Целеполагания в разработке региональных стратегий
Целеполагания в разработке региональных стратегий
Аннотация
Код статьи
S265838870007238-4-1
DOI
10.33276/S265838870007238-4
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Агафонов Владимир Анатольевич  
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, Нахимовский проспект, 47
Выпуск
Аннотация

  В контексте основных задач государствеенного регулирования экономических и социальных процессов основной принцип государственного стратегического планирования на федеральном и региональном уровнях, это целевой принцип, согласно которому, общественная результативность управления определяется уровнем достижения приоритетных целей и решением актуальных проблем социально-экономического развития.

Ключевые слова
Социально-экономическая система, регион, цели развития, система приоритетов на множестве целей, дерево целей, факторы внешней и внутренней среды региона
Источник финансирования
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №18-010-01028а)
Классификатор
Получено
21.10.2019
Дата публикации
06.11.2019
Кол-во символов
29047
Всего подписок
12
Всего просмотров
206
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

1 Анализ целей, формируемых в рамках социально-экономической системы региона, является исходным этапом разработки и реализации стратегии развития как региона в целом, так и его отдельных подсистем. Цели регионального развития образуются как интеграция целей основных участников политических, социальных, экологических и экономических процессов, на территории региона. Система приоритетов на множестве целей задает систему координат, в которой оценивается результативность принимаемых стратегических решений.
2 В целом, вопросы целеполагания довольно подробно рассмотрены как в отечественной, так и зарубежной литературе. Прежде всего, необходимо отметить цикл работ, посвященных методологии целевого планирования, проведенных в 70-80-х годах прошлого века коллективом под руководством Е.З.Майминаса. В монографии [1] представлена многоуровневая система целей развития страны. Применительно к современным условиям данная система целей должна быть несколько модифицирована. К настоящему времени предложено несколько вариантов системы целей федерального и регионального уровня. Была разработана версия дерева целей социально-экономического развития страны, используемая при подготовке Сводного доклада Правительства о результатах и основных направлениях деятельности. Это трехуровневая система, на нижнем уровне которой рассматривается 117 целей, [2].. Более компактная система целей и целевых показателей содержится в Указе Президента РФ от 28 .06. 2007 №825 «Об оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» [3]. Предлагаемые различными авторами деревья целей совпадают по числу уровней, но различаются по степени детальности. Весьма детальное дерево целей было предложено в [4]. Весьма конструктивная система целевых показателей предлагается в различных национальных системах БОР (бюджетирование ориентированное на результат).
3 Говорить о целевом принципе управления имеет смысл в тех случаях, когда существуют субъекты целеполагания и субъекты управления достижением целей. Во многих случаях это не одно и то же. В качестве субъектов целеполагания могут выступать органы управления в социально-экономических системах, как институционально определенные, так и неформальные, общество в целом, бизнес сообщество. В двух последних случаях должны существовать, выразители их интересов, такие как общественные и профессиональные организации, представительные органы, СМИ и пр.
4 В общем случае, предметом целеполагания могут быть любые значимые свойства рассматриваемой системы или ее элементов. Критерии отнесения данного свойства к значимым или незначимым зависят от текущей ситуации, от факторов внешней и внутренней среды региона, системы целей и интересов основных агентов социально-экономических процессов. Значимые функции обеспечивают собственные потребности системы и удовлетворение потребностей ее участников. Поскольку цели социально-экономической системы представляют собой сложную интеграцию целей различных общественных групп: различных бизнес-групп, (бизнес элиты, крупного, а также малого и среднего бизнеса), различных групп населения, а также органов управления, постольку и формулировки целей могут быть различные.
5 Целесообразно выделить четыре типа формулировок.
  • В терминах необходимости достижения определенного уровня удовлетворения общественных потребностей (потребностей общества в целом или отдельных целевых групп). При этом под целевыми группами понимаются группа населения, общественные слои, бизнес-группы, являющиеся выгодополучателями от достижения данных целей,
  • В терминах обеспечения качества функционирования тех элементов СЭС региона, которые обеспечивают удовлетворение общественных потребностей. Транспорт, полиция, чиновники всяких рангов, организации социальной сферы, различные виды производств и пр. Важнейшей характеристикой здесь является качество предоставляемых услуг.
  • В терминах достижения определенного желательного состояния субъектов, образующих целевые группы и являющихся носителями или выразителями соответственных общественных потребностей (бюджетники, дети-инвалиды, пенсионеры, представители малого бизнеса, органы исполнительной власти, жители тех или иных районов и муниципальных образований и т.д.)
  • В терминах необходимости включенности или соответствия СЭС региона современным общемировым, прогрессивным тенденциям общественного развития. Здесь могут рассматриваться тенденции: в сфере образования, культурной сфере, природоохранной деятельности, в образе жизни, в духовной среде, в гуманитарном обмене, квалификации и специализации трудовых ресурсов, информатизации общества, развитии сферы общественных услуг, политической сфере и т.д.
6 В ходе структуризации целей социально-экономического развития региона в целом или его отдельных подсистем, необходимо различать генеральные цели их функционирования и производные цели, обусловленные принятыми решениями о том или ином курсе и способе действий по достижению генеральных целей и возникающие как промежуточные задачи, объясняющие, что необходимо сделать, какие задачи решить, чтобы обеспечить достижение этих целей. Генеральные цели формулируются в соответствие с вышеизложенными способами и отражают:
  • объем и качество удовлетворения различных общественных потребностей, которые могут удовлетворяться в ходе деятельности той или иной подсистемы.
  • процессы создания и постоянного обновления потенциала будущего развития (накопление финансовых ресурсов, максимизация темпов роста, подготовка кадров, внедрение новых, перспективных технологий);
  • необходимость максимально эффективного использования потенциала в соответствие с доминирующим в данной системе критерием оптимальности;
  • внешние требования, предъявляемыми обществом всем системам, которые в ходе своей деятельности используют ресурсы и производят какие-либо продукты и услуги: социальное развитие персонала, экологическая безопасность, создание рабочих мест, обеспечение социально обоснованных стандартов условий труда и пр.
7 В качестве генеральной цели федерального и регионального уровней принято рассматривать устойчивое, стабильное повышение качества жизни в регионах и в стране в целом. Составляющими или образующими данной цели, раскрывающими ее содержание на первом уровне, являются: повышение качества жизни населения; повышение потенциала будущего развития; обеспечение общественной безопасности и личной безопасности населения; охрана среды и эффективное природопользование; обеспечение высоких темпов эффективного устойчивого экономического роста. Данные цели в своем конкретном выражении объективно присущи любой СЭС и ее подсистемам. Могут меняться внешние и внутренние условия, состав и структура, составляющие и уровень потенциала. Вместе с этим могут меняться относительные приоритеты этих целей, приниматься те или иные управленческие решения, но перечень глобальных целей не меняется. Заметим, что в ряде случаев построения системы целей понятие эффективности часто выпадает, что представляется определенной неточностью. Например, внешние инвестиции в банановые плантации на Чукотке, безусловно, приведут к росту ВРП, хотя бы за счет роста заработной платы, а вот вопрос об альтернативной эффективности данных вложений остается открытым и именно здесь должен использоваться критерий эффективного роста.
8 В качестве примеров производных целей можно привести: повышение доходной базы бюджета региона; разработка и внедрение инновационных технологий и создание новых продуктовых платформ с целью повышения конкурентоспособности предприятий, функционирующих на территории региона; мероприятия по повышению квалификации персонала предприятий, развитие системы технопарков и информационной инфраструктуры, обеспечение мотивации персонала бюджетообразующих и социообразующих предприятий; обеспечение оптимальной пропорции между созданием новых рабочих мест и сокращением действующих; завоевание доминирующего положения на определенном рынке продуктов и услуг; и так далее.
9 Как уже говорилось, любая предложенная система целей должна образовывать некую единую систему координат, в которой исследователю необходимо оценивать результативность функционирования и развития различных подсистем СЭС региона и органов управления различного уровня, чтобы была возможность сопоставления затрат и результатов. Инструментом формирования такой системы целей является их структуризация в виде дерева, хотя «чистого» дерева не получается в силу взаимосвязанности целей. Построение дерева целей помогает установить соотношения между целями, целевыми показателями и характеристиками средств их достижения. Описание каждой из целей должно содержать название определенной общественной потребности, а также критериев, характеризующих уровень ее удовлетворения. . При этом цель более низкого уровня раскрывает и конкретизирует содержание цели более высокого уровня, отвечая на вопрос «что это значит». Если следовать данному правилу, то следуя [1], на одном из этапов этой процедуры вместо цели появляются средства и условия их достижения. Именно на данном уровне и необходимо искать соответствие между деревом целей и целями проектов и программ регионального развития. В процессе построения такого дерева целей могут быть идентифицированы несколько типов связи между целями. Предположим, уже сформированы n уровней дерева целей и рассматриваются цели n+1-го уровня. Возможны следующие варианты.
10
  • Формулировка вновь рассматриваемой цели детализирует другую цель, раскрывает ее содержание и, в своем аспекте, отвечает на общий вопрос «что это значит» по отношению к этой цели. В этом случае новая цель является подцелью одной из предыдущих целей, в соответствие с принципом «древообразования».
  • Формулировка новой цели дополняет формулировку одной из предыдущих целей и тем самым более полно раскрывает содержание вышестоящей цели n - 1-го уровня. В этом случае новая цель является новой целью того же n-го уровня, что и предыдущая цель.
  • Сформулированная цель n+1-го уровня представляет условие или фактор достижения цели предыдущего уровня n-го уровня. В этом случае данная новая цель является одной из исходных для построения иерархии задач, решение которых обеспечивает достижение соответствующей цели предыдущего n-го уровня и характеризуют пути ее достижения.
11 Сложность анализа заключается в том, что реальные цели регионального или отраслевого уровня формулируются более конкретно, чем это предлагается в той или иной системе унифицированных целей. Но отказываться от унифицированной системы целей нельзя ни в коем случае, так как она задает систему координат, которая, во-первых, задает исходную структуру анализа целей социально-экономического развития региона, во-вторых, обеспечивает сопоставимость целевого разреза стратегий различных регионов и отраслей. В то же время в силу того, что каждый регион имеет свою специфику и принимаемые решения на региональном уровне управления носят конкретный, предметный характер, элементы унифицированной системы целей должны быть дополнительно детализированы.
12 При описании целей, рассматриваемых в разрезе секторов в составе СЭС региона мы вынуждены рассматривать их в привязке к субъектам, как целеполагания, так и управления. При этом, при группировке целей по органам управления из рассмотрения могут выпасть цели, осознаваемые обществом, но являющиеся, как бы «бесхозными». В то же время, могут быть выявлены цели, находящиеся в зоне ответственности сразу нескольких субъектов управления. Выявление и тех и других целей является одним из важнейших результатов анализа.
13 Аналогичные принципы используются и при формулировании целей развития любой из подсистем, входящих в социально-экономическую систему региона. В настоящей работе не ставилась задача детального формулирования дерева целей федерального и регионального уровня, так как это является темой отдельного исследования. Приведенные ниже примеры представляет собой декомпозицию ряда целей социально-экономического развития верхнего уровня и лишь иллюстрирует основные принципы его построения.
14 Реализация целевого принципа управления предполагает постоянное установление соответствия между объектами управления, то есть проектами, реализуемыми в рамках СЭС региона и уровнем достижения целей в результате их реализации. Это требование вытекает из одного из основных принципов целевого управления, согласно которому каждое действие по реализации того или иного проекта, должно соотноситься с ожидаемыми целевыми результатами реализации каждого элемента стратегии (проектов, программ их реализации в целом ). Отсюда следует, что каждой из целей должны быть поставлены в соответствие показатели или индикаторы, по значению которых можно судить об успешности или уровне достижения данной цели, (уровне удовлетворения общественной потребности, фигурирующей в описании цели).
15 Целевыми показателями будем называть показатели, характеризующие уровень достижения целей и являющиеся основным предметом мониторинга в системе стратегического планирования. Оценка уровня достижения цели, основывается, во-первых, на анализе динамики изменения соответствующих целевых показателей, во-вторых, на результатах сопоставления целевых показателей, достигнутых в данном регионе с аналогичными показателями других регионов, близких к данному, по своим социально-экономическим характеристикам.
16 Целевым индикатором будем называть показатель или характеристику некоторого социально-экономического процесса или подсистемы СЭС региона, по значению которого можно делать выводы об уровне достижения целей социально-экономического развития, уровне удовлетворения общественной потребности, достижению целей управления, уровне эффективности управления.
17 Само по себе значение индикатора не выражает уровень удовлетворения общественных потребностей. В качестве примера можно привести, количество ДТП на 10 000 населения или на 1000 км. дорог или на 100 000 легковых автомобилей. Также индикаторами являются показатели удовлетворенности населения качеством услуг здравоохранения или образования. Одним из индикаторов качества оказания административных услуг, например, является срок регистрации предприятия. Индикаторы целесообразно использовать для косвенной оценки целевых результатов деятельности органов управления, когда невозможно установить прямую зависимость между конкретным действием и улучшением целевых показателей.
18 Среди разнообразных целевых показателей, характеризующих развитие различного рода подсистем в составе СЭС региона, представляется необходимым выделить три важных группы. 1. Показатели, которые характеризуют целевой результат в характеристиках состояния субъекта потребности. в абсолютном или относительном выражении (продолжительность жизни, уровень заболеваемости, уровень удовлетворенности в услугах образования и т.п.) 2. Показатели, отражающие уровень эффективности использования ресурсов в ходе обеспечения удовлетворения общественных потребностей и характеризующие затраты ресурсов на достижение единичного целевого результата, ( например, производительность труда, рентабельность производства, энергозатраты на рубль ВРП и т.п.) 3. Показатели, отражающие уровень формирования потенциала развития (накопление финансовых ресурсов, максимизация темпов роста, подготовка кадров, внедрение новых, перспективных технологий и т.п.); 4.  Показатели, характеризующие уровень удовлетворения общественных потребностей; 5. Показатели, характеризующие качество функционирования подсистем, «отвечающих» за уровень удовлетворения общественной потребности, являющейся объектом целеполагания.
19 Применительно к этим группам конкретные целевые показатели могут строиться различным образом: показатели, характеризующие соотношение между желательным и достигнутым значением целевого показателя, (например, уровень газификации провинции в регионе, соотношение пенсий и прожиточного минимума и т.п.); показатели, которые основаны на соотнесении значений абсолютных и относительных показателей в динамике, (например, темпы изменения данного показателя по отношению к предыдущему периоду, темпы изменения данного показателя в сопоставлении с динамикой изменения макропоказателей, характеризующих экономическое развитие региона (соотношение с динамикой ВРП, численностью населения, динамикой инвестиций в регионе, и т.п.)); показатели, получаемые на основе сопоставления различных относительных показателей с аналогичными показателями в других субъектах Федерации или в других странах, (объектами для сопоставления при этом являются подсистемы сходные с исследуемой по уровню развития и потенциалу и объективным условиям развития, в регионах близких к данному по основным характеристикам).
20 В качестве примера можно привести целевые показатели и индикаторы, которые могут быть использованы при анализе целей «повышения качества жизни населения», а также «обеспечения потенциала будущего развития». Естественно, что показатели приводятся фрагментами.
21 1. Качество жизни населения
22 Показатели уровня удовлетворения личных и общественных потребностей.
  • количество субъектов потребности, получивших соответствующую услугу, в процентном отношении к общему числу потенциальных потребителей услуг (доля лиц с высшим техническим образованием на 1000 чел. населения, доля инвалидов, получивших услуги по социальной реабилитации, и доля вернувшихся к социально активной жизни из числа получивших услуги);
  • объем оказанных услуг по отношению к общей потребности. (уровень телефонизации или «интернетизации» населения региона)
  • Среднедушевая обеспеченность продуктами и услугами (Затраты на госуправление, образование и здравоохранение на душу населения, обеспеченность врачами на 10 000 населения, численность студентов на 10 000 и т.п.)
  • Объем оказания услуг в стоимостном выражении, (на 1 млн. рублей ВРП, (доля расходов на науку, образование или здравоохранение и т.д.), доля в составе расходов бюджета
23 Показатели качества функционирования систем оказания услуг по удовлетворению потребностей
  • Доля объема услуг, удовлетворяющих стандарту качества к общему объему оказанных услуг (доля населения, проживающего в домах со всеми удобствами, уровень обеспеченности населения коммунальными услуга, отвечающими стандарту качества).
  • Уровень квалификации персонала учреждений, оказывающих услуги, (в частности, соотношение персонала с высшим, средним специальным, средним образованием, в общей численности);
  • Стоимость услуг, удовлетворяющих стандартам качества на одного субъекта потребности;
  • Пропускная способность учреждений, оказывающих услуги (например, в здравоохранении пропускная способность стационара в пересчете на одно место);
  • Стоимость услуг, удовлетворяющих стандартам качества на одного субъекта потребности;
  • Стоимость оказания единичной услуги (по видам услуг и в разрезе целевых групп);
  • Объем услуг на одного занятого;
  • Стоимость основных фондов на одного занятого в данной сфере;
  • Объем инвестиций на создание мощностей по оказанию услуг в пересчете на единицу услуг (инвестиции на одно место в образовательных учреждениях, инвестиции на создание одного места в медицинских учреждениях и т.п.);
  • Объем затрат отдельных видов ресурсов на единицу оказания услуг;
  • Производительность труда основного персонала лечебных учреждений при оказании услуг, удовлетворяющих стандартам качества.
  • Эффективность труда персонала, занятого в данной сфере;
24 Состояние субъекта потребности
  • Целевые характеристики субъекта потребности (средний уровень образования; средняя продолжительность жизни, уровень рождаемости и детской смертности, уровень бедности, среднедушевой доход и т.п.)
  • уровень удовлетворенности населения качеством оказания услуг (в разрезе целевых групп).
25 Соответствие общемировым образцам качества жизни
  • Продолжительность жизни
  • Доля курящего населения
  • Средний уровень употребления алкоголя на душу населения
  • Доступность отдыха за рубежом, в домах отдыха, в курортных зонах страны,
  • Доступность занятий физкультурой и спортом,
  • Доля расходов на питание, услуги ЖКХ и другие витальные потребности в семейных доходах и т.д.
26 2. Создание и воспроизводство потенциала будущего развития региона:
27 Уровень развития производственного потенциала
  • Динамика прироста выпуска продукции и услуг
  • Ввод новых производственных фондов
  • Средний возраст основных фондов;
  • Коэффициент обновления основных фондов
  • Динамика стоимости основных фондов на одного занятого
  • Коэффициент обновления активной части основных фондов.
  • Обеспеченность материальной базой на единицу услуг (на одного человека, получающего услуги) по основным видам материальных ресурсов;
  • Рентабельность производства
  • Динамика инвестиций на создание производственных мощностей
  • Целевые показатели эффективного использования ресурсов
  • Структура затрат основных видов ресурсов на единицу выпуска продукции и услуг;
  • Динамика выпуска специалистов для данного вида деятельности
  • Профессиональный уровень персонала занятого в данном виде деятельности,в частрости, количество лиц со средним специальным и высшим образованием на 1000 человек, занятых в данном виде деятельности.
  • Объем внедрения новых производственных технологий (объем выпуска продукции произведенной с использованием новых технологий)
  • Уровень обеспеченности услугами кредитно-финансовых учреждений.
28 Уровень развития инвестиционного потенциала и обеспечение инвестиционной привлекательности
  • Динамика инвестиций в предприятия и организации региона в разрезе различных источников
  • Наличие нормативно-правовой базы, стимулирующей экономический рост и приток капитала в реальный сектор экономики;
  • Уровень конкурентности рынков производства данного вида продукции и услуг (структура рынка, количество участников рынка, доля крупнейших производителей, наличие монополий)
  • Объем затрат бюджета на поддержку малого предпринимательства ( на одного занятого, на 1 руб. произведенных товаров и услуг, на 1 руб. уплаченных налогов в консолидированный бюджет);
  • Динамика выпуска продукции и услуг предприятиями и организациями, создающими основную массу добавленной стоимости;
  • Динамика объема и качества услуг организаций рыночной инфраструктуры
  • Потенциал кредитно-финансовой системы (и в целом, рыночной инфраструктуры);
  • Эффективности функционирования организаций рыночной инфраструктуры (объем прибыли, объем уплаченных налогов, численность занятых и т.д.);
  • Показатели эффективности деятельности производств, которые могут играть роль точек роста в региональной экономике:
  • Прибыль основных бюджетообразующих предприятий и организаций;
  • Суммарная инвестиционная емкость потенциальных объектов инвестирования;
  • Суммарный объем сбережений населения в инвестиционно-кредитных учреждениях.
29 Уровень развития человеческого потенциала
  • Уровень квалификации персонала учреждений и организаций, по видам деятельности (в частности, доля персонала с высшим и средним специальным образованием в разрезе видов деятельности);
  • динамика затрат на подготовку и переподготовку персонала
  • Квалификационная структура персонала
  • Среднегодовая численность персонала проходящего переподготовку и отношение к численности персонала.
  • Количество занятых в сфере НИОКР, обеспечивающих данный вид деятельности
  • Динамика выпуска специалистов для данного вида деятельности
  • Количество лиц со средним специальным и высшим образованием на 1000 человек,
30 Показатели качества функционирования систем, обеспечивающих удовлетворение потребностей в формировании инновационного потенциала будущего развития
  • Объем затрат на проведение фундаментальных исследований
  • Объем затрат на проведение прикладных исследований
  • Объем внедрения результатов прикладных исследований
  • Объем затрат на высшее специальное образование
  • Количество занятых в сфере НИОКР, обеспечивающих данный вид деятельности
  • динамика инвестиций в создание основных производственных фондов инновационно-активных организаций данного вида деятельности
  • Объем внедрения новых технологий (объем выпуска продукции, произведенной с использованием новых технологий)
  • динамика затрат на разработку и внедрение новых технологий доля инновационной продукции в общем объеме выпуска продукции и услуг
  • объем инвестиций в новое оборудование (новые технологии оказания услуг);
31 Необходимо отметить, что на базе официальной статистической информации может быть построено достаточно широкое множество целевых показателей и индикаторов, характеризующих качество функционирования различных элементов основных социально-экономических подсистем региона. При анализе эффективности функционирования различных подсистем СЭС региона, задача заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае целевым характеристикам любого проекта, находящегося в зоне интересов органов управления, бизнес сообщества или населения, поставить в соответствие целевые показатели и (или) индикаторы, отражающие вклад данного проекта в достижение целей социально экономического развития регионального или федерального уровня. Если мы рассматриваем проект, заключающийся в строительстве объекта социальной инфраструктуры (скажем, больницы), то такое соответствие, по крайней мере, относительно цели «повышение качества здравоохранения» установить несложно. Но во многих случаях такие связи устанавливать непросто.. Например, при оценке эффективности осуществления инвестиционных проектов в реальном секторе, необходимо устанавливать связи показателей характеризующих эти проекты с целевыми показателями повышения качества жизни населения региона через количество вновь создаваемых рабочих мест и рост доходов населения, и далее устанавливать связи с показателями роста потенциала устойчивого роста ВРП, повышения человеческого потенциала, и т.д.
32 Используемые показатели и индикаторы должны обладать свойством легкой «сцепляемости» между собой. Кроме того, их множество должно быть обозримым. Различные индикаторы, характеризующие одну и ту же цель, должны быть сравнимы так, чтобы не возникла ситуация «кто сильнее – слон или кит?». Отсюда следует, что, по-видимому, их должно быть немного, желательно в стоимостной форме. Натуральные же показатели должны носить достаточно общий характер. Например, уровень качества оказания медицинских услуг может характеризоваться фондообеспеченности койкоместа или фондовооруженностью врачебного персонала в расчете на одного человека. Но дальнейшая детализация данного показателя по конкретному материальному наполнению этих фондов, да еще с учетом производительности (возраст рентгеновского аппарата в стационаре или поликлинике имеет значение) нецелесообразно, так как приведет к несопоставимости различных проектов: «Какую клинику важнее строить, кардиологическую или онкологическую?».
33 Представляется, что, выбор индикаторов – это предмет «взаимной договоренности» всех участников процессов формулирования и реализации той или иной региональной стратегии или целевой программы, а основная задача установления соответствия между характеристиками конкретных проектов и значениями целевых показателей социально-экономического развития решается, в общем случае, на основе экспертных процедур, базирующихся на единых методических принципах.
34 При определении показателей и индикаторов важно учитывать то обстоятельство, что рассмотренные выше цели развития СЭС не являются независимыми в том смысле, что характеризующие их показатели имеют общие факторы, определяющие их значения, либо значения одних показателей влияют на значения других. Например, потребность региональной экономики в ресурсах, зависит от структуры экономики, величины ВРП, а также от технологической структуры производства. Уровень доходов населения определяется средним уровнем заработной платы в регионе, который зависит от общественной производительности труда, которая, в свою очередь, определяется уровнем технологии, а также активностью бизнеса, в особенности малого и среднего на данной территории. Уровень выполнения требований, предъявляемых конечными потребителями к качеству продукции и услуг, также зависит от уровня технологии, однако, сам уровень технологии на достаточно продолжительном отрезке времени зависит от воспроизводства научно-технического задела, воспроизводства квалифицированных кадров, активной научно-технической политики в целом, наличия инновационных школ. Проведение научно-технической политики предполагает адекватное распределение финансовых и инвестиционных ресурсов между различными сферами деятельности, что соответствует цели совершенствование управления в СЭС. Структурная политика на определенной территории определяется в значительной мере хозяйственными результатами деятельности расположенных там предприятий, которая отражается в цели «обеспечение устойчивого эффективного экономического роста». И так далее. Поэтому одним из важнейших аспектов анализа является оценка взаимовлияния различных целей и проблем друг на друга. В совокупности все аспекты эффекта формирования и развития СЭС: социальный, коммерческий, бюджетный, общесистемный являются важнейшим фактором инвестиционной привлекательности региона локализации в целом

Библиография

1. Программно-целевой метод в планировании. – М.: Наука, 1983.

2. Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ – М , 2006

3. Указ Президента РФ от 28 .06. 2007 №825 «Об оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ».

4. Агафонов В.А., Петухова О.В. Доработка системы целей и унифицированной системы (перечня) показателей, характеризующих место субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Научный отчет РАН – М. ЦЭМИ РАН