Translation of the Russian school into the digital space
Table of contents
Share
Metrics
Translation of the Russian school into the digital space
Annotation
PII
S265838870000143-0-1
DOI
10.33276/S0000143-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Irina Bobkova 
Occupation:  Research fellow
Affiliation: CEMI RAS
Address: Moscow, Nakhimovsky Prospect 47
Edition
Abstract
The article presents the results of the research on the digital economy conducted in the laboratory of social modeling, Central Economics and mathematics Institute of Russian Academy of Sciences. The Russian Federation is moving towards a full-fledged digital economy integrated into the world economy. This process is impossible without the involvement of educational institutions and the creation of an electronic (digital) school, which, among other things, involves the preparation and implementation of electronic textbooks. The paper presents the results of a survey conducted in two Moscow universities in order to find out the attitude to the widespread introduction of electronic textbooks in schools of those for whom it is started.
Keywords
knowledge economy, education reform, digital economics, e-book, modern digital educational environment
Received
11.01.2019
Date of publication
12.01.2019
Number of characters
20408
Number of purchasers
3
Views
495
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Введение.
2 28 июля 2017 г. Правительство РФ приняло Постановление № 1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [1] Процесс реформирования экономических институтов с точки зрения перевода их в цифровое пространство активно продолжается уже несколько последних лет во всем мире. Лидерами в этой области являются Сингапур, Норвегия, Великобритания, ОАЭ, Израиль и ряд других стран. Россия среди 175 стран, протестированных в конце 2016 г., занимает 39 место, обеспечивая валовую добавленную стоимость сектора ИКТ в размере 2,9% ВВП. [2]. Данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, повышая качество жизни людей и технологичность отраслей экономики. В цифровой экономике должно быть обеспечено эффективное взаимодействие бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан.
3 Электронная (цифровая) экономика – это экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, это электронные товары и сервисы, производимые электронным бизнесом, причем расчеты за услуги и товары электронной экономики часто производятся электронными деньгами.
4 На жизнь современного общества влияют три уровня цифровой экономики: рынки и отрасли экономики, в которых осуществляется взаимодействие конкретных поставщиков и потребителей товаров и услуг; современные платформы и технологии; среда, создающая условия для развития платформ и технологий, нормативной базы, информационной инфраструктуры, системы подготовки кадров и информационной безопасности.
5 Модернизация общего образования с точки зрения перевода экономики на «цифровые рельсы» является составной частью этого процесса. В системе образования расширяется применение цифровых технологий. Почти все общеобразовательные организации имеют выход в Интернет, разрабатывают свои сайты, большинство школ и все университеты оснащены ИТ - оборудованием, в ведущие вузы вводятся специальности по подготовке соответствующих кадров. В РФ имеется неплохая, хотя и явно недостаточная, инфраструктура науки и инноваций.
6 В ходе своего выступления на ПМЭФ-2017 В.В.Путин много говорил о цифровой экономике, сравнил задачу развития цифровой экономики РФ со строительством железных дорог в конце XIX века и электрификацией страны в XX веке. По его мнению, развитие цифровой экономики - беспрецедентный по своему масштабу и влиянию проект (3). Частью этой цифровой экономики становится и образование.
7 Цифровая школа — это новая открытая гуманитарная среда в современном информационном обществе, ядром которой является информационно-образовательная среда, а окружением – инфраструктура образовательной и профессиональной деятельности человека в «мире без границ» [5, 8]. В этой открытой гуманитарной среде происходит формирование у учеников качеств и навыков 21 века, таких, как информационная активность и медиа-грамотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, развиваются коммуникативные навыки, профессиональная мобильность [7].
8 «Современная цифровая образовательная среда», в т.ч. «Цифровая школа» - одно из приоритетных направлений работы Министерства образования. Главная цель проекта - формирование у школьников цифровых навыков в области обработки и анализа данных, программирования и создания собственных проектов. (6) В основу ресурсной базы должен лечь проект «Московская электронная школа». На занятиях могут использоваться интерактивные панели, электронные материалы вместо классических учебников, вместо бесчисленного количества методических рекомендаций можно будет выбирать решение урока из базы готовых сценариев занятий, а также у учителей должна появиться возможность использовать собственные сценарии. Проверка знаний будет проходить в форме интерактивных тестов, оценки сразу должны попадать в электронный дневник, а затем – в телефоны родителей. Для всего этого нужно будет улучшить уровень материально-технического обеспечения и внести определенные содержательные, а не формальные изменения в учебные программы, обучить учителей и администрацию школы работе со всеми этими техническими средствами.
9 Какова же цена вопроса? Наиболее острая проблема - улучшение материально-технической базы порядка 42 тысяч школ по всей стране, проведение подготовки и переподготовки педагогов, в идеале обеспечение каждого ученика планшетом (1,42 млн учащихся СОУ и СПОУ только в Москве, учащихся только 11-х классов в РФ около 710 тыс.человек, прогноз до 2025 г. - 915 тысяч (!), стоимость каждого планшета для подобных задач – не менее 10 тысяч рублей). Один из важнейших, до сих пор нерешенных, вопросов – кто за это будет платить. Регионы подчас не справляются с оплатой педагогического состава, увольняются психологи, труд ведут преподаватели по окружающему миру, информатику – те из преподавателей, кто лучше разбирается в технике. Имеет ли право школа «повесить» приобретение планшетов для электронных учебников на родителей? А если у родителей кого-то из учеников нет таких денег? С вероятностью почти 100% можно утверждать, что у такого ученика начнутся серьезные проблемы, вплоть до отчисления из «»хорошей» школы. Пока на эти вопросы у Министерства нет ответов.
10 Направления развития общего образования в РФ в 2018 г. При переходе к «цифровой школе» важно знать, какое место она займет в системе общеобразовательных учреждений, и как будет жить школа «обыкновенная». Итак, основные направления развития, которые были заявлены в 2018 году [4]:
11
  • Внедрение электронных учебников во всех школах РФ
  • Введение нового предмета «Робототехника» для 5-9 классов Школьники освоят: компьютерную терминологию; виды и механизмы современного оборудования; принцип работы автоматизированных устройств, 3D принтерами.
  • Внесение 3-го обязательного для сдачи предмета откладывается, но прорабатывается вариант сдачи ЕГЭ по всем предметам («с целью уменьшения стресса у 11-классников» (!)).
  • Обсуждаются варианты внедрения психологии в школьную программу, основ кибербезопасности.
12 Модель цифровой школы. Примером реализации проекта цифровизации образовательного учреждения может служить модель ИСУ «Цифровая школа», разработанная по заказу Краевого центра образования Хабаровского края [11].
13 Модель «Цифровая школа» разделена на две части:
  • техническая инфраструктура;
  • специализированное программное обеспечение и специализированное оборудование.
Основные элементы технической инфраструктуры:
  • серверное оборудование, развернутое на базе ОУ;
  • телекоммуникационное и технологическое оборудование, управляемое системой;
  • технологические помещения.
14 С помощью аппаратных средств и программного обеспечения создается целостная электронная образовательная среда ОУ. В состав ИСУ «Цифровая школа» может входить ряд взаимосвязанных между собой модулей и приложений в едином интерфейсном контуре и с единой базой данных:
  • Модуль «Управление школой и образовательным процессом» включает основные функции: Делопроизводство и финансово-хозяйственная документация,
  • Электронный классный журнал, Оценка выполнения учебного плана, Оценка качества образования, Планируемые успехи, Оценка готовности к ЕГЭ
  • Модуль «Школьная столовая»
  • Модуль «Библиотека и читальный зал»
  • Модуль «Информер»
  • Модуль «Рубеж»
  • Модуль «Мобильный кабинет руководителя»
  • Модуль «Обеспечение удалённой работы»
  • Модуль «Сервер приложения», включающий приложения: «Электронный классный журнал учителя физкультуры/начальной военной подготовки», «Материальные ценности», «Платёжная система», «Электронный школьный звонок», «Школьный сайт», «Личный кабинет», «Живой учебник» и т.д.
15 Электронный учебник. Электронный учебник — это специальное устройство или программное обеспечение, используемое в образовательном процессе и заменяющее собой традиционный бумажный учебник.[9]. В зависимости от подхода, электронные учебники могут быть двух видов:
16
  • учебники, которые распространяются на дисках или размещаются в локальных сетях и отличаются высококачественным иллюстративным материалом – интерактивные модели, видеофрагменты, трехмерные изображения, позволяющие демонстрировать различные процессы, отображать многоуровневую структуру изложения материала.
  • учебник в виде упрощенной Интернет-версии обычного школьного учебника.
17 Примером уже созданных учебников в нашей стране могут быть учебники компании ФИЗИКОН с разработками - «Открытая Физика», «Открытая Математика», «Открытая Химия», «Открытая Астрономия», «Открытая Биология». Они выпускаются на CD, в локальной и сетевой версиях. Мировые лидеры в выпуске электронных учебников на специальных планшетах – Samsung, Apple. Лидеры в разработке электронных учебников в РФ - ФИЗИКОН, «Просвещение», «Вентана-Граф», компания «Орфограф» (разрабатывает специальную платформу «Дай 5!»), ЗАО «Ланит Холдинг», платформа «Азбука», на которой доступны почти все версии учебников, которые используются в ОУ в настоящее время. Проекты учебников на основе разных технологий тестируются в Татарстане, Ульяновской, Ивановской, Московской области, Якутии, Ямало-Ненецком АО, Екатеринбурге. При создании электронных учебников используются технологии: а) HTML, JAVA, CGI, б) SSI, CSS, РНР, ASP, в) VBScript,, DHTML, г) XHTML и XML, д) Macromedia Flash, е) внутренний язык программирования - Action Script
18 Анкетирование студентов. В двух вузах Москвы были проведены опросы, целью которых было понять, готовы ли учащиеся образовательных учреждений к введению электронных учебников. Вопросы специально не касались введения электронных учебников в вузах, чтобы студенты, которые совсем недавно сами были школьниками, отнеслись к вопросу повсеместного внедрения электронных учебников в школьную жизнь «как взрослые».
