Solidarity of society as a necessary factor of effective modernization of the socio-economic space of the country
Table of contents
Share
Metrics
Solidarity of society as a necessary factor of effective modernization of the socio-economic space of the country
Annotation
PII
S265838870005641-8-1
DOI
10.33276/S265838870005641-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Natalia Khristolyubova 
Occupation: Research fellow
Affiliation: CEMI RAS
Address: Moscow, Nakhimovky prospect 47
Edition
Abstract

The article examines the modern problems of quality of life in the period of the necessary modernization of the socio-economic space of the country, based on the widespread in all spheres of human life and life of scientific and technological progress. The processes of modern modernization are based on the new role and place of man in the economy and society. Man, human capital, creative human capital are becoming the main factor in the production of traditional, new, and unique benefits. A necessary factor for effective economic modernization is the solidarity of society, which will create equal opportunities and conditions for the accumulation and realization in the production and everyday life of the potential of each person, the growth of social capital, which will affect the overall well-being, create a margin of safety of the economy, and thus increase the level of national security. The article studies the influence of the composition and structure of the modern consumer basket and the subsistence minimum on the interests and behavior of a person and individual social groups whose incomes are associated with them.

Keywords
scientific and technological progress, digitalization, quality of human life, human capital, consumer basket, subsistence minimum, poverty, economic security.
Received
27.06.2019
Date of publication
02.07.2019
Number of characters
50113
Number of purchasers
13
Views
155
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Россия в условиях необходимости новых модернизаций
2 В настоящее время Россия стоит перед необходимостью неотложно решать задачи модернизации всего социально-экономического пространства страны в ответ на разнообразные, непрерывно появляющиеся новые и обостряющиеся традиционные угрозы, вызовы и риски, которые возникают и действуют во всех странах мировой экономики (независимо от политических предпочтений, уровня социально-экономического развития, размеров территории, численности населении и прочее), как в текущем времени, так и прогнозируемы в отдаленной перспективе.
3 Современные процессы модернизации связны с разработкой, внедрением и широким распространением во все сферы жизнедеятельности, отрасли производства благ и быта человека достижений научно-технологического прогресса и на этой основе развитием новой цифровой экономики1 и информационных технологий [1]. Всемирный банк в Доклад о мировом развитии в 2016 году «Цифровые дивиденды» определил цифровую экономику, как «систему экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникативных технологий»[2]. Эксперты Глобального института McKinsey утверждают, что процесс развития цифровой экономики по масштабам воздействия и по силе последующих изменений в жизнедеятельности всей мировой экономики будет сопоставим с последствиями промышленной революцией в XVIII-XIX веках, и теми долгосрочными социально-экономическими эффектами, которые она вызвала, вплоть до изменения направления развития экономики [3].
1. В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» цифровая экономика определяется, как «хозяйственная деятельность, в которой ключевыми факторами производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которые по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг». См.: «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», утвевержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. №203 [Электронный ресурс]. >>>> - (дата обращения 29.04.2019). В Программе «Цифровая экономика России» цифровая экономика определяется: «хозяйственная деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме. Она способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы». См.: Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерции от 28 июля 2017 г. №1632-р [Электронный ресурс]. >>>> - (дата обращения:25.04.2019).
4 Исходя из данных исследования «Индекс цифровой экономики и общество» (The Digital Economy Society Index, I-DESI), опубликованного Европейской комиссией в 2016 году, в основе которого сравнение процессов цифровизации в ЕС с достижениями в этой сфере в других странах мира, следует, что в тройку мировых стран-лидеров по уровню развития цифровой экономики входят Исландия, Республика Корея, Норвегия с самыми высокими значениями индекса, соответственно – 0,66, 0,64, 0,63. Это означает, что в данный момент эти страны первенствуют в мире по использованию информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности. Даже страны-ЕС (28) имеют значение индекса ниже, чем у названных лидеров – 0,54 (в 2015 г. 0,47). В ЕС в тройку лидеров входят страны: Дания, Нидерланды, Швеция, а замыкают: Греция, Болгария и Румыния. Россия по этому индексу в 2016 году имела значение 0,47, и отставала и от мировых лидеров и от всех стран-ЕС, но, все же, имела немного лучшие позиции, чем у Китая (0,45) [4].
5 Индекс DESI выступает, как прямой показатель оценки влияния современных тенденций цифровизации на социально-экономическое пространство отдельной страны. Индекс является интегральным показателем (объединяет 31 показатель), демонстрирующим достижения страны по пяти укрупненным параметрам: доступность высокоскоростного широкополосного интернета, государственные электронных услуг, человеческий капитал (измеряет основные компетенции населения по использованию возможностей цифрового общества), использование онлайн-услуг и интеграция цифровых технологий и бизнеса.
6 Наряду с индексом DESI, также в мировой практике используются другие показатели и индексы, которые опосредованно позволяют оценивать процесс цифровизации2, как эффективное мировое направление развития. С 2001 года применяется Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index, NRI), который позволяет оценивать уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), и на этой основе дает косвенную оценку процессам цифровизации. Всемирный экономический форум в ежегодном докладе «Глобальный отчет по информационным технологиям» по индексу NRI ранжируют страны мира. По данным 2016 года из 143 стран в тройке стран-лидеров: Сингапур, Финляндия, Швеция. Россия в этом рейтинге занимает 41позицию (в 2015 году был такой же результат).
2. Термин «цифровизация» был введен в научное употребление американским информатиком Н. Негропонте и начал использоваться с 1995 года. См.: Negroponte N. Being Digital / N.Negroponte. – NY: Kropf, 1995 [Электронный ресурс]. URL:http://inance.ru/ 2017/09/cifrovaya-economica/ - (дата обращения: 15.05.2019). Цифровизация активно распространялась на все отрасли и сферы деятельности, так описание процессов цифровизации в экономике представлено в научных иследованиях, например, см.: Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе. [Электронный ресурс]. >>>> . Ноябрь, №11.2017. – (дата обращения:15.05.2019).
7 С 2007 года разработан и применяется Глобальный инновационный индекс (Global innovation index, GII), который оценивает инновационную деятельность и ее результаты, следовательно, опосредовано позволяет судить о распространении цифровизации. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Кельнский университет, школа бизнеса INSEAD совместно подготовили доклад «Глобальный инновационный индекс», по данным на 2018 год из 126 стран-участниц в ТОП-3 входят Швейцария (удерживает первую позицию с 2008 по 2018 годы), Нидерланды, Швеция. Россия на 46 месте (в 2017 году занимала 45 место), Китай продемонстрировал самый большой рывок по этому показателю за последние 10 лет, поднявшись с 27 места в 2008 году на 17 в 2018 году.
8 Таким образом, установленное отставание России от стран-лидеров на данном этапе развития мировой экономики при переходе к цифровизации угрожает её возможностям установления взаимовыгодной и эффективной интеграции в мировое хозяйство. Очевидно, что такая интегрированность неизбежно необходима, в условиях нарастающей глобализации, либерализации, транснационализации производства и капитала, всеобщей информатизации и воздействия на Россию других современных мировых тенденций, а так же взаимодействию на равных в международных отношениях, в настоящем и не исключено в будущем. Также ограниченная доступность современных цифровых технологий усилит и закрепит неравенство в мировом сообществе.
9 Установлено, что государства могут получать высокую отдачу от цифровизации и обеспечить на ее основе подъем производительности труда, ускорение экономического роста, рост уровня качества жизни и в тоже время укреплять безопасность при условии, что заблаговременно будет создана прочная фундаментальная основа: долгосрочные инвестиции в образование, здоровье населения, развитие современной инфраструктуры, улучшение делового климата (что для России в настоящее время проблематично в условиях нарастающих санкций и контрсанкций, но в тоже время Россия в международном рейтинге Всемирного банка по уровню условий ведения бизнеса занимает 31-е место в 2019 году, против 35 места в 2018 году[5] и 120 места в 2012 году) и пр.
10 Эти опасности актуальны и нашли отражение в программе Правительства «Стратегия развития России до 2024 года» [6], где ключевыми задачами, среди прочих, определены: выведение экономики страны в число пяти крупнейших в мире; ускорение технологического развития; выход в число десяти стран мира по качеству общего образования, снижение в два раза уровня бедности в стране; повышение продолжительности жизни до уровня мировых лидеров и повышении срока активной трудовой жизни человека и др. Для реализации этих целей и задач используют в качестве инструмента национальные проекты и программы, которые позволяют более рационально и эффективно направлять ресурсы. В настоящее время для комплексной модернизации социально-экономического пространства программы реализуются уже не разрозненно, как прежде, а в «единой матрице»[7]- 12 национальных и 76 федеральных проектов, что при целевом использовании выделенных средств позволит более адекватно реагировать на внешние и внутренние угрозы, вызовы и риски, также сохранить в большей надежности систему безопасности, и при условии роста качества жизни населения сейчас, создать необходимую устойчивую основу для будущего благополучия не только государства в целом, но и каждого человека, что является задачей более высокого порядка и это позволяет ожидать существенно более позитивные перемены в стране.
11 Изменение роли и место человека в современных процессах модернизации
12 Процессы современной модернизации основываются на новой роли и месте человека в экономике и социуме. Человек перестал быть элементом (винтиком) большой государственной машины, как это уже было в прошлой истории развития России. Человек, человеческий капитал, креативный человеческий капитал становятся основным фактором производства не только традиционных, но и новых, и уникальных благ. Человеческий капитал – это человек, обладающий знаниями и навыками, которые позволяют создавать ценность в глобальном пространстве. Состав, структура и качество человеческого капитала определяют конкурентные преимущества как внутри страны, так и в мировой экономике. Научными исследованиями установлено, уровень человеческого капитала находится в прямой зависимости от прошлого и текущего уровня качества жизни человека, и наоборот. Высокий уровень человеческого капитала и высокий уровень качества жизни – необходимые стимулирующие условия прогрессивной социально-экономической модернизации страны, отраслей, ведомств и регионов. В противном случае эти условия станут факторами сдерживания модернизации и опасного расслоения общества на отдельные группы с расходящимися, встречными и параллельными интересами [8].
13 Так, Всемирный банк в 2017 году приступил к практической реализации Проекта развития человеческого капитала[9], а также начал использовать в мировой экономике новый социально-экономический инструмент измерения и регулирования – Индекс человеческого капитала (Human Capital Index, ИЧК). Экономическая сущность нового индекса состоит в том, чтобы измерить состояние здоровья, качество и количество образования, на которое может рассчитывать ребенок, родившийся в настоящее время в конкретной стране при достижении им трудоспособного возраста (18 лет, т.е. в идеале, завершив школьное образование и имея 100% здоровье). Фактически ИЧК дает количественную оценку долгосрочных инвестиций в сферу здравоохранения, образования в будущую производительность труда и уровень получаемого дохода. ИЧК обеспечивает системную оценку человеческого капитала отдельной страны в настоящем и будущем. Сопоставляя значение индекса человеческого капитала своей страны со значением индекса стран-лидеров, можно судить о тех потерях, которые несет национальная экономика от сложившегося дефицита человеческого капитала.
14 Аналитическая группа Всемирного экономического форума (ВЭФ) совместно с Гарвардским университетом и международной консалтинговой компанией Mercer Human Resource Consulting опубликовали рейтинг стран мир по ИЧК. В 2017 году Россия среди 130 стран-участниц рейтинга занимает 16 позицию со значением индекса -72,16 притом, что Япония находится на 17 позиции (72,05), а в тройку лидеров входят: Норвегия (77,12), Финляндия (77,07), Швейцария (76,48), США на 4 позиции (74,84), Германия на 6 (74,30) [10]. В связи с этим Всемирный банк сделал оптимистичный прогноз для России, в соответствии с которым дети, рожденные в 2017 году, к своим 18 годам достигнут 73%3 потенциальной производительности, при среднемировых значениях в 56% (у российских девочек ИЧК – 78%, у мальчиков – 68%). Эти показатели России выше ожидаемых, исходя из уровня реального ВВП на душу населения по ППС, и соответствуют уровню стран с высокими доходами [11].
3. ИЧК включает пять индикаторов: вероятность дожития до пятилетнего возраста, ожидаемую продолжительность обучения, качество обучения (результаты тестов), доля пятнадцатилетних подростков, которые доживут до 60 лет и доля детей без задержек развития. По прогнозным данным Всемирного банка 99 российских детей их 100 доживут до пятилетнего возраста, к совершеннолетию завершат в среднем 13,8 лет обучения в детском саду и школе, но с учетом качества обучения -11,9 лет. По результатам тестов школьники набирают 538 баллов (625 баллов соответствует высокому уровню знаний), 78% пятнадцатилетних, рожденных в 2017 году доживут до 60 лет.
15 В настоящее время под влиянием роста научно-технологического прогресса в мировом сообществе предъявляется нарастающий спрос на все более высокий уровень качества жизни человека и более высокий уровень человеческого капитала. Также потребность отдельного человека, населения страны повысить качество своей жизни выступает стимулом к прогрессивному развитию. Качество жизни в мире принято интегральным измерителем качества жизнедеятельности человека, общества и государства в системе общегосударственных и региональных органов управления, потому что в него включены объективные (монетарные и немонетарные) и субъективные (ощущение человеком качества своей жизни, благополучия и счастья) индексы и показатели, характеризующие общество в целом, отдельные его группы и отдельного человека. В нашей стране показатель качества жизни находится в системе регулярного контроля Президента, Правительства и Общественной палаты. Рост качества жизни человека и страны является целью и задачей развития не только традиционно социально-экономической сферы, а в современных условиях - еще и политической.
16 Солидарное общество, как благоприятная среда для эффективной модернизации
17 Необходимым условием проведения успешной современной экономической модернизации является, по возможности достаточная солидарность общества, в котором будут созданы равные возможности и условия для накопления и реализации в производстве и быту потенциала каждого человека, роста социального капитала, что обязательно повлияет на благополучие, как отдельного человека, так и всего населения страны, создаст запас прочности экономике, и тем самым, повысит уровень национальной защищенности.
18 Только солидарное высокообразованное и культурно-нравственное общество в современных неопределенных условиях исчерпания потенциала доминирующего технологического уклада и перехода к новому технологическому укладу способно создать необходимые предпосылки для эффективной модернизации, установить атмосферу доверия внутри страны к реформам и общий благоприятный климат (социальный, политический, психологический, инновационный и др.) для процессов создания, распространения и восприятия новизны, и последующих возможных противоречивых изменений (как очевидных достоинств научно-технологического прогресса, так и возможного появления негативных процессов, явлений и событий) в жизнедеятельности человека, общества и государства и всего мира. Такая солидарность общества в настоящее время не является данностью, её необходимо создавать и поддерживать в процессе дополнительных масштабных системных социально-экономических, психологических и политических мероприятий с помощью разнообразных специальных долгосрочных проектов и программ, что позволит эффективнее реформировать существующую институциональную среду. Вся институциональная система страны (не только служба социального обеспечения) заинтересована во влиянии и оказании управляющего воздействия на жизнедеятельность и благополучие человека, поскольку все они потребляют главный ресурс современности – человечески капитал в форме компетентного труда человека.
19 Так в настоящее время в мировой экономике новатором в процессах модернизации социально-экономического пространства является Япония [12,13] (которая сотрудничает и пользуется поддержкой Германии, основоположницы стратегии Индустрия 4.0, направленной только на производство, и США, мирового лидера в интернет технологиях), которая на основе объединенных усилий правительства страны и крупного бизнеса, уже выработала и начала реализовывать национальную стратегию развития «Общество 5.0», положенную в основу пятилетнего плана развития, рассчитанного на период с 2017-2022 годы. Эта стратегия основывается на идеях солидарности общества («общества сотрудничества»), в котором происходит оптимизация ресурсов не только отдельного человека, как это было на предыдущем этапе информационного общества («Индустрия 4.0»), а всего высокообразованного общества через использование цифровых технологий, таких как большие данные, интернет вещей или искусственный интеллект. Основные изменения ждут не только традиционную промышленную сферу, а в основном они направлены на удовлетворение социальных интересов и потребностей. Ожидается, что концепция «Общества 5.0» позволит дать адекватный ответ на основные вызовы, присущие Японии и другим странами мировой экономики, в том числе и России, такие как: сокращение численности и старение населения, снижение рождаемости, износ и моральное устаревание производственной и социальной инфраструктуры, проблемы экологии, ограниченность природных ресурсов, терроризм, и другие. Возможность стране совершить цифровой скачок в значительной мере зависит от желания населения принять концепцию реформ, то есть согласие общества на издержки (физические и моральные), которые неизбежно понесет каждый человека в процессе изменения его жизнедеятельности и готовность каждого человека реализовывать свой потенциал. Для такой прогрессивной солидарности общества приобретает большое значение семья, система образования, соблюдение принципа социальной справедливости и позитивный морально-нравственный климат.
20 Исторический опыт развития отдельных стран, современные социально-политические события в разных частях мира (например, движение «желтых жилетов» во Франции, To Occupy Wall-Street в Америке, «Арабская весна», «Евромайдан» на Украине и другие), международные и отечественные социологические исследования свидетельствуют, что процессам солидарности общества препятствует резкая имущественная и финансовая дифференциация, которая автоматически порождает неравенство во всех других сферах жизнедеятельности, а так же создает условия для появления у разных групп общества несовпадающих (расходящихся) социально-экономических и политических интересов и целей развития, способных вызвать девиантное (отклоняющееся) поведение, протест и раскол, в форме социального конфликта. Поэтому особенно важно, в период нестабильности экономики и общества, связанной с процессом институционального перехода от исчерпавшего себя уклада к несформированному новому, проводить постоянный разносторонний (объективный и субъективный) мониторинг оценки социально-экономического положения [14] и психологического настроя отдельных социальных групп и страны в целом, на основе как адаптированного к новым условиям и требованиям жизнедеятельности традиционного (объективного и субъективного) инструментария, так и осуществлять поиск нового, позволяющего заблаговременно выявить опасные изменения и своевременно проводить регулирующие мероприятия.
