Methodological bases of harmonization of economic interests of economic subjects as the condition of their sustainable and effective functioning
Table of contents
Share
Metrics
Methodological bases of harmonization of economic interests of economic subjects as the condition of their sustainable and effective functioning
Annotation
PII
S265838870000177-7-1
DOI
10.33276/S0000177-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Natalia Egorova 
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: CEMI RAS
Address: Moscow, Nachimovky prospect, 47
Kirill Ivanov
Occupation: Applicant
Affiliation: ISA RAS
Address: Russian Federation, Moscow, PR-t 60-letiya Oktyabrya, 9
Edition
Abstract
The article considers the main principles of coordination of economic interests of economic entities and provides a conceptual scheme for the search for an agreed solution. An overview of various types of reconciliation tasks was presented with an indication of a possible list of controlled parameters and decision criteria. As an example, the main tasks of coordinating the economic interests of the subjects of the housing and communal services sector are considered and their specificity determined by the peculiarities of the sector of the national economy in question is revealed.
Keywords
coordination of interests, management, efficiency criteria, management tasks, sphere of housing and communal services
Received
03.02.2019
Date of publication
03.02.2019
Number of characters
16989
Number of purchasers
4
Views
438
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Задача согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов относится к числу классических задач экономической науки. Однако многие вопросы постановки и решения этой задачи требуют дальнейших исследований. Одним из таких вопросов являются методологические основы согласования экономических интересов субъектов, функционирующих в системах управления.
2 Важным этапом анализа этой задачи в управляемых социально-экономических системах является классификация типов экономических интересов в составляющих ее подсистемах (см. рисунок 1). При этом различают совместимость и противоречивость экономических интересов.
3

Рис.1. Концептуальная схема процесса согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов (Источник: разработано авторами)

4 При этом совместимость экономических интересов одного хозяйствующего субъекта с интересами других хозяйствующих субъектов может выступать как в форме однонаправленности, так и разнонаправленности (сопряженности) интересов. Совместимость в форме однонаправленности предполагает наличие общности ряда характеристик: целей, средств их достижения, мотивов, образа мышления и поведения. Сопряженность характеризует связь разнонаправленных интересов и означает возможность реализации каждого лишь при условии сохранения их взаимосвязи[1,14].
5 Противоречия в процессе согласования экономических интересов выступают в качестве источника совершенствования и развития системы интересов [13] и могут быть смягчены или устранены в результате действия механизма согласования.
6 Механизм согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов формируется в условиях постоянного изменения конъюнктуры развивающихся рынков и основан на формировании стимулов к согласованию, организующих особым образом взаимоотношения субъектов, а также совокупности инструментов (методов, приемов, средств и действий), которые реализуются с помощью комплекса экономических, управленческих, организационных и правовых мер [16]. При этом возможен как консенсус (согласование), так и отсутствие консенсуса экономических интересов.
7 Таким образом, эффективный инструментарий достижения консенсуса между участниками согласования интересов, а также рациональный комплекс стимулов способствуют созданию взаимодействия между субъектами хозяйствования, обеспечивающего максимальную эффективность производства [17].
8 Отсюда следует вывод о том, что наличие эффективно действующего механизма согласования экономических интересов определяет результативность взаимодействия субъектов управляемой социально-экономической системы и дает возможность находить оптимальные точки «пересечения» государственных, общественных и личных интересов [2].
9 Содержание задач согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов в управляемых социально-экономических системах существенно различается в зависимости от институциональной структуры этих систем. Наиболее общими являются поликорпоративные структуры, то есть такие, в состав которых входят разнопрофильные предприятия, которые могут находиться как на одних и тех же, так и на различных уровнях иерархической системы управления.
10 Для поликорпоративной системы характерны следующие типы задач согласования экономических интересов [2]:
11 1. Задача горизонтального внутрикорпоративного согласования интересов. При данном взаимодействии элементы системы находятся в производственно-технологических отношениях, определяющих горизонтальные взаимодействия. Целью горизонтального согласования интересов внутри корпорации является разработка и реализация стратегии развития компании путем вовлечения в данный процесс субъектов всех уровней внутрифирменного управления как для повышения эффективности работы системы управления, так и эффективности компании в целом. В результате организации горизонтальных внутрикорпоративных взаимодействий разрабатываются цели и стратегии развития компании, планы реализации стратегии развития компании путем включения всех уровней менеджмента, максимизируются критерии эффективности организаций, интегрированных в корпорацию. В процессе согласования интересов внутри компании анализируются потоки капитала, циркулирующие в технологической цепочке корпорации, объемы поставок ресурсов, товаров и услуг. Параметрами управления, как правило, являются объемы внутрикорпоративного финансирования и товарооборота. При этом осуществляется выбор согласованных значений следующих параметров управления:
12
  • объемов передаваемых, привлеченных и размещаемых в внутрикорпоративной цепочке финансовых ресурсов, а также цен на привлечение и размещение ресурсов;
  • объемов передаваемой продукции, работ, услуг и стоимости договоров на передачу соответствующих ценностей, активов, оснастки технологии и пр. внутри корпорации;
  • объемов товарооборота между оптовым и розничным секторами рынка, в том числе и внутрикорпоративного, стоимость договоров на передачу соответствующих ценностей (для участников технологической цепочки, реализующих конечную продукцию);
  • объемов, ассортимента, стоимости закупок, оптимизированных по технологическому циклу каждой операции (для участников цепочки, закупающих материалы, сырье, комплектующие и прочее).
Основным стимулом горизонтальных внутрикорпоративных взаимодействий является прибыль организаций, входящих в состав корпорации. Следовательно, управление внутри корпорации представляет собой процесс постоянного поиска компромисса интересов между собственниками, менеджментом и рабочей силой, различными структурными подразделениями и сферами деятельности при решении стратегических и тактических задач, направленных на повышение эффективности всех подразделений корпорации [3].
13 2. Задача вертикального внутрикорпоративного согласования интересов заключается в организации процесса управления в системе вертикальных внутрикорпоративных взаимодействий, максимизирующих критерии эффективности процесса управления интегрированными экономическими системами. Область вертикального внутрикорпоративного согласования распространяется на потоки инвестиций и перераспределение прибыли в рамках корпорации.
14 Вертикальное согласование интересов основывается на общих принципах, свойственных всем корпоративным системам независимо от их отраслевой принадлежности. Параметрами управления в этом случае являются:
  • объем внутрикорпоративного финансирования в виде инвестиций той части бюджета, которая направлена акционерами на развитие организаций, входящих в интегрированные экономические системы;
  • сумма дивидендов акционерам из полученной ими прибыли;
  • коэффициенты распределения финансового результата, получаемого предприятиями как элементами корпоративной системы.
15 Критериями эффективности согласования интересов в вертикальных внутрикорпоративных системах являются, с одной стороны, прибыли и фонды развития (остающиеся, после выплаты дивидендов акционерам, в распоряжении организаций), а с другой стороны, сумма дивидендов, полученных корпоративными собственниками [4,5].
16 3. Задача горизонтального межкорпоративного согласования интересов организаций. Решение данной задачи состоит в управлении горизонтальными взаимодействиями организаций, осуществляющих отдельные под процессы и максимизирующие критерии эффективности своих фирм совместно с другими организациями, входящими в различные корпорации. Согласование интересов охватывает объемы финансирования, необходимые для поставок ресурсов и товаров и циркулирующие между участниками различных корпоративных цепочек. Параметрами управления при горизонтальном межкорпоративном согласовании интересов являются объемы товарооборота между корпорациями. В данном случае обычно используют следующие параметры управления:
17
  • объемы привлекаемых и размещаемых финансовых ресурсов и межкорпоративные цены (ставки) привлечения и размещения ресурсов (при взаимодействиях финансово-инвестиционных корпораций с транспортными, информационными и торгово-промышленными корпорациями);
  • объемы оказываемых услуг и межкорпоративные цены на услуги (при взаимодействиях транспортных и информационных корпораций с торгово-промышленными корпорациями);
  • объемы передаваемой продукции, работ, услуг и межкорпоративная стоимость договоров на передачу соответствующих ценностей (при взаимодействиях производственных и торговых корпораций) [3].
18 Критерием эффективности согласования интересов горизонтальных межкорпоративных объединений является прибыль во взаимодействующих внешних организациях, выполняющих отдельные технологические процессы в единой интегрированной цепочке, равная совокупной прибыли организаций. Непосредственную реализацию согласования горизонтальных межкорпоративных взаимодействий осуществляет единый центр управления интегрированными экономическими системами. В роли центров управления обычно выступают холдинговые компании, ассоциации, альянсы и т.д.. Согласование горизонтальных межкорпоративных взаимодействий осуществляется через взаимодействия единого центра с локальными центрами корпоративного управления.
19 4. Задача вертикального межкорпоративного согласования интересов. Данная задача возникает обычно в многоуровневых (иерархических) системах управления. Параметрами согласования в этом случае могут быть объемы распределяемых финансовых ресурсов, номенклатура выпускаемой продукции или оказываемого перечня услуг, нормативные значения экономических регуляторов (налоговые и кредитные льготы, штрафы и поощрения), обеспечивающие сближение несовпадающих интересов различных уровней. Критериями экономических субъектов, функционирующих на соответствующем иерархическом уровне, могут быть прибыль, показатели качества выпускаемой продукции, уровень достижения намеченных целевых показателей и т.д.
20 Задачи согласования экономических интересов между различными региональными субъектами по своему содержанию существенно отличаются от задач межкорпоративного и внутрикорпоративного согласования как составом участников, так и основными критериями, используемыми этими участниками в процессе поиска компромисса.
21 В настоящее время в большинстве регионов РФ отношения между субъектами региональной политики основаны на модели партнерства [10,15]. Социальное партнерство как способ согласования интересов используется для решения региональных социально-экономических проблем, регулирования взаимодействия органов власти и бизнеса, работодателей и профсоюзов, учета интересов различных социальных групп и проведения согласованной региональной социально-экономической политики. В результате партнерских соглашений устанавливаются сбалансированные отношения власти и бизнеса, что приводит к повышению социальной ответственности бизнеса и решению им важных социально-экономических задач. В последние годы активно развивается государственно-частное партнерство, в рамках которого региональные органы власти могут осуществлять социальное и экономическое развитие региона за счет финансирования бизнесом региональных программ.
22 Рассмотренные выше методологические принципы формирования задачи согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов были применены авторами для сферы ЖКХ, что предопределило особенности постановки этой задачи.
23 К числу наиболее специфических характеристик сферы ЖКХ относятся следующие:
24 1. Сложность экономического механизма функционирования и управления ЖКХ, который может быть рассмотрен как комплекс экономических механизмов целевого назначения: тарифного, инвестиционного, приватизационного и др. Взаимно дополняя друг друга, данные механизмы ориентированы на повышение эффективности ЖКХ при наиболее полном удовлетворении потребностей населения в его услугах.
25 2. Наличие в результатах деятельности предприятий ЖКХ существенной социальной компоненты, в связи с чем речь идет о согласовании не экономических, а социально-экономических интересов. Это накладывает свой отпечаток как на формулировку критериев деятельности предприятий (они являются многокомпонентными и трудно формализуемыми), так и на используемые методы согласования, которые требуют привлечение эвристических процедур с участием ЛПР (лиц принимающих решения) [6,11].
26 3. Значительное присутствие в системах управления ЖКХ не только децентрализованных типов управляющих воздействий, но и централизованных, что требует рассмотрения различных моделей согласования экономических интересов (см. рисунок 2).
27 Централизованное управление предполагает концентрацию властных функций принятия управленческих решений на верхнем иерархическом уровне руководства организацией и позволяет более эффективно осуществлять координацию и контроль деятельности структурных подразделений по реализации стратегической политики организации в целом. В частности - эффективно использовать технико-технологические, материальные и кадровые ресурсы, необходимые для решения целей организации, и т.д. Информационные сигналы о решениях формируются последовательно; причем первым формируется, как правило, сигнал верхнего уровня, а сигнал нижнего уровня является «откликом», реакцией на него. При этом различают жесткую директиву (сигнал верхнего уровня не подлежит корректировке) и полужесткое управляющее воздействие (вышестоящее решение может быть скорректировано).
28

