The creation of areas of advancing socio-economic development as a measure to support the economy of mono-cities
Table of contents
Share
Metrics
The creation of areas of advancing socio-economic development as a measure to support the economy of mono-cities
Annotation
PII
S265838870007115-9-1
DOI
10.33276/S265838870007115-9
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Yekaterina Akinfeyeva 
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: CEMI RAS
Address: Moscow, Nachimovky prospect 47
Mariya Nikonova
Occupation: Senior researcher
Affiliation: CEMI RAS
Address:  Nakhimovsky Avenue, 47
Edition
Abstract

The state's interest in the support and further development of mono-cities at the Federal and regional level has necessitated the creation of new "growth points" in the territory of the Russian Federation, territories of advanced socio-economic development (TOSER), special economic zones (SEZ), science towns, technoparks, cluster formations, as well as closed administrative-territorial formations (CATF) and mono-cities. However, in Russia this sphere of economy is not yet given due attention and interest to the creation and development of these territorial entities. In this regard, this article is aimed at the study of the territories of advanced socio-economic development as one of the main measures to support the development of the economy of mono-cities, proposed at the state level.

The purpose of this study is to analyze measures to support mono-cities, such as the territories of advanced social and economic development (TOSER), which are aimed primarily at the development of industrial production.

Keywords
mono-city, privileges, the territory of advancing socio-economic development, history, categories
Received
21.10.2019
Date of publication
06.11.2019
Number of characters
31364
Number of purchasers
11
Views
214
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Введение
2 В настоящее время на территории Российской Федерации созданы и продолжают создаваться новые «точки роста», зоны опережающего развития (ТОСЭР), особые экономические зоны (ОЭЗ), наукограды, технопарки, кластерные образования, а также закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и моногорода. Основная часть из вышеперечисленного относится к образованиям, делающим упор на инновации, нововведения, новые технологии. К этой категории образований можно отнести наукограды, технико-внедренческие ОЭЗ, технопарки, кластеры. В другую категорию территориальных образований входят, например, ЗАТО и моногорода, деятельность которых ориентирована не столько на научные разработки, сколько на производство и промышленное развитие [1-3].
3 К образованиям, связанным с инновациями, новыми технологиями и т.п. наблюдается повышенный интерес, как со стороны правительства, так и со стороны предпринимательского и научного сообщества. Для повышения эффективности таких образований государством принимаются различные постановления, программы, разрабатываются стратегии их развития. Так, на официальном сайте «Ассоциация кластеров и технопарков России» представлена нормативная база по кластерам и технопаркам, включающая государственные программы, постановления, распоряжения Правительства РФ. Также разработан проект Федерального закона по технопаркам [21]. В 2005 г. был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005г. N 116-ФЗ, в который до сих пор вносятся изменения и дополнения. В существующий закон о наукоградах, принятый в 1999 г., также вносятся изменения и дополнения [22].
4 Стоит отметить, что гармоничное экономическое развитие страны может осуществляться только тогда, когда внимание уделяется не одному направлению (например, сегодня во всем мире делается акцент на создание и развитие передовых технологий), а охватываются все сферы экономики, и, в первую очередь, промышленное производство. Благодаря его развитию происходят преобразования в других отраслях экономики, оказывается влияние на развитие межотраслевых связей, формирование производственных отношений, концентрация производства, новых технологий, инноваций, привлечение высококвалифицированных кадров и т.д.
5 Однако в России пока еще этой сфере экономики не уделяется должного внимания и интерес к территориальным образованиям, основу которых составляют промышленное производство значительно ниже (например, моногорода).
6 Целью данной работы является анализ законодательной поддержки моногородов, как основных точек роста промышленного производства, сложившейся в настоящее время, на примере создания ТОСЭР.
7 Прежде чем перейти к анализу вопросов, связанных с поддержкой экономики моногородов, ниже дадим краткую история их создания и развития.
8 История создания и развития моногородов России
9 Историю создания и развития российских моногородов можно разделить на четыре основных этапа [4-7].
10 Первый этап XVII век (период правления Петра I)
11 В этот период началось индустриальное преобразование экономики России, вызванное бурным строительством заводов-поселков рядом с поселениями, расположенными вблизи месторождений железной руды, угля, меди и т.д.
12 Второй этап – XIX век
13 В этот период создаются на базе легкой и угольной промышленности шахтерские города-поселки в Кемеровской и Ростовской области.
14 Созданные в предыдущие этапы города-поселки послужили прототипом современных российских моногородов.
15 Третий этап – XIX-XX век
16 На этом этапе создание и развитие моногородов проходило в 1930-е гг., в период становления советской власти. Города-поселки стали приобретать вид территориально-производственных комплексов, например, гг. Новокузнецк, Апатиты.
17 Во время Великой отечественной войны создание моногородов произошло за счет эвакуации предприятий (например, г. Шадринск, завод «ЗИЛ»).
18 В период 1950-60-х гг. началось активное строительство преимущественно в восточной части России крупных градообразующих предприятий. По этому принципу был сформирован комплекс новых промышленных городов на Урале, например – г. Магнитогорск [23].
19 Так же созданию моногородов способствовало развитие атомной и оборонной отраслей, в том числе возведение комплексов военно-промышленных предприятий.
20 В конце 1970-х – начале 80-х гг. насчитывалось около 400 моногородов с численностью населения от 5-6 тысяч человек до городов с полумиллионным населением. К 1990 г. моногорода представляли собой систему городов, отличающуюся как по сложности производства, так и по численности и квалификации населения и составляли почти 40% от общего числа городов страны, где проживало 23% городского населения [8].
21 Четвертый этап – конец XX века начало XI века
22 В 1990-х гг. начался передел собственности. В результате происходивших на тот момент времени событий изменилась промышленная, социальная и, что не мало важно, демографическая ситуация в моногородах – произошел отток наиболее дееспособной части населения. В общей сложности к моногородам, в которых присутствовал крупный бизнес, можно было отнести 14% российских городов, в которых проживало 12% городского населения страны.
23 К 2001 г. градообразующие предприятия в большинстве моногородов принадлежали крупным частным компаниям и бизнес-группам. Так, доля моногородов составляла 85% от общего числа городов, в которых присутствовал крупный бизнес. Города с предприятиями естественных монополий и крупных компаний, контролируемых государством, составляли еще 15% (например, города при тепловых и атомных электростанциях, принадлежащих РАО «ЕЭС России», ОАО «Концерн Росэнергоатом»; при предприятиях «Газпрома» и АК «АЛРОСА») [8].
24 Ниже рассмотрим основные черты, характерные для каждого периода.
25 Отличительные черты первого и второго этапа:
26 - создание поселений вокруг строящихся заводов, по добыче и обработки полезных ископаемых,
27 - строительство предприятий рядом с населенными пунктами.
28 Отличительные черты моногородов в Советском союзе:
29 - неразрывность города (поселка) и градообразующего предприятия,
30 - обеспеченность населения жильем, детскими садами, поликлиниками, учебными заведения, которые находились на балансе градообразующего предприятия,
31 - включенность расходов на содержание социальной инфраструктуры в себестоимость продукции.
32 Отличительные черты моногородов в период перестройки:
33 - ухудшение социальных условий и изменение демографической ситуации (отток дееспособной части населения из города),
34 - усугубление проблем занятости населения,
35 - потеря части рабочих мест на предприятиях.
36 Отличительные черты моногородов вначале 2000-х гг.:
37 - принадлежность предприятий к крупным частным компаниям и бизнес-группам;
38 - развитие и рост населения именно в ресурсных и нефтегазодобывающих моногородах (вследствие мирового экономического роста).
39 В кризисный период (1990-ые-2000гг.) промышленные моногорода, в которых преобладали предприятия угледобывающей, текстильной и некоторых других отраслей оказались в наиболее тяжелом положении. Спад производства вызвал в моногородах рост безработицы, падение уровня жизни, резкое ухудшение социально-экономической ситуации, проблемы в обслуживании жилищного фонда и объектов инженерной и социальной инфраструктуры.
40 Таким образом, анализ создания и развития моногородов показал, что в период перехода к рыночной экономике, проблемы, существовавшие в советское время, усугубились. Следствием этого является то, что градообразующие предприятия:
41 - не могут осуществить необходимую модернизацию производства, что приводит к снижению доли их продукции на внутреннем рынке,
42 - вынуждены нести расходы на содержание социальной инфраструктуры, которые включаются в себестоимость продукции,
43 - не могут обеспечить достойную заработанную плату, что ведет к значительному оттоку трудоспособного населения.
44 Стоит отметить, что, несмотря на большое количество существующих проблем в моногородах (см. также работы [9-14]), именно выше перечисленные делают экономику моногородов еще более неконкурентоспособной (однако это не относится к моногородам, предприятия которых входят в ОПК), что в реалиях настоящего времени является особенно актуальным.
45 Так как одна из основных проблем развития моногородов – отсутствие четкого определенного понятия и отдельного законодательства по этому типу городов, то ниже более подробно остановимся на этих вопросах.
46 Моногород: определение, критерии отнесения
47 Определение
48 Несмотря на то, что большинство моногород имеет относительно долгую историю, до сих пор четкого определения «моногород» не сформулировано. В ряде официальных документов РФ встречается такое понятие как «градообразующее предприятие» под которым понимается производственное предприятие, где занята значительная или даже основная часть работающих граждан города или посёлка.
49 Необходимо отметить, что попытка дать определение моногороду предпринималась отечественными исследователями [15]. В данной работе город с монопрофильной экономикой, в котором расположено одно или несколько градообразующих предприятий, мы будем называть моногородом [24, 25, 26].
50 Критерии отнесения к моногороду
51 На основании постановления Правительства РФ от 2014 г. [27] были разработаны следующие критерии отнесения поселка или города к «моногороду»: Постановлением утверждены следующие критерии отнесения муниципальных образований к монопрофильным:
  • муниципальное образование имеет статус городского округа или городского поселения, за исключением муниципальных образований, в которых в соответствии с законом субъекта Федерации находится законодательный (представительный) орган власти субъекта Федерации;
  • численность населения муниципального образования превышает 3 тыс. человек;
  • численность работников градообразующей организации достигала в период пяти лет, предшествующих дате утверждения перечня моногородов, 20% среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
  • осуществление градообразующей организацией деятельности по добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и (или) производству и (или) переработке промышленной продукции.
Также к монопрофильным отнесены муниципальные образования, которые включены по состоянию на 1 января 2014 года в перечень моногородов и относятся к категориям 1 или 2 монопрофильных муниципальных образований в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения. Кроме этого постановлением определяются категории монопрофильных муниципальных образований в зависимости от степени ухудшения складывающейся в них социально-экономической ситуации, определяемой исходя из значений показателей, характеризующих деятельность градообразующей организации, ситуацию на рынке труда в моногороде и оценку населением положения в моногороде. Сформированы три категории моногородов:
  • категория 1 – моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением;
  • категория 2 – моногорода с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения;
  • категория 3 – моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией.
На основе принятых решений распоряжением Правительства от 29 июля 2014 года №1398-р  утверждён перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов). Постановлением утверждены следующие критерии отнесения муниципальных образований к монопрофильным:
  • муниципальное образование имеет статус городского округа или городского поселения, за исключением муниципальных образований, в которых в соответствии с законом субъекта Федерации находится законодательный (представительный) орган власти субъекта Федерации;
  • численность населения муниципального образования превышает 3 тыс. человек;
  • численность работников градообразующей организации достигала в период пяти лет, предшествующих дате утверждения перечня моногородов, 20% среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
  • осуществление градообразующей организацией деятельности по добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и (или) производству и (или) переработке промышленной продукции.
Также к монопрофильным отнесены муниципальные образования, которые включены по состоянию на 1 января 2014 года в перечень моногородов и относятся к категориям 1 или 2 монопрофильных муниципальных образований в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения. Кроме этого постановлением определяются категории монопрофильных муниципальных образований в зависимости от степени ухудшения складывающейся в них социально-экономической ситуации, определяемой исходя из значений показателей, характеризующих деятельность градообразующей организации, ситуацию на рынке труда в моногороде и оценку населением положения в моногороде. Сформированы три категории моногородов:
  • категория 1 – моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением;
  • категория 2 – моногорода с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения;
  • категория 3 – моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией.
На основе принятых решений распоряжением Правительства от 29 июля 2014 года №1398-р  утверждён перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов). Постановлением утверждены следующие критерии отнесения муниципальных образований к монопрофильным:
  • муниципальное образование имеет статус городского округа или городского поселения, за исключением муниципальных образований, в которых в соответствии с законом субъекта Федерации находится законодательный (представительный) орган власти субъекта Федерации;
  • численность населения муниципального образования превышает 3 тыс. человек;
  • численность работников градообразующей организации достигала в период пяти лет, предшествующих дате утверждения перечня моногородов, 20% среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
  • осуществление градообразующей организацией деятельности по добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и (или) производству и (или) переработке промышленной продукции.
Также к монопрофильным отнесены муниципальные образования, которые включены по состоянию на 1 января 2014 года в перечень моногородов и относятся к категориям 1 или 2 монопрофильных муниципальных образований в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения. Постановлением утверждены следующие критерии отнесения муниципальных образований к монопрофильным:
  • муниципальное образование имеет статус городского округа или городского поселения, за исключением муниципальных образований, в которых в соответствии с законом субъекта Федерации находится законодательный (представительный) орган власти субъекта Федерации;
  • численность населения муниципального образования превышает 3 тыс. человек;
  • численность работников градообразующей организации достигала в период пяти лет, предшествующих дате утверждения перечня моногородов, 20% среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
  • осуществление градообразующей организацией деятельности по добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и (или) производству и (или) переработке промышленной продукции.
Также к монопрофильным отнесены муниципальные образования, которые включены по состоянию на 1 января 2014 года в перечень моногородов и относятся к категориям 1 или 2 монопрофильных муниципальных образований в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения. Постановлением утверждены следующие критерии отнесения муниципальных образований к монопрофильным:
  • муниципальное образование имеет статус городского округа или городского поселения, за исключением муниципальных образований, в которых в соответствии с законом субъекта Федерации находится законодательный (представительный) орган власти субъекта Федерации;
  • численность населения муниципального образования превышает 3 тыс. человек;
  • численность работников градообразующей организации достигала в период пяти лет, предшествующих дате утверждения перечня моногородов, 20% среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
  • осуществление градообразующей организацией деятельности по добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и (или) производству и (или) переработке промышленной продукции.
Также к монопрофильным отнесены муниципальные образования, которые включены по состоянию на 1 января 2014 года в перечень моногородов и относятся к категориям 1 или 2 монопрофильных муниципальных образований в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения.
52 1) муниципальное образование имеет статус городского округа или городского поселения, за исключением муниципальных образований, в которых в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится законодательный (представительный) орган власти субъекта Российской Федерации;
53 2) численность постоянного населения муниципального образования превышает 3 тыс. человек;
54 3) численность работников одной из организаций (одного из филиалов юридического лица в муниципальном образовании или нескольких организаций), осуществляющих на территории муниципального образования один и тот же вид основной экономической деятельности или деятельность которых осуществляется в рамках единого производственно-технологического процесса) достигала в период 5 лет, предшествующих дате утверждения перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), предусмотренного пунктом 1 настоящего документа, 20 процентов среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
55 4) осуществление одной из указанных организаций (одним из филиалов юридического лица в муниципальном образовании или нескольких организаций) деятельности по добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа), и (или) производству, и (или) переработке промышленной продукции; Постановлением утверждены следующие критерии отнесения муниципальных образований к монопрофильным:
  • муниципальное образование имеет статус городского округа или городского поселения, за исключением муниципальных образований, в которых в соответствии с законом субъекта Федерации находится законодательный (представительный) орган власти субъекта Федерации;
  • численность населения муниципального образования превышает 3 тыс. человек;
  • численность работников градообразующей организации достигала в период пяти лет, предшествующих дате утверждения перечня моногородов, 20% среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
  • осуществление градообразующей организацией деятельности по добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и (или) производству и (или) переработке промышленной продукции.
Также к монопрофильным отнесены муниципальные образования, которые включены по состоянию на 1 января 2014 года в перечень моногородов и относятся к категориям 1 или 2 монопрофильных муниципальных образований в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения.
56 Необходимо отметить, что указанные в Постановлении Правительства РФ [27] среди критериев отмечена только численность занятого населения в градообразующих предприятиях. Однако в документе не отражены такие показатели, как:
57 - объемы производства этих предприятий,
58 - доли их продукции в ВРП региона (или объем произведенной продукции в городе),
59 - степень их влияния на бюджет региона (города),
60 - удаленность города от других более крупных населенных пунктов,
61 - наличие развитой транспортной инфраструктуры, обеспечивающей связь города с другими, более крупными населенными пунктами,
62 - однородный профессиональный состав работающего населения города и др. [28, 29].
63 В 2014 г. Правительством РФ был утвержден Перечень для поддержки развития моногородов. Согласно указанному Постановлению Правительства РФ все внесенные в перечень моногорода разделены на 3 категории по уровню социально-экономической ситуации [27].
64 Категория 1. Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций).
65 Категория 2. Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения.
66 Категория 3. Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) со стабильной социально-экономической ситуацией. Последняя категория оценивается исходя из уровня безработицы, конъюнктуры рынка, мнения жителей и прочих факторов.
67 В связи с тем, что список из 319 моногородов был «заморожен» до конца 2018 г. [30], поэтому в работе рассматривается динамика числа моногородов по перечисленным категориям за 2014, 2015 и 2016 гг. (см. табл.1).
68 Таблица 1 Общее число моногородов по категориям за 2014-2016гг.
2014 г 2015 г 2016г
Категория 1 75 94 94
Категория 2 149 154 154
Категория 3 89 71 71
Всего: 313 319 319
Источник: составлено авторами
69 2014 г. В перечень было включено 313 монопрофильных муниципальных образований (моногородов).
70 2015 г. Перечень моногородов составил 319 монопрофильных муниципальных образований. Изменение числа моногородов произошло в основном за счет переноса из одной категории в другую, часть моногородов в дальнейшем была убрана из перечня.
71 2016 г. Общее число моногородов не изменилось относительно 2015 г., происходили переносы из категории в категорию.
72 Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)
73 В конце 2014 г. Правительство РФ приняло решение о создании ТОСЭР [31]. Первоначально предложение о создании таких территорий было сформулировано в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. [32]. Послание относилось к регионам Дальнего Востока и Восточной Сибири, так как они обладают особыми условиями для организации не сырьевого производства, ориентированного в том числе на экспорт. В 2014 г. был принят закон о создании ТОСЭР [31]. Согласно этому закону под ТОСЭР понимается территория субъекта РФ, включая ЗАТО, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для жизнедеятельности населения. При этом рассматривается вся инфраструктура, включая земельные участки, объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и др., находящаяся на данной территории (или вне территории, но обеспечивающей ее функционирование) [31].
74 ТОСЭР может создаваться только при выполнении следующих условий:
75
  1. должно быть подписано соответствующее решение правительства Российской Федерации (по каждому ТОСЭР);
76
  1. ТОСЭР может быть создано на территории муниципального образования или на территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации;
77
  1. ТОСЭР не может быть в границах ОЭЗ или зоны территориального развития [31].
78 Кроме этого были выделены основные задачи ТОСЭР [16]:
79 - повышение конкурентоспособности экономики региона, стимулирование его ускоренного развития;
80 - стабилизация и улучшение социально-демографических показателей региона, улучшение «качества жизни»;
81 - развитие приоритетных отраслей промышленности и сферы услуг, в т.ч. отраслей, направленных на импортозамещение;
82 - наращивание экспортного потенциала российской продукции и высокотехнологичных услуг.
83 ТОСЭР – это экономическая зона, при работе в которой резиденты могут получить широкий набор преференций по налоговым платежам и взносам во внебюджетные фонды. В частности, инвесторам предоставляются льготы по налогам на прибыль и имущество, по земельному налогу, НДПИ. Кроме того, почти в четыре раза сокращаются взносы во внебюджетные фонды.
84 При этом при выборе резидентов ТОСЭР необходимо ориентироваться на совпадение интересов бизнеса и государства. Кроме этого резидентами ТОСЭР могут стать предприниматели и компании, удовлетворяющие следующим условиям:
85
  1. осуществление установленных для предприятий данной ТОСЭР видов деятельности согласно перечню ОКВЭД;
86
  1. планирование вложений инвестиций в проект на сумму не менее требуемой для данной ТОСЭР;
87
  1. планирование создания для данной ТОСЭР не менее установленного числа новых рабочих мест [17, 18, 31].
88 Несмотря на то, что первоначально планировалось создавать ТОСЭР в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, программа постепенно распространилась и на другие регионы России.
89 Всего создано 99 ТОСЭР в моногородах на территории 48 регионов РФ [33], что на данный момент значительно меньше общей численности моногородов.
90 Однако согласно ФЗ 473-ФЗ создавать ТОСЭР можно только на территории моногородов, входящих в 1 и 2 категории, т.е. моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией [34], что приведет к еще большему расслоению моногородов, а также значительному снижению уровня жизни и усугублению социальной стабильности в моногородах 3 категории.
91 Моногорода, в которых создаются ТОСЭР, должны соответствовать ряду критериев [31]:
92 – наличие подтвержденного спроса инвесторов на реализацию проектов в этой территории;
93 – наличие необходимых ресурсов (природных, человеческих, научных, технологических, производственных, управленческих);
94 – наличие потенциала роста социально-экономических показателей;
95 – проработанность инфраструктурного обеспечения.
96 Для каждого моногорода, в котором создается ТОСЭР, разрабатывается программа развития, в которой отражен объем предполагаемых привлеченных инвестиций, созданных рабочих мест, отрасли, которые необходимо развивать [19].
97 При этом согласно Постановлению Правительства [34], предприятия, которые хотят стать инвесторами на территории моногородов, имеющих статус ТОСЭР, должны создать не менее 20 рабочих мест в течение первого года, объем капитальных вложений не может быть менее 5 млн. руб. (однако эти условия претерпели изменения, составив 10 рабочих мест и 2,5 млн. руб. капиталовложений), а заключенные контракты не обязательно должны быть связаны с градообразующим предприятием.
98 Таким образом, действующее законодательство ориентировано на привлечение на территории ТОСЭР предприятия малого и среднего бизнеса, что может привести к постепенному улучшению экономики моногородов.
99 Ниже проведем анализ льгот, предоставляемых резидентам ТОСЭР.
100 Льготы, предоставляемые резидентам ТОСЭР
101 Резидентам ТОСЭР предоставляются налоговые льготы по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, для привлечения инвесторов на строительство объектов инфраструктуры – предоставление субсидий в размере 100% от ставки рефинансирования на возмещение процентной ставки по кредитам. Кроме этого ряд объектов инфраструктуры ТОСЭР планируется построить за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета и внебюджетных источников финансирования.
102 Также для осуществления и упрощения предпринимательской деятельности в ТОСЭР предполагается приоритетное подключение к объектам инфраструктуры и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (см. табл.2) [20].
103 Таблица 2 Льготы, предоставляемые для резидентов ТОСЭР
Льготы/налоги ТОСЭР
Налог на прибыль 0-5%
Налог на прибыль организации из Федерального бюджета 0%
Налог на прибыль организации из регионального бюджета 5%
Земельный налог (муниципальное образование) 0%
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды:
Пенсионный фонд 6,0%
Фонд социального страхования 1,5%
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,1%
Источник [36].
104 В ТОСЭР налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, будет действовать в течение пяти лет. Что касается регионального бюджета, то ставка в течение первых 5 лет не будет превышать 5%, в течение следующих 5 лет – она также не может быть менее 10%.
105 Также устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов, в том числе 6% в Пенсионный фонд РФ, 1,5% в Фонд социального страхования и 0,1% в Фонд обязательного медицинского страхования.
106 Установленный понижающий коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых для участников инвестиционных проектов будет действовать 10 лет (0% в течение первых 2 лет, в последующие 8 лет – постепенное увеличение ставки налога: 0,2% – 3-4 годы работы на территории ТОСЭР, 0,4 % – 5-6 годы, 0,6% – 7-8 годы, 0,8% – 9-10 годы [37]). Резидент ТОСЭР сможет применять эти ставки, если доходы от его деятельности составляют не меньше 90% всей прибыли.
107

Резиденты ТОСЭР вправе возмещать НДС в упрощенном (ускоренном) порядке – вместе с подачей декларации и договора поручительства управляющей компании [38]. 

108

Выводы

109 1. Анализ исторической ретроспективы создания и развития моногородов показал, что в условиях рыночной экономики, проблемы, появившиеся в конце советского периода, а также в период перестройки и начала 1990-х гг., так и не были решены, а наоборот, они еще более усугубились.
110 2. Проблемы моногородов являются, как правило, прямой проекцией проблем социально-экономического развития страны в целом.
111 3. Общей характерной чертой моногородов являются ограниченные экономические возможности для их жителей и хозяйствующих субъектов.
112 4. Как известно, закон о моногородах не разработан. На данный момент Правительство приняло решение о создании территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на территории моногородов, входящих только во 2-ю и 3-ю категории, что может привести к еще большему ослаблению экономики моногородов 1-ой категории (с наиболее сложным социально-экономическим положением).
113 5. Развитие ТОСЭР привлечет предприятия малого и среднего бизнеса, что может привести к постепенному улучшению экономики моногородов, однако это может занять длительный период времени.
114 6. Кроме рамочной программы создания ТОСЭР необходимы адресные региональные программы, которые будут учитывать:
115 - историю возникновения моногорода,
116 - сложившиеся производственные и хозяйственные связи,
117 - географическое положение,
118 - потенциал моногорода,
119 - перспективы развития основных отраслей.
120 В заключение стоит отметить, что в отсутствии закона о моногородах основную нагрузку по их промышленному, социальному, экономическому развитию и поддержке взяли на себя адресные региональные программы, различные фонды, министерства и ведомства, анализ которых необходимо проводить более детально.

References

1. Razvitie monogorodov Rossii: monografiya / Koll. avt. pod red. d-ra ekon. nauk, prof. I. N. Il'inoj. – M.: Finansovyj universitet, 2013. – 102 s.

2. Puti aktivizacii social'no-ekonomicheskogo razvitiya monoprofil'nyh gorodov Rossii / V. YA. Lyubovnyj, G. YU. Kuznecova, N. I. Vlasova, I. V. Grivina; Otv. red. G. YU. Kuznecova, V. YA. Lyubovnyj. – M.: Mosk. obshchestv. nauch. fond, 2004. – 217 s.

3. Vorob'ev M., Gusev V., Malyj V. Sovremennyj resursnyj monogorod: territoriya dozhivaniya ili proekt social'no-politicheskoj stabil'nosti (na primere g. Vol'ska Saratovskoj obl.) // Vlast'. 2013. ¹4. S. 11—12.

4. Meerovich M.G. Sovetskie monogoroda: istoriya vozniknoveniya i specifika // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. ¹ 1, 2018. S. 53-65.

5. Meerovich M. G. Prichiny vozniknoveniya monogorodov v SSSR // Sovremennyj gorod: vlast', upravlenie, ekonomika. T. 1. 2016. S. 260–271.

6. Meerovich M. G. Istoriya vozniknoveniya sovetskih monogorodov: svyaz' s programmoj industrializacii // Oktyabr' 1917 v istorii arhitektury i izobrazitel'nogo iskusstva Sibiri: izbr. tez. Vseros. nauch. konf. / otv. red. D. D. Garkusha, E. YU. Orlova, S. S. Duhanov; Novosib. gos. un-t arhitektury, dizajna i iskusstv; Sib. territor. otd-nie Ros. akad. arhitektury i stroit. nauk. Novosibirsk, 2017. S. 133–139.

7. Rizov A.D. Tipologicheskie harakteristiki monogorodov: konceptual'nyj aspekt // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, ¹ 10, 2014. S. 138-140.

8. Pyatsheva E.N. Gosudarstvennaya podderzhka monogorodov. Vestnik RGGU. Seriya Ekonomika.Upravlenie.Pravo. ¹ 3, 2016. s. 9-22.

9. Maslova A. N. Monogoroda v Rossii: problemy i resheniya // Problemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie, 2011. ¹5/ tom 4. S. 16-28.

10. Ivanova L.K. Razvitie monogorodov v Rossii i reshenie problemy bezraboticy // Vestnik Udmurtskogo universiteta. 2014. T. 24. Vyp. 4. S. 56-61.

11. Titov B.M., YAshina S.B. Razvitie monogorodov Rossii // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2011, ¹ 5 (2), s. 207-210.

12. Kryuchkina L.I., Turgel' I.D. Tendencii i problemy formirovaniya sistemy monogorodov Rossii // CHinovnik. 2008. ¹ 108 (53).

13. Mil'chakov M.V. Depressivnye regiony Rossii: sovremennaya geografiya i tendencii razvitiya v period krizisa // Social'no-ekonomicheskaya geografiya: istoriya, teoriya, metody, praktika : sb. nauch. st. Smolensk, 2011. S. 507–512.

14. Ugol'nikova O.D. Social'no-ekonomicheskie problemy monogorodov : monografiya / O.D. Ugol'nikova, A.D. Rizov, V.V. Ugol'nikov i dr.; red. d.e.n. K.A. YAnkevich. SPb., 2012. 159 s.

15. Krupinin S.N. Monoproduktovyj region – opredelenie i klassifikaciya // Ekonomika i finansy. 2005. ¹ 18 (98). S. 57–64.

16. Kuznecov B. L., Kuznecova S. B., Galiullina G. F. Sinergeticheskij podhod k sozdaniyu TOSER kak strategiya operezhayushchego razvitiya //Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016. ¹ 11.

17. Ulickaya N.YU., Akimova M.S., Kokoreva T.P. Territoriya operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya kak faktor razvitiya territorii i privlekatel'nosti dlya rezidenta // Strategii biznesa, ¹ 10 (42), 2017. S. 12 – 16.

18. Myakisheva E.A., Pytkina S.A. Osobennosti organizacii i funkcionirovaniya territorij operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya na sovremennom etape // Nauchnoe obozrenie. 2015. ¹ 22.

19. Ivanova O.P., Antonov G.D. TOSER v monogorodah // EKO, ¹ 3, 2017. S. 120-13.

20. Popova O.A. Osobennosti sozdaniya i upravleniya territoriej operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, ¹ 2 (2), 2015. s. 102-105.

21. Associaciya klasterov i tekhnoparkov Rossii. URL: http://akitrf.ru/clusters/base_for_clusters/ (data obrashcheniya 11.05.2019)

22. Federal'nyj zakon ot 7 aprelya 1999 g. N 70-FZ "O statuse naukograda Rossijskoj Federacii" (s izmeneniyami i dopolneniyami). URL: http://base.garant.ru/180307/#ixzz5SD4zJ2fD (data obrashcheniya 11.05.2019)

23. Postanovlenie SNK RSFSR «O stroitel'stve Magnitogorskogo kombinata i g. Magnitogorska» // Sbornik dokumentov i materialov «Iz istorii Magnitogorskogo metallurgicheskogo kombinata i goroda Magnitogorska (1941). CHelyabinsk, 1965

24. Federal'nyj zakon «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)» ot 26 oktyabrya 2002 g. ¹ 127-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (data obrashcheniya 11.05.2019)

25. Federal'nyj zakon ot 8 yanvarya 1998 g. ¹ 6-FZ «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17408/ (11.05.2019)

26. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 avgusta 1994 g. ¹ 1001. URL: https://base.garant.ru/102149/ (data obrashcheniya 11.05.2019)

27. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 iyulya 2014 g. ¹ 709 «O kriteriyah otneseniya municipal'nyh obrazovanij Rossijskoj Federacii k monoprofil'nym (monogorodam) i kategoriyah monoprofil'nyh municipal'nyh obrazovanij Rossijskoj Federacii (monogorodov) v zavisimosti ot riskov uhudsheniya ih social'no-ekonomicheskogo polozheniya». URL: https://base.garant.ru/70707142/ (data obrashcheniya 11.05.2019)

28. TENZOR. Publikacii yuristov. URL: http://www.tenzorconsult.com/ru/press-komnata/publikacii-nashih-yuristov/pravo-dlya-biznesa/monogoroda-zakon-i-praktika/ (data obrashcheniya 11.05.2019)

29. Monoprofil'nye municipal'nye obrazovaniya v sisteme obespecheniya ustojchivogo regional'nogo razvitiya. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/monoprofilnye-munitsipalnye-obrazovaniya-v-sisteme-obespecheniya-ustoychivogo-regionalnogo-razvitiya (data obrashcheniya 11.05.2019)

30. Spisok monogorodov v Rossii "zamorozhen" do konca 2018 goda. URL: https://tass.ru/ekonomika/3944436 (data obrashcheniya 11.05.2019)

31. O territoriyah operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 29 dekabrya 2014 g. ¹ 473-FZ. URL: http:/rg.ru/2014/12/31/territorii-dok.html (data obrashcheniya 28.04.2019).

32. Territorii operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya: voprosy teorii i praktiki: materialy I Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (2 marta 2017 g., Kazan') URL: http://chl.ieml.ru/files/u30/20170316Sbornik/Territorii_operezhayushchego_socialnoekonomicheskogo (data obrashcheniya 28.04.2019)

33. Polnyj spisok preferencial'nyh territorij: osobyh ekonomicheskih zon (OEZ) federal'nyh i regional'nyh, operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya (TOSER, TOR) v monogorodah, na Dal'nem vostoke i drugih municipal'nyh obrazovaniyah Rossijskoj federacii. URL: http://xn----dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/toser-all (data obrashcheniya 28.04.2019).

34. Trebovaniya k investicionnym proektam rezidentov territorij operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya (TOSER), sozdavaemyh posle aprelya 2017 goda na territoriyah monoprofil'nyh municipal'nyh obrazovanij Rossijskoj Federacii (monogorodov). URL: http://xn----dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/toser-trebovania-2017 (data obrashcheniya 28.04.2019).

35. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 22 iyunya 2015 goda ¹614 «Ob osobennostyah sozdaniya territorij operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya na territoriyah monoprofil'nyh municipal'nyh obrazovanij Rossijskoj Federacii (monogorodov)» (v redakcii postanovleniya Pravitel'stva RF ot 26.04.2017 ¹ 494).

36. L'goty dlya rezidentov territorij operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya (TOSER, TOR). URL: http://www.xn----dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/tor-lgoty-for-rezidents (data obrashcheniya 28.04.2019).

37. NK RF. Stat'ya 342.3. Poryadok opredeleniya i primeneniya koefficienta, harakterizuyushchego territoriyu dobychi poleznogo iskopaemogo. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/96c01dfc0208688107a06b6f7997373a5d7e0fd6/ (data obrashcheniya 28.04.2019).

38. NK RF. Stat'ya 176.1. Zayavitel'nyj poryadok vozmeshcheniya naloga. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/d301f6528f02e01c29ec206bf96c2f2e72dab930/ (data obrashcheniya 28.04.2019).