Роль бюрократии в создании, укреплении и расширении ЕС
Роль бюрократии в создании, укреплении и расширении ЕС
Аннотация
Код статьи
S265838870008431-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Селищев Николай Юрьевич 
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, Нахимовский проспект, 47
Аннотация

 

В статье анализируется  роль  бюрократии в создании, укреплении  и расширении ЕС,  влияние идеологии пан-Европы на институты ЕС, участие руководства разведслужб  и Вооружённых сил в составе бюрократии ЕС. Сравнивается советская бюрократия, евро-бюрократия и прототип последней – древнеримская республиканская.  Основное внимание уделяется концепции академика В.Л.Макарова о значении бюрократической  «погони за рангами» и об идеологическом мотивировании демократической модели. Прогнозируется, при каких условиях ЕС сможет выжить как сверхгосударство, а при каких – распасться.

Обзор литературы. Принято считать, что в научных исследованиях  необходимо ссылаться не на газеты и интернет-сайты, а на солидные научные труды. Однако ЕС явно не содействует научному изучению пан-европейских структур, поэтому на вышедшие в Европе монографии  по кризису ЕС сослаться нельзя – этих книг нет. Приходится ссылаться на разрозненные мемуары отставных высокопоставленных бюрократов (советских и европейских), на редкие газетные публикации, на официальные сайты ЕС, воссоздавая из  фрагментов   портрет бюрократии ЕС. При этом нецелесообразно вводить в научный оборот чисто пропагандистские издания ЕС, авторы которых занимали (занимают) подчинённое положение в иерархической структуре и поэтому лишены возможности и (или) желания  высказывать самостоятельную точку зрения.

   Методом и методологией статьи являются междисциплинарные исследования на основе институционального подхода (история типов хозяйства, общая история, история экономических концепций, сравнительная политология, религиоведение, социология, история государства и права). Основной текст статьи разбит на  тематические параграфы.

  Автор выражает глубокую благодарность научному руководителю ЦЭМИ РАН академику В.Л.Макарову за ценные советы и замечания в процессе работы над статьёй.  Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

 

Ключевые слова
евро-бюрократия, советская бюрократия, инновации, идеология, Рим, Евросоюз.
Классификатор
Получено
08.02.2020
Дата публикации
10.03.2020
Всего подписок
77
Всего просмотров
3246
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год
1 Принято считать, что Евросоюз (ЕС) был создан народами Европы, которые почему-то, движимые порывом, решили жить вместе. Поддерживая эту гипотезу, в 1990-х гг. католические теологи, повторяя энциклики и проповеди папы римского Иоанна Павла II (1978 – 2005), говорили о «единой Европе, которая должна дышать обеими лёгкими», западным и восточным. Однако обширные трансакции ватиканского банка, подчиняющегося только папе, оставались и остаются совершенно непрозрачными. Этот банк действовал и действует как в странах западной и южной Европы, так и восточной, поэтому действительно заинтересован в «единой Европе». Другое мнение объясняет создание и расширение ЕС действием неких объективных экономических законов. Однако мы рассмотрим чисто субъективный, личностный фактор в создании, расширении и укреплении ЕС – роль бюрократии и «отцов-основателей».
2

1. Расширенное понимание бюрократии.

3 Американский экономист и политический деятель Джон К.Гэлбрейт значительно расширил понятие «бюрократия», связав её с «техноструктурой» и «планирующей системой», проанализировал создание европейского «Общего рынка», предшественника современного ЕС: «После второй мировой войны наметился заметный отход от того, что некогда называлось экономическим национализмом. Наиболее яркими проявлениями этого было заключение Общего соглашения о торговле и тарифах, создание европейского Общего рынка, Европейской ассоциации свободной торговли, стремление торгующих между собой стран снизить тарифы, ограничить использование квот и, как надеялись, запретить конкурентное обесценение валют. Эти явления приписывались всё более широкому распространению экономических знаний в передовых промышленных странах. Фактически же они отражали потребности планирующих систем стран-участников – обстоятельство, которое не вызывает более никакого удивления… С возникновением межнациональной системы капитал, техника и квалифицированная рабочая сила подчиняются власти единой организации. Эта власть не признаёт национальных границ» [Гелбрейт, 1979, с. 224 – 225].
4 «Техноструктура» состоит из управляющих корпораций, юристов, учёных, инженеров, экономистов, контролёров, лиц, занимающихся рекламой, и торговых работников. «В совокупности они представляют собой наиболее уважаемых членов общества». Их мнение по вопросам государственной политики вызывают «благоговейное почтение». Того, кто высказывает другое мнение, выслушивают, но не считают годным к реальной ответственности. «В этом случае нужен человек, принимающий цели организации с минимумом сомнений, без внутренних конфликтов и даже без заметного раздумья». Возникает «бюрократический симбиоз» госаппарата и военных корпораций, который в США достигает своего наивысшего развития. К числу крупнейших государственных бюрократических организаций относятся ВВС, ВМС, Комиссия по атомной энергии, НАСА, ЦРУ и Министерство обороны [Гелбрейт, 1979, с. 119, 121, 157, 188, 210 –212, 307, 309 – 311, 345, 354, 371].
5 М.Милакович и Дж.Джордон также причисляют разведслужбы к бюрократии. В США ныне существует Министерство Внутренней Безопасности, пятнадцать спецслужб, при этом собственные разведки имеют даже Министерство финансов (Казначейство) и Министерство энергетики [Michael E.Milakovich, George J.Gordon, 2009, p.28 – 29, 311].
6 Дж.Хигли, профессор социологии Университета Техаса, в понятие «элита» включает госаппарат, политиков, руководство крупнейших компаний, СМИ, профсоюзов и вооруженных сил. Элиты, ставшие «оплотом современных демократий», уже «…пришли к негласному консенсусу по поводу норм и правил политического поведения». Примерная численность элиты США – 10 тысяч человек, во Франции и Германии – 5 тысяч, в Дании и Норвегии – 2 тысячи, «…но в любом случае симбиоз европейских деловых и бюрократических элит, размещающихся в Брюсселе, прочен и мало зависит от общественного контроля» («Коммерсант», 26.10.2006, с.8).
7 Разумеется, бюрократия, понимаемая в таком расширенном смысле, имеет много разнообразных возможностей (электронных цифровых, финансовых, организационных) для манипулирования общественным мнением и исходом выборов, для малозаметного навязывания своих управленческих решений.
8 Сходное мнение в июле 2019 г. высказал Тим Стенли, обозреватель английской газеты «Дейли Телеграф»: «ЕС создали люди, которые боятся собственных избирателей. Поэтому они выдумали структуру, в которой демократия контролируется самоизбранной бюрократической элитой... Не волнуйтесь, если вам сложно уследить за всеми этими перипетиями. Это такая задумка. В Европе власть разделена специально. Поэтому никто в полной мере не уверен, кто за всё отвечает» ( >>>> .
9

2. Выборы в Европарламент как отражение внутреннего кризиса ЕС.