21 Так, согласно проведенному в 2018 году социологическому опросу исследовательской группой ЦИРКОН4, 75% граждан России утверждают, что «готовы объединиться с другими людьми для совместных действий, если их идеи и интересы совпадают» и 15 % граждан считают, объединение неприемлемым для себя. Субъективное ощущение доверия и сплоченности в обществе представлено балансом: 57% граждан считают, что в обществе «больше несогласия, разобщенности» и 30% оценивают, что в обществе «сплоченность и согласие». При этом в настоящее время наиболее острые противоречия в обществе, приводящие к его дезинтеграции, отмечены между властью и народом – 45% и между богатыми и бедными – 40% притом, что противоречия между людьми с разными политическими убеждениями составляют 24% [15]. Если сравнивать результаты данного опроса с аналогичным, проводимым в 2015 году Институтом социологии РАН, то противоречия между властью и народом выделяли 32% граждан, между богатыми и бедными 37%, а между людьми разных политических взглядов – 6% [16]. Это свидетельствует, во-первых, о всё большем отходе от идей атомизма и разобщенности в обществе, которые развивались на этапе формирования современной рыночной России, и запросе и ожидании населения на рост объединения, что является положительным сигналом в период реформирования социально-экономического пространства. Во-вторых, в обществе отмечается рост социального неравенства, что, очевидно, не позволит людям накопить и раскрыть свой потенциал, и препятствует общественной консолидации и, как следствие, повлечет неопределенность будущего.
4. Опрос проводился в декабре 2018 года, в опросе приняло участие 2,5 тысячи респондентов старше 18 лет.
22 Потребительская корзина и прожиточный минимум как факторы солидарности общества
23 Жизнедеятельность и благополучие человека во всех странах мира регулируется и управляется, системой специальных индексов и показателей, в числе которых: потребительская корзина, прожиточный минимум, потребительский бюджет и другие показатели. По утверждению К. Маркса: «…люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.»[17, с.350], а также создавать и воспринимать научно-технологический прогресс.
24 В развитых странах традиционно используется система социальной защиты населения, с помощью законодательно устанавливаемой системы минимальных социальных стандартов и гарантий, которые постоянно актуализируются во времени и обеспечивают предельно-допустимый уровень социальных гарантий для разных групп населения. Основным социально-экономическим показателем в России и других странах принята величина прожиточного минимума, измеряемая в стоимостном и натуральном выражении потребительской корзины, включая обязательные платежи и сборы.
25 Основные этапы появления и развития потребительской корзины в России
26 В нашей стране показатели «потребительская корзина», «прожиточный минимум» и «потребительский бюджет» использовались еще до перехода к современной рыночной экономике. Исторический обзор основных этапов появления и развития этих понятий показывает, что в дореволюционной России в 1913 году при расчете и оценке уровня жизни населения применялся перечень из 24 наименований продуктов и товаров: сельскохозяйственных и промышленных продуктов питания, соответственно 11 и 4 позиции и 9 позиций предметов бытового потребления. Начиная с 1928 года, в СССР для оценки уровня жизни граждан велся расчет потребительского набора, состоящего из 40 разнообразных наименований продуктов и товаров, дополнительно включающий уже коммунальные услуги (квартплата, электроэнергия, вода, проезд в трамвае) и культурно-просветительные расходы человека (так, в расчете на месяц предусматривалось 4 газеты, 0,5 листа писчей бумаги, 8 билетов в кино).
27 В период перестройки и перехода советской экономики к системе рыночного хозяйствования в 1989 году в программе «Переход к рынку» [18] (эта программа еще известна, как программа «500 дней» С.С. Шаталина) появилось новое социально-экономическое понятие - «минимальная потребительская корзина». На этом новом понятии, разработанном Госкомтруда СССР, должна была базироваться вся система социально-экономических показателей страны. Методология расчетов минимальной потребительской корзины отличалась от современного её представления, и основывалась на удовлетворении не минимальных потребностей человека, а на потребностях, которые могли бы обеспечить его достойную жизнь, даже при минимальном уровне дохода. Минимальная потребительская корзина содержала 12 статей расходов, в их числе: продукты питания имели 76 позиций, одежда – 45, предметы санитарии-28, мебель – 20, посуда – 28 и более 250 наименований услуг, включающих жилищно-коммунальные, транспортные, связь, отдых, подарки, цветы и др.
28 Начиная с 1992 года, изменился методологический подход к расчетам прожиточного минимума, стали учитывать не только общенациональные его значения, но и основываться на территориальных и природно-климатических особенностях регионов России[19]. Территория России была поделена на восемь зон, а в состав потребительской корзины входили только продукты питания всего 35 наименований, которые составляли примерно 70% минимального потребительского бюджеты, оставшаяся его часть больше не расшифровывалась, а непродовольственные товары представлены только в относительных показателях
29 В 1999 году был принят Федеральный закон № 201 «О потребительской корзине» в целом по России [20], и утвержден состав и структура потребительской корзины на основе утвержденных Правительством РФ «Методических рекомендаций» №192 [21]. На основании этих нормативных документов потребительская корзина включала всего 129 наименований товаров (продукты питания – 35, непродовольственные товары – 87, услуги представлены платными услугами -6 и прочими услугами – 10% от платных услуг).
30 Новые редакции закона «О потребительской корзине в РФ» были в 2001 году и в 2005 году и принимались Минтрудом РФ «Методика исчисления величины потребительской корзины» соответственно в 2001 и 2005 годах. Особенностью методики 2005 года стало разделение субъектов РФ по природно-климатическим зонам (с холодным, с умеренным и теплым климатом), что оказало влияние на потребление непродовольственных товаров. Кроме того, часть пунктов потребительской корзины стали задавать не по составу, а процентным соотношением, что может свидетельствовать о сокращении норм расходов (например, в потребительской корзине 2005 года «предметы первой необходимости, санитарии и лекарства» обозначены, как 10% от общей величины непродовольственных товаров, а в потребительской корзине 1999 года эта позиция была представлена 13 наименованиями товаров).
31 В 2006 году был принят Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по России» №44 (от 31.03.2006). В этой потребительской корзине были заложены 29 укрупненных позиций по трем группам: продукты питания -11 наименований, непродовольственные товара – 10 и услуги – 6. В 2010 году принимался ФЗ№332 «О потребительской корзине в целом по России в 2011-2012 годах» (от 08.12.2010), в составе, структуре и в объемах предусмотренных предыдущим ФЗ-№44. Данный ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года в связи с принятием в 2012 году ФЗ «О потребительской корзине в целом по России» №227 (от 03.12.2012) и действует до 31 декабря 2020 года включительно [22]. В действующем ФЗ «О потребительской корзине в целом по России» в статье 1 установлены сроки ее пересмотра, не реже, чем 1 раз в пять лет. Следовательно, ожидаемый срок пересмотра потребительской корзины - начало 2018 года, но в статье 4 о сроке действия законом №421 – ФЗ (от 28.12.2017) внесли изменения, которые продлили срок действия фактической потребительской корзины до 2020 года.