19 Среди опрошенных были студенты первых двух курсов как «престижных» факультетов, например, прикладной информатики, так и студенты «простых» факультетов. Назовем эти группы студентов условно «математики»/«технологи».
20 Было проведено обследование групп студентов на отношение к повсеместному введению электронных учебников в школах (ключевое слово – «повсеместному»).
21 Характеристика респондентов («математики»/«технологи») Количество 8238 В т.ч. женщин4018 Средний балл ЕГЭ по математике72,352,4 Процент учащихся из Москвы и Подмосковья7462
22 Результаты опроса «Как вы относитесь к повсеместному введению электронных учебников в школе?»
23 1. Нужно ли заменить учебники электронными книгами или электронными учебниками? Около 80% положительно относятся к введению электронных учебников
24 2. Пользуетесь (пользовались) ли Вы электронным учебником. 62% указали, что они пользуются электронными учебниками или пользовались в старших классах школы. Однако, большинство имели в виду просто электронные версии обычных учебников.
25 3. Какой фирмы учебник Вы предпочитаете? Основная масса использует Apple (33%) или Samsung (8%) или приложения на своем телефоне. 25% относятся к использованию современных гаджетов нейтрально – «какой попадется».
26 4. Какие книги вы предпочитаете больше: электронные, бумажные, в зависимости от предмета или ситуации, оба варианта? Большинство в своих предпочтениях все-таки отталкивается от ситуации, предмета (31%), предпочитает оба варианта (34%). Пользоваться исключительно электронными версиями желают всего 8% студентов. 27% нравится иметь у себя бумажные учебники.
27 5. С какой ступени образования ученики могут активно пользоваться электронными учебниками? Имелось в виду, с какой ступени обучения можно или должно широко их вводить. Например, немаловажный вопрос, допустимо ли введение электронных учебников в начальной школе. Большинство считает, что в начальной школе не надо пользоваться электронными .учебниками (92%), а активно их стоит вводить в старшей школе или даже в вузе (61%).
28 6. Электронный учебники в целом при повсеместном обязательном введении – это вред или польза? Большинство респондентов думает, что польза (46%), но что характерно, из тех, кто думает, что это вред, подавляющее большинство – девушки.
29 7. Какой доступ к учебнику удобнее: через программу с диска или через интернет? 88% считает, что через Интернет, что неудивительно, но 8% считает, что лучше с диска, со стационарного компьютера, причем все эти студенты – с прикладной информатики.
30 8. Что удобнее учебник на: телефоне - 46% , планшете формата меньше А4 - 38%
31 9. Каким будет место электронных учебников в образовании ближайшего будущего? Большинство думает, что электронные учебники все-таки вытеснят бумажные (42%), но треть - за то, что они просто займут свою нишу, все равно будут существовать бумажные учебники.
32 10. По каким предметам прежде всего будут полезны полноценные электронные учебники (можно назвать до 3 предметов)? 44% предпочитают учебники по ЕНЦ-(физика, биология и т.п.), 32% - по гуманитарным наукам (история, МХК и т.п.). Чаще всего назывались физика (31%), история (22%), спецкурсы в старших классах (19%).
33 11. Каким должен быть электронный учебник в школе: просто электронная книга (аналог бумажного учебника); собственная полноценная система с 3D графикой, видео, перекрестными ссылками и т.п.; или вообще их не должно быть в школе? 42% респондентов считают, что электронные учебники имеют смысл только в полном объеме – с графикой, видео, аудио, связью с Интернетом и т.п. 12% считают, что их вообще лучше повсеместно в школах не вводить, минусов больше, чем плюсов. Среди тех, кто так ответил – по 1 юноше в каждом из вузов, остальные – девушки.
34 Отдельно был задан вопрос:.«Повлияет ли замена школьных учебников на электронные на улучшение качества образования»? 67% студентов считает, что введение электронных учебников вообще никак не скажется на качестве образования, и только 23% считает, что повлияет (в вопросе не уточнялось, насколько повлияет, многие из этих 23% считают, что повлияет, но не кардинально).
35 Молодые люди в большинстве своем голосуют за наличие электронных учебников в старших классах и вузах. Однако, признание полезности этого проекта – не безусловное. Они считают, что это можно делать только при определенных условиях. Не стоит вводить электронные учебники в начальной школе. Всего по 1 человеку считают необходимым введение учебников по математике, географии, единицы – по иностранным языкам и литературе. Причем, совершенно определенное мнение студентов, что введение новых гаджетов никак не скажется на улучшении качества образования. В их представлении, качество образования все-таки связано с личностью учителя. В гендерном плане, девушки явно более скептически относятся к электронным учебникам, чем молодые люди.
36 Некоторые вузы, желающие участвовать в программе «Образование: цифровая школа» самостоятельно проводят аналогичные опросы среди своих студентов. Например, масштабный опрос был проведен в ВШЭ среди студентов и сотрудников. [10]. Подавляющее большинство (около 70%) считает, что электронные учебники будут существовать наряду с бумажными.
37 Даже студенты-первокурсники понимают, что «Цифровая школа» масштабный и неоднозначный проект. У него есть и плюсы, и минусы.
38

«+»

  • современные — модный гаджет;
  • легкие — решается проблема неподъемных портфелей;
  • лучшая подача материала — в виде игры, 3D-графики, видео;
  • возможность прохождения тестирования и отсылки результатов сразу на сайт педагога;
  • может создать мотивацию и помочь конкретному ученику найти интерес в обучении
  • на одном электронном носителе — все учебники
39

«-»

  • влияние электронных носителей на здоровье детей (самый важный, который может перечеркнуть все плюсы!);
  • дороговизна;
  • забыл электронный носитель — забыл все учебники;
  • электронный носитель требует бережного отношения;
  • электронный учебник может стать предметом воровства;
  • связан с подзарядкой, может выходить из строя;
  • при бесконтрольной связи с интернетом, есть опасность, что гаджет будет использоваться не по назначению, например, вместо просмотра видео про битву на Чудском озере, ученик будет играть в компьютерные игры.
40 Элементы цифровизации школы в России и Европе. И в США, и в Евросоюзе, и в восточных странах сейчас уделяется большое внимание цифровизации общеобразовательных учреждений. Но наряду с внедрением элементов «цифровой школы» в образовательную среду, в ряде стран очень серьезно относятся к здоровью школьников и их зависимости от гаджетов. Например, перед началом учебного года во Франции принимается соответствующий закон, многие школы Великобритании вводят запрет на телефоны и планшеты, по крайней мере, до старшей школы, с телефонами на столе и в кармане ученика в индивидуальном порядке борются учителя во всех странах мира.
41 Как это работает «у них». В европейских странах, которые также заинтересованы в возможностях, которые предоставляет цифровая (электронная) школа, в школах все больше распространяются электронные учебники. Например, во Франции, в парижском лицее:
  • Распространено дистанционное обучение
  • Школьники обеспечены особым ПО
  • Тесты сдаются он-лайн, результаты педагог пересылает родителям
  • На том же планшете (ноутбуке) выполняются различные проекты
  • Есть возможность получения консультаций по скайпу, подключаются видеоуроки
  • Широко применяется видео и аудио материалы при изучении иностранных языков
  • Система позволяет родителям отслеживать дневник, движение школьного автобуса, проход ребенка в школу и т.п.
  • Интернет доступ к библиотечным и музейным сайтам
42 Что есть «у нас». В России отдельные функции реализованы на некоторых сайтах и в некоторых школах, причем как в крупных городах, так и в мелких. Например, электронный дневник и проход ребенка в школу отслеживается в Москве через портал mos.ru. Интернет или бесплатный wi-fi доступен почти в любой квартире. В разных городах существуют школы, обеспечивающие своим ученикам, в т.ч., и находящимся на домашнем обучении, возможность обучаться дистанционно. Однако, все эти функции действуют пока бессистемно и фрагментарно, много недоработок. Например, в течение несколько лет работы электронного дневника в Москве неоднократно отмечались сбои системы, «сгорание» оценок, регулярные «зависания», особенно во время уроков, попадание в дневник «чужих» оценок, невозможность для учителя исправить оценку, поставленную по ошибке и т.п. Многие учителя отмечают, что общегородская система электронных дневников хуже, чем была школьная система, действовавшая в 2012-13 годах.