10 Несмотря на политическую инерционность, присущую европейским выборам, на значительное влияние евро-бюрократии, итог последних выборов в Европарламент оказался неожиданными. В июне 2019 г. Президент В.В.Путин в интервью газете «Файненшенл таймс» говорил о кризисе либерализма. 
11 Действительно, на выборах 23 – 26 мая 2019 г. значительного успеха добились правые партии, выступавшие против евро-бюрократии и миграции, за «Европу наций», т.е. за Европу прежних исторически сложившихся государств.
12 Во Франции партия Le Rassemblement National (RN) «Национальное объединение» Марин Ле Пен, по-прежнему оставаясь почти без средств и доступа к СМИ, опередила на 1% объединённый блок четырёх богатых центристских и либеральных партий. Из них наиболее известны три: La Republique En Marche (LREM) «Республика на марше» президента Э.Макрона, вобравшая в себя немало кадровых бюрократов; Le Mouvement democrate (MoDEM) «Демократическое движение» отставного министра Ф.Байру, существующее с 1978 г. и лишь сменившее название в 2007 г.; Le Mouvement radical, social et liberal (MRSL) «Радикальное, социальное и либеральное движение», возникшее на базе старейшей, имеющей более чем вековую историю, французской политической партии радикалов и радикал-социалистов.
13 В Италии папа Франциск высказывался и за миграцию, и за «отцов-основателей» ЕС, но 51 % голосов получили правые партии Lega Nord «Лига Севера» и Movimento Cinque Stelle (M5S) «Движение пять звёзд», выступающие и против миграции, и против евро-бюрократии.
14 В Англии новая партия «The Brexit Party» Н.Фараджа собрала 31% голосов, т.е. значительно больше, чем обе традиционные партии: лейбористы (14%) и консерваторы (всего 9%). Тем самым подтверждена неизменность народных настроений за выход из ЕС.
15 В июне 2019 г. исследовательская служба конгресса США подготовила отчёт об итогах выборов в Европарламент, в котором специалисты обращают внимание на укрепление позиций евроскептиков. По их мнению, такой состав европейского законодательного органа может повлиять на функционирование Европейского Союза, а также на отношения между Брюсселем и Вашингтоном ( >>>> .
16 Намечается очевидный конфликт между правыми национальными партиями Франции, Италии, Англии и евро-бюрократией, поддерживаемой Германией. Поскольку новый, с 1 декабря 2019 г., состав Еврокомиссии продолжит прежнюю линию, то это только обострит противоречия внутри ЕС.
17 В связи с этим 27 мая 2019 г. Х. Вереншёльд в норвежской газете «Resett» отметил: «Сегодня в ЕС преобладают архаичные, косные и бюрократические механизмы принятия решений, основанные на консенсусе, и они не поспевают за международными экономическими реалиями и вызовами в сфере безопасности… Поразительны параллели с непрерывным упадком некогда могущественной Священной Римской империи. Как и ЕС, Священная Римская империя была одержима законами и процедурами в ущерб живому участию и  эффективности» ( >>>> .
18 Этот недостаток стал очевиден в конце июня – начале июля 2019 г. во время многодневных кулуарных совещаний Евросовета, когда высшие бюрократы долго согласовывали назначения на ключевые посты в ЕС. О методе согласований можно судить по проговорке премьер-министра Италии Дж.Конте. Он упомянул, что «в пакете с кем-то» сразу «выдвигается spitzenkandidat» (по-немецки – первый, или лидирующий, кандидат) ( >>>> .
19 Spitzenkandidat – это кандидат на пост председателя Еврокомиссии, поддержанный Германией. Сначала на этот пост был намечен немец М.Вебер, затем – голландец Ф.Тиммерманс, заместитель Ж.-К.Юнкера в нынешнем составе Еврокомиссии, наконец, У. фон дер Ляйен, министр обороны Германии.
20 Однако все новые назначения выдержаны в старом русле. Внутри ЕС с 1950-х гг. существовало внутренне ядро – франко-германская «ось» и страны Бенилюкса. Ныне мы видим, что это ядро неизменно, поскольку У. фон дер Ляйен возглавит правительство ЕС, а её коллегой во Франкфурте-на-Майне, в Европейском центральном банке, будет К.Лагард, ранее, в 2005 – 2011 гг., занимавшая посты во французском правительстве, в том числе министра экономики и министра торговли. Назначение премьер-министра Бельгии Ш.Мишеля главой Евросовета – это возврат в 2009 – 2014 гг., когда бельгиец Г. ван Ромпёй возглавлял Евросовет. Кстати, ван Ромпёй тоже был премьер-министром Бельгии (в 2008 – 2009 гг.). Назначение и.о. министра иностранных дел Испании Ж.Борреля высоким представителем ЕС по внешней политике и безопасности – это дань прошлому, когда испанец Х.Солана занимал этот же пост в 1999 – 2009 гг., а до того, в 1995 – 1999 гг., был генеральным секретарем НАТО, ещё раньше, в 1992 – 1995 гг., министром иностранных дел Испании.
21 Недавно Ж.Боррель назвал Россию «старым врагом», поэтому в мае 2019 г. испанского посла вызывали в МИД России ( >>>> ). В испанском оригинале ещё резче – Nuestro viejo enemigo, Rusia («наш старинный враг, Россия») ( >>>> ). Ранее У. фон ден Ляйен заявляла, что с Россией надо разговаривать «с позиции силы». На это министр обороны России С.Шойгу в интервью каналу «Россия-24» в 2018 г. посоветовал лучше знать историю: «Спросите у дедушек, каково разговаривать с Россией с позиции силы. Они, наверное, смогут рассказать", ( >>>> , >>>> ).
22 По существу, новое руководство ЕС настроено гораздо более воинственно по отношению к России, нежели нынешнее (Юнкер и Могерини), что, несомненно, скажется во всех сферах. Со стороны ЕС вероятно резкое снижение товарооборота и провоцирование конфликтов. В то же время бюрократия ЕС, скорее всего, будет игнорировать мнение депутатов-«евроскептиков» Европарламента, расположенных к дружественным отношениям с Россией.
23

3. Французское и английское определение бюрократии. Иерархичность и значение ранга в евро-бюрократии.

24 Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев, отвечая на вопросы журналистов 5 декабря 2019 г., пояснил, что «…на уровне Европейской комиссии» произошёл отказ от общения с РФ, но «в двустороннем порядке» сотрудничество сохраняется. «Это довольно странная история, особенно с учётом того, что в Европейском союзе решения принимаются в ряде случаев в Брюсселе, это коллегиальные решения, рассчитанные на все страны Евросоюза» ( >>>> .
25 Таким образом, понятие «уровня» необходимо при анализе поведения бюрократии так же, как и понятие «ранга».
26

По данным Андреа Лидсом, члена правительств Д.Кэмерона, Т.Мэй и Б.Джонсона, в учреждениях ЕС работают 10 тысяч чиновников ( >>>> , текст репортажа Александра Хабарова от 22 июня 2016 г. «Британия и ЕС: до судьбоносного референдума остаются сутки», дата обращения 09.11.2019 г.). По данным лондонского журнала «Экономист» (№8081, за 15 – 21 августа 1998 г., с. 25), с этими чиновниками связаны не менее 13 тысяч лоббистов.