32 Потребительская корзина представляет собой набор товаров и услуг, необходимых человеку для удовлетворения физиологических потребностей и осуществления безопасной жизнедеятельности в пространстве и времени.
33 Если сравнить потребительскую корзину в России в 2018 году, то она включала 156 позиций, а потребительская корзина в США – 300 позиций, в Великобритании – 350, в Германии – 475. Такое сравнение свидетельствует, что российская потребительская корзина существенно отличается более узким составом и структурой, что неизбежно послужит источниками сдерживания развития экономики и социума и дополнительных опасностей для страны.
34 Ограниченность современной потребительской корзины России очевидна и требует ускоренных мер по ее изменению и приближению к рациональным нормам потребления современного человека, что ставится себе программной задачей Правительством России на период до 2021 года. Утверждается, что необходима новая более прогрессивная потребительская корзина «…при этом минимальный набор продуктов, которые войдут в новую корзину, максимально ее приблизят к нормам, соответствующим здоровому питанию. Это произойдет благодаря увеличению объемов рыбы, мяса, овощей, фруктов и молочной продукции, и в тоже время снизят содержание в корзине хлебобулочных изделий, картофеля, маргарина и других жиров»[23].
35 В настоящее время в России потребительскую корзину законодательно используют для установления среднемесячного прожиточного минимума человека, который с 2018 года соответствует минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), но не должен его превышать согласно нормативов. В соответствии с законодательством России, ежегодно размер МРОТ устанавливается в сумме равной полному прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране за второй квартал предыдущего года. С 1 января 2019 года МРОТ в России составляет 11 280 рублей. Государства МРОТ использует, как инструмент в преодолении социального неравенства и борьбы с бедностью в стране.
36 Так, Федерация независимых профсоюзов России предлагает МРОТ увеличить до размера минимального потребительского бюджета, что соответствует примерно 25 тысячам рублей, что в два раза больше фактического [23]. Данное предложение уже используется в Москве и Татарстане, где на основе минимального потребительского бюджета трехсторонние комиссии устанавливают на территории этих регионов минимальную зарплату.
37 Размер потребительской корзины и прожиточного минимума оказывают непосредственное влияние не только на величину минимальной зарплаты, но и на размер пенсий, социальных пособий, субсидий малоимущим гражданам, стипендий учащимся, размер алиментов и денежных средств на выплату материнского капитала при рождении третьего и последующего ребенка и других видов материальной поддержки разных групп населения, а также служит ориентиром, по которому определяют порог бедности. Этим объясняется то значение заинтересованности, которое придается данным показателям государством, организациями, независимыми профсоюзами, Общественной палатой, политическими партиями разной направленности и другими субъектами управления.
38 Оценка современного научного интереса к проблемам потребительской корзины и прожиточного минимума
39 Свидетельствами не снижающейся актуальности проблем состава, структуры и пропорции компонентов потребительской корзины и размера прожиточного минимума является интернет информация поисковых систем, например, Яндекса и Гугла [25,26], из количественной оценки которых уже можно судить о масштабах, важности и значении для каждого человека и всего общества этой информации. Так Яндекс, на запрос информации о потребительской корзине выдает 2 миллиона единиц информации (в числе которой 28 тыс. обращений только за один текущий месяц), а разными аспектами прожиточного минимума интересуется 63 миллиона интернет пользователей (по нашим подсчетам, можем сказать, что условно каждый третий гражданин обращался за подобной информацией).
40 По данным официального интернет-портала Kremlin.ru [27] Президентом России обсуждались проблемы потребительской корзины и прожиточного минимума соответственно в 34 и 171 документах, а связанные с ними проблемы качества жизни – в 2166 результатах поиска (данные за период с момента создания сайта в 2000 году по настоящее время). Установлено, в политических документах разных партий России в разное время потребительская корзина и прожиточный минимум были предметом обсуждения и подготовки правительству предложений по её изменению, так, например, в документах КПРФ [28] упоминается потребительская корзина 193 раза, прожиточный минимум - 1369, а также видим, что более чем в 5 тысячах партийных документах обсуждается проблема возникающего и потенциально возможного социального конфликта. В «Единой России»[29] потребительская корзина и прожиточный минимум соответственно в 82 и 668 материалах, а тема социальных конфликтов в 676 материалах. Общественная палата [30] в отличие от других органов и организаций контроля и управления (где очевидна асимметрия в большем внимании к прожиточному минимуму за счет проблем потребительской корзины) уделяет примерно равное внимание и потребительской корзине и прожиточному минимуму, так тематика состава и структуры потребительской корзина отражается в 577 документах, прожиточный минимум в 644.
41 Количественный анализ масштабов и направлений исследования проблем прожиточного минимума и потребительской корзины, а также определение современных тенденций фундаментального научного интереса может быть продолжено данными единого электронного каталога Российской государственной библиотеки (РГБ).
42 На основании аналитического обзора информации электронного каталога диссертаций и авторефератов [31], видим, что за период с 2000 года по настоящее время включительно по тематике прожиточного минимума и потребительской корзины представлено всего соответственно 27163 и 7706 защищенных диссертаций, в которые данные понятия входят непосредственно в цель исследования или служат аргументами в доказательстве истинности суждений. Основными отраслями научных знаний, лидирующими по проявленному интересу, является в основном экономика, а также социология и юриспруденция.
43 Изучение динамики изменений научной активности в подготовке диссертаций связанных с тематикой потребительской корзины показывает, что в 2000 году таких исследований было 410, пик интереса относится к 2006 году - 734, а по данным 2018 года эта проблема исследовалась всего в 25 работах. Очевидна разница в большей степени научной изученности между потребительской корзиной и прожиточным минимумом, в сторону последнего. Так в 2002 году прожиточный минимум изучался в 1647 работах, в 2006 году был пик научного интереса – 2542 работы, в последующем наблюдается устойчивое снижение до настоящего времени – в 2018 году – 83 работы, притом, что в 2017 году отмечаем небольшой рост до 198 работ. Полагаем, что рост научной активности в 2006 и 2017 году связан с ожиданием актуализации Федерального Закона «О потребительской корзине». Считаем, что такой выявленный низкий уровень научного интереса к исследованиям потребительской корзины и прожиточного минимума, который отмечен в последнее время, несет опасность ухода от научно-обоснованных принятий решений в сторону субъективизма и политической конъюнктуры.
