Интегрированный комплекс электронных торговых площадок как инструмент регулирования цен и координирования объемов поставок топливно-энергетических ресурсов
Интегрированный комплекс электронных торговых площадок как инструмент регулирования цен и координирования объемов поставок топливно-энергетических ресурсов
Аннотация
Код статьи
S265838870005661-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Абрамов Владимир Иванович 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, 117418, Нахимовский пр-т, д. 47
Грабчак Евгений Петрович
Должность: Директор
Аффилиация: Департамент оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России
Адрес: ул. Щепкина, д. 42
Григорьев Владимир Викторович
Должность: доцент кафедры математики, эконометрики и информационных технологий факультета международных экономических отношений МГИМО (У) МИД России
Аффилиация: МГИМО (У) МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Логинов Евгений Леонидович
Должность: Руководитель Проектного центра
Аффилиация: Международный научно-исследовательский институт проблем управления
Адрес: Российская Федерация, Москва
Борталевич Виталия Юрьевна
Должность: старший лаборант
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Целью статьи является разработка механизма структурирования и интеграции рынков природного и сжиженного газа государств-членов ЕАЭС для регулирования цен и координирования объемов поставок (в дополнение к существующему в России механизму долгосрочных контрактов на поставку газа).

Предлагаются подходы к обоснованию путей создания расширенного макро-конкурентного контура координации деятельности поставщиков и транспортировщиков природного и сжиженного газа [с использованием принципов союзного структурирования и интеграции рынков природного и сжиженного газа государств-членов ЕАЭС] с возможным включением туда не только государств-членов ЕАЭС, но других стран (например, Сирии, Саудовской Аравии и пр.).

Кластер рынков природного и сжиженного газа (общий рынок газа) ЕАЭС должен представлять собой интегрированный комплекс электронных торговых площадок (ЭТП) с использованием технологии блокчейн (систем), через которые реализуются объемы природного и сжиженного газа в дополнение к поставляемым по прямым договорам и пр. Союзный контур организации информационно-аналитической «стыковки» показателей товарно-финансовых позиций в отношении пакета согласованных объемов поставок природного и сжиженного газа на общий рынок газа ЕАЭС компаний из государств-членов ЕАЭС представляет собой виртуально формируемую [на основе информации, получаемой от электронных торговых площадок] матрицу заказов и предложений с организацией последовательной цепочки из формируемых блоков транзакций (блокчейн), включающую объемы поставок и цен на природный и сжиженный газ.

Организация четкого координирования объемов поставок и цен на природный и сжиженный газ, а также оптимизация объемов расчетов в различных формах за поставки природного и сжиженного газа и услуги по транспортировке  наиболее эффективно может осуществляться в рамках организационного механизма аналогичного Госплану СССР, формируемого при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на организационной базе Минэнерго России. Единая информационная база (с учетом структуры информационного обмена данными, их вычислительной обработки и фиксирования с использованием технологии блокчейн) и механизмы координирования в рамах общего рынка природного и сжиженного газа могут стать основой для совокупного координированного позиционирования на мировых рынках природного и сжиженного газа компаний из России и других государств-членов ЕАЭС.    

Рассматриваемая технология предлагается как составная часть технологий управления оборотом природного и сжиженного газа на рынках агрегированной группы стран применительно к стратегическим трендам экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

 