27 По данным Еврокомиссии, в учреждениях ЕС работают 32 тысячи сотрудников, в том числе 5100 переводчиков. В генеральном секретариате Европарламента и его политических группах – 7500 человек, в генеральном секретариате Совета ЕС – 3500 человек ( >>>> , дата обращения 09.11.2019 г.).
28 По-видимому, Андреа Лидсом размышляла в рамках английского парламентского менталитета, когда министры одновременно ещё и члены Палаты Общин, а у всех членов Палаты значительная загруженность. Поэтому Лидсом исключила из общего числа чиновников ЕС (32 тысячи) всех сотрудников вспомогательных подразделений (16,1 тысячи). Остающиеся 15,9 тысячи – бюрократы в строгом английском смысле. Однако, если применять другую, французскую, методику, обоснованную Б.Гурнеем, то в состав правящей бюрократии необходимо включать секретарш и секретарей-помощников, всех тех, кто, казалось бы, занят лишь малозаметной текущей работой. Как видим, ЕС следует французской методике.
29 По российским официальным данным, Евросовет состоит из глав государств и правительств стран-членов ЕС и председателя Комиссии Европейских сообществ (КЕС, или Еврокомиссии). Евросовет собирается 4 раза в год и «…определяет генеральную политическую линию Евросоюза, назначает председателя КЕС». Другой орган ЕС – это Совет Европейского Союза, т.е. совет министров иностранных дел или, при решении отраслевых вопросов, соответствующих министров государств-членов ЕС. Он уполномочен принимать обязывающие решения почти по всем вопросам деятельности ЕС. Повестка дня заседаний Совета готовится его секретариатом и рабочим органом – Комитетом постоянных представителей государств-членов (КОПЕРЕР). Благодаря его подготовительной работе от 75 до 80% решений Совета принимаются без голосования. Еврокомиссия – наднациональный исполнительный орган, «центральный элемент в системе интеграционных институтов», следит за тем, как государства и частные компании соблюдают «европейское право», готовит проекты нормативных актов, затем утверждаемых Советом ЕС, выпускает собственные административные регламенты, имеет зарубежные представительства «фактически со статусом посольств». Срок полномочий Еврокомиссии и её председателя – 5 лет. Европарламент, избираемый на 5 лет прямым всеобщим голосованием во всех государствах-членах ЕС, утверждает бюджет ЕС, ратифицирует международные договоры, но по остальным вопросам либо ограничивается только рекомендациями, либо принимает решения совместно с Еврокомиссией и Советом ЕС. Европейский суд в Люксембурге заседает по просьбе государств-членов ЕС или институтов ЕС, рассматривая иски физических и юридических лиц, не связанные с защитой прав человека, – этим занимается Европейский суд по правам человека в Страсбурге [Страны мира. Справочник. 2006, с. 559 – 561].
30 Таким образом, Евросоюз опирается не на парламент, а на иерархичную бюрократию, в том числе и судейскую.
31 Французский специалист по бюрократии Бернар Гурней отмечал: «Стремление к обладанию властью является сегодня основным побуждением ответственных должностных лиц… Высокопоставленные чиновники любят собираться в своем кругу и обсуждать между собой положение дел в стране, считая более занимательным, по парафразе Цицерона, повелевать богатыми, чем быть богатыми самим» [Б.Гурней, 1969, с.395]. А если создана система рангов панъевропейской бюрократии и страна, которой «повелевают» евро-бюрократы, простирается почти на весь европейский континент (кроме, разумеется, России), то мотивы властолюбия становятся ещё более серьезными. На это обращает внимание академик В.Л.Макаров: «Погоня за рангами никак не менее реалистична, чем погоня за деньгами. Общества и экономики с такой мотивацией исследованы в экономической науке чрезвычайно мало» [В.Л.Макаров, 2010, с. 172].
32 Насколько важна дееспособная бюрократия для выживания государства – это также малоизученная тема. Обратимся к обширному, но малоизвестному дневнику А.С.Черняева, кадрового сотрудника международного отдела ЦК КПСС, а затем – помощника Генерального Секретаря ЦК КПСС и Президента СССР М.С.Горбачева.
33 Черняев 23 октября 1989 г. записал: «Но беда заключается в том, что Горбачев уже не властен сделать ничего кардинального, даже если бы и решился. И не потому, что они там на Западе думают, что существует ещё Лигачев, аппарат, бюрократия, а потому, что у Горбачева нет механизма проведения в жизнь своих решений. Их некому проводить. Партию уже не признают в качестве начальника. Советы по-прежнему беспомощны. Хозяйственники – меж двух стульев: и указаний сверху не поступает, и свободы распоряжаться собой нет… Аппарат на всех уровнях деморализован или, скрестив руки, ждет, когда всё это завалится» [Черняев, 2008, с. 813].
34 В истории ЕС мы вряд ли найдём что-либо подобное. Кризис ЕС не сказывается на работоспособности евро-бюрократии, у руководителей ЕС по-прежнему есть «механизм проведения в жизнь их решений». Исторически в ЕС не сложилось однопартийной системы, поэтому призывы к революционным (по Горбачеву) ускорению и перестройке не грозят панъевропейским структурам. К сожалению, сейчас почти забыт доклад Горбачева в ноябре 1987 г.: «Октябрь и перестройка. Революция продолжается».
35 Отставные политики стран-членов ЕС вне зависимости от их прежней партийной принадлежности часто становятся бюрократами в Еврокомиссии, где тихо работали и работают без прежней любви к митингам и демонстрациям. Парламенты стран-членов отнюдь не беспомощны, но частично ограничены в полномочиях в пользу Еврокомиссии и Евросовета. Наконец, в странах ЕС не происходит никаких экономических революций типа той, что разрушила Советский Союз в 1989 – 1991 гг., когда от социализма перешли к капитализму, сначала тайно, а затем открыто. Задачей бюрократии ЕС стало не допускать в странах ЕС любых революций – идеологических, политико-партийных, экономических. Если революция произойдёт вне ЕС, в странах, которые «единая Европа» считает своими соперниками (например, в России или Китае), то эмиссары ЕС только помогут «восстановлению демократии» и «укреплению гражданского общества».
36

4. Согласованная (компромиссная) стратегия французской и советской бюрократии в 1990 – 1991 гг. и роль так называемой «процедуры». Одновременное усиление евро-бюрократии и ослабление советской бюрократии.

37 В 1990 г. в Париже и замке Рамбуйе прошли долгие переговоры М.С.Горбачева и Ф.Миттерана, когда они и их министры подписали многие документы, в том числе Договор о согласии и сотрудничестве, протокол о финансовой помощи, соглашение о сотрудничестве в области занятости, труда и профессиональной подготовки. По словам Ф.Миттерана, французское правительство «оказывает СССР финансовую помощь в размере 5 млрд. франков», Франция должна была «…подготовить кадры для конкурентноспособного рынка рабочей силы». Намечалось создать «конфедерацию» стран Европы с «общей властью» и «единым центром». Миттеран пояснил: «Вместе с г-ном Михаилом Горбачевым мы отстаивали одни и те же идеи, хотя процедура их реализации может быть различной» («Правда», 31 октября 1990, с. 1, 5).
38 Это признание интересно тем, что именно идейная общность бюрократии предопределяет её согласованную (компромиссную) экономическую стратегию, в то время как методы и условия работы – не более чем «процедура».
39 Вечером 18 ноября 1990 г. Горбачев из Рима прилетел в Париж и уже 20 ноября «поручил» Черняеву «…писать доклад для Верховного Совета по итогам Парижской хартии» [Черняев, с.887, 888]. Но сама Парижская хартия для новой Европы была подписана 21 ноября 1990 г. главами государств Европы, СССР, США. Отдельным участником хартии стало Европейское сообщество, чья «важная роль» упоминалась без уточнений. Хартия признавала Европу «единым целым», демократию – «единственной системой правления», цель – «развитие рыночной экономики» ( >>>> ). «Через день по приезде утром он [Горбачев] «взошёл» в Верховный Совет и опять стал выдавать «импровизации» (которые диктовал накануне до 12 ночи)» [Черняев, с. 888]. Итак, всё, как и при Брежневе, заранее решала советская партийная бюрократия, а не Верховный Совет. Однако эта бюрократия возглавлялась уже другой, не брежневской, группой лиц и поставила совсем иную цель – договориться с единой Европой.
40 Ослабление СССР и события в Прибалтике в январе 1991 г. совпали со слаженной работой евро-бюрократии: «18 февраля 1991 г. в субботу в Москве появилась тройка из Европейского сообщества – Микелис, Поос, Ван ден Брук. Приехали читать нотации Горбачеву о демократии и о Парижской хартии… Слышать не хотят ни о каких его аргументах. Для них бесспорно, что была попытка силой «привести в порядок» литовцев и латышей» [Черняев, с. 917 – 918].
41 Дж. де Микелис с 1980 г. занимал министерские посты, связанные с экономикой и трудовыми отношениями, в 1989 – 1992 гг. министр иностранных дел Италии. Ж. Поос – в 1984 – 1999 г. заместитель премьер-министра, министр экономики и иностранных дел Люксембурга, в том числе в 1995 – 1999 г. в кабинете Ж.-К.Юнкера, главы Еврокомиссии в 2014 – 2019 гг. Х. Ван ден Брук – в 1982 – 1993 г. министр иностранных дел Нидерландов, в 1993 – 1999 г. комиссар (т.е. министр) ЕС по внешней политике, расширению ЕС и безопасности.
42

5. Что именно евро-бюрократия заимствовала у древнеримской бюрократии.

