Selection criteria of an accounting program for a budget organization.
Table of contents
Share
Metrics
Selection criteria of an accounting program for a budget organization.
Annotation
PII
S111111110000096-8-1
DOI
10.33276/S0000096-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nina Belenova 
Occupation: Senior reseacher
Affiliation: CEMI RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract
The article outlines the main requirements that accounting programs for budget institutions must meet. A brief review of the largest Russian developers of such programs is presented in the article. The most important features of their products are reviewed. The general properties of systems are distinguished, such as the correspondence of their functionality to accounting standards, the speed with which changes in legislation are reflected, modularity and scalability, data import / export capabilities, work in a common information space , the availability of tools to take into account, the specifics of the user's enterprise and many years of operation experience.
Keywords
software, avtomation, platform, module, structure
Received
01.10.2018
Date of publication
20.11.2018
Number of characters
21212
Number of purchasers
4
Views
567
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Необходимость автоматизации бухгалтерского учета стала очевидной для предприятий в начале 90-х годов прошлого столетия. К этому времени в России уже были созданы и в настоящее время продолжают выпускаться десятки, а может, и сотни, бухгалтерских программ для организаций разных сфер деятельности. Перед будущими пользователями остро встал вопрос о выборе бухгалтерской системы. Обсуждению этой темы уделено достаточно большое внимание целого рядя авторов. Критерии выбора таких программ сформулированы в статье генерального директора ООО «Инфо-бухгалтер» Тихонова Ю.В. [15], основываясь на опыте автоматизации бухгалтерского учета в бюджетных организациях, им посвятил свою статью руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия-Бюджет» Локис В.Г. [12], важнейшие особенности бухгалтерских программ анализируются в статье Никаноренкова Д., руководителя Департамента 1С Франчайзинг в группе компаний «СофтБаланс» [13].
2 Не рассматривая в настоящей статье вопроса о стоимости бухгалтерских программ и обобщая выводы авторов публикаций относительно критериев их выбора, основные требования к программному обеспечению бюджетного учета можно сформулировать следующим образом:
3

1. Бухгалтерское ПО прежде всего должно поддерживать весь необходимый функционал для ведения классического бухгалтерского учета в точном соответствии с текущим законодательством РФ. Пользователю должна быть предоставлена возможность работать со всеми первичными документами, в автоматическом режиме формировать на основе этих документов и проведенных бухгалтерских операций любые отчетные документы в электронном и печатном виде, хранить их в течение определенного срока времени и обеспечивать доступ к этой информации.

4

2. Одной из важнейших особенностей бюджетного учета является необходимость постоянного обновления программ в соответствии с часто меняющимся законодательством РФ. При выходе новых инструкций по ведению бюджетного учета разработчики обязаны заложенными в программе средствами в короткие сроки внести в нее изменения и применить их у пользователей.

5

3. Бухгалтерская программа должна быть согласована с системами, которые используются в отделениях федерального казначейства РФ, по установленным им электронным форматам.

6

4. Необходимо наличие в бухгалтерской программе специальных средств для передачи бюджетной отчетности в вышестоящие организации.

7

5. Должна быть предусмотрена возможность внешнего обмена информацией с другими программными продуктами в электронном виде в различных форматах: MS Excel, текстовый и др.

8

6. В программе должны быть реализованы механизмы для ее настройки под специфические особенности бухучета клиента, обнаруженные разработчиком в процессе их анализа до начала процесса внедрения.

9

7. Интуитивно понятный интерфейс системы в значительной мере упростит и ускорит освоение программы пользователем.

10

8. Важным требованием к программе является обеспечение технической поддержки после ее внедрения - обновление программы, консультации по телефону, сопровождение программы с выездом специалиста к клиенту. Наличие у ПО возможности обновления через Интернет позволит осуществлять техническую поддержку наиболее качественно и оперативно.

11

9. Присутствие в комплекте поставки методических материалов поможет пользователю самостоятельно изучить разделы программы, сократив число обращений к консультантам фирмы разработчика.

12

10. Разработчик обязан предоставить пользователю возможность поработать с демо-версией, чтобы он мог реально, на собственных данных, оценить достоинства программы.

13

11. Немаловажное значение имеет наличие у фирмы-разработчика курсов обучения пользователей. Ознакомление с системой в учебном центре фирмы существенно снизит время на ее освоение.

14

12. Перед принятием решения о выборе конкретной бухгалтерской системы заказчику полезно оценить степень профессионализма поставщика, его способности осуществить качественную установку и настройку программы, ее длительное сопровождение.

15 Перечисленным требованиям удовлетворяют, прежде всего, программы, которые выпускаются крупными компаниями России, разрабатывающими управленческие и бухгалтерские системы. Ниже будут кратко рассмотрены деятельность и ПО четырех наиболее популярных компаний – 1С, Парус, БЭСТ и Инфо-бухгалтер.
16 Компания . Деятельность компании началась в 1991 году с создания и запуска в дилерскую сеть небольшой бухгалтерской программы 1С со встроенным макроязыком, который позволял ее достраивать, приспосабливая к конкретным условиям предприятий для успешного внедрения. Программа пользовалась спросом у программистов и дала работу многим из них в тяжелые 90-ые годы. Одновременно начала создаваться партнерская сеть фирмы.
17 В последующие годы фирма совершенствовала свои разработки и, начиная с 1997 года, последовательно выпустила в продажу новые версии системы - «1С: Предприятие 7.0», «Предприятие 7.5» и «1С: Предприятие 7.7». В процессе работы над ними была создана универсальная инструментальная среда (платформа) для разработки приложений (конфигураций), которая сильно упростила работу программистов и значительно увеличила популярность программы и спрос на нее. На основе этой платформы фирма 1С стала производить прикладные решения массовым тиражом. Увеличению их числа способствовали также многочисленные партнеры и независимые разработчики, поскольку платформа позволяла им модифицировать готовые конфигурации для получения конкретных отраслевых и специализированных решений.
18 В связи с значительными изменениями, произошедшими в сфере информационных технологий, фирма 1С в 2003 году выпустила новую платформу «1С: Предприятие 8.0», которая продолжает интенсивно развиваться и в настоящее время и отличается от предыдущей более высокой производительностью, повышенной эффективностью процесса разработки и расширенным функционалом без необходимости перерабатывать созданные ранее приложения [11]. Выпущена версия конфигурации «Бухгалтерия государственного учреждения» для системы «1С: Предприятие 8», учитывающая особенности ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях [1]. Реализована удобная для работы возможность передачи информации из внутренних файлов системы во внешние файлы известных форматов таких, как MS Word 2010, MS Excel 2010, MS Outlook 2010.
19 Последняя из версий системы - «1С: Предприятие 8.3» имеет усовершенствованную платформу, обновленный интерфейс и рассчитана, в основном, на «нового пользователя», Она отвечает современным запросам бизнеса, какими являются «облачность» и мобильность. На базе этой версии была создана специализированная система класса ERP (Enterprise Resource Planning) - «1С: ERP Управление предприятием 2», возможности которой позволяют эффективно выполнять управление и учет на любом предприятии, вне зависимости от его рода деятельности, разветвленности структуры и численности сотрудников [7], [2].
20 Большинство программ, разработанных компанией 1С, включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи России.
21 В настоящее время, по разным оценкам, численность персонала фирмы вместе с партнерами свыше 30 тысяч человек, работающих более, чем в 2300 предприятиях в 600 городах России, стран СНГ и Балтии. Предприятия оказывают комплексные услуги по автоматизации учетной и управленческой работы, занимаются обучением пользователей на основе созданных типовых учебных курсов в учебных центрах фирмы, обеспечивают регулярное информационно-технологическое сопровождение программ системы «1С: Предприятие», разрабатывают новые приложения системы.
22 Работая с пользователями через собственную, самую мощную на компьютерном рынке СНГ партнерскую сеть, фирма 1С стала абсолютным лидером среди отечественных разработчиков программного обеспечения для автоматизации работы предприятий малого и среднего бизнеса.
23 «Корпорация ПАРУС» была основана в 1990 году офицерами запаса, которые занимались созданием и эксплуатацией автоматизированных систем в информационно-вычислительном центре Главного штаба Военно-Морского Флота.
24 Начав с программы расчета заработной платы для клинической больницы РАН, компания занялась разработкой программ по автоматизации различных участков учета и управления в предприятиях малого, среднего и крупного бизнеса, бюджетных организациях и муниципальных образованиях и постепенно перешла к созданию и реализации комплексных систем управления, предназначенных в том числе для крупнейших российских заказчиков в различных отраслях.
25 Одновременно создается разветвленная партнерская сеть, обеспечивающая успешное внедрение разработок. Уже в 1997 году она содержит 26 региональных отделений в РФ и странах СНГ и 122 дилера.
26 В 2004-2008 годах компания активно участвует в практической реализации реформ бюджетного сектора. Ее специалистами разработан, в частности, комплексный план внедрения новой бюджетной Инструкции, включающий ее методологическую, техническую и информационную поддержку. В российских регионах были организованы разъяснительные семинары по ведению бюджетного учета в соответствии с новой Инструкцией. Помимо этого, корпорацией проведены несколько конференций с участием руководителей финансовых органов и субъектов РФ, посвященных важнейшим вопросам реформирования бюджетной сферы. В рамках административной реформы разрабатываются прикладные сервисы для предоставления в электронном виде государственных и муниципальных услуг.
27 Среди множества продуктов, созданных Корпорацией Парус, наиболее известны системы автоматизации управления для государственных учреждений, крупного, малого и среднего бизнеса, банков и бюджетных организаций, модули которых базируются на различных платформах, определяющих производительность и возможности систем : Парус 7, Парус 8, Парус 10. Программные модули, реализованные на платформе Парус 7, объединены в комплексы "Парус – Предприятие 7" (для малого и среднего бизнеса) и "Парус – Бюджет 7" (для бюджетных организаций). На платформе Парус 8 реализованы модули, составляющие комплексы "Система управления Парус" (для корпоративного сектора) и "Парус – Бюджет 8" (для бюджетных организаций). Новый программный продукт "ПАРУС – Бюджет 10" реализован на более мощной платформе "ПАРУС 10" [6].
28 Модули системы «Парус- Бюджет 8» имеют удобный и понятный интерфейс и гибкую систему настройки для учета ведомственной специфики. Они могут использоваться как самостоятельно, так и вместе с другими модулями и программами, в том числе созданными специалистами клиента. Система интегрирована с пакетом MS Office и генератором отчетов Crystal Reports, что позволяет пользователю осуществлять импорт--экспорт данных в различных форматах и создавать дополнительные отчеты. Единая информационная база данных делает возможным поэтапное построение комплексной системы управления организацией [14].
29 Развитием системы «Парус – Предприятие 8» стала система ERP-класса «Парус –Предприятие 8.хх» в состав которой входит около 20 различных модулей, позволяющих решить вопросы автоматизации всех основных участков деятельности предприятия.
30 Программные комплексы "ПАРУС – Бюджет 7", "ПАРУС – Бюджет 8" и "ПАРУС – Бюджет 10" включены в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
31 Региональные отделения корпорации Парус и многочисленные партнеры проводят обучение пользователей и программистов работе с системой в компьютерных классах, организуют консультации по телефонам «горячей линии», специалисты по сопровождению выезжают по требованию пользователей на их рабочие места, обеспечивают их методической литературой.
32 Компания БЭСТ, как и рассмотренные ранее компании, является одним из ведущих российских разработчиков программного обеспечения для бизнеса. Свою деятельность она начала в 1990 году под торговой маркой «Интеллект-сервис». Были разработаны сначала отдельные программы "Банк", "Касса", "Склад", "Взаиморасчеты", "Зарплата", «Бухгалтер», затем - комплекс программ для малых предприятий, обобщением и развитием которых стала созданная в 1993 году информационная система «БЭСТ» («Бухгалтерия, Экономика, Склад, Торговля»). Название этой системы стало новой торговой маркой компании и определило основные направления ее деятельности.
