Analysis of market power concentration in Russian regional retail gasoline mar-kets
Analysis of market power concentration in Russian regional retail gasoline mar-kets
Annotation
PII
S265838870000183-4-1
DOI
10.33276/S0000183-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Mikhail Filkin 
Occupation: Senior researcher
Affiliation: CEMI RAS
Address: Moscow, Nakhimovky prospect 47
Edition
Abstract
The article is devoted to the problem of estimation of market power concentration in the Russian regional retail gasoline markets. Based on data about number of gasoline stations and its ownership we calculate Herfindahl-Hirschman indices for each region of Russia. The regions with signs of dominant gasoline seller are identified. The cal-culations allow us to suggest a predominantly low or moderate concentration of mar-ket power in Russian retail gasoline markets.
Keywords
competition, market concentration, regional gasoline market, Herfindahl-Hirschman index, oligopoly
Received
05.02.2019
Date of publication
05.02.2019
Number of characters
27625
Number of purchasers
3
Views
285
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Введение
2 В 2017 году в Российской Федерации было добыто более 546.7 миллионов тонн нефти и газового конденсата (см. Таблицу 1). Среднесуточный прирост добычи составил около 0.1% по сравнению с 2016 годом (общая добыча нефти в 2017 г. однако ниже, чем в 2016 г. из-за «дополнительного» дня 29 февраля 2016 года). Согласно данным Федеральной Антимонопольной Службы [1], в 2017 году объем торгов на биржевых площадках нефтепродуктов на внутреннем рынке России был равен 18.7 млн. тонн, что на 8.7% выше аналогичного показателя 2016 года. Объем биржевой реализации автомобильного бензина за тот же год оказался равен 8.0 млн. тонн, что обусловило прирост на 8.1% этого показателя по отношению к 2016 г. Объем биржевых торгов дизельного топлива составил 6.0 млн. тонн, это на 3.4% выше уровней 2016 года, мазута было продано на 1.7 млн. тонн, прирост 13.3% к показателям 2016 года.
3

Таблица 1. Добыча нефти, включая газовый конденсат

  2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Общая добыча, тыс. тонн 512 388 518 747 521 692 526 126 534 737 547 734 546 742
Среднесуточная добыча, тыс. тонн 1 404 1 417 1 429 1 441 1 465 1 497 1 498
Прирост среднесут. добычи, г/г 1.35% 0.96% 0.84% 0.85% 1.64% 2.15% 0.09%

Данные Федеральной службы государственной статистики [4] и ФГБУ "ЦДУ ТЭК" [5]

4 В том же докладе ФАС отмечается высокий уровень концентрации российских рынков нефти и нефтепродуктов. Сообщается, что «в основном это связано с тем, что данные рынки имеют олигопольный характер. Вертикально-интегрированные нефтяные компании занимают основную долю на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов». С целью развития более конкурентных условий на рынках нефтепродуктов совершенствуется нормативно-правовая база, создается коммерческая инфраструктура рынка нефти и нефтепродуктов. Получает распространение практика биржевой торговли наличным товаром и регистрации внебиржевых сделок. В декабре 2017 года запущена система торгов с участием оператора магистральных нефтепроводов «Транснефть», что позволяет обеспечить поставки нефтепродуктов по принципу «поставка против платежа» без физического перемещения биржевого товара, что сокращает сроки поставки и логистические издержки участников рынка.
5 Подобные меры развития конкуренции на рынке бензина и других нефтепродуктов показывают высокую социальную и экономическую значимость отрасли, заинтересованность, как государства, так и потребителей, в установлении такой структуры рынка, при которой продавцы соперничали бы с целью привлечь покупателя. Это, с одной стороны, способствовало бы снижению розничных цен на бензин, а с другой создавало бы стимулы для улучшения дополнительных сервисов и услуг в индустрии. В настоящее время рост цен на бензин и опасения инфляционных ожиданий, связанных с этим фактом, отражены в докладе Центрального Банка РФ «О денежно-кредитной политике» [6]. «Рост цен на нефтепродукты весной, произошедшее ослабление рубля, а также принятое решение о повышении НДС с начала 2019 г. повлияли на инфляционные ожидания населения, бизнеса и профессионального сообщества в разной мере. В ближайшей перспективе сохраняется неопределенность относительно масштаба реакции инфляционных ожиданий на указанные проинфляционные факторы, что учитывается Банком России при проведении денежно-кредитной политики. Ожидания населения, согласно опросам Института фонда «Общественное мнение» (ООО «инФОМ»), в первую очередь отреагировали на произошедшее изменение цен на бензин в мае-июне. его в качестве существенного фактора динамики цен в августе назвали 40% респондентов, в июле – 48%, в июне – 57%».
6 На розничную цену бензина влияет множество факторов: мировая цена на нефть, наличие нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в регионе, развитость инфраструктуры, акцизы и налоговая политика, и др. Далеко не последнюю очередь в ценообразовании на розничном рынке занимает уровень потенциальной рыночной власти продавцов и фактическая степень злоупотребления такой властью. Высокую актуальность, таким образом, приобретает задача оценки уровня конкуренции и концентрации на региональных розничных ценах нефтепродуктов. В настоящем исследовании на основании данных о количестве автозаправочных станций в регионах России, мы построим оценку уровня концентрации розничных рынков бензина в каждом регионе. Это позволит ответить на вопрос о потенциальной рыночной силе продавцов (или продавца) бензина, а также о признаках его доминирующего положения в данном регионе. Утверждение о злоупотреблении рыночной властью и доказательство монопольного положения или картельного сговора продавцов на розничном рынке, в свою очередь, – задача государственных регулирующих и антимонопольных органов.
7

1. Анализ концентрации региональных рынков бензина

8 Высокая социальная значимость рынков автомобильных бензинов обусловила интерес большого числа российских и зарубежных исследователей к проблематике исследования их структуры. К примеру, в работе [2] было осуществлено изучение состояния и развития рынка автомобильных бензинов Российской Федерации в 2000-2010 годах, степень его монополизации и конкурентности. В данной работе был представлен термин «результативность рынка», учитывающий помимо интересов компаний, также интересы государства и потребителей. Работа [9] посвящена анализу скооперированного поведения олигополистов на топливном рынке. Разработана теоретико-игровая модель, позволяющая детектировать картельный сговор на основании поведения участников рынка в ситуации шоков спроса. В работах [7, 8] приведены методики оценки конкуренции, в частности, учитывающие «как отраслевые, так и региональные особенности рынка» [8]. Отмечается, что в настоящее время не существует единой рекомендованной Федеральной Антимонопольной Службой (или другим регулирующим органом или нормативным актом) методологии оценки уровня конкурентности на розничных рынках нефтепродуктов. Тем не менее, Федеральным законом «О защите конкуренции» [10] установлены количественные и качественные критерии доминирующего положения компании на том или ином рынке. Утверждается, что «доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
9 1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов (если не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим, поскольку субъект не имеет возможности оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке
10 2) доля которого на рынке определенного товара превышает 35%, но менее чем 50%. В этом случае антимонопольный орган устанавливает наличие у хозяйствующего субъекта возможности оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам».
11 В настоящем исследовании мы будем руководствоваться количественным критерием порога в 35% для доли рынка, принадлежащей той или иной вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК). Доля рынка будет считаться как отношение количества автозаправочных станций (АЗС), принадлежащих определенной ВИНК к общему количеству АЗС в регионе. Компанию, имеющую наибольшее количество АЗС будем условно называть «главным» игроком на данном региональном рынке. Автозаправочные станции, которые не относятся к тому или иному бренду, мы номинально будем считать независимыми операторами. Несмотря на то, что такой розничный продавец может приобретать бензин на оптовом рынке у одной из ВИНК, мы предполагаем, что на уровне отдельной АЗС у него есть большая доля самостоятельности в выборе ценовой и маркетинговой стратегии. Мы рассчитаем долю «главного» игрока для каждого региона во всех федеральных округах России, определим, для каких ВИНК есть признаки доминирующего положения, согласно количественному критерию ФАС. Кроме того, мы определим долю независимых операторов и рассчитаем индекс Херфиндаля-Хиршмана на каждом региональном рынке.
12 На середину 2018 года в 85 субъектах федерации действовало более 25 390 АЗС. Наибольшее количество приходится на Московскую область (1 475 АЗС) и Краснодарский край (991 АЗС). Однако наибольшее число АЗС на душу населения приходится на Республику Алтай (1 АЗС на 2 117 человек) и Республику Калмыкию (1 АЗС на 2 314 человек). В среднем по России одна автозаправочная станция приходится на 5 785 человек. Наименее «насыщенные» регионы в пересчете на человека – Москва (1 АЗС на 16 855 человек) и Чеченская Республика (1 АЗС на 10 566 человек). В 24 регионах страны «главным» игроком по количеству АЗС является нефтяная компания Роснефть, в 19 – Лукойл, в 7, 6 и 5 регионах соответственно больше всего АЗС принадлежит Газпромнефти, ТНК (с 2013 года принадлежит Роснефти) и ННК. Неожиданным является факт того, что в 70 регионах из 85 количество АЗС у «главного» игрока оказалось меньше, чем число независимых АЗС в том же регионе. Это может свидетельствовать о том, что упомянутая в докладе ФАС высокая концентрация отрасли выражена преимущественно в добыче, переработке и оптовой продаже нефти и нефтепродуктов, в то время как на розничных рынках присутствует более высокий уровень конкуренции и самостоятельности в ценообразовании. К примеру, компания Роснефть, являющая «главным» продавцом в 24 регионах (а фактически, с учетом владения ТНК и Башнефти – в 32) имеет число АЗС, превышающее число независимых розничных операторов лишь в двух: Липецкой области (52 АЗС Роснефти из 193) и Республике Бурятия (56 из 156 АЗС). Таким образом, в Республике Бурятия компания Роснефть имеет, согласно критериям ФАС, доминирующее положение (так как ее доля составляет 35.9% рынка). Следует сделать важную оговорку, что данный метод подсчета рыночной доли как отношение количества АЗС данной ВИНК к общему числу АЗС региона не является единственно возможным. К примеру, можно подсчитывать долю рынка по объемам проданного бензина на выделенной территории, либо по объему выручки, приходящейся на ту или иную компанию по отношению к общей выручки индустрии в регионе. Однако такие данные чаще всего являются закрытой коммерческой информацией и редко доступны для сбора и анализа. Далее мы приведем расчеты уровня концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана (далее – HHI) по всем регионам страны, разбив их в соответствии с федеральными округами. Напомним, что формально уровни концентрации рынка различаются в соответствии с индексом HHI следующим способом:
  • HHI меньше 100 сигнализирует о низкой концентрации и признаках высокой степени конкуренции на рынке;
  • HHI от 101 до 1500 указывает на низкий уровень концентрации в отрасли;
  • HHI от 1501 до 2500 относит рынок к умеренно концентрированному;
  • HHI выше 2500 сигнализирует о высокой концентрации и признаках низкого уровня конкуренции.
13

2. Центральный федеральный округ

14 Центральный федеральный округ России представлен 17 областями и городом федерального значения Москва. Это единственный округ РФ, где отсутствует добыча нефти. Уровень концентрации на розничных рынках бензина в регионах ЦФО представлен в таблице 2.
15

Таблица №2 Центральный федеральный округ (ЦФО)

Регион Всего АЗС «Главный» АЗС «главного» Доля «главного» Незави-симые Доля независимых HHI
Липецкая область 193 Роснефть 52 26.9% 42 21.8% 1 569
Костромская область 107 ТНК 40 37.4% 50 46.7% 1 510
Орловская область 126 Роснефть 43 34.1% 54 42.9% 1 411
Брянская область 202 Роснефть 59 29.2% 75 37.1% 1 221
Смоленская область 271 Роснефть 84 31.0% 102 37.6% 1 075
Москва 742 Лукойл 124 16.7% 71 9.6% 854
Ивановская область 157 Газпромнефть 35 22.3% 69 43.9% 841
Белгородская область 267 Роснефть 49 18.4% 104 39.0% 723
Ярославская область 228 Газпромнефть 39 17.1% 84 36.8% 654
Тамбовская область 219 Роснефть 47 21.5% 126 57.5% 587
Тверская область 328 Сургутнефтегаз 68 20.7% 153 46.6% 581
Воронежская область 452 Роснефть 82 18.1% 191 42.3% 536
Владимирская область 314 Лукойл 52 16.6% 128 40.8% 441
Рязанская область 259 ТНК 43 16.6% 135 52.1% 406
Курская область 214 ТНК 32 15.0% 123 57.5% 404
Тульская область 301 Роснефть 39 13.0% 141 46.8% 375
Московская область 1 475 Лукойл 162 11.0% 418 28.3% 344
Калужская область 207 ТНК 20 9.7% 120 58.0% 241

Источник: интернет-каталог российских АЗС [3], расчеты автора

16 Можно видеть, что в двух субъектах Федерации: Липецкой и Костромской области индекс HHI указывает на умеренную степень концентрации рынка бензина. Помимо этого, в Костромской области доля «главного» игрока ТНК в 37.4% (фактически – НК Роснефть) такова, что позволяет отнести его к доминирующему по критериям ФАС. В Орловской области доля НК Роснефть составляет 34.1% рынка, что близко к порогу в 35% критерия ФАС. В остальных регионах ЦФО наблюдается низкий уровень концентрации и относительно невысокая доля «главного» игрока, а также большое число независимых АЗС. В Москве «главному» игроку компании Лукойл принадлежит 16.7% рынка (124 АЗС из 742), второму – 100 (доля 13.5%, компания Газпромнефть). Характерной особенностью Москвы является сравнительно низкое число независимых операторов АЗС (9.6%), это наименьший показатель среди всех субъектов Федерации ЦФО и один из самых низких во всей России (ниже только доля в 5.6% в Санкт-Петербурге).
17

3. Южный федеральный округ

18 К данному округу относятся 8 областей, краев, республик и город федерального значения Севастополь. В среднем на Южный Федеральный округ приходится 1.8% от общероссийской добычи нефти и газового конденсата (расчеты по [4]). В таблице 3 приведен расчет уровней концентрации и доли «главного» и независимых операторов для всех субъектов ЮФО.
19

Таблица №3. Южный федеральный округ (ЮФО)

Регион Всего АЗС «Главный» АЗС «главного» Доля «главного» Незави-симые Доля независимых HHI
Севастополь 69 ATAN 16 23.2% 26 37.7% 1 132
Волгоградская область 416 Лукойл 122 29.3% 174 41.8% 1 030
Краснодарский край 991 Роснефть 240 24.2% 330 33.3% 914
Республика Крым 359 ATAN 63 17.5% 145 40.4% 803
Астраханская область 152 Лукойл 33 21.7% 94 61.8% 743
Республика Адыгея 151 Лукойл 22 14.6% 96 63.6% 359
Ростовская область 840 Лукойл 83 9.9% 348 41.4% 357
Республика Калмыкия 119 Лукойл 8 6.7% 108 90.8% 128

Источник: интернет-каталог российских АЗС [3], расчеты автора

20 Для данного федерального округа характерно отсутствие признаков доминирования какого-либо из ВИНК (на уровне розничного рынка!) и низкие коэффициенты HHI, указывающие на малую степень концентрации. Во всех субъектах ЮФО доля независимых операторов существенно превосходит долю АЗС, продающих бензин под тем или иным брендом крупной ВИНК.
21

4. Северо-Западный федеральный округ

22 К Северо-Западному федеральному округу относится 11 субъектов Федерации, включая город федерального значения Санкт-Петербург. Добыча нефти, приходящаяся на регионы, входящие в состав округа, составляет 5.8% от общероссийской. В таблице 4 приведены расчеты уровней концентрации розничного рынка бензина в СЗФО.
23

Таблица №4 Северо-Западный федеральный округ (СЗФО)

Регион Всего АЗС «Главный» АЗС «глав-ного» Доля «глав-ного» Незави-симые Доля независимых HHI
Ненецкий авт. округ 5 Лукойл 3 60.0% 2 40.0% 4 400
Республика Коми 113 Лукойл 60 53.1% 47 41.6% 2 884
Псковская область 173 Сургутнефтегаз 66 38.2% 53 30.6% 1 615
Новгородская обл. 175 Сургутнефтегаз 61 34.9% 44 25.1% 1 528
Калининградская обл. 177 Сургутнефтегаз 45 25.4% 34 19.2% 1 482
Вологодская область 219 Лукойл 65 29.7% 73 33.3% 1 160
Санкт-Петербург 554 Лукойл 117 21.1% 31 5.6% 1 025
Мурманская область 126 Роснефть 35 27.8% 49 38.9% 1 012
Архангельская обл. 172 Роснефть 41 23.8% 87 50.6% 861
Республика Карелия 125 ТНК 22 17.6% 65 52.0% 524
Ленинградская обл. 354 Киришиавтосервис 40 11.3% 94 26.6% 457

Источник: интернет-каталог российских АЗС [3], расчеты автора

24 Ненецкий автономный округ и Республика Коми показывают высокий уровень концентрации (у Ненецкого автономного уровня этот показатель – самый высокий среди всех регионов России) и признаки низкого уровня конкуренции. Кроме того, для этих субъектов и Псковской области «главный» игрок на рынке имеет доминирующее положение, занимая соответственно 60%, 53.1% и 38.2% доли рынка соответственно. В Новгородской области компания Сургутнефтегаз предельно близка к доминирующему положению, занимая 34.9% розничного рынка бензина. Однако в целом в Новгородской и Псковской областях рынки следует отнести к умеренно-концентрированным. Калининградская область занимает положение, близкое к промежуточному между низкой и умеренной концентрацией. Отдельно стоит отметить город Санкт-Петербург, в котором самая низкая по стране доля независимых операторов на розничном рынке (5.6%), хотя в целом его розничный рынок имеет низкую концентрацию, а доля «главного» игрока – компании Лукойл – всего 21.1%.
25

5. Дальневосточный федеральный округ

26 Дальневосточный федеральный округ представлен 9 областями, республиками, краями и автономными областями. Добыча нефти и газового конденсата в округе составляет 4.3% от суммарного российского объема.
27

Таблица №5 Дальневосточный федеральный округ (ДФО)

Регион Всего АЗС Главный АЗС «главного» Доля «главного» Незави-симые Доля независимых HHI
Чукотский авт. округ 6 0 0.0% 6 100.0% 1 667
Хабаровский край 219 ННК 83 37.9% 90 41.1% 1 598
Амурская область 183 ННК 70 38.3% 81 44.3% 1 554
Сахалинская область 58 Роснефть 22 37.9% 36 62.1% 1 546
Республика Саха (Якутия) 196 Саханефте-газсбыт 60 30.6% 69 35.2% 1 441
Камчатский край 58 ННК 17 29.3% 31 53.4% 1 195
Приморский край 335 ННК 92 27.5% 131 39.1% 979
Еврейская авт. область 42 ННК 11 26.2% 26 61.9% 975
Магаданская область 25 0 0.0% 25 100.0% 400

Источник: интернет-каталог российских АЗС [3], расчеты автора

28 Четыре субъекта ДФО (Чукотский автономный округ, Хабаровский край, Амурская и Сахалинская области) имеют умеренный уровень концентрации рынка бензина. В последних трех упомянутых субъектах присутствует доминирующий игрок, доля которого превышает 35%. В Магаданской области и Чукотском автономном округе все АЗС принадлежат независимым операторам, то есть не относятся ни к одной крупной вертикально-интегрированной нефтяной компании. Больше такая ситуация не наблюдается ни в одном регионе России. Во всех субъектах ДФО доля независимых операторов превышает долю главного игрока, что обуславливает преимущественно низкий уровень концентрации рынков.
29

6. Сибирский федеральный округ

30 К Сибирскому федеральному округу относят 12 субъектов Федерации. Он является третьим по объему добычи нефти федеральным округом, в среднем составляя 8.2% от общего объема добычи нефти и газового конденсата. Уровень концентрации на рынках бензина округа представлен в таблице 6.
31

Таблица №6 Сибирский федеральный округ (СФО)

 

Регион Всего АЗС «Главный» АЗС «главного» Доля «главного» Незави-симые Доля независимых HHI
Республика Бурятия 156 Роснефть 56 35,9% 51 32,7% 1 674
Забайкальский край 226 Нефтемаркет 77 34,1% 94 41,6% 1 343
Омская область 308 Газпромнефть 89 28,9% 106 34,4% 1 231
Томская область 181 Роснефть 42 23,2% 92 50,8% 864
Новосибирская область 458 Газпромнефть 118 25,8% 178 38,9% 864
Иркутская область 451 Роснефть 90 20,0% 158 35,0% 702
Республика Хакасия 161 Перекресток 30 18,6% 84 52,2% 692
Красноярский край 750 Красноярскнеф-тепродукт 175 23,3% 370 49,3% 669
Кемеровская область 556 Газпромнефть 98 17,6% 183 32,9% 658
Республика Алтай 103 Лукойл 17 16,5% 48 46,6% 648
Алтайский край 602 Роснефть 91 15,1% 299 49,7% 450
Республика Тыва 50 Перекресток 2 4,0% 48 96,0% 208

Источник: интернет-каталог российских АЗС [3], расчеты автора

32 В Сибирском федеральном округе в Республике Бурятия индекс HHI показывает значение более 1500, что соответствует умеренной степени концентрации на рынке бензина. Кроме того, в данной республике есть признаки наличия доминирующего игрока в виде компании Роснефть с долей рынка в 35.9%. Остальные субъекты СФО имеют низкий уровень концентрации и доли «главного» игрока менее 35% соответствующего регионального рынка.
33

7. Уральский федеральный округ

34 Уральский федеральный округ составляют 6 субъектов Федерации. Данный округ добывает наибольшее число нефти и газового конденсата среди всех округов РФ. Его доля в общероссийской нефтедобыче в среднем составляет 57.9%. Ситуация с уровнем конкуренции представлена в таблице 7.
35

Таблица №7 Уральский федеральный округ (УФО)

 

Регион Всего АЗС «Главный» АЗС «главного» Доля «главного» Незави-симые Доля независимых HHI
Ямало-Ненецкий автономный округ 99 Роснефтегаз 41 41,4% 25 25,3% 2 231
Тюменская область 284 Газпромнефть 78 27,5% 105 37,0% 1 133
Свердловская область 629 Газпромнефть 151 24,0% 249 39,6% 874
Курганская область 210 Роснефть 48 22,9% 128 61,0% 659
Челябинская область 908 Лукойл 109 12,0% 437 48,1% 359
Ханты-Мансийский автономный округ 323 Лукойл 48 14,9% 196 60,7% 326

Источник: интернет-каталог российских АЗС [3], расчеты автора

36 Как можно видеть из таблицы 7, в Ямало-Ненецком автономном округе присутствуют признаки доминирующего положения компании «Корпорация Роснефтегаз» с долей рынка 41.4% (41 АЗС из 99), а также близкое к промежуточному уровню в 2500 пунктов значение индекса HHI, разделяющему умеренный и высокий уровень концентрации рынка. Остальные регионы УФО характеризуются низким уровнем концентрации и большой долей независимых операторов. Ямало-Ненецкий автономный округ – единственный регион присутствия компании «Корпорация Роснефтегаз».
37

8. Приволжский федеральный округ

38 Приволжский федеральный округ – второй по величине добычи нефти и газового конденсата среди федеральных округов страны. Доля его добычи составляет 21.6% от общероссийской. На округ приходится 14 субъектов Федерации, представленные в таблице 8.
39

Таблица №8 Приволжский федеральный округ (ПФО)

Регион Всего АЗС «Главный» АЗС главного Доля «главного» Незави-симые Доля независимых HHI
Республика Башкортостан 592 Башнефть 315 53.2% 121 20.4% 2 976
Кировская область 203 Движение 76 37.4% 63 31.0% 2 107
Удмуртская Республика 217 Лукойл 66 30.4% 46 21.2% 1 499
Чувашская Республика 168 Татнефть 56 33.3% 44 26.2% 1 360
Пермский край 411 Лукойл 131 31.9% 108 26.3% 1 331
Оренбургская область 368 Башнефть 102 27.7% 168 45.7% 899
Республика Татарстан 849 Татнефть 170 20.0% 273 32.2% 824
Республика Мордовия 144 Лукойл 29 20.1% 66 45.8% 709
Нижегородская область 543 Лукойл 129 23.8% 244 44.9% 704
Республика Марий Эл 121 Татнефть 22 18.2% 62 51.2% 701
Пензенская область 222 Роснефть 50 22.5% 125 56.3% 689
Ульяновская область 242 Роснефть 46 19.0% 93 38.4% 689
Саратовская область 408 ТНК 80 19.6% 255 62.5% 509
Самарская область 635 Роснефть 81 12.8% 302 47.6% 343

Источник: интернет-каталог российских АЗС [3], расчеты автора

40 В Приволжском федеральном округе обращают на себя внимание Республика Башкортостан и Кировская область. В первой компания Башнефть (с 2016 года принадлежащая НК Роснефть) имеет долю рынка в 53.2%, имея под своим брендом 315 из 592 автозаправочных станций региона. В Кировской области НК Движение имеет долю 37.4% рынка с 76 АЗС из общего числа 203 станции в регионе. Индекс HHI в Башкортостане имеет величину 2976, существенно превосходя порог, после которого рынок считается высококонцентрированным, а уровень конкуренции потенциально низким. Интересным является факт отсутствия доминирования компании Татнефть в Республике Татарстан, где, подобно Башнефти в Башкортостане, у НК Татнефть расположена штаб-квартира и большие производственные мощности. Доля рынка Татнефти составляет в Татарстане 20%, что даже ниже числа независимых операторов, а уровень HHI позволяет отнести розничный рынок бензина к конкурентному.
41

9. Северо-Кавказский федеральный округ

42 Северо-Кавказский федеральный округ образован из 7 субъектов Федерации. Добыча нефти в нем составляет 0.3% от общероссийского объема. Уровень концентрации рынков бензина представлен в таблице 9.
43

Таблица №9 Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО)

Регион Всего АЗС «Главный» АЗС «главного» Доля «главного» Незави-симые Доля независимых HHI
Ставропольский край 414 Роснефть 101 24.4% 175 42.3% 887
Кабардино-Балкарская Республика 147 Роснефть 35 23.8% 99 67.3% 691
Республика Ингушетия 63 Роснефть 15 23.8% 48 76.2% 688
Республика Карачаево-Черкессия 112 Роснефть 23 20.5% 78 69.6% 564
Республика Северная Осетия-Алания 116 Газпром 15 12.9% 86 74.1% 291
Чеченская Республика 136 Гарант 10 7.4% 117 86.0% 161
Республика Дагестан 351 Fuel 1 9 2.6% 328 93.4% 39

Источник: интернет-каталог российских АЗС [3], расчеты автора

44 В целом розничные рынки автомобильного топлива СКФО характеризуются низкой концентрацией и отсутствием доминирующих игроков. Республика Дагестан с общим количеством станций, равным 351, из которых 328 принадлежит независимым операторам, показывает самый низкий коэффициент HHI среди всех регионов России. Самая большая сеть станций под брендом Fuel 1 владеет лишь 9 АЗС (2.6% от общего количества), это также позволяет считать рынок бензина республики одним из самых высококонкурентных в России.
45 Заключение и выводы
46 В представленном исследовании были рассчитаны уровни концентрации региональных розничных рынков бензина в России по состоянию на середину 2018 года. Были рассчитаны доли игроков и индексы Херфиндаля-Хиршмана (HHI) для всех 85 регионов Российской Федерации. Большинство регионов характеризуется низкой степенью концентрации розничного рынка и отсутствием доминирующего продавца. Однако в 14 субъектах Федерации значение индекса HHI превысило уровень 1500, а в трех из них оказалось больше 2500, что номинально соответствует умеренной и высокой степени концентрации рынка. Одиннадцать регионов РФ имеют признаки наличия доминирующего игрока с долей рынка, превышающей 35% (по количеству АЗС), из них в трех доля рынка одного продавца превышает 50%. Стоит отметить, что окончательный вывод о наличии и злоупотреблении рыночной властью – прерогатива антимонопольных государственных служб. Дополнительное подтверждение или опровержение гипотез о картельном сговоре или недобросовестном соперничестве требует знания данных о розничных ценах и объемах продаж на уровне отдельных АЗС. Отдельной актуальной задачей будущих исследований может стать поиск сговора и использования рыночной власти на уровне оптового рынка нефтепродуктов, а также сепарация рынков автомобильных топлив по территориальному признаку.

References

1. Federal'naya Antimonopol'naya Sluzhba. «Doklad o sostoyanii konkurentsii v Rossijskoj Federatsii za 2017 god» ot 24 sentyabrya 2018 g. // Veb-stranitsa dokumenta: https://fas.gov.ru/documents/658027

2. Braginskij O.B., Kunitsyna N.N., Laktionov V.V. Issledovanie, modelirovanie i prognozirovanie rossijskogo rynka avtomobil'nykh topliv // Preprint # WP/2011/284. – M.: TsEhMI RAN, 2011.

3. Internet-katalog rossijskikh AZS // http://www.benzin-price.ru/

4. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat)

5. Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie «Tsentral'noe dispetcherskoe upravlenie toplivno-ehnergeticheskogo kompleksa»

6. Tsentral'nyj Bank Rossijskoj Federatsii. // Doklad o denezhno-kreditnoj politike, №3, sentyabr' 2018 g.

7. Braginskij O.B., Laktionov V.V. O metodakh analiza i prognoza struktury rynka avtomobil'nykh topliv // Neft', gaz i biznes. №9. S.38-41, 2008.

8. Krasnova M. I. Sovershenstvovanie metodiki otsenki konkurentsii na regional'nom rynke nefteproduktov // Vestnik Permskogo universiteta. Vypusk № 2, 2012.

9. Borenstein S., Shepard A. (1996) Dynamic pricing in retail gasoline markets // Journal of Economics, 27, 3, 429-451.

10. Federal'nyj zakon «O zaschite konkurentsii» ot 26.07.2006 N 135-FZ.