43 На примере визита к Горбачеву в январе 1991 г. сразу трёх бюрократов создававшегося Евросоюза можно заметить скрытую стратегию евро-бюрократии. ЕС всегда направлял в кризисные точки нескольких представителей, чтобы они контролировали друг друга, а затем коллективно отчитывались. Подобным образом поступали, кстати сказать, консулы древнего Рима, имевшие одинаковые полномочия на один год. Консулы (их было два) действовали одновременно с другими институтами – сенатом, цензорами, трибунами, квесторами.
44 Европарламент заимствовал у древнего Рима институт квесторов – влиятельных чиновников, ведавших государственной казной и выполнявших распоряжения как консулов, так и сената. Но известны случаи, когда квестор отказывался дать деньги консулу. Квесторы также контролировали чеканку монет, ставя на них своё имя и букву Q (первую букву слова «квестор»), принимали от консулов пленных, которых продавали с аукциона. По существу, квесторы были независимым финансовым институтом типа евро-чиновников, возглавляющих современный Европейский Центральный Банк.
45 В Европарламенте работает бюро, в которое входят председатель, четырнадцать вице-председателей и пять квесторов. Бюро избирается на два с половиной года. Квесторы, действуя по указаниям бюро, отвечают за административные и финансовые вопросы ( >>>> ).
46 Таким образом, Европарламент не скрывает и даже подчёркивает заимствования из древнеримского опыта.
47 Параллели можно продолжить. В древнем Риме наместники провинций (проконсулы и пропреторы) были отдельным институтом, они назначались сенатом и отчитывались перед ним. Проконсулами и пропреторами становились либо отставные, либо будущие римские чиновники. За пропреторами и проконсулами надзирали провинциальные квесторы и легаты (полномочные представители) сената. Однако в Еврокомиссии действуют подобные институты: генеральный департамент по пограничным вопросам и расширению и отдельный «служебный департамент» во главе с «высоким представителем по внешней политике и безопасности». Внутри каждого ведомства соблюдается узкая специализация управлений и деление бюрократов по рангам («советник», «член кабинета», «заместитель главы кабинета»). В ведомстве «высокого представителя» одно управление курирует вопросы валюты евро, финансовой стабильности, инвестиций, Брекзита и «диалога с церквями»; другое – отношения с Россией, Центральной Азией и «восточное партнёрство»; третье – вопросы обороны, безопасности, отношения с НАТО, евро-разведку и европейский ситуационный центр; четвёртое – связи с Евросоветом и Комитетом постоянных представителей (COPERER) ( >>>> , дата обращения 09.11.2019 г.).
48 Вполне вероятно, что «диалог с церквами» подразумевает и диалог с Ватиканом. Как известно, банк Ватикана, подотчётный только папе, официально называется «Институт религиозных дел» (IOR) и проводит операции на всех континентах. Поэтому объединение в одном управлении Евро-комиссии и «диалога с церквами», и финансовых вопросов, и Брекзита кажется вполне логичным.
49 В генеральном департаменте по пограничным вопросам разные управления отвечают за программу «восточного партнерства» и отношения с Белоруссией, Боснией и Герцеговиной, Украиной, Ливией, Марокко и странами Средиземноморья и т.д. ( >>>> , дата обращения 09.11.2019 г.).
50 Нетрудно заметить, что эти ведомства дублируют друг друга. Комиссар по расширению и «высокий представитель по внешней политике и безопасности» отчитываются перед узким кругом лиц – Еврокомиссией и Евросоветом. Эти элитарные учреждения напоминают римский сенат с его высоким имущественным цензом и наследственной семейственностью. Заимствование многих взаимодействующих и взаимоконтролирующих институтов у древнего республиканского Рима объясняет долговечность и силу евро-бюрократии.
51 Напротив, в Советском Союзе брежневских времён только партия с её жесткой дисциплиной была единственным и неконтролируемым стержнем власти. Как только в ходе перестройки этот стержень был разрушен и исчезла государственная идеология, государство стало двигаться «без руля и без ветрил». Вновь обратимся к дневнику А.С.Черняева. За месяц до беловежских соглашений, 3 ноября 1991 г., он записал: «Проснувшийся и проспавшийся, как следует попивший в отпуску Ельцин показал себя в полном объёме…Ельцин заявил: МИД сократить в 10 раз!... На Смоленской паника: кто торопится на поклон к Козыреву, кто – в совместные предприятия, кто – на демонстрации протеста… Ягодин (министр образования) звонит: Лазарев (Минфин РСФСР) закрыл счета для вузов союзного подчинения (МГУ, Бауманский, Менделеевский, Педагогический, МАИ, МЭИ и т.д.).». 5 ноября 1991 г. Черняев добавил: «Упразднено около 80 союзных министерств. Около 50 000 чиновников в одной только Москве к 15 ноября – на улице. Геращенко сегодня закрыл счета (вслед за студентами и профессорами университетов) государственным чиновникам. Я, например, сегодня зарплаты уже не получил» [Черняев, с. 1014 – 1016].
52 В ноябре 1991 г. нарушены были незыблемые неписаные правила и обычаи советской жизни, поэтому стали возможны новые революционные распоряжения. В Европе, напротив, сложилась материалистическая психология, она инерционна и избегает любых перекосов вправо и влево, что служит надежной гарантией стабильности евро-институтов. Вот почему в ЕС вряд ли возможно разрушение евро-бюрократии изнутри, по советскому примеру 1991 г.
53

6. Значение «дымовой завесы» (по Ж.-П.Шевенману) и единой валюты. Идеи и личные связи основателей ЕС.

54 В 1992 г. при президенте Ф.Миттеране (1981 – 1995 гг.) был проведен референдум о присоединении Франции к Маастрихтскому договору. Референдум принёс успех сторонникам ЕС, но с ничтожным перевесом (51,05%). После референдума в Конституцию Франции был добавлен новый, XV-й, раздел, посвящённый Европейскому Союзу. В частности, ст.88-1 оговаривает «совместные» полномочия Франции и ЕС [Конституционное право…, 2013, с. 532 – 533, 562].
55 Право Национального Собрания, президента и правительства принимать бюджет не ограничено конституцией Франции, но фактически ограничено Еврокомиссией, которая, ссылаясь на действующее право ЕС, устанавливает для всех стран-членов ЕС предельные показатели бюджетного дефицита в 3% от ВВП ( >>>> , дата обращения 09.11.2019 г.). Поскольку Франция не имеет национальной валюты, а входит в евро-зону и зависит от Европейского Центрального Банка, расположенного в Германии, во Франкфурте-на-Майне, то у Еврокомиссии возникает право вето. По существу, «совместные» полномочия Франции и ЕС, упомянутые в ст. 88-1 французской конституции, уже перераспределены в пользу ЕС. По официальным данным на 1 января 2019 г., среди девятнадцати стран евро-зоны наибольший (18,37 %) взнос в капитал Европейского Центрального Банка именно у Германии ( >>>> , дата обращения 09.11.2019 г.).
56 Ж.-П.Шевенман, неоднократно входивший в правительство Франции, считает, что европейские институты (Еврокомиссия, Европейский суд, Европейский Центральный Банк) «…ускользают от любого демократического контроля». В Европе правит «немецкий ордо-либерализм». Европарламент – «псевдо-парламент, служащий дымовой завесой». В нём 751 депутат. Каждый из них на пленарных заседаниях имеет на выступление всего три минуты. Формально перевод осуществляется с 28 национальных языков, но на деле – только с пяти «языков-посредников». Когда переводчики успевают договорить, слово берёт уже следующий оратор [Ж.-П.Шевенман, 2015, с. 221 – 223,  226].
57 «Дымовая завеса» облегчает деятельность узкого круга бюрократов, или «отцов-основателей» ЕС, первоначально, в 1950-х – 1960-х гг., скрывавших цель – создать сверхгосударство.
58 В 2019 гг. Филипп де Виллье (de Villiers), французский политический деятель и известный предприниматель, опубликовал сборник документов о создании Евросоюза, уделив особое внимание личностям отцов-основателей ЕС – Жанна Моннэ, Робера Шумана и Вальтера Хальштейна. Шуман был министром у маршала Петэна и поэтому в 1945 г. подвергся «поражению в правах» (d’indignite nationale). Хальштейн был «юристом Гитлера», членом четырёх фашистских организаций. Американцы сначала захватили его в плен, но впоследствии продвинули на пост председателя Европейской комиссии. Кроме того, США оказывали финансовую поддержку и Моннэ, и Шуману. Например, Моннэ получил 150 тысяч долларов от Фонда Форда. Общий вывод де Виллье таков: американцы стремились создать «…простую «исполнительную комиссию», или трансатлантический блок, где европейские нации постепенно исчезли бы под всемирным правительством» ( www.leparisien.fr/politique/europe-le-j-accuse-de-philippe-de-villiers-11-03-2019-8029092.php) .
59 Хальштейн до 1958 г. был статс-секретарём МИД ФРГ, он автор так называемой «доктрины Хальштейна», одной из основных внешнеполитических установок правительств ФРГ в 1949 – 1969 гг. Доктрина провозглашала, что ФРГ выступает «от имени всей Германии», требовала международной изоляции ГДР и допускала экономическое давление, шантаж и угрозы в отношении любого государства, которое де-юре признает ГДР. Шуман в 1946 – 1956 гг. занимал министерские посты во Франции, в 1960 – 1963 гг. был почетным председателем Европейского парламента. «План Шумана», разработанный Ж.Моннэ и впервые обнародованный Р.Шуманом 9 мая 1950 г., имел целью «… создать в Западной Европе политико-экономическую, а в перспективе и военную группировку на основе так называемого франко-германского примирения». Центральной идеей «плана Шумана» был «…не раздел национальных рынков, а их слияние и передача ряда функций суверенных государств наднациональному органу… План Шумана рассматривался США как одно из средств перевооружения Западной Европы» [Дипломатический словарь, 1986, т.3, с. 529, 590 – 591].
60 День 9 мая 1950 г. стал ключевой вехой в создании ЕС. Теперь в ЕС это «День Европы» в честь декларации Шумана ( >>>> , дата обращения 09.11.2019 г.), а отнюдь не День Победы над фашизмом.
61 Свидетельства де Виллье доказывают справедливость оценок советского «Дипломатического словаря» и правоту Гэлбрейта. В узких бюрократических кругах имеют значение прежде всего личные связи и симпатии, а не уровень развития экономики и другие объективные показатели.
62

7. Уровни бюрократии. Особенности верхнего уровня (по В.Жискар д’Эстену).

63 В § 3 мы обосновали правомерность использования понятия «уровень» при анализе евро-бюрократии. По-видимому, чем ниже уровень бюрократии, тем больше она связана многочисленными инструкциями, чем выше – тем менее бюрократия подвержена регламентированию. Например, встречи Евросовета не протоколируются и проходят за закрытыми дверями.
64 Президент Франции (1974 – 1981 гг.) В.Жискар д’Эстен вспоминал, как был создан Европейский Совет: «Я хотел добиться того, чтобы главы правительств западноевропейских государств собирались на регулярной основе. Как только их заседания станут регулярными, сама широта полномочий, которыми облечены главы государств, укрепит организацию, и начнётся формирование европейской исполнительной власти… Позднее, когда Европейский совет прочно утвердится, можно будет подумать о придании единой Европе более четкой структуры. Всё произошло в Елисейском дворце, в Большой гостиной, на первом этаже» [В.Жискар д’Эстен, 1990, с. 94].
65 В декабре 1974 г. в «Общий рынок» входило только девять стран. Сначала Жискар д’Эстен обсудил идею Европейского совета с канцлером ФРГ Г.Шмидтом, а только затем с остальными главами правительств. А.Моро, премьер-министр Италии, согласился, а Л.Тиндеманс, премьер-министр Бельгии, предложил даже место будущих встреч – Брюссель, чтобы, как он выразился, «обеспечить взаимодействие европейских институтов». Ещё раньше страны Бенилюкса видели в Комиссии Европейских Сообществ «зародыш европейской исполнительной власти». Именно в декабре 1974 г. в Елисейском дворце было решено впредь проводить три встречи ежегодно, собираясь либо в Брюсселе, либо в Люксембурге. «Так родился Европейский совет» [В.Жискар д’Эстен, с. 94 – 95].
66 Итак, современная секретность встреч Европейского совета была заложена изначально. В 2019 г. на секретных встречах глав правительств стран-членов ЕС решался вопрос: выйдет ли Великобритания из ЕС, и если выйдет, то когда именно и на каких условиях. Ранее Европейский Совет решал закулисно, какие новые требования выдвинуть Греции.
67 Евросоюз не нуждается в общественном мнении. Референдумы 2005 г. в Голландии и Франции отвергли проект конституции ЕС, разработанный под руководством бывшего президента Франции В.Жискар д’Эстена. Однако основные идеи конституции всё-таки были навязаны и вошли в Лиссабонский договор 2009 г. – один из краеугольных камней ЕС. В 2015 г. во время так называемого «греческого долгового кризиса» греки на референдуме решительно отвергли все требования ЕС, однако в Греции продолжились и продолжаются до сих пор резкие сокращения социальных программ, приватизация важнейших объектов инфраструктуры при одновременном росте налогов. Еврокомиссия, Евросовет и многопартийная греческая бюрократия проводят единую политику, проигнорировав итоги референдума. Руководство греческой полиции и спецслужб постоянно гасит массовые протесты, а высший командный состав вооруженных сил нейтрален, поскольку назначается правительством. Наконец, британский референдум 2016 г. за Брекзит ни к чему не привёл. Парламентские выборы в декабре 2019 г., по существу, свелись к новому голосованию за возможность или за нежелательность (невозможность) Брекзита. За возможность Брекзита выступали консерваторы и партия «Брекзит», за нежелательность – большинство лейбористов, все либеральные демократы и ряд мелких партий. Долгое обсуждение условий, оговаривающих процедуру будущего выхода, стало предлогом, чтобы Великобритания и в 2019 г. оставалась и в ЕС, и в европейском таможенном союзе. Фактическая отмена Брекзита сняла с повестки дня вопрос о выходе из ЕС Франции, Италии и Греции.
68

8. Малоизвестный (греческий) пример институциональной неформальности. Его значение для сохранения ЕС и евро-зоны.

69 В 1951 г. Греция не входила в число шести стран-учредителей Европейского объединения угля и стали (предшественника «Общего рынка»), созданного по плану Шумана. В 1961 г. Греция, ещё конституционная монархия, начала переговоры о присоединении к «Общему рынку». В 1955 – 1963 гг. правительство страны возглавлял адвокат К.Караманлис. В 1967 – 1974 гг. у власти находилась хунта «чёрных полковников», сменившая несколько форм государственного устройства – она сосуществовала с королём, затем изгнала короля в эмиграцию, объявив одного из членов хунты «антивасилевсом» (т.е. заместителем монарха), наконец, объявила страну президентской республикой. Чтобы понять закулисную суть хунты, обратимся к монографии экономиста Женевского университета М.Мелетопулоса, который в 1990-х гг. работал советником министра общественного порядка Греции. (Это министерство всегда курировало спецслужбы, сейчас оно называется «министерством защиты гражданина», взаимодействует с Еврокомиссией, но находится в Афинах по прежнему адресу).
70 По данным М.Мелетопулоса, хунта проводила строго прозападную внешнюю и либеральную экономическую политику, привлекала иностранный капитал, в том числе и транснациональный. Цель хунты – «осовременить и заново приспособить [к переменам. – Н.С.] крестьянскую Грецию». Греция – это «неприступная твердыня НАТО и страж западно-европейской цивилизации». За семь лет диктатуры сменилось восемь правительств. Среди министров, генеральных секретарей министерств, мэров и областных губернаторов военные были в явном меньшинстве. Большинство – адвокаты, журналисты, кадровые госслужащие, ученые-экономисты (в том числе со степенями университетов Европы), коммерсанты, представители корпораций, банкиры. Внутри хунты обозначилось как фашистское направление, так и стремление к обществу без идеологии, в котором будет господствовать удовлетворение всех материальных запросов [М.Мелетопулос, 1996, с. 38, 56, 75 – 78, 179, 183, 280 – 281, 371 – 381, 409, 433 – 434].
71 23 – 24 июля 1974 г. хунта внезапно согласилась на формирование гражданского правительства, которое возглавил К.Караманлис, срочно вернувшийся из Парижа, где он жил в эмиграции. В стране были сразу восстановлены гражданские свободы, вскоре принята республиканская конституция. Караманлис создал центристскую партию «Нéа Димократѝа» («Новая демократия»), формально – символ перемен. На деле эта партия была составлена из бюрократов ещё 1950-х – 1960-х гг.
72 В декабре 1978 г. в Брюсселе был подписан договор о вступлении Греции в «Общий рынок». В мае 1979 г. в Афинах прошла торжественная церемония с участием премьер-министров стран-членов «Общего рынка». Караманлис выразил «…непоколебимую веру в необходимость Объединённой Европы и в европейскую судьбу нашей страны». Г.Раллис, министр иностранных дел и впоследствии премьер-министр Греции, вспоминал, что Караманлис непреклонно и ежедневно созванивался с Жискар д’Эстеном, Вильсоном, Андреотти и другими деятелями ЕС. «Договор был исключительно его [Караманлиса. – Н.С.] достижением». В 1980 – 1985 и 1990 – 1995 гг. Караманлис занимал пост президента Греции [А.Макридимитрис, 1997, с. 245, 247, 249, 251 – 253, 270].
73 Его племянник, К.Караманлис-младший, был премьер-министром Греции в 2004 – 2009 гг. Подобное характерно и для других политико-бюрократических семей. Например, Константинос Мицотакис, политик-центрист ещё 1960-х гг., был премьер-министром Греции в 1990 – 1993 гг.; его дочь, Феодора (Дора) Бакоянни была министром культуры в его правительстве, затем мэром Афин в 2003 – 2006 гг., а в 2006 – 2009 гг. и министром иностранных дел в правительстве Караманлиса-младшего. Сын, Кирьякос Мицотакис, возглавляет основную центристскую партию «Нéа Димократѝа», с июля 2019 г., после досрочных парламентских выборов, – премьер-министр Греции.
74 Эти события очень напоминают пример, описанный Жискар д’Эстеном, как создавался Европейский Совет. Институциональная неформальность и многолетнее пребывание «своих» людей на руководящих постах – необходимое условие для соглашения бюрократий внутри ЕС. И хунта, и её преемник, режим Караманлиса, добивались одной и той же панъевропейской цели, только разными методами. По существу, вся греческая бюрократия слепо привержена идее единой Европы, при этом не имеет значения размер экономического ущерба, причиняемого Греции мерами Еврокомиссии, и вопрос о выходе страны из евро-зоны и из ЕС даже не ставится. Вполне вероятно, что при усилении противоречий между ЕС и США греческая бюрократия сохранит верность Германии. Наиболее яркое тому доказательство – левый антиамериканизм А.Ципраса, премьер-министра Греции в 2015 – 2019 гг., проведшего приватизацию ключевых объектов инфраструктуры в пользу немецких корпораций. Формально эта приватизация не была переходом от социализма к капитализму (как в России «лихих девяностых»), а оправдывалась поиском средств в рамках борьбы с так называемым «долговым кризисом».
75 Отставной чешский дипломат Ярослав Башта, многие годы проработавший в России, в интервью чешскому изданию «Kupředu do minulosti», недавно иронично высказался о тайном принципе ЕС: «Речь о том, что прибыли приватизируются, а убытки национализируются. Таким образом, если есть потери, то их возмещают налогоплательщики, а вот если получена прибыль, то ее делят между собой олигархи». По мнению Башты, Путин «нарушил» это негласное правило ( >>>> .
76 Греческая бюрократия, напротив, поступает по этим негласным правилам – все убытки от членства страны в ЕС и евро-зоне возмещают рядовые греки, в то время как олигархия ЕС (включая её греческий сегмент) получает прибыли. Своеобразием греческой бюрократии и её резким отличием от бюрократии любой зависимой республики Южной или Центральной Америки можно считать высокомерный менталитет. Полное подчинение страны требованиям евро-бюрократии и США оправдывается ссылками на великое прошлое Греции, колыбели древней демократии, а современный ЕС считается воплощением исконного демократического идеала. В то же время в Южной и Центральной Америке демократические реминисценции зачастую негативно воспринимаются местными правящими кругами как часть левой и ультралевой политической традиции. Связи с США и ЕС укрепляет и всемирное богатое греческое братство AHEPA (это сокращение расшифровывается как «Американо-греческая образовательная прогрессивная ассоциация»). AHEPA использует античные символы и названия, но располагает давним влиянием даже на сенат США и имеет представителей в обеих партиях (демократической и республиканской). Подразделения AHEPA действуют в ЕС, самой Греции и даже в Австралии. Отсюда и твёрдая уверенность греческой бюрократии, что в случае конфликта с Турцией ни ЕС, ни США не оставят Грецию в беде, поэтому для выживания её государственных структур ограничение национального (в том числе экономического) суверенитета необходимо и, может быть, даже выгодно.
77 В целом суверенитет любой страны-члена ЕС ограничен, что приводит к уменьшению власти национальных бюрократий. На ограниченность суверенитета стран-членов ЕС 15 февраля 2019 г. обратил внимание Президент РФ В.В.Путин: «Современный мир – это мир взаимозависимости. Посмотрите, что происходит, скажем, в Западной Европе. Там Европарламент принимает обязательных для исполнения всеми членами ЕС решений больше, чем Верховный Совет СССР в  своё время принимал таких решений для союзных республик. Это что, независимость?» ( >>>> ).
78

9. Пределы влияния евро-бюрократии.

79 Анализ силы и влияния евро-бюрократии возможен только при условии отказа от мифологии ЕС, при учёте реальных скрытых внутренних конфликтов внутри ЕС и евро-зоны. Официальная позиция евро-бюрократии проста – никаких конфликтов нет, в ЕС живёт чуть ли не единый народ Европы. Применяется даже термин «европейская народная партия», как обозначение совокупности безвольных центристских фракций Европарламента. На самом деле давние взаимные антипатии раздирают ЕС и евро-зону. Рассмотрим это на примере Ватикана, который входит в евро-зону, но не входит в ЕС. Ватикан ежедневно взаимодействует с Италией на разных уровнях – итальянские епископы назначаются папой с ведома итальянских властей, имущественные вопросы регулируются двусторонними соглашениями и т.д. Поскольку банк Ватикана имеет счета на миллиарды евро и поддерживает деловые связи с банками разных стран мира, то личность папы и состав папской бюрократии оказываются очень важными для евро-бюрократии, ограничивая или, наоборот, усиливая её влияние.
80 В конце XII – начале XIII века среди католической знати, купцов и ростовщиков разных герцогств и городов раздробленной Италии возникли враждующие «партии» – гибеллинов и гвельфов. Гибеллины – это сторонники средневековых германских императоров, гвельфы – сторонники римских пап [Всемирная история, 1957, т. III, с. 391]. Борьба гвельфов и гибеллинов прошла через всё Средневековье. Эти неофициальные «партии» не исчезли и в ХХ веке. Например, «гвельфы» в 1943 г. участвовали в свержении фашистского режима в Италии, в послевоенный период придерживались проамериканской ориентации [С.Маджистер, 1982, с. 27 – 28].
81 В 1970-х гг. США и ряд кругов Западной Европы старались создать религиозный рычаг, чтобы изнутри ослабить социалистические страны. Поэтому на повторном конклаве 1978 г. папой был избран никому не известный краковский кардинал Войтыла, приверженец польской антисоветской традиции. К концу ХХ века польский папа Иоанн Павел II (Войтыла) утратил прежнее влияние, поскольку СССР распался в 1991 г. без участия папства. Во внутрицерковной политике Иоанн Павел II опирался на поляков, что вызвало раздражение более значительных католических кругов – французов, бельгийцев, итальянцев, немцев. В печати ЕС с 1997 г. безуспешно поднимался вопрос об отставке папы. Иоанн Павел II поддерживал идею единой Европы, но понимал эту идею прежде всего как отрицание советского наследия.
82 В 2005 г. Германия, как главный член ЕС, смогла провести в папы Бенедикта XVI (немецкого кардинала Ратцингера), иронично прозванного Panzer-Cardinal («кардинал-танк»). Бенедикт XVI держался крайне надменно, возродил старинный пышный церемониал, любил цитаты из поэта-гибеллина Данте Алигиери (1265 – 1321), восхищавшегося средневековой немецкой конфедерацией – «Священной Римской империей». Бенедикт XVI фактически прекратил диалог с другими конфессиями и религиями, поскольку считал католицизм единственной истинной церковью в мире. Ряд резких высказываний папы оскорбил американских протестантов, коптов Египта, мусульман Азии. Итальянцы и американские католики не принимали кадровую политику папы – он выдвигал немцев, в том числе и на финансовые должности Ватикана. Как будто случайно в СМИ разных стран началась кампания по обличению нравственных пороков папской бюрократии. Однако, по сути, эта кампания была направлена лично против Бенедикта XVI и его родного брата, жившего в Германии. В этих условиях в 2013 г. Бенедикт XVI решился на неслыханный шаг – объявил об уходе в отставку. Отставку Бенедикта XVI оформили в соответствии с единственными прецедентами: отставкой папы Целестина V в 1294 г. и папы Григория XII в 1415 г. В момент, когда отставка Бенедикта XVI вступила в силу, его личную печать торжественно сломали – эта юридическая процедура применяется в Ватикане только в случае смерти папы. Вскоре после отставки Бенедикта XVI прекратилась и кампания в СМИ по обличению папской бюрократии.
83 Нынешний папа-итальянец иезуит Франциск (Берголио), избранный в 2013 г., проводит гибкую политику. Он поддерживает идею сохранения ЕС, но постепенно уменьшил негласную немецкую квоту среди кардиналов-выборщиков и не обостряет отношения с Россией. Официально ЕС не признаёт ни крымский референдум, ни воссоединение Крыма с Россией, введя экономические санкции против РФ и дополнительные визовые санкции против граждан РФ, живущих в Крыму. Никаких отступлений от этой линии ЕС не допускает. Позиция Ватикана гораздо сложнее – в духе иезуитской схоластики, полной полутонов и намёков. Конечно, Ватикан внимателен к украинским униатам, весьма воинственным и настроенным русофобски. Но в отличие от руководителей католической Польши, избегающих контактов с руководством РФ, папа Франциск уже трижды (в 2013, 2015 и 2019 гг.) доброжелательно принимал В.В.Путина в Ватикане. Незаметно папа Франциск создал отдельную церковную структуру (экзархат) для малочисленных крымских униатов, которые признают российское законодательство. В 2017 г. в Евпатории был зарегистрирован «Крымский экзархат католической церкви византийского обряда», он имеет право заниматься и экономической деятельностью ( >>>> , дата обращения 07.11.2019 г.). «Византийский обряд» был основан Ватиканом более века назад и относится к наиболее утончённым вариантам так называемой «мягкой силы». «Византийский обряд» многолик, признаёт византийские иконы (отсюда и его название), обычно уклоняется от украинской тематики, но ссылается на некоторых русских аристократов, в прошлом известных симпатиями к Италии и перешедших в католицизм.
84 В Крыму и Севастополе легальны и католики латинского обряда. В 2018 г. власти российского Севастополя передали костёл местной католической общине ( >>>> , дата обращения 09.11.2019 г.). Власти Симферополя предоставили большой земельный участок для строительства нового костёла, при этом расчётный счёт для сбора пожертвований открыт в местном банке АО «ЧБРР». Для англоязычных студентов, обучающихся в Крыму, ксёндз служит раз в неделю мессу по-английски ( >>>> , дата обращения 09.11.2019 г.). АО «Черноморский банк развития и реконструкции» (АО «ЧБРР») имеет лицензию ЦБ РФ и определяет себя как «региональный крымский банк» ( >>>> , дата обращения 09.11.2019 г.). Значительная часть крымских ксёндзов – поляки, в том числе и русскоязычные. В декабре 2014 г. папа Франциск учредил особую административную структуру – «Пастырский округ римо-католической церкви в Крыму и Севастополе». Этот «округ» действует в соответствии с российским законодательством и возглавляется «делегатом» – епископом Яцеком Пылем, который говорит и по-русски ( >>>> , дата обращения 09.11.2019 г.).
85 В Ватикане прецедент имеет такое же большое значение, как и в англо-саксонском праве, но только свой прецедент, опирающийся на католический обычай. Например, в 1787 г. великий магистр католического Мальтийского ордена Эммануэль де Роган-Полдю (de Rohan-Polduc) признал присоединение Крыма к Российской империи и послал поздравительное письмо императрице Екатерине II. Умная осторожность папы Франциска способствует экономическим инициативам руководителей северо-итальянских регионов. Уже четыре региона (Венето, Ломбардия, Тоскана, Лигурия) признали Крым и Севастополь частью России и налаживают торговые связи.
86

10. Значение идеологии в экономике (по В.Л.Макарову).