33 Под маркой БЭСТ в период с 1994 по 2003 годы компания выпустила серию систем, автоматизирующих управление различными участками деятельности малых и средних предприятий, в том числе - БЭСТ-2 -, БЭСТ-4 (бухгалтерия, торговля, склад), БЭСТ – план (планирование), БЭСТ-ПРО (управление предприятием) и др. [8].
34 Полученный опыт разработки и внедрения привел к созданию в 1994 году современной информационной системы управления БЭСТ-5, развитию и расширению множества решаемых задач которой уделяется основное внимание специалистов компании. В настоящее время система располагает всеми необходимыми средствами для управления предприятиями самых различных сфер деятельности. На базе этой системы разрабатываются множество отраслевых и специализированных решений, что расширяет возможности ее стандартной поставки.
35 Система БЭСТ-5 состоит из платформы и набора взаимосвязанных функциональных компонентов - приложений. В роли платформы использована современная среда разработки Harbour, которая распространяется под открытой лицензией. Каждое приложение автоматизирует отдельную область учета или управления на предприятии. Приложения могут работать как в автономном режиме, так и совместно друг с другом, образуя единое информационное пространство предприятия.
36 Система снабжена развитыми средствами «параметрической настройки» для быстрой адаптации к особенностям предприятия без привлечения специалистов компании. К элементам такой настройки относятся план счетов, аналитические измерения, виды типовых операций, способы начисления амортизации и др. Вместе с приложениями системы бесплатно поставляется встроенная интегрированная среда разработки XBA (Xbase for Application), с помощью которой разработчики и продвинутые пользователи могут расширять возможности системы, осуществляя таким образом «программную настройку» системы. Имеется встроенный генератор отчетов и возможность внешнего обмена информацией с другими учетными системами виде в форматах XML, DBF, MS Excel. Выпускаемые разработчиком обновления системы можно получить, скачивая их с корпоративного сайта компании [4]. В 2011 году выпущена и продолжает развиваться версия 3.4 системы БЭСТ-5, позволяющая вести бухгалтерский учет в бюджетных организациях [5].
37 Комплексная система управления предприятием «БЭСТ-5» в 2017 году внесена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
38 Для сопровождения системы работают горячая линия консультаций и телефонная многоканальная линия. При желании возможно обучение пользователей и партнеров на курсах компании. Развивается сеть партнеров компании БЭСТ, созданная для успешного продвижения, внедрения и сопровождения программ. В настоящее время в ней насчитывается более 300 организаций в различных регионах России и стран СНГ.
39 ООО Инфо-Бухгалтер было создано на базе Института проблем информатики РАН в 1992 году. Основная деятельность компании состоит в разработке и продвижении на рынке бухгалтерских программ. Специалисты компании - выпускники МГУ, МФТИ, МГТУ и других крупнейших вузов России. Созданная ими программа Инфо-бухгалтер для малого и среднего бизнеса быстро получила признание у пользователей из-за удобства в работе и простоты освоения. По этой же причине многие учебные центры на территории России стали использовать «Инфо-бухгалтер» в процессе преподавания курса бухгалтерского учета.
40 В течение многих лет программы компании удостаивались различных наград и дипломов на российских и международных выставках и форумах. Получены свидетельства о регистрации версий программ «Инфо-бухгалтер», компания внесена в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
41 Программа Инфо-Бухгалтер, разработанная для ведения сложного бухгалтерского учета, как и большинство из современных информационных систем управления, состоит из платформы и прикладных компонентов. Платформа создает условия для работы прикладных компонентов программы, а они, в свою очередь, реализуют автоматизацию учётных процессов на соответствующих участках бухгалтерского учёта. Прикладные компоненты могут работать как отдельно (специализированные решения), так и совместно с другими в едином информационном пространстве. Возможна самостоятельная их настройка для учета специфики работы пользователя без вызова специалиста. Документы, созданные в программе «Инфо-Бухгалтер», можно передать в Microsoft Word или Microsoft Excel. По мере изменения законодательства РФ необходимые обновления программы передаются пользователю автоматически через интернет [16].
42 В настоящее время программа представлена в двух версиях: 10 - Инновационная и 8 - Классическая. Инновационная версия включает в себя все режимы налогообложения, все виды бухгалтерской отчетности, средства расчета оплаты труда, возможности управления денежными средствами, учет договоров и другие инструменты. Имеется многопользовательский режим работы программы.
43 Классическая версия разделена на несколько отдельных блоков, каждый из которых соответствует одному из вариантов бухгалтерского учета для определенного типа организаций и режима налогообложения. Одним из ее блоков является имеющая большую популярность программа Инфо-Бухгалтер 8 Бюджет - для бюджетных организаций.
44 Для упрощения процесса разработки приложений программы снабжены встроенным языком программирования, который позволяет создавать произвольные бланки документов и типовые операции, задавать последовательность автоматически выполняемых действий в ходе получения необходимых отчетов, обеспечивать доступ к любым данным, хранящимся в программе, дополнять бланки рисунками, графиками и т.п.
45 Для ознакомления с системой можно скачать из Интернета бесплатную версию программы Инофо-бухгалтер 10.2. В этой версии полностью сохранен весь функционал системы без ограничений на количество пользователей и время их работы, что важно для получения полного представления о системе [3]. В офисе разработчика проводятся курсы обучения пользователей работе в системе Инфо-бухгалтер. Компания имеет около 650 дилеров в более, чем в 230, городах России и стран СНГ.
46 Рассмотренные выше программные продукты получили заслуженное признание у пользователей и используются на тысячах предприятий России. В заключение отметим, что предназначенные для решения множества похожих задач эти программы имеют и сходную структуру – модульный принцип построения, развитую платформу, единое информационное пространство для обработки и хранения данных в разных модулях и широкие возможности модификации. Необходимость последней, как правило, возникает в течение всего времени эксплуатации системы. Могут потребоваться, например, внесение изменений в формы для ввода и вывода данных и в алгоритмы их обработки, добавление новых полей в БД, получение отчетов и справок, не предусмотренных в имеющейся у пользователя версии системы и т. п.
47 Разработчики предлагают различные пути для решения этих проблем. К ним относятся такие меры, как подключение системы к генераторам отчетов, поставка разных планов счетов, разработка модулей для получения серии специализированных решений с последующей настройкой системы на нужный вариант работы и, наконец, доработка системы, которая может значительно увеличить ее стоимость. Многие разработчики, помимо этих мер, предлагают пользователю встроенный язык программирования (1С, БЭСТ, Инфо-бухгалтер). Разработка с его помощью собственных программ для учета специфики предприятия и расширения возможностей системы позволяет пользователю в значительной степени освободиться от постоянной зависимости от разработчика, но требует от сотрудников пользователя дополнительной квалификации. Чем понятней и компактней встроенный язык системы, чем доступнее его описание, тем с большей вероятностью он будет эффективно использован при эксплуатации системы на предприятии заказчика. В качестве примера такого языка можно привести встроенный язык инструментальной системы VIK, разработанной в ЦЭМИ РАН в начале 90-х годов к. ф.-м. н. Кимом К.В. для компьютеризации бухгалтерии института. С момента ее установки система совершенствовалась в соответствии с появлением новых компьютерных технологий и до настоящего времени с успехом используется для автоматизации учетных операций в ЦЭМИ и ряде других организаций. Система VIK и основные принципы программирования в ее среде достаточно подробно описаны в [9]. Отметим только, что квалифицированному бухгалтеру для их освоения достаточно некоторого опыта программирования и знакомства с назначением и форматом десятка так называемых «типовых операций» над файлами и небольшого числа простых команд встроенного в систему «программируемого калькулятора» [10].

