. 2020 «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». Целью Стратегии в части реализации транспортной политики является увеличение грузовых перевозок за счет реализации транзитного и логистического потенциала Союза.
29 Для базового сценария делались следующие предположения: спад экономики в 2020 г., связанный с пандемией, прекратится начнется рост промышленного производства. Предполагается, что темп роста экономики будет на уровне 2015-2019 гг.: для промышленности – 2,3 % и сельскохозяйственного производства – 2,6 % в среднем за год.
30 В рамках пессимистичного сценария предполагалось, что в 2021 г. не ожидается значительного роста экономики, а рост промышленного производства начнется в 2022 г. и составит в среднем не более 1,3 % в год для промышленности и 2,6 % для сельского хозяйства.
31 Для оптимистичного сценария предполагается, что прирост промышленного производства будет составлять в среднем не менее 5,5 % в год и 4,2 % для сельского хозяйства, начиная с 2021 г.
32 Результаты прогноза и сценарных расчетов представлены в таблице 1.
33

Таблица 1. Перевозки грузов всеми видами транспорта без трубопроводного.

Сценарии Перевозки грузов всеми видами транспорта без трубопроводного, млн тонн Прирост за 2021-2025 гг., %
2020 (прогноз) 2021 2022 2023 2024 2025
Базовый 11055,68 11149,09 11243,29 11338,28 11434,08 11530,69 3,42
Пессимистичный 10898,3 10841,62 10850,21 10923,58 10997,45 0,91
Оптимистичный 11260,1 11468,31 11725,58 12058,75 12473,23 10,77

Источник: расчеты авторов.

34 Анализ результатов расчетов по перевозкам грузов в ЕАЭС в 2021-2025 гг. показывает, что для базового и оптимистичного сценариев наблюдается ежегодный рост объема грузоперевозок, причем наибольший – 2,84 % и 3,44 % в 2024 г. и 2025 г. для оптимистичного сценария (рис. 3). Для пессимистичного сценария – падение в 2022 г., а далее незначительный прирост (менее 1 % в год).
35

Рис. 3. Сценарные расчеты перевозок грузов в ЕАЭС на период 2021-2025 гг.

36

Заключение

37 На основе данных департамента статистики Евразийской экономической комиссии построена эконометрическая модель, описывающая зависимость объема грузовых перевозок от индексов промышленного производства и объема выпуска сельскохозяйственной продукции за период с 2005 г. по 2019 г. В модель также была включена фиктивная переменная, учитывающая влияние экономического кризиса 2009г. Анализ регрессионных остатков указал на высокую прогностическую точность модели. С помощью модели получен прогноз объема грузовых перевозок на 2020 г. и проведены расчеты на период до 2025 г. в зависимости от трех сценариев, описывающих предполагаемые варианты развития экономики и степень реализации транзитного и логистического потенциала Союза.

Библиография

1. Бекларян, Л. А. Динамические модели организации грузопотока на железнодорожном транспорте / Л. А. Бекларян, Н. К. Хачатрян // Экономика и математические методы. – 2019. – Том 55, № 3. – с. 62-73.

2. Khachatryan, N. K. About quasi-solutions of traveling wave type in models for organizing cargo transportation / N. K. Khachatryan, A. S. Akopov, F. A. Belousov // Business Informatics. – 2018. – № 1 (43). – P. 61–70.

3. Beklaryan, L. A. Model for organization cargo transportation at resource restrictions / L. A. Beklaryan, N. K. Khachatryan, A. S. Akopov // International Journal of Applied Mathematics. – 2019. – Vol.32, N4. – p.627-640.

4. Белоусов, Ф.А. Моделирование и оптимизация планов грузовых железнодорожных перевозок, выполняемых транспортным оператором / Ф. А. Белоусов, И. В. Неволин, Н. К. Хачатрян // Бизнес-информатика. – 2020. – Т. 14. № 2. – С. 21-35.

5. Эконометрическое моделирование и прогнозирование спроса на грузовые перевозки в России в 1992-2015 гг / Ю. А. Щербанин, Е. А. Ивин, А. Н. Курбацкий, А. А. Глазунова // Научные труды: Ин-т народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2017. – Т. 15. – с. 200-217.

6. Bjorner, T. B. Environmental Benefits from Better Freight Transport Management: Freight Traffic in a VAR Model / T. B. Bjorner // Transportation Research. Part D. – 1999. – Volume 4, Issue 1. – p. 45-64.

7. Айвазян, С. А. Методы эконометрики : учебник / С. А. Айвазян. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2010. – 512 с.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести