Development of new intellectual information-analytical services using factor analysis and clustering to identify operations that have signs of participation in the financing of terrorism
Table of contents
Share
Metrics
Development of new intellectual information-analytical services using factor analysis and clustering to identify operations that have signs of participation in the financing of terrorism
Annotation
PII
S265838870007396-8-1
DOI
10.33276/S265838870007396-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Evgeny Loginov 
Occupation: Head of Expert Analytical Service
Affiliation: MINISTRY OF ENERGY OF RUSSIAN FEDERATION
Address: Russian Federation, Moscow, Shepkina Street 42
Vladimir Grigorev
Occupation: Associate Professor, Department of Mathematics, Econometrics and Information Technology
Affiliation: MGIMO UNIVERSITY
Address: Russian Federation, Moscow, Vernadsky ave., 76
Alexander Shkuta
Occupation: Department Professor of "World Economy and World Finance"
Affiliation: Financial University under the Government of the Russian Federation
Address: Russian Federation, Moscow, Leningradsky Prospekt, 49
Edition
Abstract

The article discusses the information and analytical technology implemented in the systems supporting the management processes in the field of anti-terrorism activities. General scientific and special methods were used, including methods of systematic and economic analysis. The possibilities of multi-agent analysis of information are formulated - in relation to structured databases on the environment for the commission of terrorist acts, consisting of various economic, etc. materials and results of monitoring of financial transactions that may be related to the financing of terrorism, financial agents (economic entities) in the environment of structures that implement a substantial turnover of cash and non-cash financial resources. The technology under consideration is proposed as an integral part of technology management activities of law enforcement structures that implement counter-terrorism functions, using information systems to support management processes in the field of anti-terrorism activities.

 

Keywords
terrorism, electronic financial systems, information system, monitoring, analysis
Received
30.10.2019
Date of publication
06.11.2019
Number of characters
9855
Number of purchasers
11
Views
178
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Введение
2 За рубежом и в нашей стране интенсивно развиваются сетевые формы организации поддержки процессов управления в сфере антитеррористической деятельности разного уровня [1; 11].
3 Терроризм остается серьезной проблемой для России. Так, по информации председателя Национального антитеррористического комитента (НАК), руководителя ФСБ России А.Бортникова, в 2017 году в нашей стране было предотвращено 18 терактов, по террористическим статьям были арестованы 1018 человек, при этом, 78 преступников были убиты при задержании1.
1. >>>>
4 Несмотря на активно ведущиеся разработки в антитеррористической сфере, наблюдается потребность в разработке новых информационно-аналитических технологий для выявления «подозрительных» финансовых агентов (хозяйствующих субъектов) [2; 3]. К этим технологиям, например, можно отнести различные информационные системы и сети, осуществляющие поддержку разных видов антитеррористической деятельности, позволяющие концентрировать информационные ресурсы в рамках узлов информационно-сетевой инфраструктуры и пр. [4].
5 Эти задачи с использованием факторного анализа и кластеризации могут быть конфигурированы в рамках модулей событий (кластеров пакетов информации об обороте финансовых средств), включающих выявленные события и связанные с ними тематические материалы, опосредующих получение необходимых результатов в подразделениях правоохранительных структур, осуществляющих функции противодействия терроризму.
6 Для повышения эффективности деятельности правоохранительных структур, осуществляющих функции противодействия терроризму, необходимо выяснение связи конкретных результатов финансовых операций в среде структур, реализующих существенный оборот наличных и безналичных финансовых средств, с конкретным модулем событий (кластером пакетов информации об обороте финансовых средств) для планирования и прогнозирования в системах поддержки процессов управления в сфере антитеррористической деятельности.
7

Описание системы

8 Анализ реализуется с применением факторного анализа и кластеризации в отношении выявления у финансовых агентов (хозяйствующих субъектов) явных и латентных характеристик исследуемых массивов финансовых операций и их соответствия надзорным требованиям. На этой основе осуществляется формирование - в рамках правоохранительных структур, осуществляющих функции противодействия терроризму, адекватного целевым установкам конкретного органа - профиля оптимизации его деятельности в рамках требуемой организационной модели концентрации наиболее важной информации в рамках антитеррористических стратегий соответствующих видов государственных ведомств.
9 То есть необходим кластерный анализ и идентификация пакетов информации об обороте финансовых средств, интегрированных с адаптивными сервисами анализа больших объемов структурированных и неструктурированных данных и моделирования - для планирования и прогнозирования динамично локализуемых - в рамках информационно-аналитических сервисов - ведомственных информационных систем, осуществляющих поддержку разных видов антитеррористической деятельности.
10 Предполагается, что идентифицируемые электронные пакеты информации об обороте финансовых средств типизируются. Описание каждого типа идентифицируемых пакетов информации об обороте финансовых средств, интегрированных с адаптивными сервисами анализа больших объемов структурированных и неструктурированных данных и моделирования, содержит специфический для него набор атрибутов.
11 Внешняя интеграция обеспечивается благодаря интероперабельности информационно-аналитических сервисов различных правоохранительных структур, осуществляющих функции противодействия терроризму, за счет стандартизации описаний идентифицируемых пакетов информации об обороте финансовых средств, интегрированных с адаптивными сервисами анализа больших объемов структурированных и неструктурированных данных и моделирования.
12

Анализ связей

13 Функциональные связи определяют характер формирования контента для автоматизации процедур конструирования мониторинговых запросов, постоянно обновляемых и динамично адаптируемых к индивидуализированному профилю конкретного вида финансово-хозяйственной деятельности с учетом постоянного мониторингового уточнения оценки качества промежуточных результатов [5; 6]. На этой основе осуществляется выход на базисный пакет информации об обороте финансовых средств и комплекс характеристик для перехода в отношении исследуемых массивов финансовых операций по совокупности накопления информации в ключевых областях поддержания устойчивости функционирования органов госуправления и финансовых организаций, участвующих в финансовых операциях от промежуточного к конечному результату экономической цепочки [7].
14 Структурные связи определяют идентифицируемые звенья динамично локализуемых - в рамках информационно-аналитических сервисов - ведомственных информационных систем, осуществляющих поддержку разных видов антитеррористической деятельности с использованием тематических блоков контента структурированных баз данных о среде совершения террористических актов, состоящих из различных экономических и т.п. материалов [8].
15

Возможности технологии

16 Допустимые классы связей определяются поддерживаемой в российских и зарубежных электронных финансовых системах систематикой связей.
17 Возможности полицентрической интеграции данных в отношении контента структурированных баз данных о среде совершения террористических актов, состоящих из различных экономических и т.п. материалов обеспечивают коммуникации между собой органов (структур) управления антитеррористической деятельностью различных правоохранительных структур, осуществляющих функции противодействия терроризму [9; 10]. Действительно, выявление описываемой мультиагентной связи служит сообщением оператору управления антитеррористической деятельностью о новой связи в рамках анализируемых структурированных баз данных о среде совершения террористических актов, состоящих из различных экономических и т.п. материалов и результатов, которое является носителем информации, определяемой классом и описанием этой связи.
18 Для выявленных в российских и зарубежных электронных финансовых системах мультиагентных связей целесообразно обеспечить контекстную визуализацию (рис.1).
19

Рис. 1 – Пример визуализации сетевого графа взаимосвязей сообществ финансовых или торговых агентов2[[[2. Кластерный анализ: сетевые графы и определение сообществ [электронный ресурс] // >>>> (дата обращения 15.01.2019)]]]

20 При полицентрической организации взаимодействия всех возможных участников правоохранительных структур, осуществляющих функции противодействия терроризму, с использованием полицентрической системы баз данных и баз знаний создается возможность для формирования индивидуальных и групповых управленческих траекторий на основе повышения интегрированности участников информационного поля [12; 13].
21 На этой основе осуществляется интегрированное формирование адекватного целевым установкам комплекса оптимизации его деятельности в рамках требуемой организационной модели концентрации наиболее важной информации в ключевых областях поддержания устойчивости функционирования органов госуправления и финансовых организаций, участвующих в финансовых операциях в рамках антитеррористических стратегий соответствующих видов государственных ведомств.
22 Информационный портрет (анализ и идентификация) пакетов информации об обороте финансовых средств служит для оценки и оптимизации взаимодействия всех возможных участников правоохранительных структур, осуществляющих функции противодействия терроризму, на основе полицентрической системы баз данных и баз знаний.
23 Анализ мультиагентных связей идентифицирующих системно-структурную организацию взаимосвязей ключевых элементов в системах поддержки процессов управления в сфере антитеррористической деятельности позволяет идивидуализировать их характеристики [14].
24 Создается возможность определить корректировку комплекса информации об обороте финансовых средств, позволяющих для подразделения правоохранительных структур, осуществляющих функции противодействия терроризму, реализовать динамически адаптируемый под него набор функциональных оперативных и следственных задач [15].
25

Заключение 

26

Таким образом, предлагается анализ системно-структурной организации взаимосвязей ключевых элементов в системах поддержки процессов управления в сфере антитеррористической деятельности с использованием многоаспектной систематики мультиагентных связей в рамках правоохранительных структур, осуществляющих функции противодействия терроризму. Осуществляется автоматизированный анализ - сопоставление индивидуальных данных финансовых агентов (хозяйствующих субъектов) с разработанными критериями вероятности принадлежности изучаемых финансовых транзакций к структурам участвующим в финансировании терроризма. На базе полицентрической интеграции данных осуществляется их привязка по функциональным параметрам в пространстве баз данных о среде совершения террористических актов на основе сервисов электронных баз данных, объединяющих ЭФС в рамках формирующейся распределенной информационно-вычислительной среды антитеррористических подразделений различных правоохранительных структур.

References

1. Ageev A.I. Bor'ba s terrorizmom: reshenie analiticheskikh i operativnykh zadach upravleniya v usloviyakh kriticheskoj nestabil'nosti // Ehkonomicheskie strategii. 2015. № 9. S. 6-21.

2. Bortalevich V.Yu., Loginova V.E. Vyyavlenie uchastnikov transgranichnykh organizatsionnykh setej, osuschestvlyayuschikh operatsii po vyvodu finansovykh i imuschestvennykh aktivov iz kontura gosudarstvennogo kontrolya // Vestnik ehkonomicheskoj bezopasnosti. 2017. № 4. S. 318-323.

3. Bortalevich V.Yu. Podkhody k organizatsii natsional'nogo i mezhdunarodnogo oborota tsifrovykh finansovykh aktivov, vypuskaemykh detsentralizovannymi organizatsiyami // Vestnik Akademii Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federatsii. 2018. № 2 (16). S. 161-165.

4. Voronin S.Eh., Abramova A.A. Situatsionnoe modelirovanie v rassledovanii prestuplenij, svyazannykh s finansirovaniem terrorizma // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. 2017. T. 1. № 47. S. 117-126.

5. Kogalovskij M.R., Kalinichenko L.A. Kontseptual'noe i ontologicheskoe modelirovanie v informatsionnykh sistemakh // Programmirovanie. - 2009. - T. 35. - № 5. - S. 3-25.

6. Kogalovskij M.R., Parinov S.I. Metriki onlajnovykh informatsionnykh prostranstv // Ehkonomika i matematicheskie metody. - 2008. - T. 44. - № 2. - S. 108-120.

7. Krylov G.O., Beketnova Yu.M., Prikazchikova A.S. Primenenie teorii faktornogo analiza i klasterizatsii v zadachakh finansovogo monitoringa // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2016. T. 20. № 10. S. 102-110.

8. Loginov E.L., Matveev A.G. Povyshenie ehffektivnosti upravlencheskoj deyatel'nosti gosudarstvennykh organov v ehkonomike Rossii na osnove setetsentricheskoj informatsionnoj reshetki antitenevoj deyatel'nosti // Ehkonomicheskie nauki, 2010, №9. S.32-36.

9. Lukashov N.V. Ob ispol'zovanii metoda informatsionnogo modelirovaniya dlya vyyavleniya nezakonnykh finansovykh operatsij i protivodejstviya finansirovaniyu terrorizma v stranakh-chlenakh "BRIKS" // Protivodejstvie terrorizmu. Problemy XXI veka - COUNTER-TERRORISM. 2017. № 2. S. 44-48.

10. Makarov V.L., Bakhtizin A.R., Sushko E.D., Burilina M.A. Razrabotka matematicheskoj modeli dlya kolichestvennoj otsenki posledstvij nezakonnykh finansovykh operatsij // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2016. № 3 (87). S. 85-95.

11. Naumov Yu.G., Latov Yu.V. Rol' organizovannoj prestupnosti v finansirovanii terrorizma i ehkstremizma // Rossijskij zhurnal pravovykh issledovanij. 2017. № 3 (12). S. 230-234.

12. Surnina K.S., Rogatenyuk Eh.V. O soderzhanii predmetnogo polya monitoringa v sfere protivodejstviya otmyvaniyu deneg i finansirovaniyu terrorizma // Fundamental'nye issledovaniya. 2018. № 1. S. 122-126.

13. Toropov B.A., Tagirov Z.I. Modeli terroristicheskikh setej i teoretiko-igrovoj podkhod k otsenke tsentral'nosti ikh uchastnikov // Voprosy bezopasnosti. 2016. № 6. S. 77-89.

14. Ehriashvili N.D., Belonovskij V.N. K voprosu stanovleniya instituta protivodejstviya ehkstremistskoj deyatel'nosti // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2015. № 4. S. 102-106.

15. Ehriashvili N.D., Grigor'ev A.I. Chernaya metka dlya klientov: kakie pravila razrabatyvayut regulyatory ot ochischeniya bankovskogo sektora // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 1. S. 153-155.