Integrated complex of electronic trading platforms as a tool for price regulation and coordination of fuel and energy supply volumes
Table of contents
Share
Metrics
Integrated complex of electronic trading platforms as a tool for price regulation and coordination of fuel and energy supply volumes
Annotation
PII
S265838870005661-0-1
DOI
10.33276/S265838870005661-0
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir Abramov 
Occupation: Research fellow
Affiliation: CEMI RAS
Address: Moscow, 117418, Nakhimovsky prospect, 47
Evgeny Grabchak
Occupation: Director
Affiliation: Department of operational control and management in electric power industry
Address: Shchepkin St., 42
Vladimir Grigorev
Occupation: Associate Professor, Department of mathematics, econometrics and information technologies, faculty of international economic relations
Affiliation: MGIMO UNIVERSITY
Address: Russian Federation, Moscow
Evgeny Loginov
Occupation: Head of Project center
Affiliation: IRIAS
Address: Russian Federation, Moscow
Vitalia Bortalevich
Occupation: Senior Assistant
Affiliation: CEMI RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The aim of the article is to develop a mechanism for structuring and integrating natural and liquefied gas markets of the EAEU member States to regulate prices and coordinate supply volumes in addition to the existing mechanism of long-term gas supply contracts in Russia.

Approaches to substantiation of ways of creation in the expanded macro-competitive contour of coordination of suppliers and transporters activity of natural and liquefied gas [with use of the principles of Union structuring and integration of natural and liquefied gas markets in member States of EAEU] are offered with a possible incorporation not only of the States members of the Union, but other countries (e.g., Syria, Saudi Arabia, etc.).

Natural and liquefied gas markets cluster (common gas market) of the EAEU should be an integrated complex of electronic trading platforms (ETP) using blockchain technology (systems), through which volumes of natural and liquefied gas are sold in addition to direct contracts, etc. The Union contour of the information organization and analytical "docking" of indicators of commodity and financial positions in relation to the package of agreed volumes of natural and liquefied gas supplies to the common gas market of the EAEU companies from the EAEU member States is a virtually generated [on the basis of information received from electronic trading platforms] matrix of orders and proposals with the organization of a consistent chain of formed transaction blocks (blockchain), including volumes of supplies and prices for natural and liquefied gas.

Organization of a clear coordination of supply volumes and prices for natural and liquefied gas as well as the optimization of the volume of payments in various forms to supply natural and liquefied gas and transportation services can be most effectively carried out within the organizational mechanism similar to the state plan of the USSR formed under the Eurasian economic Commission (EEC) on the organizational basis of the Ministry of energy of Russia. A single information database (taking into account the structure of information data exchange, computational processing and fixation using blockchain technology) and coordination mechanisms within the framework of the common market of natural and liquefied gas is a possible basis for the combined coordinated positioning of companies from Russia and other EAEU member States in the world markets of natural and liquefied gas.

Considered technology is proposed as an integral part of natural and liquefied gas turnover management technologies in aggregate group of countries markets in relation to the strategic trends of economic integration within the EAEU.

Keywords
Russia, EEU, natural and liquid gas, markets, information system, blockchain
Received
28.06.2019
Date of publication
02.07.2019
Number of characters
19486
Number of purchasers
21
Views
303
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Введение
2 На первый план по значимости для успеха национальных экономик вышло формирование ключевых организационных доминант, которые смогли бы полноценно участвовать в определении формата концентрации ключевых факторов конкурентоспособности России и других государств-членов ЕАЭС с учетом возможных новых участников интеграционного объединения в борьбе за обеспечение национальных и союзных экономических интересов в мировой экономике.
3 Критическая неравновестность мировых финансовых и товарных рынков обусловила необходимость эффективной организации рыночного регулирования цен и координирования объемов поставок топливно-энергетических ресурсов для стран-экспортеров этих ресурсов. Особенно остро такая проблема стоит перед странами-экспортерами нефти и нефтепродуктов, а также природного и сжиженного газа, цена которых часто привязана к цене на нефть [1]. ОПЕК неоднократно предпринимала попытки координации цен и объемов поставок нефти, однако, вследствие противоречий внутри этой международной организации значительного влияния на мировые цены на нефть такая политика пока не оказала [16].
4 Применительно к ЕАЭС это особенно актуально для России, а также для Казахстана, который получает около 60% экспортных доходов от продаж нефти за рубеж [18].
5 Многие эксперты также отмечают, что в рамках ЕАЭС требуется совершенствование системы расчетов за поставки нефти и нефтепродуктов, а также природного и сжиженного газа и услуги по их транспортировке с ориентацией на расширение расчетов в национальных валютах с учетом возможной волатильности их курсов [4; 9].
6 Необходима - в дополнение к существующему в России механизму долгосрочных контрактов на поставку газа - выработка рыночных механизмов координации ценовой политики и регулирования объемов и иных показателей при поставках, хранении и транспортировке (включая транзитную) природного и сжиженного газа, что целесообразно делать не только в России, но и на уровне ЕАЭС в целом с учетом возможных новых участников интеграционного объединения или иных стран-экспортеров нефти и газа.
7 Обвал цен на природный газ формирует для российских экспортеров газа и нефти (прежде всего, ОАО «Газпром») условия, когда в будущем, возможно, придется бороться на традиционных экспортных рынках природного и сжиженного газа с конкурентами из республик бывшего СССР [2].
8 Затяжной характер текущего кризиса, наряду с его крайне тяжелым влиянием на социально-экономическое развитие национальных экономик поставил вопрос: с помощью каких управленческих инструментов можно сгладить будущие кризисные флуктуации?[7].
9 Многие эксперты выделяют как основные инструменты регулирования экспортной политики в нефтегазовой сфере в рамках ЕАЭС: квотирование добычи нефти и газа, согласование экспортных пошлин и тарифов на транзит через территорию соседних стран и пр. [10; 11].
10 Катастрофическая динамика кризисных флуктуаций на мировых нефтегазовых рынках в 2014-2016 гг. определила для государств-членов ЕАЭС необходимость сформировать независимый от – активно играющих на понижение цен - стран-потребителей контур организации поставщиков и транспортировщиков природного и сжиженного газа. На базе использования такого управленческого контура многими экспертами предлагается реализовать союзное структурирование и интеграцию рынков природного и сжиженного газа государств-членов ЕАЭС с собственными траекториями экономического поведения отдельных хозяйствующих субъектов (торговых агентов) [6; 17]. Для этого, по мнению авторов, в дополнение к существующему в России механизму долгосрочных контрактов на поставку газа целесообразно [с учетом положительного и отрицательного опыта СЭВ - Совета Экономической Взаимопомощи, действующего в советский период] сформировать систему взаимно координированных инструментов рыночного регулирования цен и координирования объемов поставок природного и сжиженного газа, а также совершенствования механизмов расчета за поставки природного и сжиженного газа и услуги по транспортировке в рамках ЕАЭС (прежде всего, с учетом стран, намеревающихся войти в ЕАЭС или в более мягкой форме присоединится к общему экономическому пространству из числа бывших советских республик).
11 Ключевые характеристики стратегии формирования общих рынков газа ЕАЭС
12 Одним из важнейших направлений интеграционных процессов, обеспечивающих устойчивое развитие национальных экономик в рамках экономических союзов, является создание общих рынков газа [13].
13 31 мая 2016 г. Решением № 8 Высший Евразийский экономический совет утвердил «Концепцию формирования общих рынков газа Евразийского экономического союза». Программа формирования общих рынков газа ЕАЭС должна определить модель формирования общих рынков газа ЕАЭС.
14 В сложившихся условиях результатом организации интегрированного кластера рынков природного и сжиженного газа государств-членов ЕАЭС с собственными траекториями экономического поведения отдельных хозяйствующих субъектов (торговых агентов) должно стать создание организационных возможностей для информационно-аналитической «стыковки» показателей товарно-финансовых позиций этих агентов. Для этого целесообразно использовать технологии многоагентного моделирования, которые подробно описаны в различных источниках на примерах различных рынков и торговых систем [8; 12].
15 Предлагается «стыковка» показателей в отношении пакета согласованных объемов поставок природного и сжиженного газа на общий рынок газа ЕАЭС с постепенным увеличением общего объема поставок в дополнение к существующему в России механизму долгосрочных контрактов на поставку газа.
16 Такая «стыковка» пакета поставок природного и сжиженного газа создает возможность рыночного регулирования цен и координирования объемов поставок природного и сжиженного газа.
17 При этом, многие эксперты отмечают необходимость сохранения сектора некоординируемых на первом этапе поставок по прямым двусторонним договорам.
18 Также формируются условия для оптимизации объемов расчетов за поставки природного и сжиженного газа и услуги по транспортировке с ориентацией на расширение расчетов в национальных валютах (с учетом возможной волатильности их курсов) государств-членов ЕАЭС как стимул для постепенного перехода к единой союзной валюте.
19 Опыт Европейского союза свидетельствует о высокой эффективности координационного взаимодействия в отношении поставки природного и сжиженного газа с определением цен и объемов поставки с территориальной и корпоративной привязкой к системам транспортировки [в т.ч. транзитной] и хранения природного и сжиженного газа.
20 Отсюда вытекает необходимость и возможность координации в рамках ЕАЭС инфраструктурных проектов и реализации инвестиционных программ в сфере развития нефтегазовой инфраструктуры как интегрированного трансграничного инфраструктурного комплекса.
21 Союзный контур организации информационно-аналитической «стыковки» показателей товарно-финансовых позиций в отношении пакета согласованных объемов поставок природного и сжиженного газа на общий рынок газа ЕАЭС компаний из государств-членов ЕАЭС представляет собой виртуально формируемую [на основе информации, получаемой от электронных торговых площадок с использованием технологии блокчейн] матрицу заказов и предложений с организацией последовательной цепочки из формируемых блоков транзакций (блокчейн), включающую объемы поставок и цен на природный и сжиженный газ как дополнение к механизму долгосрочных контрактов на поставку газа. Гармонизация оборота природного и сжиженного газа в этом механизме осуществляется путем оптимизационного оперирования объемами и стоимостью поставок природного и сжиженного газа, а также услуг по их хранению и транспортировке, в рамках торгового оборота пула электронных торговых площадок с использованием технологии блокчейн, чья деятельность регламентируется национальными ведомствами государств-членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией (в рамках взаимно согласованных приоритетов экономического развития ЕАЭС). Здесь требуется также выстраивание системы диспетчирования процессов транспортировки [в т.ч. транзитной] и хранения природного и сжиженного газа исходя из подхода к комплексу системы транспортировки природного и сжиженного газа государств-членов ЕАЭС как квази-единой союзной системе газоснабжения.
22 Принципиальная особенность предлагаемого механизма организации четкого координирования объемов поставок и цен на природный и сжиженный газ, а также оптимизации объемов расчетов в различных формах за поставки природного и сжиженного газа и услуги по транспортировке в условиях развития ЕАЭС с учетом возможных новых участников интеграционного объединения заключается в использовании новых организационно-информационных возможностей ретроспективного анализа, моделирования и прогнозирования показателей торгов в рамках пула электронных торговых площадок с использованием технологии блокчейн [3; 14]. На их основе реализуется организация информационно-аналитической «стыковки» показателей товарно-финансовых позиций отдельных хозяйствующих субъектов (торговых агентов) в отношении пакета поставок природного и сжиженного газа на общий рынок газа ЕАЭС на основе единых принципов экономического регулирования и технологического управления системой газоснабжения в рамках ЕАЭС с опорой на российские государственные и корпоративные системы управления.
23 Пул электронных торговых площадок с использованием технологии блокчейн в рамках общего рынка газа ЕАЭС должен быть сформирован с общей информационно-технологической платформой и набором информационно-вычислительных сервисов для поддержки процесса оптимизационного конфигурирования [регулирования цен и координирования объемов] структуры пакета поставок природного и сжиженного газа, а также оптимизации расчетов за поставки природного и сжиженного газа и услуги по транспортировке в одной из валют государств-членов ЕАЭС [5; 15]. Такой подход позволяет значительно более эффективно, чем ранее, осуществлять оптимизацию взаимодействия группы топливно-энергетических комплексов государств-членов ЕАЭС для балансирования и управления поставками, а также выявления и урегулирования коммерческих и технических дисбалансов по рынкам топливно-энергетических ресурсов и энерготранспортным коридорам в рамках ЕАЭС (с учетом стран, намеревающихся войти в ЕАЭС или присоединится к общему экономическому пространству, а также других государств, например, Сирии, Саудовской Аравии и пр.).
24 Прежде всего, необходимо формирование отдельных стандартизированных национальных рынков природного и сжиженного газа государств-членов ЕАЭС и их квази-интеграция в общий рынок природного и сжиженного газа всего ЕАЭС с едиными правилами функционирования. Общий рынок природного и сжиженного газа всего ЕАЭС в этом случае станет системным «каркасом» для выработки условий и процедур координации в рамках союзного экономического пространства поставок и оборота природного и сжиженного газа для выхода на единый детализированный по секторам рынка, территориям (национальным экономикам) и хозяйствующим субъектам (торговым агентам) объем прибыли и добавленной стоимости с учетом структуры информационного обмена данными, их вычислительной обработки и фиксирования с использованием технологии блокчейн. Единая информационная база и механизмы координирования в рамах общего рынка природного и сжиженного газа могут стать основой для совокупного координированного позиционирования на мировых рынках природного и сжиженного газа компаний из России и других государств-членов ЕАЭС.
25 Реализация данного подхода требует участия тарифно-ценовых и антимонопольных органов (в России – это Федеральная антимонопольная служба, куда вошла Федеральная служба по тарифам). Организация четкого координирования (в дополнение к существующему в России механизму долгосрочных контрактов на поставку газа) объемов поставок и цен на природный и сжиженный газ, а также оптимизация объемов расчетов в различных формах за поставки природного и сжиженного газа и услуги по транспортировке наиболее эффективно может осуществляться в рамках организационного механизма аналогичного Госплану СССР. При этом, необходима такая союзная структура, формируемая при Евразийской экономической комиссии, на организационной базе Минэнерго России с участием наиболее крупных российских нефтегазовых компаний, которая бы реализовывала как функции экономической координации, так и технического диспетчирования для балансирования и управления поставками, а также выявления и урегулирования коммерческих и технических дисбалансов в рамках группы ключевых компаний-поставщиков и транспортировщиков природного и сжиженного газа из государств-членов ЕАЭС. Тем самым будет реализован переход к единым принципам экономического регулирования и технологического управления для оптимизации процессов организации экономического сотрудничества и укрепления совокупного производственного потенциала государств-членов ЕАЭС и иных дружественных государств в отношении попыток их вытеснения с европейских и азиатских рынков природного и сжиженного газа (с учетом взаимосвязанности с рынками нефти).
26 Выводы
27

1. Динамика кризисных флуктуаций на нефтяных и газовых рынках и политика санкций применяемых к России определили для государств-членов ЕАЭС необходимость (в дополнение к существующему в России механизму долгосрочных контрактов на поставку газа) сформировать союзный контур организации поставщиков и транспортировщиков природного и сжиженного газа с использованием принципов союзного структурирования и интеграции рынков природного и сжиженного газа государств-членов ЕАЭС с собственными траекториями экономического поведения отдельных хозяйствующих субъектов (торговых агентов).

28

2. В рамках ЕАЭС - в дополнение к существующему в России механизму долгосрочных контрактов на поставку газа - необходима эффективная организация рыночного регулирования цен и координирования объемов поставок природного и сжиженного газа (с учетом сохранения сектора некоординируемых на первом этапе поставок по прямым двусторонним договорам), а также оптимизация объемов расчетов в различных формах за поставки природного и сжиженного газа и услуги по их транспортировке (с ориентацией на расширение расчетов в национальных валютах с учетом возможной волатильности их курсов).

29

3. Необходимо формирование информационно-технологической платформы для распределенной [биржевой и внебиржевой] торговли с использованием системы электронных торговых площадок с использованием технологии блокчейн для выяснения и удовлетворения спросовых сигналов участников рынков природного и сжиженного газа государств-членов ЕАЭС с целью определения конфигурации поставок природного и сжиженного газа с рыночным определением цен и объемов поставки с территориальной и корпоративной привязкой к системам транспортировки [в т.ч. транзитной] и хранения.

30

4. На этой основе предполагается повышение эффективности организации взаимодействия инфраструктурных организаций общих рынков газа государств - членов ЕАЭС между собой (в т.ч. создание органов управления и обеспечения взаимодействия, организация обмена технологической информацией, включая сведения о графиках ремонтов и планах развития систем транспортировки природного и сжиженного газа) с учетом интересов внешних партнеров и использования их ресурсов.

31

5. Требуется согласовать в рамках ЕАЭС механизмы сетевой кластеризации организационного ядра национальных рынков природного и сжиженного газа и услуг по их транспортировке и хранению и на этой основе процедуры оптимизационной компоновки программ реализации пула инвестиционных проектов в этой сфере.

32

6. Необходимо сформировать основы устранения трансграничных барьеров в части технологической доступности мощностей магистральных газопроводов и иной газовой инфраструктуры для обеспечения транзита и (или) транспортировки природного и сжиженного газа по территориям государств-членов ЕАЭС для внутреннего потребления государствами - членами ЕАЭС и (или) для экспорта с территории ЕАЭС.

33

7. Предлагается в дополнение к существующему в России механизму долгосрочных контрактов на поставку газа развитие инфраструктуры биржевых и внебиржевых торгов природным и сжиженным газом в государствах-членах ЕАЭС и интегрированного биржевого пространства, в т.ч. создание и функционирование межгосударственной биржи ЕАЭС и/или системы электронных торговых площадок с учетом структуры информационного обмена данными, их вычислительной обработки и фиксирования с использованием технологии блокчейн [как корпоративных (ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть» и пр.), так и автономных] для осуществления торговли природным и сжиженным газом (например, при ЕЭК).

34

8. Требуют детализации направления дальнейшего развития системы российских долгосрочных контрактов на поставку газа, формирования механизма долгосрочных заявок на транспортировку газа для обеспечения контрактов, на основании которых с учетом рисков и комплексной эффективности разрабатываются и реализуются инвестиционные проекты по развитию мощностей магистральных газопроводов и иной газовой инфраструктуры в Европе и Азии.

References

1. Abramov V.L., Ageev A.I., Kuzyk B.N. i dr. Neft' Evrazii: formirovanie obschego rynka EAEhS. – M.: Institut ehkonomicheskikh strategij, 2016. 404 s.

2. Ageev A.I. Ehnergetika i silovaya ehkonomika: opyt KhKh veka i perspektivy // Ehnergeticheskaya politika. 2015. № 1. S. 6-12.

3. Barinova A.A., Zapechnikov S.V. Metody i sredstva obespecheniya konfidentsial'nosti smart-kontraktov // Bezopasnost' informatsionnykh tekhnologij. 2017. № 2. S. 16-23.

4. Belyakov G.P. Problemy razvitiya ehnergeticheskoj infrastruktury v regionakh s vysokoj stoimost'yu ehnergoresursov. – M.: Izd-vo MPA – Press, 2013. 272 s.

5. Bojko P.A., Chinaliev V.U., Shkuta A.A. i dr. Upravlenie realizatsiej infrastrukturnykh proektov: koordinatsiya vypolneniya zakazov i postavok pri osuschestvlenii gosudarstvennykh i munitsipal'nykh zakupok. - M.: Finuniversitet, 2017. 76 s.

6. Bortalevich V.Yu., Sorokin D.D. Korporativnoe upravlenie v usloviyakh vykhoda iz krizisa// Evrazijskaya ehkonomicheskaya integratsiya kak faktor povysheniya stabil'nogo i postupatel'nogo razvitiya natsional'nykh khozyajstvennykh sistem / Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Moskva, 29-30 sentyabrya 2016 g. / Pod red. chl.-korr. RAN V.A. Tsvetkova – M.: TsEhMI RAN / IPR RAN, 2016. S.35-36.

7. Grigor'ev V.V. Vychislitel'nye algoritmy i opyt resheniya zadachi opredeleniya optimal'noj sovokupnosti mnogootraslevykh kompleksov // Informatika, vychislitel'naya tekhnika, avtomatizatsiya v nauke, tekhnike i narodnom khozyajstve Materialy konferentsii. 1983. S. 177-179.

8. Grigor'ev V.V., Derkach A.K. Postroenie infrastruktury tsifrovoj ehkonomiki: kontsentratsiya klyuchevykh faktorov konkurentosposobnosti // Vykhod iz sistemnoj krizisnoj tsiklichnosti: problemy i puti ustojchivogo ehkonomicheskogo razvitiya // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. – M.: IPR RAN, 2018. S. 37-39.

9. Zoidov Z.K.  Puti formirovaniya integrirovannoj rynochnoj infrastruktury i regulirovaniya proizvodstva i tovarooborota v ramkakh EAEhS.- Moskva: IPR RAN, 2015. 141 s. 

10. Zoidov K.Kh., Medkov A.A., Zoidov Z.K. Razvitie tranzitnoj ehkonomiki – osnova stabil'nosti, bezopasnosti i modernizatsii Rossii i stran Tsentral'noj Azii / Pod red. chl.-korr. RAN V.A. Tsvetkova – M.: TsEhMI RAN / IPR RAN, 2016. 339 s.

11. Loginov E.L. Gazovyj «karkas» ehnergeticheskoj bezopasnosti: Prirodnyj gaz kak faktor natsional'noj ehnergeticheskoj bezopasnosti Rossii. – M.: NIEhB, 2008. 299 s.

12. Makarov V.L., Bakhtizin A.R., Sushko E.D. Situatsionnoe modelirovanie - ehffektivnyj instrument dlya strategicheskogo planirovaniya i upravleniya // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2016. № 6 (90). S. 26-39.

13. Nekrasov A.S. Analiz i prognozy razvitiya otraslej toplivno – ehnergeticheskogo kompleksa. Izbrannye trudy. – M. Izdanie OOO «LETO Indastriz», 2013. 592 s.

14. Pryanikov M.M., Chugunov A.V. Blokchejn kak kommunikatsionnaya osnova formirovaniya tsifrovoj ehkonomiki: preimuschestva i problemy // International Journal of Open Information Technologies. 2017. T. 5. № 6. S. 49-55.

15. Puchenkov V. Svyaz' tsifrovogo i fizicheskogo: blokchejn, RFID, IOT // Logistika. 2017. № 9 (130). S. 46-47.

16. Sudo M.M., Sudo R.M. Neft' i uglevodorodnye gazy v sovremennom mire. – M.: Izdatel'stvo LKI, 2008. – 256 s.

17. Tsvetkov V.A. Prichiny, razvitie i posledstviya ehkonomicheskogo krizisa dlya Rossii // Mezhdunarodnaya ehkonomika. 2010. № 3. S. 5-12.

18. Ehvolyutsiya mirovykh ehnergeticheskikh rynkov i ee posledstviya dlya Rossii / pod red. A.A.Makarova, L.M.Grigor'eva, T.A.Mitrovoj. – M. INEhI RAN-ATs pri Pravitel'stve RF, 2015. 400 s.