References

1. 1S: Bukhgalteriya gosudarstvennogo uchrezhdeniya [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://v8.1c.ru/stateacc (data obrascheniya: 22.04.2018)

2. 1S: ERP. Upravlenie predpriyatiem 2 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://v8.1c.ru/erp/appointment.htm (data obrascheniya: 15.04.2018)

3. Buresh V.V. Info-Bukhgalter 8.kh: Rukovodstvo programmista. (data obnovleniya: 02.07. 2012) [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.ib.ru/wiki/229 (data obrascheniya: 15.04.2018)

4. «BEhST-5». Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie. Kompleksnoe reshenie dlya avtomatizatsii kazennykh uchrezhdenij. Opisanie sistemy [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://bestnet.ru/programs/best-5/structure/kazen.php (data obrascheniya: 15.04.2018)

5. «BEhST-5» - Informatsionnaya sistema upravleniya predpriyatiem [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://bestnet.ru/programs/best-5 (data obrascheniya: 15.04.2018)

6. Vybornova K.S., Gajduk N.V. Korporativnaya informatsionnaya sistema «Parus» // Materialy V mezhdunarodnogo studencheskogo foruma 26-30 iyunya 2015 g., str.7-12.

7. Zajtsev N. 1S: Predpriyatie 8.3 – postupatel'noe razvitie tekhnologicheskoj platformy // PC Magazine. 02.03.2014 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://ru.pcmag.com/sovety-i-sekrety/8354/help/1spredpriiatie-83-postupatelnoe-razvitie-tekhnologicheskoi-p (data obrascheniya: 16.05.2018)

8. Ivanov N.N. Osnovy avtomatizirovannogo ucheta. Saratov. Nauka. 2007. 133 s.

9. Kim K.V., Belyonova N.K. Programmiruemyj kal'kulyator v srede VIK // Sb. dokladov 7-j nauchno-prakticheskoj konferentsii «Mezhdistsiplinarnye issledovaniya v oblasti matematicheskogo modelirovaniya i informatiki». 2016. s. 267-272.

10. Kim K.V., Belyonova N.K., Uchitel' O.Yu., Kim Yu.K. Komp'yuterizatsiya bukhgalterii TsEhMI. Teoriya i praktika. Ekaterinburg: Ridero, 2016. 84 s.

11. Kolesov A. Vvedenie v sistemu PO «1S: Predpriyatie 8.0» // PC Magazine, 30.01.2007. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://old.pcmag.ru/solutions/detail.php?ID=5961&sphrase_id=2413123 (data obrascheniya: 15.04.2018)

12. Lokis V.G. Trebovaniya i osobennosti PO dlya byudzhetnykh uchrezhdenij [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://skatb.ru/publikaci/byudzhetnyi-uchet/osobenosti-avtomatizaci-byudzhetnoi-buhgalteri.html (data obrascheniya: 15.04.2018)

13. Nikanorenkov D. Kriterii vybora bukhgalterskoj programmy // "Uchet. Nalogi. Pravo. Severo-Zapad" №6 (dekabr') 2008. Putevoditel' Soft dlya Bukhgaltera [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://sb-vnedr.ru/about/publication/1918/ (data obrascheniya: 22.04.2018) 

14. PARUS-Byudzhet 8 (Bukhgalterskij uchet). Opisanie // Avtomatizirovannye sistemy i byudzhetnyj konsalting («ASBK») [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.asbc.ru/catalog/parus-byudzhet-bu-834938950/ (data obrascheniya: 15.04.2018)

15. Tikhonov Yu.V. 11 pravil vybora bukhgalterskoj programmy (data obnovleniya 16.02.2018) [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.ib.ru/wiki/8008 (data obrascheniya: 20.04.2018)

16. Tikhonov Yu.V., Buresh V.V. Ehffektivnoe primenenie programmy Info-Bukhgalter. Rukovodstvo pol'zovatelya. M., Info-bukhgalter. 2011. 320 c.