Ключевые слова
Россия, ЕАЭС, природный и сжиженный газ, рынки, информационная система, блокчейн
Источник финансирования
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-010-00958 А «Разработка комплекса агент-ориентированных моделей для совершенствования механизмов управления бизнес-процессами в промышленности России в условиях перехода к цифровой экономике»).
Классификатор
Получено
28.06.2019
Дата публикации
02.07.2019
Всего подписок
91
Всего просмотров
1759
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год
1 Введение
2 На первый план по значимости для успеха национальных экономик вышло формирование ключевых организационных доминант, которые смогли бы полноценно участвовать в определении формата концентрации ключевых факторов конкурентоспособности России и других государств-членов ЕАЭС с учетом возможных новых участников интеграционного объединения в борьбе за обеспечение национальных и союзных экономических интересов в мировой экономике.
3 Критическая неравновестность мировых финансовых и товарных рынков обусловила необходимость эффективной организации рыночного регулирования цен и координирования объемов поставок топливно-энергетических ресурсов для стран-экспортеров этих ресурсов. Особенно остро такая проблема стоит перед странами-экспортерами нефти и нефтепродуктов, а также природного и сжиженного газа, цена которых часто привязана к цене на нефть [1]. ОПЕК неоднократно предпринимала попытки координации цен и объемов поставок нефти, однако, вследствие противоречий внутри этой международной организации значительного влияния на мировые цены на нефть такая политика пока не оказала [16].
4 Применительно к ЕАЭС это особенно актуально для России, а также для Казахстана, который получает около 60% экспортных доходов от продаж нефти за рубеж [18].
5 Многие эксперты также отмечают, что в рамках ЕАЭС требуется совершенствование системы расчетов за поставки нефти и нефтепродуктов, а также природного и сжиженного газа и услуги по их транспортировке с ориентацией на расширение расчетов в национальных валютах с учетом возможной волатильности их курсов [4; 9].
6 Необходима - в дополнение к существующему в России механизму долгосрочных контрактов на поставку газа - выработка рыночных механизмов координации ценовой политики и регулирования объемов и иных показателей при поставках, хранении и транспортировке (включая транзитную) природного и сжиженного газа, что целесообразно делать не только в России, но и на уровне ЕАЭС в целом с учетом возможных новых участников интеграционного объединения или иных стран-экспортеров нефти и газа.
7 Обвал цен на природный газ формирует для российских экспортеров газа и нефти (прежде всего, ОАО «Газпром») условия, когда в будущем, возможно, придется бороться на традиционных экспортных рынках природного и сжиженного газа с конкурентами из республик бывшего СССР [2].
8 Затяжной характер текущего кризиса, наряду с его крайне тяжелым влиянием на социально-экономическое развитие национальных экономик поставил вопрос: с помощью каких управленческих инструментов можно сгладить будущие кризисные флуктуации?[7].
9 Многие эксперты выделяют как основные инструменты регулирования экспортной политики в нефтегазовой сфере в рамках ЕАЭС: квотирование добычи нефти и газа, согласование экспортных пошлин и тарифов на транзит через территорию соседних стран и пр. [10; 11].
10 Катастрофическая динамика кризисных флуктуаций на мировых нефтегазовых рынках в 2014-2016 гг. определила для государств-членов ЕАЭС необходимость сформировать независимый от – активно играющих на понижение цен - стран-потребителей контур организации поставщиков и транспортировщиков природного и сжиженного газа. На базе использования такого управленческого контура многими экспертами предлагается реализовать союзное структурирование и интеграцию рынков природного и сжиженного газа государств-членов ЕАЭС с собственными траекториями экономического поведения отдельных хозяйствующих субъектов (торговых агентов) [6; 17]. Для этого, по мнению авторов, в дополнение к существующему в России механизму долгосрочных контрактов на поставку газа целесообразно [с учетом положительного и отрицательного опыта СЭВ - Совета Экономической Взаимопомощи, действующего в советский период] сформировать систему взаимно координированных инструментов рыночного регулирования цен и координирования объемов поставок природного и сжиженного газа, а также совершенствования механизмов расчета за поставки природного и сжиженного газа и услуги по транспортировке в рамках ЕАЭС (прежде всего, с учетом стран, намеревающихся войти в ЕАЭС или в более мягкой форме присоединится к общему экономическому пространству из числа бывших советских республик).
11 Ключевые характеристики стратегии формирования общих рынков газа ЕАЭС
12 Одним из важнейших направлений интеграционных процессов, обеспечивающих устойчивое развитие национальных экономик в рамках экономических союзов, является создание общих рынков газа [13].
13 31 мая 2016 г. Решением № 8 Высший Евразийский экономический совет утвердил «Концепцию формирования общих рынков газа Евразийского экономического союза». Программа формирования общих рынков газа ЕАЭС должна определить модель формирования общих рынков газа ЕАЭС.
14 В сложившихся условиях результатом организации интегрированного кластера рынков природного и сжиженного газа государств-членов ЕАЭС с собственными траекториями экономического поведения отдельных хозяйствующих субъектов (торговых агентов) должно стать создание организационных возможностей для информационно-аналитической «стыковки» показателей товарно-финансовых позиций этих агентов. Для этого целесообразно использовать технологии многоагентного моделирования, которые подробно описаны в различных источниках на примерах различных рынков и торговых систем [8; 12].
15 Предлагается «стыковка» показателей в отношении пакета согласованных объемов поставок природного и сжиженного газа на общий рынок газа ЕАЭС с постепенным увеличением общего объема поставок в дополнение к существующему в России механизму долгосрочных контрактов на поставку газа.
16 Такая «стыковка» пакета поставок природного и сжиженного газа создает возможность рыночного регулирования цен и координирования объемов поставок природного и сжиженного газа.
17 При этом, многие эксперты отмечают необходимость сохранения сектора некоординируемых на первом этапе поставок по прямым двусторонним договорам.
18 Также формируются условия для оптимизации объемов расчетов за поставки природного и сжиженного газа и услуги по транспортировке с ориентацией на расширение расчетов в национальных валютах (с учетом возможной волатильности их курсов) государств-членов ЕАЭС как стимул для постепенного перехода к единой союзной валюте.
19 Опыт Европейского союза свидетельствует о высокой эффективности координационного взаимодействия в отношении поставки природного и сжиженного газа с определением цен и объемов поставки с территориальной и корпоративной привязкой к системам транспортировки [в т.ч. транзитной] и хранения природного и сжиженного газа.
20 Отсюда вытекает необходимость и возможность координации в рамках ЕАЭС инфраструктурных проектов и реализации инвестиционных программ в сфере развития нефтегазовой инфраструктуры как интегрированного трансграничного инфраструктурного комплекса.
21 Союзный контур организации информационно-аналитической «стыковки» показателей товарно-финансовых позиций в отношении пакета согласованных объемов поставок природного и сжиженного газа на общий рынок газа ЕАЭС компаний из государств-членов ЕАЭС представляет собой виртуально формируемую [на основе информации, получаемой от электронных торговых площадок с использованием технологии блокчейн] матрицу заказов и предложений с организацией последовательной цепочки из формируемых блоков транзакций (блокчейн), включающую объемы поставок и цен на природный и сжиженный газ как дополнение к механизму долгосрочных контрактов на поставку газа. Гармонизация оборота природного и сжиженного газа в этом механизме осуществляется путем оптимизационного оперирования объемами и стоимостью поставок природного и сжиженного газа, а также услуг по их хранению и транспортировке, в рамках торгового оборота пула электронных торговых площадок с использованием технологии блокчейн, чья деятельность регламентируется национальными ведомствами государств-членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией (в рамках взаимно согласованных приоритетов экономического развития ЕАЭС). Здесь требуется также выстраивание системы диспетчирования процессов транспортировки [в т.ч. транзитной] и хранения природного и сжиженного газа исходя из подхода к комплексу системы транспортировки природного и сжиженного газа государств-членов ЕАЭС как квази-единой союзной системе газоснабжения.
22 Принципиальная особенность предлагаемого механизма организации четкого координирования объемов поставок и цен на природный и сжиженный газ, а также оптимизации объемов расчетов в различных формах за поставки природного и сжиженного газа и услуги по транспортировке в условиях развития ЕАЭС с учетом возможных новых участников интеграционного объединения заключается в использовании новых организационно-информационных возможностей ретроспективного анализа, моделирования и прогнозирования показателей торгов в рамках пула электронных торговых площадок с использованием технологии блокчейн [3; 14]. На их основе реализуется организация информационно-аналитической «стыковки» показателей товарно-финансовых позиций отдельных хозяйствующих субъектов (торговых агентов) в отношении пакета поставок природного и сжиженного газа на общий рынок газа ЕАЭС на основе единых принципов экономического регулирования и технологического управления системой газоснабжения в рамках ЕАЭС с опорой на российские государственные и корпоративные системы управления.
23 Пул электронных торговых площадок с использованием технологии блокчейн в рамках общего рынка газа ЕАЭС должен быть сформирован с общей информационно-технологической платформой и набором информационно-вычислительных сервисов для поддержки процесса оптимизационного конфигурирования [регулирования цен и координирования объемов] структуры пакета поставок природного и сжиженного газа, а также оптимизации расчетов за поставки природного и сжиженного газа и услуги по транспортировке в одной из валют государств-членов ЕАЭС [5; 15]. Такой подход позволяет значительно более эффективно, чем ранее, осуществлять оптимизацию взаимодействия группы топливно-энергетических комплексов государств-членов ЕАЭС для балансирования и управления поставками, а также выявления и урегулирования коммерческих и технических дисбалансов по рынкам топливно-энергетических ресурсов и энерготранспортным коридорам в рамках ЕАЭС (с учетом стран, намеревающихся войти в ЕАЭС или присоединится к общему экономическому пространству, а также других государств, например, Сирии, Саудовской Аравии и пр.).
24 Прежде всего, необходимо формирование отдельных стандартизированных национальных рынков природного и сжиженного газа государств-членов ЕАЭС и их квази-интеграция в общий рынок природного и сжиженного газа всего ЕАЭС с едиными правилами функционирования. Общий рынок природного и сжиженного газа всего ЕАЭС в этом случае станет системным «каркасом» для выработки условий и процедур координации в рамках союзного экономического пространства поставок и оборота природного и сжиженного газа для выхода на единый детализированный по секторам рынка, территориям (национальным экономикам) и хозяйствующим субъектам (торговым агентам) объем прибыли и добавленной стоимости с учетом структуры информационного обмена данными, их вычислительной обработки и фиксирования с использованием технологии блокчейн. Единая информационная база и механизмы координирования в рамах общего рынка природного и сжиженного газа могут стать основой для совокупного координированного позиционирования на мировых рынках природного и сжиженного газа компаний из России и других государств-членов ЕАЭС.
25 Реализация данного подхода требует участия тарифно-ценовых и антимонопольных органов (в России – это Федеральная антимонопольная служба, куда вошла Федеральная служба по тарифам). Организация четкого координирования (в дополнение к существующему в России механизму долгосрочных контрактов на поставку газа) объемов поставок и цен на природный и сжиженный газ, а также оптимизация объемов расчетов в различных формах за поставки природного и сжиженного газа и услуги по транспортировке наиболее эффективно может осуществляться в рамках организационного механизма аналогичного Госплану СССР. При этом, необходима такая союзная структура, формируемая при Евразийской экономической комиссии, на организационной базе Минэнерго России с участием наиболее крупных российских нефтегазовых компаний, которая бы реализовывала как функции экономической координации, так и технического диспетчирования для балансирования и управления поставками, а также выявления и урегулирования коммерческих и технических дисбалансов в рамках группы ключевых компаний-поставщиков и транспортировщиков природного и сжиженного газа из государств-членов ЕАЭС. Тем самым будет реализован переход к единым принципам экономического регулирования и технологического управления для оптимизации процессов организации экономического сотрудничества и укрепления совокупного производственного потенциала государств-членов ЕАЭС и иных дружественных государств в отношении попыток их вытеснения с европейских и азиатских рынков природного и сжиженного газа (с учетом взаимосвязанности с рынками нефти).
26 Выводы
27