Рис. 2. Типы управления и виды информационного обмена в иерархической структуре управления

29

а) централизованное – схема последовательного формирования сигналов; у - функция отклика нижнего уровня на сигнал х верхнего уровня;

б) децентрализованное – схема одновременного (паритетного) способа формирования сигналов х и у

30 Централизованное управление осуществляется с помощью организационно-распорядительных документов. Примером такой ситуации является, например, решение Департамента ЖКХ о включении дома в годовой план по его капитальному ремонту. В этом случае на микроуровне решаются вопросы о доле финансового участия жителей в капитальном ремонте, уточняется перечень и порядок проводимых ремонтно-капитальных работ и т.д.
31 В основе децентрализованного управления лежит индикативный механизм, представляющий систему экономических рычагов, которые гибко регулируются государством и местными органами власти с учетом экономических интересов хозяйствующих субъектов. Децентрализация способствует обеспечению оперативности и гибкости принятия управленческих решений. Построение децентрализованной системы управления возможно только в случае достаточной независимости объектов управления по материальным, энергетическим, информационным и иным ресурсам. Фактически децентрализованная структура представляет собой совокупность нескольких независимых систем, каждая из которых обладает своей информационной, алгоритмической, технической и прочими базами. В отличие от централизованных систем здесь информационные сигналы вырабатываются различными уровнями одновременно и на паритетных началах. Управляющая система представлена государством и ведомствами, которые регулируют и регламентируют деятельность предприятий ЖКХ, а управляемая – предприятиями ЖКХ, потребителями ЖКУ, ресурсоснабжающими предприятиями и управляющими компании.
32 В работах [7-9] осуществлена математическая постановка задачи согласования экономических интересов субъектов, функционирующих в сфере ЖКХ. Рассмотрен случай вертикального межкорпоративного согласования для следующих уровней: Департамент ЖКХ – предприятие – производитель услуг ЖКХ – потребитель услуг ЖКХ. Поскольку в сфере ЖКХ используются как централизованные, так и децентрализованные типы управляющих воздействий, необходимым является рассмотрение двух модификаций задачи согласования интересов.
33 В зависимости от типа управления и вида информационной схемы в работе для решения задачи согласования предлагается использование различного экономико-математического инструментария:
34
  • оптимальной модели с наличием идеальной точки (для схемы с централизованным управлением и последовательным формированием сигналов);
  • модели компромисса критериев, основанной на идее метода последовательных уступок (для схемы с децентрализованным управлением и одновременным формированием сигналов).
35 При формулировке оптимальной модели с наличием идеальной точки использованы эвристические процедуры и проверена их корректность по методу О.И. Ларичева [11]. Сформулированы итеративные алгоритмы поиска компромиссных (оптимальных по Парето) решений на основе методов А. Вержбицкого и Р. Зелени, предполагающие участие ЛПР. Модель компромисса критериев реализована на условно-реальном примере с использованием метода последовательных уступок [8].
36

Выводы.

37 Рассмотренные методологические принципы согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов свидетельствуют о сложности и многообразии типов постановки таких задач в конкретных экономических ситуациях. Наиболее сложными эти задачи являются для тех случаев, когда функционирование экономических субъектов осуществляется в социально-экономической среде. Опыт формальной постановки таких задач подтверждает необходимость использования формально-эвристических методов и привлечения ЛПР к процедурам поиска компромиссных решений.
38 Несмотря на то, что задачи согласования экономических интересов относятся к классическому направлению экономико-математических исследований и в этой области имеются известные наработки, вопросы и теоретического анализа, и практического применения этих задач являются по-прежнему актуальными, поскольку согласованность экономических интересов хозяйствующих субъектов является необходимым условием их устойчивого и эффективного развития.

References

1. Afonichkina E.A. Portfel' razvitiya kak instrument upravleniya ehkonomicheskim klasterom. / E.A. Afonichkina, E.E. Cherkas // Vektor nauki TGU. 2011. – 1(15). - S. 180-183.

2. Vasil'ev P.V. Upravlenie portfelem razvitiya integrirovannykh ehkonomicheskikh sistem./ P.V. Vasil'ev, E.A. Afonichkina //Monografiya. Tol'yatti: Izd-vo VUiT, 2009. - s.408.

3. Geras'kin M.I. Soglasovanie ehkonomicheskikh interesov v korporativnykh strukturakh./ M.I. Geras'kin. - M.: Anko, 2005. – 293s.

4. Dodonova S.V. Integratsionnye ob'edineniya ehkonomicheskikh sub'ektov. / S.V, Dodonova ///Vestnik Finansovoj akademii. – 2003. - №1(250).

5. Karyakina L.A. K voprosu o klasterakh./ L.A. Karyakina // Vestnik VUiT, Seriya «Ehkonomika». – 2009. - Vyp.19. –S. 44-48.

6. Egorova N.E. Primenenie printsipa ehkonomicheskoj kompensatsii v zadachakh mezhurovnevogo soglasovaniya planovykh reshenij. /N.E. Egorova // V sbornike «Problemy komp'yuterizatsii protsessov razrabotki ehffektivnykh planovykh reshenij». M.: TsEhMI AN SSSR, 1989

7. Egorova N.E., Ivanov K.A. Metody resheniya mnogokriterial'noj zadachi s ispol'zovaniem ehvristicheskikh protsedur. // Audit i finansovyj analiz (v pechati).

8. Egorova N.E., Ivanov K.A., Lugin V.G. Realizatsiya metoda posledovatel'nykh ustupok v sisteme upravleniya ZhKKh / Sbornik nauchnykh trudov pod red. B.A. Erzinkyana «Teoriya i praktika institutsional'nykh preobrazovanij v Rossii», Vyp.31, 2015, -M.: TsEhMI RAN, s. 149-144.

9. Ivanov K.A. Postanovka zadachi soglasovaniya interesov razlichnykh urovnej upravleniya v sfere ZhKKh // Ehkonomika i predprinimatel'stvo, 2014, № 5, Ch. 1, s. 406-411.

10. Krasil'nikov O.Yu. Modeli vzaimodejstviya vlasti i sobstvennosti // Sobstvennost' i vlast': dinamika, tendentsii, perspektivy: Sb. nauch. tr. / Pod.red. T.P. Trubitsynoj. – Saratov: Nauchnaya kniga, 2005. - Vyp. 4. - S. 85-97.

11. Larichev O.I. Ob'ektivnye modeli i sub'ektivnye resheniya./ O.I. Larichev. - M.: Nauka, 1987. – 144s.

12. Mnogokriterial'nye zadachi prinyatiya reshenij. M.: Mashinostroenie, 1978

13. Pomanskij L.B. O skhodimosti protsessov soglasovaniya ehkonomicheskikh interesov / L.B. Pomanskij // Ehkonomika i matematicheskie metody.- 1983. -T. 19.-Vyp. 4. - S. 598–607.

14. Chernetsova N.S. Ehkonomicheskaya priroda i ehvolyutsiya ehkonomicheskikh interesov.: diss…d.eh.n. – M. - 2003.- 211s

15. Zhuk M.A. Model' soglasovaniya ehkonomicheskikh interesov vlastej i biznes-soobschestva v strategii razvitiya regiona Instrumental'nye metody ehkonomiki | (34) UEhkS, 10/2011. [Ehlektronnyj resurs]. http://www.uecs.ru/uecs-34-342011/item/728-2011-10-29-05-36-... (data obrascheniya 12.11.2014g.).

16. Rasskazova N.V. Soglasovanie ehkonomicheskikh interesov kak faktor stabilizatsii sotsial'no-ehkonomicheskoj sistemy: voprosy teorii. [Ehlektronnyj resurs]. http://www.rusnauka.com/15_DNI_2008/Economics/32750.doc.htm (data obrascheniya 14.02.2015g.).

17. Ehkonomicheskaya teoriya: politehkonomiya - Bazilevich V.D. [Ehlektronnyj resurs]. pidruchniki.ws/15941024/politekonom (data obrascheniya 23.05.2015g)