MULTIOBJECTIVE OPTIMIZATION OF TAXATION
Table of contents
Share
Metrics
MULTIOBJECTIVE OPTIMIZATION OF TAXATION
Annotation
PII
S111111110000058-6-1
DOI
10.33276/S0000058-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Sergei Graborov 
Occupation: Senior researcher
Affiliation: CEMI RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract
A problem of public choice under the majority rule in relation to the budgetary and taxation area is considered in the proceedings. In the works of the predecessors the studies of public choice were limited by searching of conditions of the majority optimal decision’s existence or by the development of procedure of calculation of the decisions in the simplest cases of hard restrictions applied for the structure of functions of preferences of the participants or hard restrictions on the rules of choice. A description of the simplest task of vector optimization of income taxation that can’t be solved using the methods provided by the predecessors is presented. To solve such tasks some additional coalition forming conditions are proposed to be implemented that enable to ensure receiving a single optimal decision for the majority of people. The use of such approach enables to find the best budgetary and taxation decisions for the majority of people in the multidimensional case (of the most nonlinear taxes) that were unavailable earlier for the budgetary and tax theory.
Keywords
public choice, multi-objective optimization of taxation, majority rule
Received
06.09.2018
Date of publication
20.11.2018
Number of characters
8519
Number of purchasers
3
Views
500
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Введение
2 Рассматривается проблема общественного выбора по правилу большинства применительно к бюджетно-налоговой сфере. Далее будут кратко представлены результаты проведенных исследований и сформулированы основные направления предстоящей работы.
3 Проблемы общественного выбора возникают из-за объективной и (или) субъективной противоречивости экономических, политических и других интересов граждан. Математически это выражается в несовпадении индивидуальных оптимальных решений по тем или иным вопросам.
4 В работах предшественников исследования общественного выбора ограничивались (см., например, (Захаров, 2009; Persson, Tabellini, 2000): -либо поиском условий существования мажоритарно оптимального решения; -либо разработкой процедуры расчета таких решений в простейших случаях жестких ограничений на структуру функций предпочтений участников или на правила выбора.
5 В результате современная теория общественного выбора не может справиться даже с предельно простыми задачами мажоритарной оптимизации налогообложения граждан.
6 1. Иллюстративная модель
7 В качестве примера такой задачи рассмотрим следующую модель. Пусть общество разделено на три равные по численности группы (бедных, средних и богатых) с известными совокупными доходами. Искомые налоговые ставки, дифференцируемые по указанным группам, не должны превышать предельно допустимой ставки налога на доход. Подоходные налоговые платежи должны покрывать фиксированные госрасходы. Критерий оптимальности каждой группы граждан – минимизация своих налоговых платежей.
8 Решение задачи заключается в нахождении налоговых ставок, наиболее предпочтительных для большинства. Если исключить случай допустимости налогообложения только одной группы, то нетрудно показать, что решения для каждой группы будут различны. Следовательно, имеет место противоречивость групповых налоговых предпочтений и, таким образом, мажоритарно оптимального решения не существует.
9 Для преодоления указанной противоречивости в рамках представленной модели необходимо введение в неё дополнительных коалицеобразующих условий, позволяющих обеспечить получение единого оптимального решения для участников каких-либо двух групп, то есть для большинства граждан. Таким простейшим условием в данной модели является требование равенства налоговых ставок для групп, образующих мажоритарное объединение (коалицию). При его введении в модель мажоритарно оптимальным решением является минимально возможная (одинаковая) налоговая ставка для «бедной» и «средней» группы и максимально допустимая ставка для «богатой» группы.
10 Использование такого подхода позволяет находить наилучшие для большинства бюджетно-налоговые решения в многомерном случае ( многих нелинейных налогов), ранее недоступном для бюджетно-налоговой теории.
11 2. Предмет и результаты исследований
12 В прошедшие годы предметом исследований, проведенных автором, были, в основном, теоретические модели, процедуры и методы совместной оптимизации по правилу большинства налогов, трансфертов, зарплат бюджетников и цен на продукцию естественных монополий (Граборов, 2013; Граборов, 2015; Граборов, Пителин, 2017).
13 Оптимизация проводилась в рамках теоретической модели экономики, включающей элементы, отсутствующие у предшественников: -производственный сектор, представленный предприятиями; -дифференцированную социальную структуру (работники, акционеры и др.); -индивидуальные целевые функции избирателей; -оптимизируемые трансфертные госрасходы; -нелинейное налогообложение доходов, имущества и линейное налогообложение потребления физических и юридических лиц.
14 В этой модели граждане максимизировали свои посленалоговые доходы.
15 Таким образом, моделировалась многопродуктовая экономика, в которой субъектами принятия решений являлись физические и юридические лица, а также государство. Математически модель представляла собой задачу векторной оптимизации ( Зак, 2011).
16 Решения государственного уровня касались сбора налогов и обеспечения сбалансированности бюджетных доходов и расходов, зависящих от искомых цен, зарплат бюджетников, а также выплат пособий по безработице и других трансфертов.
17 Особенность описания государства как экономического субъекта в теории общественного выбора заключается в том, что оно не имеет своего специального критерия оптимальности. В качестве оптимального при выборе по правилу большинства принимается решение, которое предпочтет большинство граждан, руководствующихся своими индивидуальными критериями.
18 Математическая запись теоретической модели экономики включала: -набор индивидуальных критериев оптимальности граждан; -продуктовые, финансовые и другие ограничения.
19 Оптимизация налогов, трансфертов, цен и зарплат по правилу большинства обеспечивалась включением в модель дополнительных коалицеобразующих условий. Эти условия упрощали и унифицировали описание налогообложения наемных работников и получателей трансфертов за счет введения единой ставки налога на зарплату и вмененный доход от домашнего имущества, а также единой ставки налога на потребление продуктов, приобретаемых указанными гражданами.
20 Данные условия позволили преобразовать индивидуальные целевые функции этих граждан в единую целевую функцию. В результате все участники группы большинства получали идентичные оптимальные решения.
21 Таким образом, был разработан конструктивный (теоретический) способ нахождения наилучших для большинства граждан налогов, трансфертов, зарплат бюджетников и цен на продукцию естественных монополий.
22 Для теоретической модели экономики с единым мажоритарным критерием был построен приближенный декомпозиционный метод решения.
23 3. Предстоящие исследования
24 В дальнейших исследованиях при анализе проблемы оценки макроэкономической эффективности бюджетно-налоговых решений рассматривались возможности учета, помимо мажоритарного критерия, и других целевых макроэкономических показателей. Так возникла задача нахождения приемлемой формы совместимости этого критерия с требованием максимизации темпов экономического роста.
25 Основная идея решения поставленной задачи заключается в разделении налоговых переменных на две группы с последующими раздельными расчётами налогообложения граждан и предприятий. Налоги на физических лиц оптимизируются по мажоритарному критерию, а налогообложение предприятий оптимизируется по критерию максимизации валового внутреннего продукта. Расчёты указанных налоговых показателей должны проводиться при задаваемых размерах суммарных налоговых платежей. Для уточнения значений этих платежей предусматривается построение соответствующего алгоритма.
26 В результате реализации сформулированной идеи будет предложено конструктивное решение проблемы формирования системы налогообложения, которая, во-первых, обеспечивает эффективное развитие производства, и во-вторых, соответствует экономическим интересам большинства граждан.
27 Расчетная оптимизационная модель мажоритарного налогообложения граждан предусматривает: -включение в модель ранее не рассматривавшихся нами налогов: на дивиденды и добавленную стоимость, а также транспортного и земельного налогов. -реализацию прогрессивного налогообложения с необлагаемым минимумом налоговой базы.
28 В расчетной межотраслевой модели оптимизации налогообложения производства будут учтены: -конкретные виды налогов (на добавленную стоимость, прибыль, имущество, фонд оплаты труда, добычу полезных ископаемых); -разделение производственных мощностей на действующие, выбывающие и вновь вводимые в расчетном периоде.
29 В качестве критерия оптимальности принимается максимизация валового внутреннего продукта при бюджетном ограничении на расходы государства.
30 Таковы вкратце основные направления дальнейшей работы.

References

1. Graborov S.V. (2013). Protsedury obschestvennogo vybora linejnoj byudzhetno-nalogovoj struktury // Ehkonomika i mat. metody. T. 49.  № 2.s.71-86.

2. Graborov S.V. (2015). Mazhoritarnaya optimizatsiya nalogov, transfertov, tsen i zarabotnykh plat // Ehkonomika i mat. metody. T. 51. № 1.s.80-96.

3. Graborov S.V., Pitelin A.K. (2017). Mazhoritarnaya optimal'nost' pryamogo i kosvennogo nalogooblozheniya grazhdan // Ehkonomika i mat. metody. T. 53. № 2.s.24-39.

4. Zak Yu.A. (2011). Prinyatie mnogokriterial'nykh reshenij. M.: Ehkonomika.236s.

5. Zakharov A.V. (2009). Modeli politicheskoj konkurentsii: obzor literatury // Ehkonomika i mat. metody. T. 45. № 1.s.110-128.

6. Persson T., Tabellini G. (2000). Political Economics: Explaining Economic Policy. London: The MIT Press.514p.