Методический подход к оценке конкурентоспособности экономических субъектов высокотехнологичных секторов российской экономики в условиях санкционных ограничений
Методический подход к оценке конкурентоспособности экономических субъектов высокотехнологичных секторов российской экономики в условиях санкционных ограничений
Аннотация
Код статьи
S111111110005523-8-1
DOI
10.33276/S0005523-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ларин Сергей Николаевич 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва, 119313, Россия, г. Москва, ул. Марии Ульяновой, д.3, корп.1, кв. 109
Соколов Николай Александрович
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва , 119296, Россия, г. Москва, ул. Молодежная, д.4, кв.227
Выпуск
Аннотация
Санкционные ограничения оказали негативное влияние на ведение конкурентной борьбы отечественными предприятиями, поскольку поставили их в заведомо невыгодные условия. Поэтому понятие конкурентоспособности приобрело новую экономическую сущность по отношению к ведению российскими предприятиями конкурентной борьбы на международных рынках. Основной целью данного исследования является уточнение экономической сущности понятия конкурентоспособность, а также его составляющих применительно к современным реалиям развития российской экономики. Для достижения указанной цели в исследовании были использованы методы синтеза и анализа экономической информации. В результате проведенного исследования уточнено понятия конкурентоспособности предприятий в условиях санкционных ограничений.
Ключевые слова
российская экономика, санкционные ограничения, конкурентоспособность предприятия.
Классификатор
Получено
14.07.2018
Дата публикации
13.12.2018
Кол-во символов
18267
Всего подписок
5
Всего просмотров
664
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

1

Введение

 

Для многих российских предприятий санкционные ограничения стало дополнительным фактором негативного влияния внешней среды на развитие их производственной сферы. Страны, отрасли экономики и отдельные предприятия, которые столкнулись с воздействием санкционных ограничений, вынуждены предпринимать дополнительные усилия для сохранения своей конкурентоспособности, прежде всего, на международных рынках. За последние двадцать лет практика применения санкционных ограничений в экономических отношениях значительно расширилась. Учитывая, что под санкционными ограничениями обычно понимают ряд долго- или кратко- срочных мер, направленных на создание неблагоприятных условий для нормального развития экономики страны в целом, ее отдельных отраслей и предприятий1, возникает необходимость определения их эффективности, с одной стороны, а с другой - возможности адаптации отдельных стран, отраслей экономики и предприятий к разного рода ограничениям. Указанные обстоятельства ведут к обострению конкурентной борьбы, в результате которой на рынках останутся только наиболее эффективные производители, продукция которых в полной мере соответствует запросам и ожиданиям потенциальных потребителей. В данной статье будет обоснована целесообразность учета влияния санкционных ограничений на конкурентоспособность экономики нашей страны, ее отраслей и отдельных предприятий применительно реализации ими планов и программ своего развития в рамках разработанных стратегий импортозамещения.

 

Основная часть

1. Современные особенности понятия конкурентоспособность


Понятие «конкурентоспособность» в современной экономической теории характеризует различные категории по отношению к разным экономическим субъектам и их деятельности на внутренних и внешних рынках, начиная с отдельных предприятий и заканчивая отдельными отраслями экономики, а также экономикой страны в целом. При этом под воздействием санкционных ограничений для конкурентоспособности различных экономических категорий и разных экономических субъектов формируются определенные условия восприятия этой категории. Исходя из теоретических предпосылок, воспользуемся системой иерархии отношений между разными экономическими категориями, к которым применяется понятие конкурентоспособности. Она представлена в виде цепочки «страна – отрасль – предприятие – продукция». Для наглядности этой иерархии некоторыми учеными используется такое понятие, как «пирамида конкурентоспособности»2, уровни которой образуют трактовки понятия конкурентоспособность применительно к приведенной выше цепочке категорий.

 

Вполне естественно, что для разных категорий в определениях понятия конкурентоспособности существуют выраженные определенным образом зависимости. Так, конкурентоспособность экономики страны определяется конкурентоспособностью ее отраслей, которая формируется под воздействием конкурентоспособности конкретных предприятий, а она, в свою очередь, зависит от возможностей производства ими конкурентоспособной продукции. Однако, производство конкурентоспособной продукции требует создания определенных условий как на самом предприятии, так и в масштабах отдельной отрасли, а также экономики страны. Поэтому, понятие категории конкурентоспособность относительно экономических субъектов на любом из нижних уровней иерархии становится фактором конкурентоспособности для экономических субъектов верхних уровней иерархии. При этом в иерархии экономических субъектов верхних уровней так же формируются условия, которые можно считать факторами обеспечения конкурентоспособности экономических субъектов на нижних уровнях3.

 

Поэтому не случайно в определениях понятия конкурентоспособности для разных экономических категорий имеются существенные отличия. Так, во-первых, относительно страны и предприятия эти понятия характеризуются разными целевыми функциями. Во-вторых, применительно к развитию конкретных стран целевые функции имеют значительные отличия в силу исторически сложившихся хозяйственных укладов. В-третьих, экономический потенциал стран и отдельных предприятий так же существенно различается. Кроме того конкурентоспособность экономики страны можно представить, исходя из ее внешней или внутренней конкурентоспособности. Развитие внешней конкурентоспособности экономики страны зависит от таких показателей, как доля продукции отдельных отраслей в экспорте, спрос на производимую продукцию, структура экспорта, устойчивость платежного баланса и др. Естественно, что действие санкционных ограничений негативно повлияет на эти и ряд других показателей, характеризующих внешнюю конкурентоспособность экономики страны. Данные обстоятельства могут вызвать определенные противоречия во внутренних и внешних интересах стратегического развития как экономики отдельного предприятия, так и экономики страны в целом.

 

Понятие конкурентоспособность можно условно детализировать по уровням. На макроэкономическом уровне формируются условия функционирования экономик отдельных стран, определяющие их конкурентоспособность в масштабах мировой экономики. На мезоуровне формируются перспективы развития отраслей, кластеров и других объединений предприятий, конкурентоспособность которых определяется в масштабах экономики страны. На микроуровне формируются условия конкурентоспособности предприятия и производимой ими продукции, которые зависят от целой группы разнонаправленных факторов4.

 

С учетом свойств универсальности и многоуровневости сформирована таблица представления понятия конкурентоспособности относительно уровня экономических субъектов (см. табл.).

 

Таблица

Представление понятий конкурентоспособности относительно уровней экономических субъектов

Уровни экономических субъектов Понятие конкурентоспособности
1 2
Экономика страны Производство продукции и услуг, соответствующих требованиям мировых стандартов и конкурентоспособных на международных рынках, а также обеспечение устойчивых темпов роста ВВП страны
Экономика региона Производство продукции и услуг, соответствующих требованиям мировых и внутренних стандартов, эффективное использование ресурсов региона, наращивание конкурентоспособности экономических субъектов, обеспечение устойчивых темпов роста ВВП региона
Экономика отрасли Производство продукции и услуг, соответствующих требованиям мировых и внутренних стандартов, создание условий для роста конкурентоспособности предприятий отрасли на основе инновационных технологий
Экономика предприятия Производство продукции и услуг, соответствующих требованиям мировых и внутренних стандартов, повышение эффективности своей производственной деятельности с целью максимального удовлетворения запросов пользователей по сравнению с другими предприятиями-конкурентами
Конкурентоспособность продукции Совокупность функциональных, качественных, стоимостных и других характеристик продукции, которая обеспечивает удовлетворение запросов конкретных пользователей и получение ими дополнительных выгод по сравнению с аналогичной продукцией предприятий-конкурентов
1. Цикин А.М. Особенности обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в условиях санкционного режима // Философия хозяйства, 2016. № 3(105). С. 116-118.

2. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие / Под ред. Т.Г. Философовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 58-59.

3. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. Екатеринбург: Издательство Уральского университетата, 2014. 194 с.

4. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товара и услуг: учебное пособие. / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование: Юрайт-Издат, 2009. 460 с.
2

К особенностям понятия конкурентоспособность относится возможность ее количественного оценивания, например, при помощи показателя уровня конкурентоспособности. Для получения количественных оценок конкурентоспособности необходимо наличие субъекта, объекта и цели оценки. В качестве субъекта обычно выступают государственные структуры управления экономикой, а также другие заинтересованные структуры. Объектом оценки чаще всего становятся экономические субъекты соответствующего уровня, произведенные ими продукция и услуги. Основными целями оценки является определение показателей, отражающих положение экономических субъектов на рынке, например, таких как динамика производства продукции, платежеспособность в долго- и кратко- срочных периодах и т.п.5 Поскольку санкционные ограничения оказывают влияние на приведенные выше и ряд других показателей, то их учет при получении количественных оценок конкурентоспособности экономических субъектов будет отражать современные особенности определения ее экономической сущности.

 

Важной особенностью конкурентоспособности является динамика ее изменения во времени, которая зависит от продолжительности жизненного цикла экономического субъекта, влияния на его деятельность факторов внешней и внутренней среды, других обстоятельств.

 

К важным особенностям понятия конкурентоспособности экономических субъектов относится возможность управления ею как ключевым параметром их стратегического развития. Кроме того, понятие конкурентоспособности экономических субъектов имеет такую особенность, как противоречивость, которая вызвана необходимостью соблюдения интересов производителей продукции и их потенциальных потребителей.

 

2. Конкурентоспособность предприятия и ее составляющие

 

С целью минимизации негативного влияния санкционных ограничений на отраслевом уровне было разработано более двадцати стратегий импортозамещения, в рамках которых предприятиям ведущих отраслей предстояло обеспечить реализацию отдельных планов и программ, направленных на проведение их комплексной модернизации, локализации производства замещаемого оборудования, комплектующих и технологий на территории нашей страны, обеспечение качества выпускаемой продукции на уровне мировых стандартов6.

 

В условиях негативного влияния санкционных ограничений критериальным показателем оценки экономического состояния предприятий можно считать уровень их конкурентоспособности, а в качестве определяющего условия стратегического развития отечественных предприятий использовалась возможность обоснованного управления их конкурентоспособностью. Уровень конкурентоспособности оказывает определяющее влияние на качество производимой предприятиями продукции, возможность получения ими дополнительных доходов и прибыли, их адаптацию к функционированию в условиях санкционных ограничений, перспективы их экономического роста7. Уровень конкурентоспособности предприятия представляет собой комплексный показатель, который определяется в зависимости таких факторов, как конкурентоспособность производимой им продукции, доля производимой предприятием продукции в общем объеме рынка, возможности выхода на новые, в том числе и международные, рынки, наличие на рынке конкурентов, однородность рынка по видам реализуемой продукции, перспективы внедрения инноваций и др.

 

Понятие «конкурентоспособность предприятия» нельзя рассматривать как некую постоянную величину, поскольку оно претерпевает определенные изменения во времени и в зависимости от конкретных условий, в которых предприятие осуществляет свою деятельность. На это понятие оказывает влияние большое число объективных и субъективных факторов внешней и внутренней среды, которые также могут изменяться во времени. С учетом совокупности этих факторов, по существу, происходит непосредственное формирование показателя конкурентоспособности предприятия. Условно все факторы можно объединить в три группы: экономические, предпринимательские и нормативно-правовые.

 

К числу экономических факторов следует отнести такие, как качество производимой продукции, стоимость ее реализации, затраты, связанные с эксплуатацией продукции или ее потреблением. Очевидно, что эти факторы зависят от производительности труда, уровня инновационности способов производства, управления и организации деятельностью предприятия.

 

Предпринимательские факторы определяют условия реализации произведенной предприятием продукции на внешних и внутренних рынках. К этой группе факторов относятся показатели, которые характеризуют:

- уровень конкуренции, соотношение спроса и предложения на производимую предприятием продукцию на рынке и др.;

- уровень сервисного обслуживания произведенной предприятием продукции в процессе ее эксплуатации в части наличия пунктов гарантийного и технического обслуживания, качества оказываемых ими услуг;

- степень влияния рекламы произведенной предприятием продукции на потенциальных потребителей;

- деловую репутацию предприятия, наличие у него имиджа или известного бренда, торговой марки, и т.п.

 

Нормативно-правовые факторы объединяют обязательные для всех предприятий требования безопасности использования потребителями произведенной ими продукции. В случае несоответствия продукции предприятия требованиям действующих норм, стандартов и законодательных актов она подлежит выбраковке.

 

Понятие конкурентоспособности предприятия распространяется и не его потенциальные возможности, а также динамичную адаптацию к негативному влиянию санкционных ограничений. Наличие у предприятия материально-технического, инновационного и другого потенциала будет способствовать производству установленных объемов конкурентоспособной продукции, позволяющей удовлетворять запросы потребителей. Потенциал конкурентоспособности предприятия можно представить в виде комплекса его резервов и возможностей, на основе которых могут быть сформированы дополнительные конкурентные преимущества предприятия, обеспечивающие достижение им целей своего стратегического развития. В составе потенциала конкурентоспособности предприятия можно выделить следующие элементы:

- производственная мощность предприятия и реальные возможности повышения ее загрузки;

- структура капитала и возможности повышения его использования для укрепления финансового положения предприятия;

- деловая репутация предприятия, укрепление его имиджа;

- возможности наращивания производства качественной инновационной продукции для получения предприятием дополнительных конкурентных преимуществ;

- квалификация персонала предприятия и создание условий для управления профессиональным ростом, современная организации производства.

 

В условиях негативного влияния санкционных ограничений повышение конкурентоспособности предприятия будет определяться, с одной стороны, целенаправленным воздействием на разные элементы его потенциала, а с другой стороны, поиском новых возможностей в части управления производственной деятельностью предприятия при максимальном использовании имеющегося у него потенциала.

 

Составляющие элементы понятия конкурентоспособности предприятия представляют собой сложные многофакторные характеристики, которые могут быть самостоятельными объектами управления. Обеспечить свою конкурентоспособность предприятие может только при оперативной реакции на динамичные изменения факторов воздействия внешней среды.

 

В настоящее время в мировой экономике сложилась сложная ситуация, которая характеризуется, постоянным совершенствованием способов международного экономического сотрудничества, необходимостью отстаивания национальных интересов, расширением практики введения санкционных ограничений под надуманными предлогами и в обход организаций международного сотрудничества. В этих условиях для поддержания и роста конкурентоспособности, прежде всего, на международных рынках предприятиям необходимо использовать новые подходы к организации производства и управления.

 

Заключение

 

На основании проведенных исследований можно сформулировать следующие выводы:

1. Установлено, что санкционные ограничения следует рассматривать в качестве дополнительного фактора негативного влияния внешней среды на развитие производства многих российских предприятий. Поэтому возникает необходимость учета их влияния на конкурентоспособность отдельных предприятий и отраслей, а также экономики нашей страны в целом.

2. Сформирована таблица представления понятий конкурентоспособности относительно уровней экономических субъектов, которая учитывает свойства универсальности и многоуровневости этой экономической категории. В таблице приведены наиболее широко применяемые определения понятия конкурентоспособность применительно к иерархической цепочке «страна – отрасль – предприятие – продукция».

3. Определены новые особенности понятия конкурентоспособность, которые стали следствием влияния санкционных ограничений. К ним относится возможность получения количественных и относительных оценок конкурентоспособности, управления ею как одним из ключевых параметров стратегического развития экономических субъектов, динамика ее изменения во времени, противоречивость интересов производителей продукции и услуг и их потенциальных потребителей.

4. Рассмотрены составляющие элементы понятия конкурентоспособности предприятия, которые представляют собой сложные многофакторные характеристики и могут быть самостоятельными объектами управления.

5. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2014. 312 с.

6. Яшин Н.С., Сухорукова А.М. Стратегии импортозамещения: риски и возможности для экономики России // Наука и практика, 2014. №3(15). С. 41-52.

7. Цикин А.М. Формирование конкурентоспособности в условиях новых вызовов и ограничений // Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление», 2017. №2. С. 44-49.

Библиография

1. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. Екатеринбург: Издательство Уральского университетата, 2014. 194 с.

2. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товара и услуг: учебное пособие. / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование: Юрайт-Издат, 2009. 460 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2014. 312 с.

4. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие / Под ред. Т.Г. Философовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 58-59.

5. Цикин А.М. Особенности обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в условиях санкционного режима // Философия хозяйства, 2016. № 3(105). С. 116-118.

6. Цикин А.М. Формирование конкурентоспособности в условиях новых вызовов и ограничений // Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление», 2017. №2. С. 44-49.

7. Яшин Н.С., Сухорукова А.М. Стратегии импортозамещения: риски и возможности для экономики России // Наука и практика, 2014. №3(15). С. 41-52.