43 Настоящей головной болью для учеников, педагогов и родителей стало формальное выставление итоговой оценки с округлением в большую сторону при *,71 балле. То есть, 5 ставится, если сумма баллов 4,71, а это означает, что каждая «4» в дневнике должна «закрываться» тремя - четырьмя (!) пятерками. Например, если за две недели до конца четверти по биологии (2 урока в неделю) ребенок получил 4, то вся его работа в течение 2-3 месяцев – насмарку. В большинстве случаев, дети на это реагируют однозначно: если они понимают, что до конца оценочного периода случайные оценки исправить невозможно (такого количества уроков просто не будет), они перестают делать уроки по этому предмету вообще. Поэтому учителя начали бороться всеми известными способами – выставляют оценки не сразу, а через 2-3-4 недели, чтобы ученик мог исправить оценку, например, переписав контрольную, ведут дополнительно бумажный журнал, в конце четверти подставляют фиктивные оценки, чтобы вместо 4,66 балла получить 4,71. А что делать с двоечниками? Двоечники понимают, что 2,71 они не заработают, они способны только на 2,56, значит, 3 в журнале им в любом случае поставят и можно не стараться. А если учитель «позволяет» появиться двойке? Что делать директору с учеником? А что делать с учителем? Вот раздолье для коррупции!
44 Вывод. Введение электронных учебников и цифровизация образования требует больших материальных затрат, качественного анализа, системного подхода и вдумчивого, осторожного применения.

References

1. Postanovlenie № 1632-r ob utverzhdenii programmy «Tsifrovaya ehkonomika Rossijskoj Federatsii» - http:/static.government.ru›media/files/

2. Singapore, UK, New Zealand, and UAE among World’s Stand Out Digital Economies - Press Releases: July 11, 2017 –www.newsroom.mastercard.com; www.news.rambler.ru - 12 iyulya 2017

3. Stenogramma vystupleniya V.V.Putina na PMEhF-2017 - https://rg.ru/2016/06/17/reg-szfo/stenogramma-vystupleniia-vladimira-putina-na-pmef-2016.html

4. Osnovnye napravleniya v shkol'nom obrazovanii na 2018 god: www.static.government.ru›media/files/; http://2018god.net/novosti-obrazovaniya-2017-2018-goda

5. Lushnikov I.D. Tsifrovaya shkola vzaimodejstviya/ - Spravochnik zamestitelya direktora shkoly.- 2013.- №10.- S.66-88, №11.- S.82-92

6. Klass ministra Vasil'evoj – Rossijskaya gazeta - 10 avgusta 2017 https://news.rambler.ru/other/37589105-rossiyskie-shkoly-zhdut-izmeneniya

7. Polozhenie o konkurse «Informatsionnaya obrazovatel'naya sreda nashej shkoly» - http://pandia.ru/text/77/203/76710.php

8. Barinova O.V. Upravlenie informatsionnoj sredoj obrazovatel'noj organizatsii - hse.ru›data/2015/02/24/1090758973/Barinova_O._.pdf

9. Tereschenko V.S. Informatsionno-nasyschennnaya sreda kak uslovie razvitiya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya i professional'nogo rosta uchitelya - http://vio.uchim.info/Vio_95/cd_site/articles/art_2_4.htm

10. Oprosy VShEh: Ob ehlektronnykh uchebnikakh (c 14.12.08 po 20.10.09) - Natsional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki» - https://www.hse.ru/expresspolls/results/5008443.html

11. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: ISU «Tsifrovaya shkola» - http://school.portalkhv.ru/index.php?idr=14&module