87 В ноябре 2018 г. президент Франции Э.Макрон, отмечая столетие Первой мировой войны, восхищался Петэном, назвав его «великим солдатом», что немедленно вызвало протесты французской общественности и политических партий ( www.kommersant.ru/doc/3973932 , >>>> ). Возможно, Макрон лишь искал предлог для реабилитации режима Вишѝ и его тайной экономической программы, которую разделял и Р.Шуман, один из основателей ЕС.
88 22 января 2019 г. в немецком городе Аахен Э.Макрон и канцлер Германии А.Меркель подписали договор о сотрудничестве, координации внешней, оборонной и экономической политики, совместном выступлении в случае военной агрессии третьей страны, что повторяет нормы ст. 5 Устава НАТО и ст. 42 Устава ЕС. Провозглашена цель добиться для Германии места постоянного члена Совета Безопасности ООН («Российская газета», 23.01.2019 г., с. 8). Населению приграничных французских областей навязывается официальный билингвизм. Телепрограмма «Вести» (22.01.2019 г.) сообщила, что Париж и Берлин договариваются и «…о двусторонней зоне внутри зоны свободной торговли ЕС».
89 Аахенский договор 2019 г. – пример того, как пан-европейская идеология направляет евро-бюрократию.
90 Ещё один пример идеологической стратегии евро-бюрократии остался малозамеченным. Как известно, 20 октября 2019 г. в Белграде проходили торжества по случаю 75-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Состоялся и визит в Сербию Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева. По итогам российско-сербских переговоров были подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве в экономике, торговле, транспорте, инновациях и цифровых технологиях ( www.government.ru/news/38139 , дата обращения 08.11.2019 г.). 25 октября 2019 г. премьер-министр Сербии Анна Брнабич и Д.А.Медведев на полях заседаний Евразийского межправительственного совета подписали документ о зоне свободной торговли между Евразийским союзом (куда входят пять стран с населением 183 млн. человек) и Республикой Сербия ( www.government.ru/news/38193 , дата обращения 08.11.2019 г.).
91 Однако немедленно отреагировала евро-бюрократия в лице Майи Косьянчич, представителя Еврокомиссии. М.Косьянчич заявила: «Как ожидается, Сербия будет равняться на общую внешнюю политику ЕС и политику безопасности. В контексте её переговоров о вступлении в ЕС, Сербия связала себя обязательством [committed] выйти из всех двухсторонних соглашений о свободной торговле ко дню её вступления в ЕС» ( https://www.euractiv.com/section/politics/news/eu-warns-belgrade-over-free-trade-deal-with-russias-eurasia/ дата обращения 08.11.2019 г.). Непосредственно Майя Косьянчич работает в ведомстве Федерики Могерини, «высокого представителя ЕС по внешней политике и безопасности». Косьянчич уполномочена высказываться по теме отношений с Россией, странами «Западных Балкан» (по-видимому, имеются в виду и Сербия со столицей в Белграде и Сербская Республика в Боснии и Герцеговине со столицей в Баня-Луке), с Афганистаном, странами Юго-Восточной Азии ( >>>> , дата обращения 09.11.2019 г.). Своеобразием евро-бюрократии можно считать то, что вопросы свободы торговли, научно-технического сотрудничества и инноваций относятся не к чисто экономическим ведомствам ЕС, а к пан-европейскому МИДу и службе безопасности.
92 Таким образом, евро-бюрократия выступает в роли главного тормоза инноваций и противника идеи свободной торговли. Никто из евро-бюрократов не рассчитывает на рыночную конкуренцию, например, с Евразийским экономическим союзом, о рынке в ЕС даже не упоминают. Сверх-государство ЕС, или современная «Священная Римская империя», прибегает к административным запретам. ЕС, основанный на либеральных идеях, стал идеологически нетерпим к любой экономической самостоятельности.
93 Значение идеологии в экономике подчёркивает академик В.Л.Макаров: «В мире очень распространено, а порой специально навязывается мнение, что существует некое оптимальное или эффективное политическое или, сказать более общо, общественное устройство. Причем именно пригодное для всех. Его контуры плавают, но некие базовые принципы постоянно повторяются на всех уровнях как заклинание. Последнее наводит на мысль, что внешне научная концепция демократического государства есть не что иное, как собрание идеологических или в чем-то даже религиозных положений» [В.Л.Макаров, 2010, с. 83].
94 Действительно, ЕС считает себя идеалом. Антироссийские санкции введены и уже пять лет продлеваются евро-бюрократией без разумной причины, хотя ЕС несёт огромные убытки. Президент В.В.Путин отметил 4 июня 2018 г.: «… у нас торговый оборот со странами Евросоюза сейчас почти 250 миллиардов. Он упал в два раза, был 400 с лишним миллиардов. Так зачем нам дальнейшее падение?» ( www.kremlin.ru/events/president/neus/57675) .
95 2 мая 2018 г. было объявлено, что разработан бюджет ЕС на 2021 – 2027 гг. в размере 1,135 триллиона евро (в ценах 2018 г.), или 1,11 % от общего ВВП двадцати семи стран ЕС. Число финансируемых программ будет сокращено более, чем на треть – с нынешних 58 до 37 >>>> , дата обращения 09.11.2019 г.).
96 Таким образом, нет ничего случайного в действиях евро-бюрократии с её долгосрочным планированием. Поэтому антироссийские санкции ЕС тоже не случайны и связаны с евро-либеральной идеологией, стремлением навязать свои стереотипы, европейскую модель государственного устройства, для того чтобы Россия со временем стала новой огромной «осваиваемой» территорией. Руководствуясь идеологическими подходами, евро-бюрократия не допускает и выхода из ЕС. Обратимся к мемуарам В.М.Серова, в 1988 – 1991 гг. председателя союзного Госстроя, в 1990-х гг. – министра по делам СНГ и заместителя председателя правительства РФ. «На одном из последних заседаний Советского правительства» выступал Мишель Камдессю, президент МВФ. Он говорил о перспективах развития ЕС. Один из советских министров задал вопрос: «Каковы условия выхода из Евросоюза?». Камдессю ответил: «Мы объединяемся навсегда и никаких условий выхода не рассматриваем!». «Для нас тогда его ответ был полной неожиданностью» [Министры…, 2009, с. 359].
97 В заключение приходим к следующим выводам:
  1. Россия поступает реалистично, избегая, без крайней необходимости, согласовывать что-либо с руководством ЕС, но развивает двусторонние экономические и политические связи с правительствами и общественными кругами тех европейских стран, которые стремятся к самостоятельности и отстаивают собственные интересы.
  2. Концепция академика В.Л.Макарова, что «…внешне научная концепция демократического государства есть не что иное, как собрание идеологических или в чем-то даже религиозных положений», может быть доказана на примере постепенного возникновения и расширения Евросоюза, где именно идеология наравне с религиозными влияниями (католическими и протестантскими) играет решающую роль.
  3. Евро-бюрократия разделена не только на формальные чиновничьи ранги, но и на неформальные уровни, при этом чем выше уровень, тем более закрыта его деятельность. Высшие уровни евро-бюрократии полностью игнорируют народные настроения (вплоть до референдумов) и не зависят от парламентских институтов. Концепция академика В.Л.Макарова об общественно-экономической мотивации, основанной на «погоне за рангами», полностью подтверждается на примере евро-бюрократии.
  4. Постепенное внутреннее ослабление ЕС вполне вероятно, хотя выход любого государства из ЕС, по существу, не допускается.
  5. Российская политика импортозамещения стала к 2018 – 2019 гг. мощным экономическим фактором, хотя первоначально считалось временной, во многом даже случайной ответной мерой 2014 г.
  6. Восстановление в июне 2019 г. полномочий российской делегации в ПАСЕ можно рассматривать как косвенное признание силы современной России со стороны евро-бюрократии.
  7. ЕС может повторить судьбу средневековой «Священной Римской империи», из которой ни в XVI, ни в XVIII веке никто официально не выходил, но становился де-факто полностью независимым.
  8. Древнеримская республика, помимо мощной и дееспособной бюрократии, опиралась на один (римский) этнос и на идею римского гражданства как высшей награды. ЕС сможет унаследовать сильные стороны древнеримской бюрократии только в том случае, если сумеет навязать единую идеологию разным народам Европы.
  9. Массовая дешёвая нелегальная миграция из стран Африки и Азии в страны ЕС приносит прямую экономическую выгоду корпорациям и косвенную пользу евро-бюрократии, усиливая власть её спецслужб внутри шенгенской зоны и размывая исторически сложившиеся национальные государства. Именно они – реальные антиподы ЕС. Однако навязывание нелегальной миграции со стороны Еврокомиссии вызывает в национальных государствах рост негативного отношения к идее единой Европы.

Библиография

1. Всемирная история. Академия Наук СССР. М., Госполитиздат, 1957, т. III. Дж.К.Гелбрейт. Экономические теории и цели общества. Бостон, 1973, русский перевод: М., «Прогресс», 1979

2. Б.Гурней. Введение в науку управления. Париж, 1966; русский перевод: М., «Прогресс», 1969.

3. Дипломатический словарь. Под редакцией А.А.Громыко. М., «Наука», 4-е изд. перераб. и доп., 1986, т. III.

4. В.Жискар д ‘Эстен. Власть и жизнь. Париж, 1988; русск. перевод: М., «Международные отношения», 1990.

5. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. МГИМО МИД России. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, проф. М.В.Баглая, д.юр.н. проф. Ю.И.Лейбо, д.юр.н., проф. Л.М.Энтина. М., «НОРМА ИНФРА-М», 3-е изд., перераб. и доп., 2013.

6. С.Маджистер. Политика Ватикана и Италия 1943 – 1978 гг. Рим, 1979; русс. пер.: М., «Прогресс». 1982.

7. В.Л.Макаров. Социальный кластеризм. Российский вызов. М., «Бизнес Атлас», 2010.

8. Министры советской эпохи. О времени, о себе. М., «Родина-ПРО», «Издательство Патриот», 2009.

9. Страны мира. Справочник. 2006. Под общей редакцией С.В.Лаврова. М., «Республика», 2006.

10. А.С.Черняев. Совместный исход. Дневник двух эпох. 1972 – 1991 годы. М., РОССПЭН, 2008.

11. Ж.-П.Шевенман. 1914 – 2014: Европа выходит из истории? Париж, 2013; русский перевод: М., «Издательство АСТ», 2015.

12. Michael E.Milakovich, George J.Gordon. Public Administration in America. Boston, 10th Edition, 2009, Wadsworth Cengage Learning.

13. М.Мелетопулос. Диктатура полковников. Общество, Идеология, Экономика [на греческом языке]. Афины, «Папазиси», 1996.

14. А.Макридимитрис. Премьер-министры Греции. 1828 – 1997 гг. [на греческом языке]. Афины, «И.Сидерис», 1997.

15. Селищев Николай Юрьевич, младший научный сотрудник Центрального Экономико-Математического Института Российской Академии Наук (ЦЭМИ РАН), n.selishchev2016@yandex.ru

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести