Tax preferences as one of the measures to support residents of special economic zones of industrial type and territories of advanced social and economic development: comparative analysis
Table of contents
Share
Metrics
Tax preferences as one of the measures to support residents of special economic zones of industrial type and territories of advanced social and economic development: comparative analysis
Annotation
PII
S265838870007117-1-1
DOI
10.33276/S265838870007117-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Yekaterina Akinfeyeva 
Occupation: Leading Researcher
Affiliation:
CEMI RAS
IEF RAS
Address: Moscow, Nakhimovky prospect 47
Mariya Nikonova
Occupation: Senior researcher
Affiliation:
CEMI RAS
IEF RAS
Address:  Nakhimovsky prospect, 47
Edition
Abstract

The article considers tax preferences provided to residents of special economic zones of industrial production type (SEZ IPT) and residents of the territories of advanced socio-economic development (TOSER) as the main measures to support the economy of mono-cities.

To do this, the paper compares the main characteristics of these territorial entities and the tax benefits provided to residents, such as income tax, VAT, property, land and transport taxes.

Keywords
special economic zones of industrial and production type, territories of advanced social and economic development, tax benefits, single-industry towns.
Received
24.10.2019
Date of publication
07.02.2020
Number of characters
19673
Number of purchasers
11
Views
209
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Внимание государства направлено на поддержку малого и среднего бизнеса, развитие которого должно способствовать повышению экономического положения страны. Для этого государство предоставляет бизнесу различные льготы. Однако остается открытым вопрос, насколько предоставляемые льготы являются эффективными для фирм и компаний. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
2 В настоящее время повышенный интерес наблюдается как со стороны государства, так и со стороны крупного бизнеса к таким институтам, как моногорода, особые экономические зоны (ОЭЗ), территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и др.
3 Исследования, связанные с развитием и поддержкой моногородов, развитием ОЭЗ, ТОСЭР в основном затрагивают такие вопросы как их территориальное расположение и количество, основные направления деятельности, а также другие вопросы, связанные с функционированием этих институциональных образований. На наш взгляд недостаточно полно освещены вопросы, касающиеся льгот и преференций, которые предоставляются компаниям-резидентам в этих образованиях.
4 Цель данной работы – рассмотреть и провести сравнительный анализ налоговых преференций, предоставляемых резидентам особых экономических зон промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) и территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
5 Прежде чем проводить сравнительный анализ, рассмотрим основные характеристики этих образований.
6 Основные характеристики особых экономических зон промышленно-производственного типа и территорий опережающего социально-экономического развития
7 Особые экономически зоны. В 2005 г. на территории РФ в ряде регионов появились ОЭЗ, которые должны были решить, по замыслу законодателей, целый комплекс актуальных задач, связанных с экономическим развитием регионов России. В соответствии со статьей 2 ФЗ № 116-ФЗ под ОЭЗ понимается «определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности» [1]. К основным целям создания особых экономических зон относят развитие: обрабатывающих отраслей экономики; высокотехнологичных отраслей производства новых видов продукции; транспортной инфраструктуры;туризма и санаторно-курортной сферы.
8 На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности: резиденты (инвесторы) получают таможенные льготы, ряд налоговых преференций, инфраструктуру, систему администрирования «одно окно» [2].
9 Таким образом, созданная за счет средств государственного бюджета инфраструктура позволит снизить издержки на создание нового производства и будет способствовать развитию бизнеса. Что касается таможенных льгот, то введение режима свободной таможенной зоны предоставляет резидентам упрощенный документооборот, позволяет увеличить товарооборот, уменьшить различные издержки. Предлагаемая резидентам система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.
10 В настоящее время существуют промышленно-производственные; технико-внедренческие; туристско-рекреационные и портовые особые экономические зоны.
11 Так как ТОСЭР, созданные в моногородах, ориентированы на промышленное производство, то ниже в работе проводится сравнительный анализ ТОСЭР именно с ОЭЗ промышленно-производственного типа.
12 Промышленно-производственные ОЭЗ — территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Это объясняется их близостью к ресурсной базе для производства, доступом к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям.
13 Размещение производства на территории промышленно-производственных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек. Срок действия зоны – 49 лет.
14 Ниже рассмотрим их более подробно.
15 1. ОЭЗ ППТ «Алабуга» (Республика Татарстан, ПФО). Создана в 2005г. Общая площадь территории особой экономической зоны составляет 3867 га. На территории зоны зарегистрировано 65 компаний-резидентов. В число резидентов зоны входят такие ведущие международные компании, как Ford, 3М, Rockwool, Air Liquide, Armstrong.
16 К приоритетным направлениям развития относятся: автомобилестроение, приборостроение, нефтехимия, композитные и строительные материалы и товары массового потребления.
17 2. ОЭЗ ППТ «Липецк» (Липецкая область, ЦФО). Создана в 2005г. Общая площадь территории особой экономической зоны составляет 2298 га. На территории зоны зарегистрировано 65 компаний-резидентов из 16 стран мира, например, такие известные компании как АВВ (Швейцария), YOKOHAMA (Япония), PPG (США) и др.
18 В особой экономической зоне осуществляется производство энергетического оборудования; элементов и систем альтернативной энергетики; машин, оборудования, автокомпонентов; бытовой техники; медицинского оборудования; строительных материалов; производство био- и наноматериалов.
19 3. ОЭЗ ППТ «Тольятти» (Самарская область, ПФО). Создана в 2005г. Общая площадь территории особой экономической зоны составляет 660 га. На территории зоны зарегистрирована 21 компания-резидент.
20 По совокупному количеству иностранных резидентов ОЭЗ ППТ «Тольятти» занимает лидирующее положение в России, уступая только двум экономическим зонам: ОЭЗ ППТ «Липецк» (24 резидента) и ОЭЗ ППТ «Алабуга» (23 резидента).
21 В этой зоне осуществляется производство продукции для авиастроения; оборудования для добычи углеводородов; электрооборудования и контрольно-измерительного оборудования; лекарственных средств, препаратов и медицинского оборудования; стройматериалов, химического производства. Так же внимание уделено железнодорожному машиностроению и атомной энергетике.
22 4. ОЭЗ ППТ «Титановая долина» (Свердловская область, УФО). Создана в 2010г. Общая площадь территории особой экономической зоны — 295га. На территории зоны зарегистрировано 12 компаний-резидентов.
23 К приоритетным направлениям развития относятся: производство изделий из титана; производство компонентов и оборудования для металлургии; машиностроение; авиастроение; медицинское оборудование и материалы; нефтегазовое оборудование.
24 5. ОЭЗ ППТ «Моглино» (Псковская область, С-ЗФО). Создана в 2012г. Общая площадь территории особой экономической зоны – 216 га. На территории зоны зарегистрировано 9 компаний-резидентов.
25 Конкурентное преимущество ОЭЗ связано с ее выгодным географическим расположением. Псковская область имеет общие границы с Белоруссией, странами Евросоюза, Эстонией и Латвией. В зоне осуществляется производство машин и оборудования; частей автомобилей и их двигателей, а также производится обработка древесины и производство изделий из дерева.
26 6. ОЭЗ ППТ «Калуга» (Калужская область, ЦФО). Создана в 2012г. Общая площадь особой экономической зоны составляет 1042 га. На территории зоны зарегистрировано 16 компаний-резидентов.
27 В зоне осуществляется производство энергетического оборудования; элементов и систем альтернативной энергетики; машин, оборудования, автокомпонентов.
28 7. ОЭЗ ППТ «Узловая» (Тульская область, ЦФО). Создана в 2016г. Общая площадь территории особой экономической зоны составляет 471 га. На территории зоны зарегистрировано 9 компаний-резидентов.
29 Эта зона ориентирована на производство энергетического оборудования; элементов и систем альтернативной энергетики; машин, оборудования, автокомпонентов; бытовой техники; медицинского оборудования; строительных материалов; готовых металлических изделий; био- и наноматериалов.
30 8. ОЭЗ ППТ «Лотос» (Астраханская область, ЮФО). Создана в 2014г. Общая площадь территории особой экономической зоны составляет 983 га. На территории зоны зарегистрировано 8 компаний-резидентов.
31 Зона ориентирована на товары народного потребления; аграрную и пищевую промышленность. Также акцент делается на химико-технологическую отрасль.
32 9. ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат» (Московская область, ЦФО). Создана в 2015г. Общая площадь территории особой экономической зоны составляет 391 га. На территории зоны зарегистрировано 12 компаний-резидентов. ОЭЗ ППТ представляет собой частную зону промышленно-производственного типа и является 100% Greenfield проектом.
33 Зона ориентирована на приборо- и машиностроение, легкую и деревообрабатывающую промышленность, химическую промышленность, а также на производство стекла и керамики; стройматериалы, пищевую, легкую и автомобильную промышленность, High tech / электронику, фармацевтическую промышленность [3].
34 Таким образом, в 2005 г. были созданы три пилотные особые экономические зоны в Татарстане, в Липецкой области и в г. Тольятти. Это можно объяснить тем, что данные территории имеют достаточно высокий экономический потенциал, а именно наличие развитой инфраструктуры вокруг зоны, использование существующих производственных мощностей, возможность привлечения кадров. Подъем экономики России после мирового кризиса 2008-2009гг. способствовал росту числа ОЭЗ. Так начиная с 2010 г. было создано еще шесть особых экономических зон. Стоит отметить тот факт, что единственной в России частной особой экономической зоной промышленно-производственного типа является созданная 2015г. в Московской области ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат». Эта экономическая зона в настоящий момент является одной из самых динамично развивающихся ОЭЗ в России.
35 Однако, несмотря на то, что ОЭЗ существуют с 2005 г., Правительство РФ приняло решение о создании ТОСЭР.
36 Территории опережающего социально-экономического развития. В 2014 г. был принят закон о создании ТОСЭР. Согласно этому закону, под ТОСЭР понимается территория субъекта РФ, включая ЗАТО, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для жизнедеятельности населения. При этом рассматривается вся инфраструктура, включая земельные участки, объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и др., находящаяся на данной территории (или вне территории, но обеспечивающая ее функционирование). ТОСЭР может создаваться только при выполнении следующих условий:
37
  1. должно быть подписано соответствующее решение Правительства Российской Федерации (по каждому ТОСЭР);
38
  1. может быть создано на территории муниципального образования или на территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации;
39
  1. не может быть в границах ОЭЗ или зоны территориального развития [4, 5].
40 Несмотря на то, что первоначально планировалось создавать ТОСЭР в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, программа постепенно распространилась и на другие регионы России.
41 Согласно ФЗ 473-ФЗ создавать ТОСЭР можно только на территории моногородов, входящих в 1 и 2 категории, т.е. в моногородах, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения и моногородах со стабильной социально-экономической ситуацией, что приведет к еще большему экономическому расслоению моногородов, а также значительному снижению уровня жизни и усугублению социальной стабильности в моногородах 3 категории.
42 Далее проведем сравнительный анализ налоговых льгот, предоставляемых резидентам ОЭЗ ППТ и ТОСЭР.
43 Сравнительный анализ налоговых льгот, предоставляемых резидентам ОЭЗ промышленно-производственного типа и резидентам территорий опережающего социально-экономического развития
44
  1. Налоговые льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ промышленно-производственного типа.
45 Существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы:
46
  1. Устанавливается пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
47
  1. Предоставляется освобождение от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:
48
  • имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;
  • имущество находится на территории зоны;
  • имущество фактически используется на территории зоны.
49
  1. Устанавливаются преференции по транспортному налогу субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны.
50
  1. Предоставляется льгота по транспортному налогу с момента регистрации транспортного средства.
51
  1. Освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории [2].
52 Льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ, показаны в табл.1. Таблица 1 Льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ
Льготы/налоги ОЭЗ
Налог на прибыль организации из Федерального бюджета 2%
Налог на прибыль организации из регионального бюджета 0-13,5%
Налог на добавленную стоимость (НДС) 0%, 18%, 20%
Налог на имущество организаций 0%
Земельный налог 0%
Транспортный налог (руб. за 1 л.с.) 0 руб.
Страховые взносы:
Пенсионный фонд 8%, 13%, 20%
Фонд социального страхования 2%, 2,9 %
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 4%, 5,1 %
Источник [6].
53
  1. Налоговые льготы, предоставляемые резидентам территорий опережающего социально-экономического развития
54 Резидентам ТОСЭР предоставляются налоговые льготы по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, для привлечения инвесторов на строительство объектов инфраструктуры – предоставление субсидий в размере 100% от ставки рефинансирования на возмещение процентной ставки по кредитам. Кроме этого ряд объектов инфраструктуры ТОСЭР планируется построить за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета и внебюджетных источников финансирования. Также для осуществления и упрощения предпринимательской деятельности в ТОСЭР предполагается приоритетное подключение к объектам инфраструктуры и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (см. табл.2).
55 Таблица 2 Льготы, предоставляемые резидентам ТОСЭР
Льготы/налоги ТОСЭР
Налог на прибыль 0-5%
Налог на прибыль организации из Федерального бюджета 0%
Налог на прибыль организации из регионального бюджета 5%
Земельный налог (муниципальное образование) 0%
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды:
Пенсионный фонд 6,0%
Фонд социального страхования 1,5%
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,1%
56 Источник [7].
57
  1. Сравнительный анализ
58 Для сравнительного анализа в табл. 3 приведены рассмотренные выше налоговые преференции для резидентов ОЭЗ промышленно-производственного типа и резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.
59 Таблица 3 Основные льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ ППТ и ТОСЭР
Назва-ние зоны Основные льготы, предоставляемые резидентам
налог на прибыль налог на имущество налог на землю транспорт-ный налог режим «одного окна»
федераль-ный бюджет региональ-ный бюджет
ТОСЭР 0% 5% 0% 0% - -
ОЭЗ ППТ 2% 0-13,5% 0% сроком до 10-12 лет 0% сроком до 5 (10) лет 0% сроком до 5 (12) лет +
60 Как видно из табл. 3, существуют отличия между льготами, предоставляемыми резидентам ОЭЗ ППТ и ТОСЭР. Так, в ОЭЗ ППТ налог на прибыль организации из регионального бюджета устанавливается региональным законодательством и составляет от 0% до 13,5%. Ставка НДС равная 0% с 2019г. устанавливается в случае поставки продукции внутри свободной таможенной зоны. Также с 2019г. для резидентов ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности страховые взносы в Пенсионный фонд устанавливаются в размере 20%, но для IT-компаний ставка равна 8%. Размер страховых взносов в Фонд социального страхования составляет 2,9%, а для IT-компаний – 2%. Относительно Фонда обязательного медицинского страхования – размер страховых взносов составляет 5, 1% и 4% соответственно.
61 В ТОСЭР налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, будет действовать в течение 5-ти лет. Что касается регионального бюджета, то ставка в течение первых 5-ти лет не будет превышать 5%, в течение следующих 5-ти лет – она также не может быть менее 10%. Также устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов, в том числе 6% в Пенсионный фонд РФ, 1,5% в Фонд социального страхования и 0,1% в Фонд обязательного медицинского страхования. Установленный понижающий коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых для участников инвестиционных проектов будет действовать 10 лет (0% в течение первых 2-х лет, в последующие 8 лет – постепенное увеличение ставки налога: 0,2% – 3-4 годы работы на территории ТОСЭР, 0,4 % – 5-6 годы, 0,6% – 7-8 годы, 0,8% – 9-10 годы [8]. Резидент ТОСЭР сможет применять эти ставки, если доходы от его деятельности составляют не меньше 90% всей прибыли. Резиденты ТОСЭР вправе возмещать НДС в упрощенном (ускоренном) порядке – вместе с подачей декларации и договора поручительства управляющей компании [9].
62 Таким образом, суммарный налог на прибыль, вероятно, будет меньше в ТОСЭР, чем в особых экономических зонах ППТ. Взносы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования ниже в ТОСЭР (суммарный взнос составляет 7,6%), чем в ОЭЗ (сумма взносов – 28% для резидентов ОЭЗ и 14% для IT-компаний-резидентов ОЭЗ). Режим «одного окна» и наличие льгот по транспортному налогу характерны только для ОЭЗ ППТ.
63 В заключение следует отметить, что в данной статье были рассмотрены основные характеристики ОЭЗ ППТ и ТОСЭР, которые показывают, что общее между ними – это только предоставление различных преференций и льгот для резидентов этих образований. Что же касается различий, то сюда стоит отнести следующее: 1. Территориальное расположение. ОЭЗ по закону должны создаваться в «чистом поле» - это одно из условий для резидентов (создание инфраструктуры). ТОСЭР создаются на территории моногорода. 2. Направление деятельности. Законодательно закреплено четыре основных направления, которыми должны заниматься резиденты ОЭЗ. ТОСЭР же привязаны к направлениям деятельности моногорода. 3. Временной период. Срок действия ОЭЗ прописан в законе и составляет 49 лет. Срок действия ТОСЭР не оговорен. 4. Масштаб бизнеса. ОЭЗ в основном ориентированы на крупный и средний бизнес, ТОСЭР – на средний и малый бизнес.
64 Так же был проведен сравнительный анализ налоговых преференций для резидентов ОЭЗ ППТ и резидентов ТОСЭР. На основе проведенного анализа было выявлено, что налог на прибыль, а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды будут меньше в ТОСЭР, чем в ОЭЗ ППТ. Напротив, в ОЭЗ ППТ предложен режим «одного окна» и льготы по транспортному налогу.
65 Как известно, ТОСЭР создаются именно на территории моногородов. Однако некоторые из них находятся в непосредственной близости с ОЭЗ ППТ (например, г. Тольятти является не только моногородом, но и центром ТОСЭР и территориально входит в ОЭЗ ППТ). В связи с чем, возникает ряд вопросов, например, может ли резидент, находящийся в ОЭЗ ППТ, стать резидентом ТОСЭР, и если да, то на каких условиях? Каким образом в данном случае будут определяться налоговые преференции, предоставляемые такому резиденту? Наличие существующих вопросов дает почву для последующего исследования и более глубокого анализа.

References

1. Federal'nyj zakon ot 22.07.2005 N 116-FZ (red. ot 18.07.2017) "Ob osobyh ekonomicheskih zonah v Rossijskoj Federacii" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (data obrashcheniya: 28.04.2019).

2. Preferencii i l'goty rezidentam osobyh ekonomicheskih zon (OEZ). URL: http://xn----dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/oez_lgoty (data obrashcheniya: 28.04.2019).

3. Oficial'nyj sajt: Rossiya. Osobye ekonomicheskie zony. URL: http://www.russez.ru/oez/industrial/ (data obrashcheniya: 28.04.2019).

4. territoriyah operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 29 dekabrya 2014 g. ¹ 473-FZ. URL: http:/rg.ru/2014/12/31/territorii-dok.html (data obrashcheniya 28.04.2019).

5. Trebovaniya k investicionnym proektam rezidentov territorij operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya (TOSER), sozdavaemyh posle aprelya 2017 goda na territoriyah monoprofil'nyh municipal'nyh obrazovanij Rossijskoj Federacii (monogorodov). URL: http://xn----dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/toser-trebovania-2017 (data obrashcheniya 28.04.2019).

6. Associaciya klasterov i tekhnoparkov. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/4d403043-9d67-4130-9b76-f89d3d433e0b/%D0%91%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80+%D0%BF%D0%BE+%D0%9E%D0%AD%D0%97+%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=4d403043-9d67-4130-9b76-f89d3d433e0b (data obrashcheniya 20.02.2019).

7. Popova O.A. Osobennosti sozdaniya i upravleniya territoriej operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sozdaniya-i-upravleniya-territoriey-operezhayuschego-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya (data obrashcheniya 28.04.2019).

8. NK RF. Stat'ya 342.3. Poryadok opredeleniya i primeneniya koefficienta, harakterizuyushchego territoriyu dobychi poleznogo iskopaemogo. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/96c01dfc0208688107a06b6f7997373a5d7e0fd6/ (data obrashcheniya 28.04.2019).

9. NK RF. Stat'ya 176.1. Zayavitel'nyj poryadok vozmeshcheniya naloga. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/d301f6528f02e01c29ec206bf96c2f2e72dab930/ (data obrashcheniya 28.04.2019).

10. 1