1. Динамика кризисных флуктуаций на нефтяных и газовых рынках и политика санкций применяемых к России определили для государств-членов ЕАЭС необходимость (в дополнение к существующему в России механизму долгосрочных контрактов на поставку газа) сформировать союзный контур организации поставщиков и транспортировщиков природного и сжиженного газа с использованием принципов союзного структурирования и интеграции рынков природного и сжиженного газа государств-членов ЕАЭС с собственными траекториями экономического поведения отдельных хозяйствующих субъектов (торговых агентов).

28

2. В рамках ЕАЭС - в дополнение к существующему в России механизму долгосрочных контрактов на поставку газа - необходима эффективная организация рыночного регулирования цен и координирования объемов поставок природного и сжиженного газа (с учетом сохранения сектора некоординируемых на первом этапе поставок по прямым двусторонним договорам), а также оптимизация объемов расчетов в различных формах за поставки природного и сжиженного газа и услуги по их транспортировке (с ориентацией на расширение расчетов в национальных валютах с учетом возможной волатильности их курсов).

29

3. Необходимо формирование информационно-технологической платформы для распределенной [биржевой и внебиржевой] торговли с использованием системы электронных торговых площадок с использованием технологии блокчейн для выяснения и удовлетворения спросовых сигналов участников рынков природного и сжиженного газа государств-членов ЕАЭС с целью определения конфигурации поставок природного и сжиженного газа с рыночным определением цен и объемов поставки с территориальной и корпоративной привязкой к системам транспортировки [в т.ч. транзитной] и хранения.

30

4. На этой основе предполагается повышение эффективности организации взаимодействия инфраструктурных организаций общих рынков газа государств - членов ЕАЭС между собой (в т.ч. создание органов управления и обеспечения взаимодействия, организация обмена технологической информацией, включая сведения о графиках ремонтов и планах развития систем транспортировки природного и сжиженного газа) с учетом интересов внешних партнеров и использования их ресурсов.

31

5. Требуется согласовать в рамках ЕАЭС механизмы сетевой кластеризации организационного ядра национальных рынков природного и сжиженного газа и услуг по их транспортировке и хранению и на этой основе процедуры оптимизационной компоновки программ реализации пула инвестиционных проектов в этой сфере.

32

6. Необходимо сформировать основы устранения трансграничных барьеров в части технологической доступности мощностей магистральных газопроводов и иной газовой инфраструктуры для обеспечения транзита и (или) транспортировки природного и сжиженного газа по территориям государств-членов ЕАЭС для внутреннего потребления государствами - членами ЕАЭС и (или) для экспорта с территории ЕАЭС.

33

7. Предлагается в дополнение к существующему в России механизму долгосрочных контрактов на поставку газа развитие инфраструктуры биржевых и внебиржевых торгов природным и сжиженным газом в государствах-членах ЕАЭС и интегрированного биржевого пространства, в т.ч. создание и функционирование межгосударственной биржи ЕАЭС и/или системы электронных торговых площадок с учетом структуры информационного обмена данными, их вычислительной обработки и фиксирования с использованием технологии блокчейн [как корпоративных (ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть» и пр.), так и автономных] для осуществления торговли природным и сжиженным газом (например, при ЕЭК).

34

8. Требуют детализации направления дальнейшего развития системы российских долгосрочных контрактов на поставку газа, формирования механизма долгосрочных заявок на транспортировку газа для обеспечения контрактов, на основании которых с учетом рисков и комплексной эффективности разрабатываются и реализуются инвестиционные проекты по развитию мощностей магистральных газопроводов и иной газовой инфраструктуры в Европе и Азии.

Библиография

1. Абрамов В.Л., Агеев А.И., Кузык Б.Н. и др. Нефть Евразии: формирование общего рынка ЕАЭС. – М.: Институт экономических стратегий, 2016. 404 с.

2. Агеев А.И. Энергетика и силовая экономика: опыт ХХ века и перспективы // Энергетическая политика. 2015. № 1. С. 6-12.

3. Баринова А.А., Запечников С.В. Методы и средства обеспечения конфиденциальности смарт-контрактов // Безопасность информационных технологий. 2017. № 2. С. 16-23.

4. Беляков Г.П. Проблемы развития энергетической инфраструктуры в регионах с высокой стоимостью энергоресурсов. – М.: Изд-во МПА – Пресс, 2013. 272 с.

5. Бойко П.А., Чиналиев В.У., Шкута А.А. и др. Управление реализацией инфраструктурных проектов: координация выполнения заказов и поставок при осуществлении государственных и муниципальных закупок. - М.: Финуниверситет, 2017. 76 с.

6. Борталевич В.Ю., Сорокин Д.Д. Корпоративное управление в условиях выхода из кризиса// Евразийская экономическая интеграция как фактор повышения стабильного и поступательного развития национальных хозяйственных систем / Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 29-30 сентября 2016 г. / Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова – М.: ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2016. С.35-36.

7. Григорьев В.В. Вычислительные алгоритмы и опыт решения задачи определения оптимальной совокупности многоотраслевых комплексов // Информатика, вычислительная техника, автоматизация в науке, технике и народном хозяйстве Материалы конференции. 1983. С. 177-179.

8. Григорьев В.В., Деркач А.К. Построение инфраструктуры цифровой экономики: концентрация ключевых факторов конкурентоспособности // Выход из системной кризисной цикличности: проблемы и пути устойчивого экономического развития // Материалы международной научно-практической конференции. – М.: ИПР РАН, 2018. С. 37-39.

9. Зоидов З.К.  Пути формирования интегрированной рыночной инфраструктуры и регулирования производства и товарооборота в рамках ЕАЭС.- Москва: ИПР РАН, 2015. 141 с. 

10. Зоидов К.Х., Медков А.А., Зоидов З.К. Развитие транзитной экономики – основа стабильности, безопасности и модернизации России и стран Центральной Азии / Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова – М.: ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2016. 339 с.

11. Логинов Е.Л. Газовый «каркас» энергетической безопасности: Природный газ как фактор национальной энергетической безопасности России. – М.: НИЭБ, 2008. 299 с.

12. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д. Ситуационное моделирование - эффективный инструмент для стратегического планирования и управления // Управленческое консультирование. 2016. № 6 (90). С. 26-39.

13. Некрасов А.С. Анализ и прогнозы развития отраслей топливно – энергетического комплекса. Избранные труды. – М. Издание ООО «ЛЕТО Индастриз», 2013. 592 с.

14. Пряников М.М., Чугунов А.В. Блокчейн как коммуникационная основа формирования цифровой экономики: преимущества и проблемы // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Т. 5. № 6. С. 49-55.

15. Пученков В. Связь цифрового и физического: блокчейн, RFID, IOT // Логистика. 2017. № 9 (130). С. 46-47.

16. Судо М.М., Судо Р.М. Нефть и углеводородные газы в современном мире. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 256 с.

17. Цветков В.А. Причины, развитие и последствия экономического кризиса для России // Международная экономика. 2010. № 3. С. 5-12.

18. Эволюция мировых энергетических рынков и ее последствия для России / под ред. А.А.Макарова, Л.М.Григорьева, Т.А.Митровой. – М. ИНЭИ РАН-АЦ при Правительстве РФ, 2015. 400 с.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести