Conceptual aspects of the analysis of the behavior of the enterprise
Conceptual aspects of the analysis of the behavior of the enterprise
Annotation
PII
S265838870000166-5-1
DOI
10.33276/S0000166-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Olga Petuhova 
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: CEMI RAS
Address: Moscow, Nakhimovky prospect 47
Vasily Presnyakov
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: CEMI RAS
Address: Russian Federation, Moscow, Nakhimovky prospect 47
Edition
Abstract
The purpose of the article is to develop a logical structure and a conceptual framework for analyzing the economic state and behavior of an enterprise. The enterprise is considered as a system of collective action, an integral economic unit and an integral part of the national economic production and technological complex, which corresponds to the enterprise's destination as a form of economic activity. The tri-unity of technological, production and institutional factors affecting the performance of the enterprise by various parties of its destination is considered. The analysis of the state and behavior of the enterprise is carried out in two aspects as a functional analysis of the consistency of processes in the enterprise and as a transactional analysis of the consistency of participants in the activities of the enterprise. The tables, which contain the results of functional analysis, and transaction analysis of the state of the enterprise are presented. A system of concepts, proposed for use in modeling the behavior of enterprises, is formed.
Keywords
Enterprise, participants in the activity, behavior, state of the processes, interaction of participants, functional analysis of the state, transactional analysis of the state, subject areas of analysis.
Received
30.01.2019
Date of publication
03.02.2019
Number of characters
26611
Number of purchasers
4
Views
275
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 В настоящее время аналитические инструменты для анализа экономического состояния предприятия и, следовательно, для выявления причин и сущности имеющихся у него проблем, практически отсутствуют. Современные методы оценки состояния предприятия базируются на данных из их прошлого. На практике применяются методы прогнозирования вероятности банкротства предприятия [см., например, Богданова, Алексеева, 2011], анализ финансового состояния с использованием финансовых нормативов [Бригхэм, Хьююстон, Джоэл, 2013] и оценки состояния аналогичных предприятий, базирующиеся на слежении за их изменениями во времени [Денисон, Хостберг, Лейн, Лиф, 2013]. Но предприятие существует одновременно в трех временных средах: прошлом, настоящем и будущем, и связи такого понимания состояния предприятия с технологией производства и управлением, когда рассматривается только прошлое предприятия, остаются не раскрытыми.
2 Усугубляет проблему и отсутствие научного языка, способного выразить и объяснить взаимосвязанность характеристик производственных объектов с позиций их структурного единства и функциональной целостности.
3 Говоря о состоянии предприятия, определимся с тем, что понимается под предприятием, как объектом анализа. Предприятия, как форма хозяйственной деятельности, обладает рядом особенностей:
  • предприятия - это форма крупного товарного производства, то есть производства исключительно на продажу на рынках;
  • предприятие само владеет своими активами и может вступать в разного рода обязательственные отношения, т.е. является самостоятельным субъектом хозяйствования;
  • предприятие - это способ институционализации предпринимательских функций в экономике, когда отношения между предприятием и участниками его деятельности осуществляются в форме двусторонних сделок коммерческого типа - купли-продажи товаров и услуг.
В соответствие с этим в исследованиях предприятие рассматривается:
  • как составная часть народнохозяйственного технологического комплекса;
  • как целостная экономическая единица;
  • как система коллективного действия.
4 Наиболее полно спектр исследований в области поведения предприятия представлен в теориях фирмы. [Клейнер, Пресняков, Карпинская, 2018]1
1. В статье представлены ссылки на основополагающие работы в области теории фирмы, которые в дальнейшем послужили основой для развития теории в различных направлениях исследований
5 Когда речь идет о предприятии как составной части народного хозяйства, исследуются технологические процессы производства продукции и услуг, пользующихся платежеспособным спросом, методы управления процессами и нормы, и правила, устанавливающие границы действий участников деятельности предприятия. [Coase, 1937, Форрестер, 1971, Nelson, Winter, 1974]
6 Анализ функционирования предприятия как целостной экономической единицы направлен на обеспечение долгосрочного функционирования предприятия. [Marris,. 1964. Cohen, Cyert, 1975, Зотов, Пресняков, 1995.] Здесь центральным является понятие эффективности его деятельности и инструменты достижения эффективности, основанные на обработке данных, получаемых из анализа производственно-технологических процессов и управленческих решений. [ Виленский , Лившиц , Смоляк , 2008, Мейер, 2004].
7 Объектом исследования предприятия как системы коллективного действия являются интересы участников его деятельности и степень их удовлетворения, от чего зависит их поведение в производственных процессах и их решения в процессах управления. [Jensen M., Meckling W. 1976, Leibenstein H. 1976, Aoki M. 1984]
8 Анализ состояния и поведения предприятия целесообразно проводить в двух аспектах – как функциональный анализ и как трансакционный анализ. Функциональный анализ должен раскрыть согласованность процессов в объекте анализа, а трансакционный – согласованность действий участников деятельности предприятия, исходя из уровня достижения ими своих интересов от участия в деятельности предприятия и возможности возникновения конфликтов между ними на этой основе.
9 Функциональный анализ поведения предприятия
10 Современные экономические системы существуют в триединстве технологических, производственных и институциональных аспектов (Пресняков, 1991). Технологический аспект экономической системы задается необходимым множеством технологических переделов, осуществляющих превращение ресурсов в продукт. Задача анализа технологического аспекта функционирования предприятия заключается в том, чтобы выявить влияние множества переделов на результаты производства с учетом исполнительского поведения участников его деятельности и воздействия на переделы вариантов воздействия на них со стороны управления. Производственный аспект выражает степень применимости, а также масштабы и интенсивность использования технологии для нужд общества. Он связывает между собой характеристики и требования применяемой технологии с требуемыми количествами потребляемых ресурсов и объемами выпуска. Анализ производственного аспекта функционирования предприятия направлен на выявление влияния отношений участников на ранжирование вариантов управленческих рещений с точки зрения влияния на этот процесс интересов участников управленческих решений и оценку исполнения их ожиданий в результате выбора тех или иных инструментов для выбора вариантов. Институциональный аспект выражает организационно-правовые формы и трансакционное восприятия технологии обществом – наличие в обществе предпринимательских, исполнительских и социальных форм реализации технологии. Анализ институционального аспекта функционирования предприятия направлен на формирование состояния организационного равновесия предприятия, при котором никто из участников деятельности предприятия не может увеличить свою функцию полезности без риска понести более высокие потери из-за вероятности разрушения кооперации одним из игроков. Ограничениями на формирование организационного равновесия являются существующие правовые нормы - от государственных законов до правил и традиций, принятых на отдельных предприятиях. На результанты формирования организационного равновесия влияют существующие формы согласования интересов участников деятельности предприятия. И правовые нормы, и формы согласования интересов сами являются объектами исследования с точки зрения установления их влияния на формирование организационного равновесия.
11 Важно обеспечить соответствия друг другу факторов, влияющих на исполнение процессов функционирования предприятия, как системы коллективного действия, как целостного экономического объекта и как элемента народнохозяйственного технологического комплекса.
12 Для функционального анализа поведения предприятия необходимо определиться с показателями, характеризующими состояние предприятия как системы коллективного действия, самостоятельной экономической единицы и составной части народного хозяйства в аспектах его технологической, производственной и институциональной деятельности. Структура такой системы для решения этой задачи представлена в таблице 1.
13

Таблица 1. Области функционального анализа состояния предприятия 

Области функционального анализа состояния предприятия

Аспекты деятельности предприятия

Предприятие как система коллективного действия Предприятие как самостоятельная экономическая единица Предприятие как элемент народнохозяйственного комплекса 
Технологический Поведение участников Администрирование Производственный процесс
Управленческий Отношения участников Ожидания Инструменты подготовки решений по направлениям деятельности
Институциональный Интересы участников Согласование интересов Нормы и правила
14 Информация, содержащаяся в каждой ячейке таблицы 1, характеризует состояние предприятия как результат исполнения им своего предназначения как системы коллективного действия, самостоятельной экономической единицы и составной части народного хозяйства, в аспектах его производственной, управленческой и институциональной деятельности. Показатели отдельных графоклеток, характеризующие состояние предприятия в различных аспектах, должны быть взаимосвязаны и совместимы друг с другом – изменения показателей одной ячейки вызывают изменения значения других показателей в соответствующих ей ячейках по строкам и столбцам таблицы.
15 Трансакционный анализ поведения предприятия
16 Функциональное согласование не может служить достаточным условием эффективной реализуемости процессов на предприятии при наличии открытой или скрытой (потенциальной) конфликтности интересов участников, не только внешних, но и внутренних. Поэтому важно обеспечить такое соответствие связанных между собой характеристик процессов взаимодействий участников, чтобы они порождали достаточно широкое поле бесконфликтного взаимодействия, в рамках которого стороны могли бы регулировать свое поведение с целью поддержания необходимого уровня взаимной заинтересованности в достижении трансакционного соглашения. Отсюда возникает задача установления соответствия взаимосвязанных характеристик достижения интересов участников, имея в виду необходимость преодоления возникновения конфликтов между ними из-за несогласованности в исполнении процессов, когда характеристики не будут соответствовать друг другу. Таким образом, перед предприятием всегда стоит проблема поддержания трансакционной конфигурации, которая обеспечивала бы поддержание действующих и появления новых ожиданий выгодных для него трансакций, в которых состоит его бизнес в определенных количественных и качественных измерениях.[Зотов, Пресняков, Гребенников, 2014] Соблюдение и нарушение трансакционной конфигурации под влиянием внутренних и внешних изменений требует от управления постоянной готовности к принятию своевременных мер по ее сохранению или, напротив, пересмотру в интересах поддержания функциональности предприятия.
17 Трансакции, из которых по сути дела состоит жизнедеятельность предприятия, составляют нераздельную триаду – договорные, управленческие и нормирующие трансакции, влияющие на социально-психологические взаимодействия участников, на принятие управленческих решений и исполнительскую активность работников на технологических рабочих местах, при этом роль каждого участника является необходимой для остальных.[Commons 1990]
18 Договорные трансакции – это трансакция между формально равными и самостоятельными в правовом отношении сторонами. Назначение договорных трансакций состоит в создании предметов деятельности для всех участников, оправдывающих их участие в совместной деятельности в общей хозяйственной среде.
19 Управленческая трансакция направлена на достижение компромисса интересов, между руководителем и подчиненными. Причем, если для процессов внутри предприятия возможности системы управления ограничены ее собственными ресурсами, то для решения проблем во внешнем уровне система управления должна развивать устойчивые связи с важными элементами внешней среды – судебными и законодательными органами, средствами массовой информации, профессиональными и отраслевыми объединениями, общественными организациями.
20 Нормирующие трансакции отличаются от управленческих тем, что начальник в них является коллективным начальником, в то время как подчиненными – индивиды.
21 Трансакции разных типов обуславливают друг друга и не могут формироваться независимо. Совокупность всех типов трансакций хозяйствующего субъекта – договорных, управленческих и нормирующих, поддерживающих процессы исполнения его системных функций, обуславливающих друг друга и имеющих разное назначение, представляет собой трансакционную конфигурацию субъекта.
22 По отношению к процессам функционирования предприятий, трансакции являются необходимыми условиями их осуществимости. Никакой процесс, протекающий  на предприятии, не может быть осуществим без его трансакционного урегулирования, включая материальное и финансовое обеспечение, организационную и технологическую подготовку, права и обязанности участников, их вознаграждение, а также санкции за нарушение условий трансакционного компромисса. Поэтому задача исследования поведения предприятия состоит не только в анализе его материальных, финансовых и информационных потоков, но, что не менее важно, в понимании процессов формирования и изменения его трансакционной конфигурации, то есть действующей совокупности взаимосвязанных трансакций, структурирующих его деятельность (таблица 2). 
23

Таблица 2. Области формирования трансакционных издержек на предприятии 

Аспекты функционирования предприятия

Области Троансакционного Анализа состояния предприятия

Институциональный (Договорные трансакции) Управленческий (Управленческие трансакции) Технологический (Нормирующие трансакции) 
Элемент народнохозяйственного комплекса  Нормы и правила Инструменты подготовки решений по направлениям деятельности Производственный процесс
Самостоятельная экономическая единица  Согласование интересов Ожидания Администрирование
Система коллективного действия  Интересы участников Отношения участников Поведение участников
24 Отсюда следует, что при анализе и моделировании поведения предприятия должно быть обеспечено трансакционное согласование количественных и качественных характеристик факторов в разрезе его технологических, управленческих и институциональных процессов, направленное на устранение избыточных трансакционных издержек. Трансакционный способ этого согласования необходим для того, чтобы исключить разнонаправленность действий предприятия в ущерб результатам функционирования какой-либо из сторон его деятельности – как народнохозяйственного технологического комплекса, как целостного экономического объекта и как системы коллективного действия.
25 Системные требования к показателям состояния предприятия
26 Функциональный и трансакционный анализ имеют совпадающие предметные области, которые должны быть описаны показателями, характеризующими состояние предприятия в соответствующих областях. Показатели должны соответствовать системным требованиям, которые поддерживают функциональный и трансакционный анализ с точки зрения ожидаемых от них результатов. К числу таких требований относятся [Зотов, Пресняков, Гребенников, 2014]
27
  • Этические требования, опираются на разделяемый общий смысл и взаимопонимание между участниками деятельности предприятия в отношении должного и недолжного.
  • Правовые требования, очерчивающие законные границы свободы действий всех участников деятельности предприятия и защищающие их от неправомочных действий со стороны друг друга.
  • Хозяйственные требования, определяющие приемлемые условия для поступления на предприятие ресурсов, выполнение обязательств предприятия по договорам и согласованным с потребителями графикам доставки и передачу им оплаченной продукции и оказанию услуг.
  • Производственные требования, отражающие качество активов предприятия и его способности их использовать.
  • Партнерские требования, отражающие способности участников, обладающих качествами неформальных активов, наделяющие предприятие статусными и конкурентными преимуществами и уменьшающие деловые риски.  
  • Пространственные требования выражают трансакционную природу предприятия и отражает готовность и способности участников вступать в деятельность предприятия вне зависимости от их размещения, формы и способа участия в его деятельности. 
28 Несмотря на совпадающие предметные области функционального и трансакционного анализа и совпадение наименований показателей, измерения этих показателей в различных схемах анализа различны. В функциональном анализе показатели представлены абсолютными значениями на определённую дату (см. таб. 3,4,5).
29

Таблица 3. Элементы предметных областей, отражающие состояние предприятия с точки зрения исполнения им своей технологической функции

Аспекты функционального анализа состояния предприятия

Системные требования к участникам деятельности предприятия

Предметные области анализа состояния предприятия в технологическом аспекте его функционирования
  Поведение участников Администрирование Производственный процесс
Этические Доверительность Целенаправленность Технологическая парадигма
Юридические Дисциплинированность Полномочия Информация
Хозяйственные Мотивированность Распределение денежных средств Денежные средства
Производственные Интенсивность труда Регулирование ресурсных потоков Материальное имущество
Партнерские Адаптивность Роли Труд
Пространственные Мобильность Размещение Природная компонента
30

Таблица 4. Элементы предметных областей, отражающие состояние предприятия с точки зрения исполнения им своей управленческой функции

Аспекты функционального анализа состояния предприятия

Системные требования к участникам деятельности предприятия

Предметные области анализа состояния предприятия в управленческом аспекте его функционирования
  Отношения участников Ожидания участников Направления управленческой деятельности
Этические Взаимопонимание Миссии Стратегия
Юридические Ответственность Законность Организация
Хозяйственные Оппортунизм Эффективность Инвестиции
Производственные Востребованность Продуктивность Маркетинг
Партнерские Специализация Репутация Персонал
Пространственные Открытость Время Логистика
31

Таблица 5. Элементы предметных областей, отражающие состояние предприятия с точки зрения исполнения им своей институциональной функции

Аспекты функционального анализа состояния предприятия

Системные требования к участникам деятельности предприятия

Предметные области анализа состояния предприятия в институциональном аспекте его функционирования
  Интересы участников Согласование интересов Нормы и правила
Этические Престиж Целевая совместимость Нормы деловой этики
Юридические Правовая защищенность Защищенность от внутренней коррупционности Нормы защищенности
Хозяйственные Хозяйственные интересы Инвестиции Ставки платежей
Производственные Безопасность Скоординированность Нормы технологических регламентов
Партнерские Значимость рабочего места Престижность Нормы трудового поведения
Пространственные Свойственность Интегрированность Границы
32 В трансакционном анализе используются качественные оценки изменения абсолютных значений показателей в разные моменты времени (прошлом, настоящим и будущем). Оценке подлежит согласованность изменений показателей по разным системным требованиям к деятельности предприятия (см. таб. 6, 7, 8). В графоклетках этих таблиц отражены изменения показателей предметных областей, обусловленные трансакционными воздействиями.   
33

Таблица 6. Факторы формирования избыточных нормирующих трансакционных издержек на предприятии как элементе народнохозяйственного технологического комплекса

Факторы формирования избыточных трансакционных издержек

Системные требования к участникам деятельности предприятия

Зоны формирования нормирующих трансакционных издержек
  Нормы и правила Направления управленческой деятельности Производственный процесс
Этические Нормы деловой этики Развитие норм деловой этики Нейтральное Противоречия с нормами кодекса деловой этики Стратегия Расширение стратегии развития Нейтральное Сужение стратегии развития Технологическая парадигма Развитие существующей парадигмы Нейтральное Отказ от парадигмы
Юридические Нормы защищенности Избыточность норм защищенности Нейтральное Отсутствие норм защищенности Организация Сокращение информационных перегрузок Нейтральное Рост информационных перегрузок Информация Рост неосязаемых активов Нейтральное Сокращение неосязаемых активов
Хозяйственные Ставки платежей Повышение ставок Нейтральное Уменьшение ставок Инвестиции Рост инвестиций Нейтральное Сокращение инвестиций Денежные средства Рост платежеспособности Нейтральное Снижение платежеспособности
Производственные Нормы технологических регламентов Развитие технологических регламентов Нейтральное Несоответствие технологическим регламентам Маркетинг Увеличение работы с потребителем Нейтральное Сокращение работы с потребителем Материальное имущество Рост избыточных мощностей Нейтральное Сокращение избыточных мощностей
Партнерские Нормы трудового кодекса поведения Развитие стандартов трудового поведения Нейтральное Отсутствие стандартов трудового поведения Персонал Повышение вовлеченности персонала Нейтральное Сокращение вовлеченности персонала Труд Накопление профессионального опыта взаимодействия участников Нейтральное Поиск новых форм взаимодействий участников
Пространственные Границы деятельности Расширение границ деятельности Нейтральное Сужение границ деятельности Логистика Увеличение пути доставки груза Нейтральное Сокращение пути доставки груза Природная компонента Новые природные ресурсы и среда Нейтральное Интенсификация использования природной компоненты
34

Таблица 7. Факторы формирования избыточных управленческих трансакционных издержек на предприятии как самостоятельной экономической единицы

Факторы формирования избыточных трансакционных издержек

Системные требования к участникам деятельности предприятия

Зоны формирования управленческих трансакционных издержек
  Согласование интересов участников Ожидания участников Администрирование
Этические Целевая совместимость Развитие традиционных ценностных установок Нейтральное Отказ от традиционных ценностных установок Миссия Расширение круга целей Нейтральное Сокращение круга целей Целеполагание Соответствие избранной стратегии Нейтральное Новая целевая направленность
Юридические Ответственность Повышение ответственности Нейтральное Понижение ответственности Защищённость от внутренней коррупции Укрепление законности Нейтральное Нарушение законности Полномочия Расширение полномочий Нейтральное Сокращение полномочий
Хозяйственные Вовлечённость в управление Повышение степени участия в хозяйственных решениях Нейтральное Снижение степени участия в хозяйственных решениях Эффективность Повышение эффективности Нейтральное Понижение эффективности Распределение денежных средств Рост вознаграждения Нейтральное Сокращение вознаграждения
Производственные Скоординированность деятельности Повышение степени участия в производственно-технологических решениях Нейтральное   Снижение степени участия в производственно-технологических решениях Продуктивность Повышение продуктивности Нейтральное Понижение продуктивности Регулирование ресурсных потоков Увеличение объема работ Нейтральное Перераспределение работ
Партнерские Престижность Повышение степени участия в кадровых решениях Нейтральное Снижение степени участия в кадровых решениях Репутация Повышение репутации Нейтральное Подрыв репутации Роли Новые роли Нейтральное Исключение старых ролей
Пространственные Интегрированность Командная Нейтральное Индивидуализация Время Увеличение затрат времени на процессы принятия и исполнения решений Нейтральное Сокращение затрат времени на процессы принятия и исполнения решений Размещение  Новые площадки  Нейтральное  Отказ от площадок 
35

Таблица 8. Факторы формирования избыточных договорных трансакционных издержек на предприятии как системе коллективного действия

Факторы формирования избыточных трансакционных издержек

Системные требования к участникам деятельности предприятия

Зоны формирования договорных трансакционных издержек
  Интересы участников Отношения участников Поведение участников
Этические Престиж Рост престижа Нейтральное Снижение престижа Взаимопонимание Рост командной работы Нейтральное Языковая сегментация Доверительность Повышение доверия Нейтральное Рост недоверия доверия
Юридические Защищенность Рост защищенности Нейтральное Снижение защищенности Правосубъектность Рост неправомерных действий Нейтральное Сокращение неправомерных действий Дисциплинированность Укрепление дисциплины Нейтральное Рост дисциплинарных нарушений
Хозяйственные Хозяйственные интересы Поддержка имущественных интересов Нейтральное Снижение имущественных интересов Оппортунизм Повышение возможностей извлечения личной выгоды Нейтральное Сокращение возможностей извлечения личной выгоды Мотивированность Повышение мотиваций Нейтральное Отсутствие мотиваций
Производственные Безопасность Повышение производственной безопасности Нейтральное Снижение производственной безопасности Востребованность Повышение востребованности Нейтральное Снижение востребованности Интенсивность труда Рост степени напряженности рабочей силы Нейтральное Снижение степени напряженности рабочей силы
Партнерские Значимость рабочего места Рост значимости рабочего места Нейтральное Снижение значимости рабочего места Специализация Специализация на функциях Нейтральное Специализация на процессах Адаптивность Специализация Нейтральное Универсализация
Пространственные Свойственность Рост текучести Нейтральное Сокращение текучести Открытость Повышение доступа к информации Нейтральное Сокращение доступа к информации Мобильность Избыточная мобильность Нейтральное Недостаточная мобильность
36 В заключение отметим, что проблема информационного обеспечения  моделирования поведения предприятия требует проведения  дополнительных исследований. Можно выделить два основных этапа в ходе решения этой проблемы. Первый из них – выполнение процедуры дефиниции (определения), в ходе которой для системы терминов, представленных в графоклетках таблиц 6-8, должна быть выстроена и формально описана система понятий в рассматриваемой предметной области и сформирована информационная среда, поддерживающая задачи моделирования поведения предприятий. Для этих целей может быть использован инструмент построения онтологий, предложенный в (Богомолова, Дышкант, Крылов, Петухова, Юдина, 2013).
37 На втором этапе предполагается создание базы данных, содержащих значения показателей, привязанных к сформированной системе понятий.
38 Очевидно, что сложившаяся устойчивая система показателей форм унифицированной статистической отчетности, используемая Росстатом для мониторинга функционирования хозяйственных субъектов, недостаточна для формирования базы данных, интегрирующей в себе различные подходы к поведению предприятия с учетом многообразия факторов, влияющих его поведение. На наш взгляд, в дополнение к данным статистической отчетности, должны быть привлечены данные бухгалтерской отчетности, показатели ведомственного статистического наблюдения, например налоговой статистики. В тех случаях, когда для отдельного фактора не может быть найден соответствующий показатель, для целей наблюдения за ним может быть либо расширена программа действующего статистического наблюдения, либо использован инструментарий социологического наблюдения. В любом случае этому процессу должна предшествовать инвентаризация состава показателей действующей системы статистического (государственного и ведомственного) наблюдения.

References

1. Bogdanova T.K., Alekseeva Yu.A. Prognozirovanie veroyatnosti bankrotstva predpriyatij s uchetom izmeneniya finansovykh pokazatelej v dinamike. Biznes-informatika №1(15),2011 str. 50-60

2. Bogomolova A.V., Dyshkant N.F., Krylov A.Yu., Petukhova O.V., Yudina T.N. UIS ROSSIYa: ehksperiment po realizatsii ontologii predmetnoj oblasti «gosudarstvennoe upravlenie» dlya poiska v bazakh dannykh i po analiticheskim publikatsiyam. «Internet i sovremennoe obschestvo: sbornik nauchnykh statej XVI Vserossijskoj ob'edinennoj konferentsii IMS-2013», Sankt-Peterburg, 9 - 11 oktyabrya 2013 g. https://socionet.ru/d/repec:rus:ims000:y:2013:p:7- 13/http://ojs.ifmo.ru/index.php/IMS/article/viewFile/1/1.pdf

3. Brigkhehm Yu.F., Kh'yuston, Dzhoehl A. Finansovyj menedzhment. 7 izd.- SPb.: Piter 2013 552s.

4. Vilenskij P.L., Livshits V.N., Smolyak S.A. Otsenka ehffektivnosti investitsionnykh proektov. Teoriya i praktika. 4-e izdanie. Delo, 2008, 1104s.

5. Denison Del, Khostberg R., Lejn N., Lif K. Izmerenie korporativnoj kul'tury v organizatsiyakh - SPb.:Piter 2013. 192s.

6. Zotov V.V, Presnyakov V.F. Firma kak ehkonomicheskoe yavlenie i institut obschestva "Ehkonomika i matematicheskie metody", t.XXXI, vyp.2,1995.

7. Zotov V.V., Presnyakov V.F., Grebennikov V.G. Zony formirovaniya izbytochnykh transaktsionnykh izderzhek na predpriyatii. V sbornike: Teoriya i praktika institutsional'nykh preobrazovanij sbornik nauchnykh trudov. Tsentral'nyj ehkonomiko-matematicheskij institut RAN. Moskva, 2014. S. 89-113.

8. Mejer, M.V. Otsenka ehffektivnosti biznesa. – M.: OOO «Vershina», 2004. 272 s. 

9. Presnyakov V.F. Model' povedeniya predpriyatiya. M.: Nauka, 1991 s.192.

10. Forrester Dzh. Osnovy kibernetiki predpriyatiya: Industrial'naya dinamika; per. s angl. M.: Progress, 1971 c.340.

11. Aoki M. The Cooperative Game Theory of the Firm. L.: Oxford University Press, 1984.

12. Coase R. The nature of the firm // Economica. 1937. No. 4. R. 386–405.

13. Cohen K.J., Cyert R.M. Theory of the firm. Englewood Cliffs: Prince Hall, Inc., 1975. P. 406.

14. Commons J. R. Institutional Economics. Transaction Publishers, 1990 – pp. 648

15. Jensen M., Meckling W. Theory of the firm: Managerial behavior, agency costs and ownership structure // Journal of Financial Economics. 1976. Vol. 3. No. 4. R. 305–360.

16. Nelson R.R., Winter S.G. Neoclassical vs. evolutionary theories of economic grow the critique and prospectus. The Economic Journal, 1974, No 84 (336), pp. 886–905.

17. Leibenstein H. Beyond Economic Man: A New Foundation for Micro-Economics. Cambridge Mass.: Harvard University Press, 1976. P. 297.

18. Marris R. The economic theory of «managerial» capitalism. N.Y.; L.: Free Press and Macmillan, 1964. P. 363.