Special economic zones of industrial and industrial type and territories of advanced social and economic development as a measure of support of single-industry towns
Table of contents
Share
Metrics
Special economic zones of industrial and industrial type and territories of advanced social and economic development as a measure of support of single-industry towns
Annotation
PII
S265838870006546-3-1
DOI
10.33276/S265838870006546-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Mariya Nikonova 
Occupation: Senior researcher
Affiliation: CEMI RAS
Address: Moscow, Nakhimovsky Avenue, 47
Yekaterina Akinfeyeva
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: CEMI RAS
Address: Nachimovky prospect 47
Edition
Abstract

Recently, the problem of development of monotowns is quite acute. The government is developing various programs to support monotowns. The article analyzes the feasibility of creating territories of advanced socio-economic development (TOSER), taking into account the existing special economic zones of industrial production type (SEZ IPT) in terms of tax preferences for residents as measures to support the economy of monotowns. For this purpose, a study of the territorial location of Russian monotowns for 2014-2016 was conducted. and comparative analysis of the TOSER and the SEZ IPT.

Keywords
special economic zones of industrial and production type, territories of advanced social and economic development, monotowns, tax benefits.
Received
09.09.2019
Date of publication
10.03.2020
Number of characters
15723
Number of purchasers
7
Views
190
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Введение
2 Повышенный интерес к образованиям, связанным с инновациями и новыми технологиями наблюдается, как со стороны правительства, так и со стороны предпринимательского и научного сообщества. К таким образованиям следует отнести и моногорода.
3 Для повышения эффективности таких образований государством принимаются различные постановления, программы, разрабатываются стратегии их развития.
4 Для поддержки и развития моногородов Правительством РФ было принято решение о создании территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Однако стоит отметить, что на территории России уже существуют особые экономические зоны промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ). Поэтому, с одной стороны можно предположить, что эти зоны, как создаваемые ТОСЭР, так и уже существующие ОЭЗ ППТ никак не могут противоречить друг другу и тем целям, которые ставит государство по поддержке и развитию моногородов. С другой стороны, возникает ряд вопросов, связанных как с экономической, так и практической целесообразностью создания зон (ТОСЭР), которые по своей направленности, возможно, будут дублировать уже существующие особые экономические зоны промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ). Этим и обуславливается актуальность выбранной темы работы.
5 Цель работы состоит в анализе вопросов, связанных с необходимостью создания дополнительной меры поддержки моногородов как ТОСЭР при наличии уже действующих ОЭЗ ППТ.
6 Территориальная расположенность российских моногородов: краткий обзор
7 Исследования и анализ исторической ретроспективы развития моногородов показал, что в период перехода к рыночной экономике, проблемы, существовавшие в советское время, усугубились. В кризисный период (1990-2000гг.) промышленные моногорода, в которых преобладали предприятия угледобывающей, текстильной и некоторых других отраслей оказались в наиболее тяжелом положении. Спад производства вызвал в моногородах рост безработицы, падение уровня жизни, резкое ухудшение социально-экономической ситуации, проблемы в обслуживании жилищного фонда и объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Общей характерной чертой моногородов являются ограниченные экономические возможности для их жителей и хозяйствующих субъектов.
8 Следствием этого на сегодняшний день стало то, что большинство градообразующих предприятий не могут осуществлять необходимую модернизацию производства, что способствует снижению доли их продукции на внутреннем рынке, и лишены возможности обеспечить достойную заработанную плату, что в свою очередь ведет к значительному оттоку трудоспособного населения.
9 В 2014 г. Правительством РФ был утвержден Перечень для поддержки развития моногородов. Согласно указанному Постановлению Правительства РФ все внесенные в перечень моногорода разделены на 3 категории по уровню социально-экономической ситуации [1].
10 Моногорода, которые сегодня расположены на территории России, показаны на рис.1.
11

12 Рис.1. Территориальное расположение российских моногородов.
13 Стоит отметить, что в связи с тем, что список из 319 моногородов был «заморожен» до конца 2018г. [2], поэтому в работе представлены данные по перечисленным категориям за 2014, 2015 и 2016 гг.
14 В 2014 г. в перечень было включено 313 монопрофильных муниципальных образований (моногородов).
15 В 2015г. перечень моногородов составил 319 монопрофильных муниципальных образований. Изменение числа моногородов произошло в основном за счет переноса из одной категории в другую, часть моногородов в дальнейшем была убрана из перечня.
16 2016г. Общее число моногородов не изменилось относительно 2015г., происходили переносы из категории в категорию. Структура моногородов по федеральным округам по годам представлена на рис. 2, 3, 4.
17

2016 г.

18

19

20

21

Рис.2. Структура моногородов по категориям в разрезе по федеральным округам за 2016г.

22

2015 г.

23

24

25

26

 Рис.3.  Структура моногородов по категориям в разрезе по федеральным округам за 2015г.

27

2014 г. 

28

29

30

31

Рис.4. Структура моногородов по категориям в разрезе по федеральным округам за 2014г.

32 Как следует из рисунков, основные федеральные округа, в которых расположены моногорода – ЦФО, СФО и ПФО. Так, в 2014 г. доля моногородов в этих федеральных округах составила:
33 в ЦФО – 16% (1 категории), 18% (2 категории) и 20% (3 категории); в СФО – 15% (1 категории), 30% (2 категории) и 12% (3 категории); в ПФО – 24% (1 категории), 17% (2 категории) и 38% (3 категории).
34 В 2015 г. можно отметить повышение доли моногородов в ЦФО 3 категории (до 27%); уменьшение доли моногородов в СФО 2 категории – до 24% и в ПФО можно отметить увеличение доли моногородов 2 категории (до 23%) за счет уменьшения их в 3 категории (до 34%).
35 В 2016 г. значительных изменений структуры моногородов по категориям не произошло.
36 Также можно отметить относительно большое число моногородов в СЗФО (большая часть их сосредоточена в 1 и 2 категориях, т.е. категориях, в которые включены моногорода со сложным и стабильным экономико-географическим положением). Так, в 2016 г. доля моногородов 1 категории в этом федеральном округе составляла 18%, 2 категории – 14%, 3 категории – 4%. Можно также отметить, что за период 2014-2016 гг. произошло снижение доли моногородов 3 категории и 1 категории (в 2014 г. она составляла 8% и 20%, соответственно).
37 В ДФО можно отметить относительно стабильное положение моногородов: большая их часть относится ко 2 категории (10%, против 6% – в 1 категории и 4% - в 3 категории в 2016 г.).
38 В УФО также можно говорить о стабильном положении моногородов. Доля моногородов практически не изменилось за 2014 – 2016 гг. При этом они относительно равномерно распределены по трем категориям. Так, в 2016 г. доля моногородов 1 категории составляла 12%, 2 категории – 9%, 3 категории – 15% (см. рис. 2, 3, 4).
39 Так как для поддержки моногородов было принято решение создавать ТОСЭР при уже существующих ОЭЗ ППТ, то ниже приведем сопоставительный анализ этих территорий.
40 Сопоставительный анализ особых экономических зон промышленно-производственного типа и территорий опережающего социально-экономического развития
41 На основе проведенного анализа было выявлено, что:
42
  1. ТОСЭР имеют более широкую географию, чем ОЭЗ ППТ. Они охватывают такие федеральные округа как Северо-Кавказский, Сибирский и Дальневосточный.
43 Создание ТОСЭР на территориях ДФО и СФО объясняется тем, что в регионах этих федеральных округов существуют определенные условия для развития экспортно-ориентированного производства.
44 Создание ТОСЭР на территории СКФО можно объяснить следующим образом. Во-первых, до 2010 г. территория РФ была поделена на 8 федеральных округов, а в 2010 г. было принято решение об образование нового округа – Северо-Кавказского ФО, выделив его из состава Южного федерального округа. Во-вторых, астраханская агломерация, обладая производственным потенциалом, представляет собой наиболее перспективный регион Южного ФО.
45 2. Основные направления деятельности ОЭЗ ППТ и ТОСЭР в основном совпадают. ТОСЭР имеют несколько более широкую специализацию и включают, например, такие отрасли как сельское хозяйство, деревообрабатывающее производство и фармацевтическое (см. табл.1).
46 Таблица 1. ОЭЗ ППТ и ТОСЭР: территориальное расположение и основные направления деятельности
Название зоны Количество зон Основные направления Федеральные округа
ТОСЭР 81 химическое производство, сельское хозяйство, автомобилестроение, целлюлозно-бумажная промышленность, фармацевтика, строительные материалы, пищевая промышленность, производство мебели УФО, ПФО; СЗФО; ЦФО; СКФО; СФО; ЮФО; ДФО
ОЭЗ ППТ 9 автомобилестроение, строительные материалы, химическое производство, машиностроение, авиастроение ПФО, ЦФО, УФО, СЗФО ЮФО
47 3. Очевидно существенное отличие между предоставляемыми резидентам зон льготами.
48 В ОЭЗ ППТ налог на прибыль организации из регионального бюджета устанавливается региональным законодательством и составляет от 0% до 13,5%. Ставка НДС равная 0% с 2019г. устанавливается в случае поставки продукции внутри свободной таможенной зоны.
49 Также с 2019г. для резидентов ОЭЗ ППТ, технико-внедренческого типов, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности страховые взносы в Пенсионный фонд устанавливаются в размере 20%, но для IT-компаний ставка равна 8%.
50 Размер страховых взносов в Фонд социального страхования составляет 2,9%, а для IT-компаний – 2%. Относительно Фонда обязательного медицинского страхования – размер страховых взносов составляет 5, 1% для всех резидентов и 4% соответственно.
51 В ТОСЭР налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, будет действовать в течение пяти лет. Что касается регионального бюджета, то ставка в течение первых 5 лет не будет превышать 5%, в течение следующих 5 лет – она также не может быть менее 10%.
52 Также устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов, в том числе 6% в Пенсионный фонд РФ, 1,5% в Фонд социального страхования и 0,1% в Фонд обязательного медицинского страхования.
53 Установленный понижающий коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых для участников инвестиционных проектов будет действовать 10 лет (0% в течение первых 2 лет, в последующие 8 лет – постепенное увеличение ставки налога: 0,2% – 3-4 годы работы на территории ТОСЭР, 0,4 % – 5-6 годы, 0,6% – 7-8 годы, 0,8% – 9-10 годы) [6]. Резидент ТОСЭР сможет применять эти ставки, если доходы от его деятельности составляют не меньше 90% всей прибыли.
54 Резиденты ТОСЭР вправе возмещать НДС в упрощенном (ускоренном) порядке – вместе с подачей декларации и договора поручительства управляющей компании НК РФ [3].
55 Таким образом, суммарный налог на прибыль, вероятно, будет меньше в ТОСЭР, чем в особых экономических зонах ППТ.
56 Взносы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования ниже в ТОСЭР (суммарный взнос составляет 7,6%), чем в ОЭЗ (сумма взносов – 28% для резидентов ОЭЗ и 14% для IT-компаний-резидентов ОЭЗ).
57 Режим «одного окна» и наличие льготы по транспортному налогу характерны только для ОЭЗ ППТ.
58 При анализе существующих моногородов обращает на себя внимание тот факт, что, например, моногород Тольятти, на территории которого создан ТОСЭР, так же входит в ОЭЗ ППТ «Тольятти». Поэтому возникает вопрос о целесообразности дублирования данных мер поддержки моногорода Тольятти.
59 Тольятти – моногород, территория опережающего социально-экономического развития и особая экономическая зона промышленно-производственного типа
60 Тольятти – город в Самарской области, находится в Поволжском федеральном округе, является самым крупным городом России, но не являющийся центром субъекта федерации. Входит в Самарско-Тольяттинскую агломерацию.
61 Крупный центр автомобильной («АвтоВАЗ», «GM-АвтоВАЗ») и химической промышленности («Тольяттиазот», «Куйбышевазот», «Тольяттикаучук»), а также железнодорожного, речного и автомобильного транспорта.
62 По численности населения Тольятти занимает 19-е место в России.
63 Моногород Тольятти. Основные виды деятельности: машиностроение, автомобилестроение, химическая отрасль. Моногород входит в первую категорию и относится как к ОЭЗ ППТ, так и территориально входит в ТОСЭР.
64 ОЭЗ ППТ «Тольятти» (Самарская область, ПФО). Создана в 2005г. Общая площадь территории особой экономической зоны составляет 660 га. На территории зоны зарегистрированы 21 компания-резидент.
65 По совокупному количеству иностранных резидентов ОЭЗ ППТ «Тольятти» занимает лидирующее положение в России, уступая только двум экономическим зонам: ОЭЗ ППТ «Липецк» (24 резидента) и ОЭЗ ППТ «Алабуга» (23 резидента).
66 В этой зоне осуществляется производство продукции для нужд авиастроения; оборудования для добычи углеводородов; электрооборудования и контрольно-измерительного оборудования; лекарственных средств препаратов и медицинского оборудования; стройматериалов, химические производства. Так же внимание уделено железнодорожному машиностроению и атомной энергетике.
67 ТОСЭР Толльяти. На территории зоны зарегистрированы 44 компании-резидента. Основные виды экономической деятельности - 33 по 9 направлениям: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство; водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; деятельность профессиональная, научная и техническая; деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений; обрабатывающие производства; транспортировка и хранение; деятельность в области информации и связи; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг [4].
68 Ниже в табл. 2. представлены данные по созданию рабочих мест и основным направления деятельности.
69 Таблица 2. Число созданных рабочих мест и основные направления деятельности
Территориальное образование Количество созданных рабочих мест Основные направления деятельности
Моногород - машиностроение, автомобилестроение, химическая отрасль
ОЭЗ ППТ 5578 чел. авиастроение; производство оборудования для добычи углеводородов; производство электрооборудования и контрольно-измерительного оборудования; производство лекарственных средств препаратов и медицинского оборудования; стройматериалов, химическое производство; железнодорожное машиностроение и атомная энергетика.
ТОСЭР 3596 чел. сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;
70 Анализ эффективности создания ОЭЗ ППТ «Тольятти» по созданию рабочих мест показал, что на данный момент в зоне присутствует 21 компания-резидент. Эти компании создали 5578 рабочих мест.
71 На территории ТОСЭР осуществляют свою деятельность 44 компании-резидента, которые в свою очередь предоставили 3596 рабочих мест.
72 Что касается моногорода Тольятти, то там задействовано на крупных и средних предприятиях 158,9 тыс. чел. при общей численности трудоспособного населения 408,5 тыс. чел. [5].
73 Таким образом ОЭЗ ППТ «Тольятти» и ТОСЭР не выполняют возложенных на них функций, а именно обеспечение рабочими местами. Согласно простой арифметике, при общей численности трудоспособного населения (408,5 тыс.чел.) из которых 158,9 тыс. чел заняты на средних и крупных предприятиях создание 9174 рабочих мест явно недостаточно.
74 Что же касается основных направлений деятельности, то, как видно из табл.2., во-первых, самый широкий спектр – в ОЭЗ ППТ, во-вторых, наблюдается дублирование отраслей, которые направлены на развитие моногорода в рамках различных институциональных образованиях.
75 Заключение
76 Инновационное развитие России предполагает многополярное развитие территорий страны и тем самым вызывает интерес к исследованию и анализу существующих и создаваемых институциональных образований.
77 Создание «точек роста», обладающих потенциалом ускоренного развития способствуют появлению новых территорий, таких как, территории опережающего социально-экономического развития, которые позволят выделить механизмы стимулирования инновационного развития в «отстающих» регионах, регионах, имеющих высокий потенциал социально-экономического развития, а также повысить привлечение инвестиций и создать новые рынки. Однако создание таких зон порождает множество вопросов……

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 iyulya 2014 g. № 709 «O kriteriyakh otneseniya munitsipal'nykh obrazovanij Rossijskoj Federatsii k monoprofil'nym (monogorodam) i kategoriyakh monoprofil'nykh munitsipal'nykh obrazovanij Rossijskoj Federatsii (monogorodov) v zavisimosti ot riskov ukhudsheniya ikh sotsial'no-ehkonomicheskogo polozheniya». URL: https://base.garant.ru/70707142/ (data obrascheniya: 01.07.2019)

2. Spisok monogorodov v Rossii "zamorozhen" do kontsa 2018 goda. URL: https://tass.ru/ekonomika/3944436 (data obrascheniya: 01.07.2019)

3. NK RF. Stat'ya 176.1. Zayavitel'nyj poryadok vozmescheniya naloga. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/d301f6528f02e01c29ec206bf96c2f2e72dab930/ (data obrascheniya: 28.04.2019)

4. Ofitsial'nyj sajt. Territoriya operezhayuschego sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Tol'yatti. URL:http://invest.tgl.ru/toser/ (data obrascheniya: 01.07.2019)

5. Itogovye materialy o sotsial'no-ehkonomicheskom razvitii gorodskogo okruga Tol'yatti za 2017 god URL: http://www.tgl.ru/structure/department/itogovye-materialy-o-socialno-ekonomicheskom-razvitii-gorodskogo-okruga-tolyatti/9886/ (data obrascheniya: 01.07.2019)