44 Влияние состава и структуры современной потребительской корзины на процессы модернизации
45 Современную потребительскую корзину [22] определяют раздельно для трех разных социально-демографических групп населения: для трудоспособных граждан, для пенсионеров и для детей. Все необходимые человеку для жизни блага разделяются внутри потребительской корзины на три основные части: продукты, непродовольственные товары и услуги. Минимальную стоимость каждой из этих трех частей рассчитывают раздельно для каждой отдельной социально-демографической группы.
46 Так, продукты питания в современной потребительской корзине представлены укрупненными однородными группами продуктов-11 наименований. Непродовольственные товары включают 10 наименований. Последняя часть – услуги, состоят из 8 наименований, всего в потребительской корзине содержится 156 позиций продуктов, товаров и услуг.
47 В результате анализа состава, структуры и пропорций трех выделенных частей современной потребительской корзины оцениваем текущие и будущие тенденции влияния потребительской корзины на формирование и развитие потенциала человека и всего общества в условиях нарастающего влияния научно-технологического прогресса и неизбежной цифровизации всего привычного уклада жизнедеятельности и быта.
48 Блага потребительской корзины являются компонентами, определяющими не только уровень жизни, но и качество жизни человека, его благосостояние и безопасность. Если человек длительный срок вынужден удовлетворять свои потребности исходя из размеров прожиточного минимума на уровне потребительской корзины, то это неоспоримо и неизбежно перемещает его в группу бедного населения, что принципиально ограничивает развитие человеческого каптала, снижает возможности и потенциал человека, и, в свою очередь, способствует атомизации общества, создавая неблагоприятную среду для любой модернизации. Также при массовом характере таких социально-экономических явлений опасно снижает уровень не только его личной безопасности, но и безопасность общества и государства. Так по данным Росстата доходы ниже прожиточного минимума в 2018 году имеют 19 млн. человека, что соответствует 12,9% населения страны. По утверждению вице-премьера РФ Т. Голиковой численность бедных граждан с 2012 по 2017 год выросла на 3,9 млн. человек притом, что в 1999 году абсолютный показатель граждан, проживающих за чертой бедности, составлял 41,6 млн. человек (28,4%) [32].
49 Анализируя первую часть потребительской корзины – продукты, видим, что их состав и количество в расчете на год и день предельно ограничено и в условиях, когда доля интеллектуального труда в общей структуре труда в современной инновационной экономике резко возрастает, и вместе с тем, возрастают умственные, психологические, эмоциональные и другие нагрузки человека, все это предъявляет повышенные требования к достаточному полноценному сбалансированному питанию. Расходы на продукты в современной потребительской корзине составляют 50% от величины прожиточного минимума. Человек, являясь уязвимым биологическим организмом, на протяжении всей жизни высокочувствителен к качеству и количеству доступных ему продуктов питания, поэтому, как сама жизнь человека, а также качество и ее продолжительность находятся в корреляционной зависимости от того, как и какими он удовлетворяет свои физиологические потребности в пище продуктами.
50 Многие мировые сельхозпроизводители продуктов питания, для увеличения продуктивности и снижения издержек производства широко применяют передовые, часто, непроверенные на практике, достижения научно-технического прогресса, что при очевидных достоинствах, сопровождается скрытыми и неизученными на данном уровне научного познания негативными последствиями для здоровья человека, например, ГМО продукция, или продукты, содержащие трансжиры и прочее.
51 В современной реальной жизни наметилась закономерность, что более полезные продукты питания имеют более высокую рыночную цену, а также, даже традиционные, общедоступные питательно ценные продукты, например, мясо курицы (необходимый источник белка для всех групп населения, особенно для детей) на продовольственном рынке, резко дифференцированы по цене. Так, например, по данным Яндекс.Маркет [33] на февраль 2019 года цена на тушку курицы находится в диапазоне от 138 до 649 рубле за штуку (разница в цене более чем в 4 раза), при том, что более дорогая, является органической фермерской продукцией, что, очевидно, по созданным фермером условиям выращивания птицы делает ее более полезной человеческому организму. Или примером может служить цена за батон белого хлеба, видим, самую низкую цену – 17 рублей (Интернет-магазин Globus), и самую дорогую буханку весом 0,8 кг – 900 рублей (Интернет-магазин Camel milk) (разница в цене на хлеб в 52 раза) в рецепт, которого входит верблюжье молоко, из описания потребительских свойств хлеба следует, что он обладает высокой полезностью (является источником растительного и животного белка, содержи ряд незаменимых аминокислот) для человека и способствует долголетию.
52 Следовательно, часть общества, чьё потребление зависит от величины прожиточного минимума, вынуждены выбирать самые дешевые и, возможно, менее полезные продукты питания. Такое снижение полезности питания продолжительное время опасно человеку появлением хронических заболеваний, которые влияют, на производительность труда, срок трудовой активности и, в конечном счете, на общую продолжительность жизни человека. Так по мировым данным Всемирной организацией здоровья (ВОЗ) [34] в 2018 году ранее основной причиной преждевременной смерти человека были сердечно сосудистые заболевания, в последние годы такой причиной стали болезни кишечника (в 2018 году рак стал причиной смерти 9,6 млн. человек, наиболее распространенными видами рака являются: рак легких и рак молочных желез, которые разделяют первое место – 2,09 млн. человек, на втором месте рак толстой и прямой кишки 1,80 млн. случаев), обзор общедоступных медицинских источников позволяет делать вывод, что основные причины заключаются в некачественном рационе питания и неправильном пищевом поведении (всего выделяют пять основных причин: высокий индекс массы тела, низкий уровень потребления овощей и фруктов, низкая физическая активность, употребление алкоголя и табак). Таким образом, уровень дохода человека, доступность к полезной и сбалансированной еде, создает дополнительные возможности для более здоровой, активной и долгой жизни.
53 В новых условиях, ответом на мировые демографические вызовы, является увеличение, как рождаемости, так и общей продолжительности жизни человека, включая срок его активной трудовой деятельности, поэтому качество и количество питания имеет принципиальное, стратегическое значение для всех групп населения. На основании этого, считаем, что состав и структура потребительской корзины должен обновляться чаще (вместо установленных пяти лет в настоящее время, могут обновляться, например, один раз в год), чтобы ее количественные и качественные ограничения не сдерживали развитие разных групп общества и не влияли прямо или опосредованно на накопление человеческого капитала. Также считаем, что деление в потребительской корзине населения страны только на три группы: трудоспособное население, пенсионеры и дети, не учитывает специфические потребности женщин и подростков, что может стать источником новых социально-экономических проблем.
54 Анализируя вторую часть потребительской корзины – непродовольственные товары, которые в совокупности составляют 25% от прожиточного минимума, обратим особое внимание на «предметы первой необходимости, санитарии и лекарства», на которые выделяется 10% для трудоспособного населения, 15% для пенсионеров и 12% для детей от величины расходов на непродовольственные товары в месяц. Такое недостаточное обеспечение человека лекарствами, не позволит ему пользоваться в достаточной мере современными медикаментами, которые должны помогать при борьбе с хроническими и сезонными заболеваниями, поддерживать здоровый образ жизни и состояние здоровья для продолжительного производительного труда, а также продлевать полноценную жизнь, но при этом современные лекарственные средства являются особо дорогостоящими. Исключение части населения с доходами, зависящими от величины прожиточного минимума, из обеспечения высокоэффективными лекарственными средствами не позволит выполнить ряд намеченных ключевых задач стратегического развития России и адекватно ответить на демографические внутренние и мировые вызовы.
55 Так же, считаем, необходимо дополнить пункт «товары, культурно-бытового и хозяйственного назначения» для того, чтобы не ущемлять интересов и возможностей всех групп населения и не создавать дополнительных условий для разобщения общества, включить отдельными позициями: аппараты мобильной связи, компьютер, приспособления для осуществления доступа к интернету, и в связи переходом всей страны к цифровому телевещанию, цифровой телевизор. По существующим нормативам потребительской корзины установлено, что все группы населения имеют возможность потреблять за 10,5 лет 19 штук товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, то есть меньше 2 предметов (1,8) в год, это очевидно, низкий уровень доступности подобных товаров, но отсутствие у человека в настоящее время компьютера, доступа к интернету и мобильного телефона, просто опасно.
56 Третья часть потребительской корзины – услуги, их доля соответствует 25% от величины прожиточного минимума. Фактически перечень услуг включает 8 наименований, в числе которых значительную часть занимают услуги связанные с жильем и ЖКХ (центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, электроэнергия), а так же транспортные услуги и услуги культуры.
57 На долю услуг культуры выделено 5% от общей величины расходов на услуги в месяц для всех групп граждан. Притом, что в период проведения реформ и, часто, в их следствие, возможно ухудшение качества жизни части общества, и значение распространения в обществе культуры возрастает, становясь необходимым условием модернизации. Культура в период широкого распространения научно-технического прогресса влияет на образ мышления и поведения человека (в такие периоды развития экономики возрастает склонность к отклоняющемуся поведению человека или отдельных групп общества), определяет морально-нравственную ответственность новаторов и потребителей новаций перед обществом за возможные опасные последствия изобретений, и культура задает цель общественного развития. Поэтому выделение таких малых средств на воспитание и поддержание культуры у значительной части общества, особенно в условиях коммерциализации этой сфер, опасно непредсказуемыми и неуправляемыми последствиями (политическими, социальными, психологическими, экономическими). Культура и образование является теми необходимыми элементами, которые способствуют сплочению общества.
58 Все остальные виды возможных услуг отнесены к пункту «другие виды услуг» и на них приходится 15% от общей величины расходов на услуги в месяц притом, что уже неоспоримо – не хлебом единым жив человека. Такая доля средств, предназначенная для сферы услуг, очевидно, недостаточна для полного раскрытия потенциала каждого человека и его полноценной жизнедеятельности в постиндустриальном обществе и не может отвечать требованиям формирующегося цифрового общества, где преобладают в структуре производства и потребления нематериальные услуги.
59 В условиях рыночной экономики все большее количество видов деятельности причисляют к сфере услуг, которые становятся платными и цена на них постоянно растёт. Так доля бесплатных и качественных медицинских, образовательных, услуг культуры и других услуг все более вытесняется платными, и даже безопасность человека в новых условиях переходит в область платных услуг, все это приводит к тому, что услуги становятся дорогими, следовательно, их общий объем потребления у населения с низкими доходами снижается, и данное противоречие важно в кротчайшие сроки устранить. Кроме указанных услуг, уже ощущается всеми группами населения недостаток в настоящей потребительской корзине ряда современных услуг. Многие сферы жизнедеятельности современного человека связаны с мобильной связью и Интернет пространством, например, запись на прием к врачу, удаленная консультация врачей-специалистов, дистанционное обучение, доступ к информационно-справочному интернет порталу Госуслуг, электронный дневник успеваемости школьника и др., это доказывает необходимость включения в потребительскую корзину услуг интернета и мобильной связи. Всем людям, в условиях повседневных перегрузок и в силу уже доказанных медицинских исследований, необходимы регулярные занятия физкультурой, для доступности всем слоям общества надо включить их в перечень услуг потребительской корзины.
60 Таким образом, несоответствующие требованиям современного времени состав и структура потребительской корзины затрагивает жизненно важные интересы человека, оказывает опасное сдерживающее влияние с непредсказуемыми последствиями на развитие и сохранение потенциала человека и его возможности, дополнительно закладывая в обществе неравенство и бедность, которые порождают расходящиеся или параллельные интересы, и создают предпосылки для дезинтеграции общества и тем самым препятствуют социально-экономической модернизации. Переход к цифровому обществу требует от бюджета страны вложений, по масштабам которых в пошлой истории России еще не было. Регулирование потребительской корзины должно быть системным и учитывать по возможности максимально полно не только фактические условия жизнедеятельности, но и быть опережающим, принимая во внимание то, что для накопления потенциала человеку нужны факторы производства и время.
61 На текущем этапе развития мировой экономии в условиях обновления технологической базы успешность модернизации в нашей стране во многом зависит от специального интенсивного стимулирования новых национальных научно-технологических разработок в этой области, и использования передового прогрессивного мирового опыта.

References

1. Dement'ev V.E. Dlinnye volny v ehkonomike: investitsionnyj aspekt / Preprint #WP/2012/297. – M.: TsEhMI RAN, 2012. – 59s.

2. Vsemirnyj bank. 2016 god. Doklad o mirovom razvitii 2016. «Tsifrovye dividendy». [Ehlektronnyj resurs]. URL://http://www.documents.woldbank.org>curated>pdf – (data obrascheniya:01.02.2019)

3. Boden M., Cagnin C., Carabias V., Haeaman K. Facing the future: time for the EU to meet global challenges //European Commission Joint Research Centre Institute for Prospective Technological Studies European Union, 2010, p. 44. URL://http://www.et2050.eu/docs/2010_IPTS_ Facing_the_future.pdf

4. The Digital Economy & Society Index/ European Commission: Digital Single Market [electronic resource]. – Mode of access: http://ec.europa.eu/digital-sigle-market/en/desi

5. Rejting Doing Bisiness-2019. Vsemirnyj bank. [Ehlektronnyj resurs]. URL://http://russian.doingbusiness.org>rankings- (data obrascheniya:15.02.2019).

6. Ukaz №204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya rossijskoj Federatsii na period do 2024». 7 maya 2018 goda. [Ehlektronnyj resurs]. URL://http://www.kremlin.ru

7. Medvedev D.A. Vystuplenie na plenarnom zasedanii «Faktory uspekha: idei kadry, kompetentsii». Rossijskij investitsionnyj forum «Sochi 2019». 14 fevralya 2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL://http://government.ru – (data obrascheniya:14.02.2019)

8. Khristolyubova N.E. Ehkonomicheskie interesy i potrebnosti cheloveka kak faktory izmeneniya ego bezopasnosti i kachestva zhizni // Akademicheskaya mysl'. №4(5) 2018. M.: Akademiya upravleniya Ministerstva vnutrennikh del rossijskoj Federatsii. – s.110-116.

9. Proekt razvitiya chelovecheskogo kapitala. Gruppa Vsemirnogo banka.[ehlektronnyj resurs].URL://http://vsemirnyjbank.org - (data obrascheniya:10.02.2019)

10. The Global Human Capital Report 2017. World Economic Forum. URL://http://nonews.co

11. Vsemirnyj bank: znaniya i zdorov'e detej Rossii luchshe, chem pozvolyaet ee uroven' zhizni. Vedomosti. 11 oktyabrya 2018 .[Ehlektronnyj resurs]. URL://http://www.vedomosti.ru – (data obrascheniya:12.02.2019)

12. Obschestva 5.0: vzglyad Mitsubishi Electric. // Sovremennye strategii №4,2017.

13. «Obschestvo 5.0»: yaponskaya tekhnologiya dlya tsifrovoj transformatsii rossijskoj ehkonomiki. [Ehlektronnyj resurs]. URL://http://www.forbes.ru – (data obrascheniya:14.01.2019).

14. Ustyuzhanina E.V., Evsyukov S.G. Otklonyayuscheesya povedenie kak indikator kachestva institutsional'nogo prostranstva //V sb.: Sovremenna ehkonomika: kontseptsii i modeli innovatsionnogo razvitiya / Materiala VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, kniga 3 – M.: FGBOU VO «REhU im. G.V. Plekhanova» 2016, s. 125-129.

15. Issledovatel'skaya gruppa TsIRKON.[Ehlektronnyj resurs]. URL: http://zircon.ru – (data dostupa:10.02.2019)

16. Grazhdane khotyat ob'edinyat'sya radi obschej idei. Gazeta «Kommersant'» №25 ot 12.02.2019, s.3

17. Marks K., Ehngel's F. Sobr. soch. 2-e izd., T.19.

18. Perekhod k rynku. M.: EhPItsentr. 1990. – 430s.

19. Metodicheskie rekomendatsii po raschetu prozhitochnogo minimuma po regionam RF ot 10.11.1992.[Ehlektronnyj resurs].

20. Zakon Rossijskoj Federatsii №201-FZ ot «O potrebitel'skoj korzine v tselom po Rossii». [Ehlektronnyj resurs]. Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». URL://http://www.consultant.ru

21. Postanovleniem RF ot 17.02.1999 №192 Utverzhdeny Metodicheskie rekomendatsii po opredeleniyu potrebitel'skoj korziny dlya osnovnykh sotsial'no-demograficheskikh grupp naseleniya v tselom po Rossijskoj Federatsii i v sub'ektakh Rossijskoj Federatsii [Ehlektronnyj resurs]. Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». URL://http://www.consultant.ru

22. Federal'nyj zakon ot 03.12.2012 № 227 – FZ (red. ot 28.12.2017) «O potrebitel'skoj korzine v tselom po Rossijskoj Federatsii». [Ehlektronnyj resurs]. URL://http://legalactus.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-03122012-n-227-fz-o/

23. Golikova rasskazala, kogda budet predusmotrena potrebitel'skaya korzina. Expert Online. Moskva. 2018. [Ehlektronnyj resurs]. URL://http://www.expert.ru – (data obrascheniya: 26.02.2019).

24. MROT khotyat uvelichit' v dva raza. Rossijskaya gazeta. 07.01.2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL://http://www.rg.ru

25. Google. Poiskovaya sistema. [Ehlektronnyj resurs]. URL://www.google.com

26. Yandex. Poiskovaya sistema. [Ehlektronnyj resurs]. URL://www.yandex.ru

27. Kremlin.ru Ofitsial'noe internet-predstavitel'stvo prezidenta Rossii. [Ehlektronnyj resurs]. URL://www.kremlin.ru

28. Kommunisticheskaya partiya Rossijskoj Federatsii. Ofitsial'nye dokumenty TsK KPRF. [Ehlektronnyj resurs]. URL:// http://kprf.ru

29. Edinaya Rossiya ofitsial'nyj sajt Partii. [Ehlektronnyj resurs]. URL://http://er.ru

30. Obschestvennaya Palata Rossijskoj Federatsii ofitsial'nyj sajt. [Ehlektronnyj resurs]. URL://http://www.oprf.ru

31. Rossijskaya Gosudarstvennaya biblioteka. Ehlektronnaya biblioteka. [Ehlektronnyj resurs]. URL://http://seafch.rsl.ru

32. Izvestiya. 14 fevralya 2019. Chislo bednykh rossiyan vyroslo pochti na 4 mln. chelovek za pyat' let. [Ehlektronnyj resurs]. URL://http://iz.ru – (data obrascheniya: 20.02.2019).

33. YadeksMarket. [Ehlektronnyj resurs].URL://http://market.yandex.ru - (data obrascheniya: 15.02.2019)

34. Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya. Rak. 12 sentyabrya 2018g. [Ehlektronnyj resurs]. URL://http://www.who.int –(data obrascheniya: 20.02.2018)